Автор: Голубицкий С.
Дух Воина Категория: Образование: люди и технологии
Просмотров: 577

29.01.2014 Сегодня наш разговор о феномене MOOC, с которым консенсус мнений связывает представление о будущем образовании. Massive Open Online Course (MOOC), массовые курсы открытого онлайн-обучения — это новомодное направление в дистанционном образовании, претендующее на оптимальное сочетание современных дидактических методик с иллюзией тотального образования масс, поразившей мозг западной цивилизации (при том, что аналогичная иллюзия отравила в свое время на десятилетия вперед рынок труда в Советском Союзе — каждому колхознику по университетскому диплому!).

 

Термин MOOC придумали в 2008 году Дэвид Кормиер из канадского Университета острова принца Эдуарда (University of Prince Edward Island) и Брайен Александер из Национального института технологий в либеральном образовании (National Institute for Technology in Liberal Education). Экзотика ВУЗов, в недрах которых зародилась шальная мысль MOOC — это не случайность, а, на мой взгляд, закономерность, поскольку сама концепция массовых курсов открытого онлайн-обучения страдает маргинальной зависимостью как раз от либерально-провинциальных иллюзий. А именно: образование будущего должно быть а) массовым, б) демократичным.

С массовостью все понятно, а под демократичностью понимаются две вещи: во-первых, образование должно быть доступно любому желающему, то есть — в идеале бесплатным, во-вторых, оно должно быть элитарным, в противном случае рушится вся конструкция: если студенту Принстона доступны знания, которые недоступны выпускнику MOOC, значит образовательный процесс организован неправильно (это не я так думаю, а идеологи MOOC).

Из этих красивых иллюзий, как я уже сказал, в 2008 году родилось массовое движение, которое охватило, по крайней мере в Соединенных Штатах Америки, лучшие ВУЗы страны. Со стороны это выглядит трудовым почином или шефством, которое взяли элитарные школы над неграмотными толпами, которые — гипотетически! — должны быть охвачены жаждой полноценного образования.

Сегодня в США три масштабных MOOC (на самом деле их на порядок больше, но эти самые массовые и популярные): edX, учрежденный ни много ни мало Гарвардским Университетом и Массачусетским институтом технологий, Udacity, структура, возникшая на базе программы по информатике Стэнфордского университета, и Coursera, детище Стэнфордских профессоров Эндрю Нг (по другой версии — Ын, но по-любому китаец) и Дафной Келлер.

Есть MOOC и в других частях света: Iversity в Германии (82 тысячи студентов, крупнейший в Европе), Open Univercity в Великобритании, Crypt4you в Испании, OpenupEd — детище образовательных структур Евросоюза, EduKart в Индии и т.д.

Американцы начали первыми, поэтому размах их MOOC вне конкуренции: 1,6 миллионов слушателей (вернее, пользователей) в edX, столько же — в Udacity, и целых 6,3 миллиона — в Coursera.

Учебные программы поражают разнообразием и величием преподавательского состава. Скажем, на примере Coursera: более 500 курсов (!), представленных классическими текстовыми материалами (учебные пособия, проверочные задания, ключи к упражнениям и т.п.), аудиолекциями и видеоматериалами. Академическую поддержку Coursera оказывают 33 крупнейших североамериканских университета (в том числе и элитные Принстон, Стэнфорд, Джонс Хопкинс, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет и Пенсильванский университет). Под академической поддержкой понимается не просто предоставление университетами своих учебных материалов и дидактических наработок, но и прямое участие преподавательского корпуса в учебном процессе.

Откуда берутся преподаватели в учебных программах MOOC? Ведь образование в них массовое, а значит, бесплатное: неужто профессура трудится бесплатно? На голом, так сказать, энтузиазме? Ситуация разруливается просто: учебные программы современных MOOC делятся на две категории: практически все они предоставляют бесплатный допуск в большей части своих курсов, однако «студенты» получают вместо полноценного образовательного процесса «ознакомление» с учебными материалами: полистать учебники, послушать аудиозаписи лекций.

Интерактивность (то есть работа с преподавателем) предполагает уже подписную основу (обычно, ежемесячная — правда весьма демократичная — оплата). За деньги «студент» MOOC получает не только возможность работать один на один со своим тьютором, который и контрольное задание проверит, и на возникшие в процессе изучения вопросы ответит, но и, в случае успешного прохождения выпускных «экзаменов», станет обладателем полноценного сертификата об окончании курса и получении соответствующих знаний в определенной области.

Как видите, все у MOOC как у взрослых (то есть — в стационарных ВУЗах), однако в несопоставимо более массовых пропорциях: ну кто еще на планете кроме Coursera может похвастаться 6 миллионами курсантов?! Что же тогда с MOOC не так? К чему я вообще завел этот разговор?

А вот к чему. На днях была опубликована очень ценная и показательная статистика eDX, рельефно демонстрирующая реальные достоинства и недостатки массовых курсы открытого онлайн-обучения. Итак:

— Из 841687 человек, зарегистрировавшихся на курсах в первый год обучения, 469702 просмотрели менее половины материалов выбранного ими курса;
— 35937 просмотрели больше половины;
— 43196 изучили материалы в достаточной степени, чтобы получить сертификат об окончании;
— Оставшиеся 292852 человека вообще ни разу не просматривали содержание учебных материалов по курсу, который они выбрали.

Ушат холодной воды на голову, не правда ли? Особенно для любителей народного образования. О чем говорят эти данные? Да в общем-то ничего нового мы не узнали: между желанием учиться и способностью учиться пролегает гигантская пропасть! И дело тут не в доступности образования (вот же оно — лежит в MOOC на тарелочке с голубой каемочкой, совершенно бесплатное!) и даже не в мотивациях (человек, приходящий в MOOC, прекрасно отдает себе отчет для чего ему нужны те или иные курсы: в большинстве случаев речь идет о желании изменить профессию, найти себе работу более приятную и более оплачиваемую, чем мытье посуды или разноска пиццы).

Проблема как существовала в классической системе образования, так и продолжает существовать в новомодных проектах вроде MOOC: во-первых, это природные способности к образованию, коими, наделены, дай-то бог, 20% населения земли, во-вторых, это реально действующие меры принуждения к образованию. Если с первым фактором дискриминации между MOOC и классическим учебным заведением (тем, который в риаллайфе) не возникает, то со вторым ситуация у MOOC аховая. В том смысле, что никакой системы принуждения к учебы на массовых курсах открытого онлайн-обучения не существует и существовать не может в принципе: кто вас заставит зубрить новую тему и выполнять проверочные задания, если вы сидите не в аудитории, а в за тридевять земель перед монитором компьютера?

Правильно, никто не заставит. Поэтому больше трети «студентов», записанных на курсы MOOC, вообще не открывают ни одной страницы учебника, а половина «студентов» уходят уже через неделю занятий. А иначе и быть не может: нет «зачетки», нет журнала посещаемости, нет страха об отчислении и нет — очень действенный механизм! — страха за то, что серьезные деньги (родителей или кредита, взятого специально под нужды образования) окажутся потраченными впустую.

Теперь самый главный вопрос: MOOC — это зло или благо? Если кому-то пришел в голову этот вопрос, после прочтения моего поста, то человек ничего не понял. MOOC — безусловное благо! Уникальное, полезное, возвышенное начинание! У меня и в мыслях не было его критиковать, тем более — призывать к бойкоту массовых курсов открытого онлайн-обучения.

Единственная мысль, какую хотел донести до читателей, так это то, что претензии MOOC на «образование будущего» наивны и безосновательны. Не потому что чего-то там не хватает в учебных программах онлайн-курсов, а потому что эти курсы ОНЛАЙН! И этим все сказано: в режиме дистанционного обучения нет, как я уже сказал, действенного инструмента принуждения к учебе.

Без такого инструмента качество образования, полученного в MOOC, всегда было и будет третьесортным по сравнению с классическими ВУЗами. Знание как хобби или простенькое ремесло — это пожалуйста! Знание как фундамент для производительного труда и серьезной специальности — в другом месте!

computerra.ru

___________________________________

Много ли людей в 17 лет точно знает чего им нужно от образования?
        В основном идут куда возьмут или куда модно/престижно.
        Ничто так не мотивирует, как конечная цель.
        Обучение без цели подобно сидению на пассажирском месте. Причем в полуспящем состоянии. Причем по приезду запросто может выясниться, что климат в этом месте слишком сухой, солнце не так светит, ветер не оттуда дует.
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›
            Аватар
            jno zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz • 10 months ago

            а цель-то какая?
            "получить кучу бабла и ничего не делать"?
            "откосить от армии, получить диплом и ничего не делать"?
            "стать начальником и ничего не делать"?
            •
            Ответить
            •
            Поделиться ›
                Аватар
                zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz jno • 10 months ago

                "а цель-то какая?" - высокая. По-крайней мере, сильно выше, чем куча бабла. Мелко плаваете.
                Без высоких целей общество обречено на ... низкое положение во всех смыслах этого слова.
                •
                Ответить
                •
                Поделиться ›
                    Аватар
                    jno zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz • 10 months ago

                    но слышу я, в основном, об "успешности"...
                    т.е. о бабле.

                    даже относительно мелкие цели, вроде просто "интересной работы" уже почти не встречаются. впрочем, я как-то отдалился от нужной соцгруппы. буду надеяться, что у меня просто сведения устарели :)
                    •
                    Ответить
                    •
                    Поделиться ›
                     
        Аватар
        Argentum jno • 10 months ago

        Мотивировать людей должен не возможный страх отчисления, а перспективы, т.е. возможное улучшение своего профессионального веса на рынке труда, после окончания обучения.
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›
            Аватар
            jno Argentum • 10 months ago

            чё-то всех на односторонние решения тянет...
            •
            Ответить
            •
            Поделиться ›
    Аватар
    Дмитро Ігорович zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz • 10 months ago

    Относительно статистики, я бы, сделал другой вывод:
    Вы получили образовании в МООС, вы мне нужны! Таких упертых, организованных и целеустремленных людей еще поискать надо, а тут отбор да еще какой.

    Я бы задал вопрос: "Что вы хотите получить от нашей компании?" и получив ответ пригрузил бы такого спеца работой на 120% и был бы уверен, что он самостоятельно (без пинков) все реализует!!!!
    А так, сейчас, картина: пришел студент и ты ему ставишь руководителя, который контролирует не только своевременный приход на работу, а еще и выполнение поставленных задач этого "дипломированного специалиста".

    Еще, мне кажется, что заканчивают МООС не студенты в 17-18 лет, а намного старше люди с определившимися целями.
    Вот бы на статистику в разрезе возраста посмотреть ......
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›

Аватар
Alexey Meshkov • a year ago

За последние 1,5 года я подписывался где-то на полтора десятка курсов на Coursera. Из них я закончил 5. От остальных отказывался по разным причинам. В основном из-за того, что материал оказывался мне не интересен или слишком прост. В нескольких случаях я просто не мог тратить достаточное количество времени, чтобы просмотреть лекции и выполнить все задания.

В целом хочу сказать, что разделяю веру в то, что MOOC является безусловным благом, но не в состоянии заменить классическую систему образования. Зато это прекрасный инструмент для самообразования.

13

Ответить

Поделиться ›

Аватар
Olga Reznikova • a year ago

А для меня проект Coursera стал если не путёвкой в жизнь, то уж точно инструментом качественного роста в этой самой жизни. Да и количественного тоже, если говорить о зарплате. Была "быдлокодером" тем ещё, и в своём быдлокодерстве достигла закономерного (и не очень высокого) потолка. После усердного изучения курсов по "матчасти" Computer Science всё же смогла пройти собеседование в куда более серьёзное место, куда берут не всех, и где приходится заниматься не "формоклепательством" (которому учат на большей части наших "околокомпьютерных" специальностей), а достаточно интересными вещами. Такая вот моя Success Story. И по сей день проект этот нежно люблю, и смотрю на нём уже не только околокомпьютерное, а вообще всякое. Ибо интересно же!

Не принуждение нужно людям. А, как уже сказали выше, мотивация. Понимание того, ЗАЧЕМ это им. И, кстати, многие онлайн-курсы именно с этого и начинаются - с course motivation, чтобы заинтересовать людей дослушать до конца, дать им понять, какие задачи они смогут решать после этого. А что людям просто ничего не надо, им достаточно быть "большой лягушкой в своём болоте" - так это не проблема онлайн-курсов.

6

Ответить

Поделиться ›

    Аватар
    Andrey Kharitonkin Olga Reznikova • a year ago

    Интересная success story! А какие именно курсы оказались полезны и что за серьезное место, если не секрет? Пытаюсь определить для себя уровень "быдлокодерства". Я, конечно, могу примерно примерно себе представить, и "формоклепательство" намекает. Но как программиста который по образованию химик меня очень уж распирает любопытство и радость за вас :)
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›
        Аватар
        Olga Reznikova Andrey Kharitonkin • a year ago

        Место - разработка рекламных API в компании, связанной с мобильным ПО. А до того была я классическим представителем типажа "тупой пхпшник", увы - который знает что-то там про ООП-паттерны, умеет "клепать формочки" и коннектить одни API к другим, но в остальной матчасти сильно "плавает". И онлайн-курсы неплохо это исправляют.

        Курсы, которые больше всего пригодились на собеседованиях - это обе части Design And Analysis Of Algorithms от Стэнфордского Университета, Functional Programming Principles in Scala от EPFL, а также Programming Languages от University Of Washington. Были и другие, конечно (применимо к моей конкретной предметной области, помог ещё Software Engineering For SaaS, ныне переехавший на edX, например) - но те три, что я указала выше, были самыми полезными. Крайне рекомендую!
        2
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›

Аватар
Прохожий • a year ago

Хотя автор и сказал про процентное соотношение могущих и просто хотящих учиться, на всякий случай, замечу. Есть такой фильм "Умница Уилл Хантинг". Там герой учился самостоятельно в публичных библиотеках. И при этом оказался на голову выше своих коллег, учившихся в ВУЗах. Хотя, надо признать, случай неординарный.

Что касается принуждения. Если у человека есть свой внутренний стимул, он учиться будет. А если учиться из-под палки, ничего путного не выйдет. Вспоминаю своё прошлое. 80 процентов моих сокурсников после окончания ВУЗа (дневное очное обучение) вообще не умели ничего делать.

6

Ответить

Поделиться ›

    Аватар
    Крицкий Юрий Прохожий • 10 months ago

    Ага. Ещё есть роман Ирвина Шоу "Молодые львы", где герой самостоятельно выучился на инженера-кораблестроителя :)
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›

Аватар
Guest • a year ago

<<природные способности к образованию, коими, наделены дай-то бог 20 % населения земли>>

Да вот Россию хоть взять: сколько дипломированных людей и сколько именно образованных? - с "высшим" чуть ли не все! И сколько патентов в России, сколько резензий в научных журналах, цитируемость...К нам (работаю где) приходит молодёжь с дипломами а в головах - пусто! И это в универах, часто заочники...Как Задорнов говорит: девственные мозги! Хотя ребята отличные! Детей мы умеем делать!
99% к высшему образованию - не способны! Уверен столько и не нужно.
Конечно МООС - благо! Зло же в людях! - ленность, желания праздной жизни а не труда... И потом, в современном мире людей с образованием много не нужно - есть потребители (конечно желающие не мыть посуду) и их много требуется. Производит то - меньшинство, а потребляет сколько? - легион имя им...

5

Ответить

Поделиться ›

    Аватар
    Олег Guest • a year ago

    Не согласен, знаниям и навыками в объёме предусмотренном высшим образованием,
    можно научить практически любого психически здорового человека. Это лишь вопрос времени и подхода. Более того извлекать интергал можно при желании научить и первоклассника.
    Просто большинству людей учёба скучна и отвратительна.
    11
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›
        Аватар
        Guest Олег • a year ago

        <Просто большинству людей учёба скучна и отвратительна>

        Да, и такое имеет место быть...
        И кстати, бывали случаи психически НЕздоровые считали лучше многих "здоровых"...
        1
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›
        Аватар
        Светлана Панюкова Олег • 10 months ago

        Очень распространенная ошибка связана с тем, что хорошо учиться в вузе (осваивать программы на высоком уровне) готовы все подрят выпускники школы. Это ошибочное мнение. Не каждый осилит высшую математику, сопромат или философию. Врожденные умственные способности следует учитывать.
        Поэтому массовое образование сегодня, когда поступает в вузы большинство выпускников школ, не следует равнять с элитным высшим образованием 30 летней давности. Тогда учились только самые умные и способные.
        Поэтому сегодня на выходе из вуза мы наблюдаем совершенно другую картину. В условиях массового высшего образования невозможно всех выпускников вузов подготовить на самом высоком уровне. Дается база, а дальше - самообразование.
        Талантливых людей не уменьшилось, просто они затерялись в толпе с дипломами.
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›
            Аватар
            Олег Светлана Панюкова • 10 months ago

            Вот вот всё в деталях заключается. Учиться в вузах, действительно сможет далеко не каждый. Но научить всем навыкам и знаниям предусмотренным высшим образованием можно любого психически злрового человека. Я в этом уверен на 100 процентов. Конечно при условии что человек имеет более менее сносное среднее образование.
            Нет ничего убийственно сложного в высшей математике, это всего лишь, переписывание крючёчков в тетради по определённой закономерности. Было бы терпение. Далеко не уверен что даже в советское время хоть один человек из 10 получивших поплавок действительно понимал что такое высшая математика.
            Также и философия, ничего кроме объёма для запоминания она не содержит, все умные прозрения это только кажущийся эффект если вдуматься.
            1
            •
            Ответить
            •
            Поделиться ›
        Аватар
        IF Олег • a year ago

        >большинству людей учёба скучна и отвратительна.
        а может - и ладно? ну, скучна, отвратительна - и что? с чего бы только их развлекать? может, они сами как-то о себе позаботятся?
        •
        Ответить
        •
        Поделиться ›
            Аватар
            Олег IF • a year ago

            Смотря какая у нас цель, если цель создать небольшую элиту а остальные неграммотные, то да вы правы нет смысла идти на встречу широким массам. А если у нас цель создать мощную страну с огромным средним классом то тут уж извините никуда не денешься прийдётся позаботиться о гражданах своей страны и помочь им получить качественное массовое образование.
            2
            •
            Ответить
            •
            Поделиться ›
                Аватар
                IF Олег • a year ago

                ну, у меня пресонально ни той, ни другой цели, понятно, нет. но вот что прикалывает в любителях сильных стран - как не столкнешься с их риторикой, так почти непременно - построение сильной страны должно начаться с того, что им что-то дадут :).
                •
                Ответить
                •
                Поделиться ›
                    Аватар
                    Олег IF • a year ago

                    или не дадут?
                    •
                    Ответить
                    •
                    Поделиться ›
                        Аватар
                        IF Олег • a year ago

                        или не дадут. не суть - важно направление взгляда.
                        •
                        Ответить
                        •
                        Поделиться ›
                            Аватар
                            Олег IF • a year ago

                            Не у нас есть то что можно дать, а тем у кого есть можем только советовать.
                            •
                            Ответить
                            •
                            Поделиться ›

Аватар
Slider • a year ago

Вспоминая своё высшее образование и оценивая его с точки зрения полезности для дальнейшей работы, полезным на мой взгляд оказалось процентов 10 из всего того, что было дано мне в ВУЗе. Ну просто потрясающая эффективность (ирония вкл.) И это при том, что я работаю по специальности. А учитывая то, что более половины выпускников ВУЗ-ов не работают по специальности, мне просто жаль бездарно потраченные годы. Так что классическое образование - динозавр, которому давно уже пора "вымереть"...

6

Ответить

Поделиться ›

Аватар
G-92 NGIT • a year ago

Многие курсы в edX практически бесполезны.

К примеру - курс "Искусственный интеллект" был ниже всякой критики.
Квалификация многих преподавателей вызывает сомнения.
Имя не является критерием для знания.
Я узнал больше из специализированных форумах российских сайтов, чем из этих курсов.

С уважением

Г.Т.Герасимов

P.S. Извините за правописанием, но для меня трудно, правильно выражать свои мысли на русском языке.

3

Ответить

Поделиться ›

Аватар
Ludwig Eder • a year ago

Зачем нужно высшее образование ? Такое как у нас осталось.
Большая часть для хорошо оплачиваемой работы. Отсидел в вышке 5/6 лет - получи корочку. Показал корочку - получи зарплату побольше.

Хотите чтобы больше училось онлайн ? Примите закон, признающий диплом от онлайн университета. Дал онлайн-университет откат нужным людям - признали.
Как с Егэ. Схему "монетизации" перенесли на более крупный уровень, с территорий в министерство.

2

Ответить

Поделиться ›

    Аватар
    Инженер Ludwig Eder • 10 months ago

    Кабы все упиралось в деньги... На рекрутинговых сайтах вакансии станочников, сварщиков, водителей обещают зарплату выше, чем у инженеров массовых специальностей. Выше только у программистов 1С, главных инженеров, ГИП.
    2
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›

Аватар
Yuriy Hlopko • a year ago

немного не согласен с автором, методы онлайн обучения будут совершенствоваться, а без самодисциплины вообще ничего не возможно в жизни добиться,

Ведь поменялась сама образовательная парадигма : сегодня учиться нужно постоянно до гробовой доски :) и доступ к нужной информации получать быстро, не тратя времени на поездки и годы жизни на университетское образование.

Скорее даже онлайн курсы должны быть дополнением к классическому образованию :)

2

Ответить

Поделиться ›

Аватар
IF • a year ago

MOOC в образовании напоминает вики в энциклопедиях - отличный стартовый вариант. единственно - нужно уже уметь учиться (или, в случае вики, пользоваться энциклопедиями и справочниками). не зря же 80% на курсере - уже с образованием (колледж)
а невысокий процент заканчивающий курс с массой факторов связан - простота подписки позволяет зарегистрироваться сразу на несколько курсов, потом оставив, то что "включило". еще - нет привычки к подобному формату. с налета он кажется аналогом iTunesU курсов, которые можно слушать на ходу, а оказывается совсем другим - сюрприз, но учить нужно. избирательность опять же - закончить курс ради него самого может и не быть очень интересно, а какой-то кусок его интересует. как-то так.

2

Ответить

Поделиться ›

        -
    Аватар
    Artem Artemenko IF • a year ago

    И как Вики гробит обычные энциклопедии так и МООС угробит образование. Гарварды конечно останутся, но как элитные клубы...
    1
    •
    Ответить
    •
    Поделиться ›
        Аватар
        IF Artem Artemenko • a year ago

        гробит не формат лекций, и не механизм пополнения/редактирования статей. гробит соблазн простоты, соблазн остановиться. и кроме фундаментального образования как-то не видно, чем можно эти соблазны преодолеть.