(р. 13 июня 1924, Казань) Окончила филфак МГУ им. М. В. Ломоносова (1950). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 г. защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969 г. создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 г. перешла на факультет психологии МГУ, где в 1972 г. организовала и возглавила кафедру социальной психологии и являлась её заведующей до 1989 г. В 1989 г. - профессор кафедры. В настоящее время читает на факультете психологии МГУ курс лекций «Социальная психология» и спецкурсы «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания» и «Методологические проблемы социально-психологического исследования»[2]. Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии. Председатель диссертационных советов на факультете психологии и член диссертационного совета Института социологии РАН; член редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», «Вопросы психологии», «Общественные науки за рубежом (Серия «Философия и социология»)»; член научного совета «Психология ядерного века» (Бостонский университет, США) (с 1972) и т.д. Опубликовано более 200 научных работ (включая 12 монографий) и учебников.
Марксизм был официальной идеологией социалистического государства. Этот прямой диктат имел драматические последствия для многих научных дисциплин в истории нашего общества. Именно эта сторона взаимоотношений науки и идеологии должна быть тщательно осмыслена. "Социальный контекст" социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с обществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание социальной детерминированности социально- психологических феноменов не должно означать апологетики существующего политического режима.
Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Учебник, представляющий элементарный курс, не может и не должен анализировать эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы при систематическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за ними, на "заднем плане".
Окончание. Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Раздел V. Практические приложения социальной психологии. Главы 15-20