Автор: Авагян В.
Экономика Категория: Авагян Вазген Липаритович
Просмотров: 3847

15.08.2014 Против шаманизма!

 

В пространстве экономики есть собственно экономика – КАК НАУЧНОЕ И ИСКРЕНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ экономических процессов, ЕСТЬ МОШЕННИЧЕСТВО (исследование научное, но неискреннее) И ЕСТЬ ПЛЕБЕЙСКИЕ ЕРЕСИ (исследование искреннее, но ненаучное). Очень важно отделить СОБСТВЕННО НАУКУ – как логическое построение без двойного дна, без корыстных фокусов – от фокуснической МАГИИ и от плебейской простоты (что хуже воровства).

О том, что в ряды экономистов затесались маги-фокусники, иллюзионисты, околпачивающие почтеннейшую публику ради собственного гешефта – говорил с тревогой ещё Аристотель Стагирит.

Хрематистика – это термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Можно назвать хрематистику и магией: ложь, иллюзион, корыстные цели – и в итоге обогащение одних за счет других.

Аристотель противопоставлял хрематистике научную экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека.

При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства.

Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Маг же, иллюзионист, рассматривает только ту ситуацию, в которой его личная (или его группы с её групповым эгоизмом) прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности.

Обогащение частных лиц, узкого круга, здесь и сейчас – вот цель теорий и построений хрематистов, когда деньги теряют своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. И мы тоже…

Вот что писал сам Аристотель: «так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый».

Слова, согласитесь, убийственно современные – как из вчерашней коммунистической газеты. Но этой «левой газетке» 2400 лет в обед!

Интересно отметить, что поскольку современный Запад попал в руки эгоистичных магов-иллюзионистов (и их корпорации – масонерии) – в экономической науке современного Запада ВООБЩЕ НЕ ВЫДЕЛЯЮТ хрематистику в отдельную науку, а рассматривают ЕЁ ТЕМЫ В категориях «капитал», «прибыль», «рента» в рамках общей экономической теории! Ничего себе оборот!

Марксизм имел несколько более уважения к наследию отца экономики Аристотеля. Термин «хрематистика» употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса. Маркс ведь не думал, что создает какой-то особый «марксизм». Маркс полагал, что пишет учебник по ОБЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ, что создает не направление в политэкономии, а собственно научную (и потому единую) политэкономию.

Поэтому Маркс и назвал своих оппонентов «хрематистами» - мол, они только притворяются экономистами, а сами жулики и карманники. И в этом с Марксом трудно не согласится.

Вопрос в другом – в диалектике отношений марксизма как нарождавшейся науки-экономики и плебейских экономических ересей, которые марксизм частично опроверг, частично инкорпорировал в себя, а отчасти и просто не заметил. 

Этим Маркс произвел большое замусоривание экономической науки, произвел в пику «лживому мракобесию справа» лживое мракобесие слева.

Научная ценность работ Маркса – именно в разоблачении хрематистов и их трудов, их идеологий с двойным дном (когда предлагается парадигма вроде бы для всех, а работает только на группу жуликов, разоряя остальных). Но опасность работ Маркса – в глубоком проникновении плебейских ересей, хилиастических сект в его методологию изложения.

Для того, чтобы мой читатель (не все из них профессиональные экономисты – в последнее время я сильно «опопсел») понял суть – поясню на пальцах простым примером.

Допустим, есть сладкий пирог. Поделить его, согласно заслугам участников выпекания и милосердия к остальным – это наука по имени Экономика.

Забрать его целиком одному из участников процесса выпечки, оставив других «с носом» - это хрематистика, или более современно – «рыночный либеральный монетаризм».

А потребовать, чтобы вместо одного имеющегося пирога разделили десять несуществующих, воображаемых пирогов – это плебейская ересь (того или иного вида) – которая тоже выдает себя за экономическое учение.

Так вот, марксизм, в значительной степени плебейская ересь, так же как рыночный либерализм – хрематистика, магия надувательства хитрецами простаков. Научная Экономика лежит аккурат между ними (так уж исторически получилось).

+++

Научная экономика – которая, что очень важно – ЕДИНА (есть только одна версия, которая научна, остальные – ненаучны) – предполагает прежде всего соответствие средств декларируемым целям (этим отсекаются варианты хрематистов) и соответствие целей возможностям (этим отсекаются плебейские ереси). Именно такая экономика и преподносится со страниц газеты «Экономика и мы». 
Следите за публикациями…

 

Автор: Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ