Автор: spydell
Экономика Категория: Рябов Павел (spydell)
Просмотров: 1060

07.12.2022  Сырьевое проклятие

 

Все, что не убивает – делает нас сильнее. Так обстоятельства сложились, что у России наибольшая проверка на прочность всех систем за 75 лет.

Если в этих экстремальных обстоятельствах Россия не сможет переориентировать экономику с сырьевой экспортоориентированной модели на технологические «рельсы», то здесь уже ничего не поможет.

На самом деле кризис 2022 показывает стратегическую ущербность ориентации на экспорт сырья. У нас был относительно диверсифицированный рынок, где Европа и прочие недружественные страны занимали в совокупности около 75% в структуре экспорта сырья (в денежном выражении), Азия – 22-23% и прочие регионы около 2%.

В 2022 баланс резко смещается в Азию. Но нет ничего хорошего в том, что если раньше поставляли в Европу и Азию по рыночным ценам, то теперь по сути один-два крупных клиента (Китай плюс Индия) с безусловным дисконтом в 25-50% от рыночных цен, где нефть продается с дисконтом 25-35%, металлы и уголь (в регионы, за исключением недружественных стран) с дисконтом 30-40%, а газ вообще практически бесплатно, учитывая рыночные цены в Европе. 

Дисконт логичен, т.к. Китай и Индия становятся безальтернативными клиентами и могут едва ли не ультимативно продвигать свои условия контрактов, мотивируя это, как объективными факторами (рост стоимости логистики, юридического и финансового сопровождения), так и субъективными факторами (санкционные риски из-за вторичных санкций, плюс условия монополиста среди клиентов).

Это ставит Россию в невыгодное положение. Переориентировать экспорт сложно, дорого и долго. Рентабельности нет, тупо торговать себе в убыток (металлы это проявляют особенно ярко с июня и скоро уже нефть)

Инфраструктура последние 60 лет выстраивалась под Европу, чтобы развернуть ее на Восток требуются колоссальные инвестиции на протяжении многих лет. 

Транспортное плечо увеличивается через ЖД и морской транспорт – тот объем, который сейчас сбрасывается в Азию раньше можно было прогнать в Европу 3-4 раза. Соответственно, требуется увеличение танкеров, сухогрузов и грузовых вагонов в несколько раз, увеличивая пропускную способность транспортной инфраструктуры. 

Это хорошо для развития металлургии и машиностроения, судостроения,  при условии, что это будет производиться в России, а если скрыто купят списанные танкеры, то какой в этом смысл для экономики?

Давайте купим 100 списанных танкеров и начнем гнать нефть по 45 долларов? Такой себе проект развития.

Да, удастся немного баррелей перебросить в Азию с большими скидками на грани рентабельности, но это не тот путь, который заслуживает Россия (метаться из стороны в сторону и практически бесплатно лить сырье во все стороны).

Глупо надеяться на то, сможет ли Европа переориентировать нефтегазовые потоки или нет? Замерзнет или нет? Это все конъюнктурщина. Вероятно, Европа не замерзнет в 2023 (обоснование было дано ранее) и сможет переориентировать сырьевые потоки через несколько лет, балансируя собственным спросом. 

Также надо понимать, что те уникальные условия в марте-мае 2022, когда в условиях дезорганизации сырьевых рынков в условиях неопределенности, цены резко выросли – вот это краткосрочный момент, артефакт системы. Цены нормализуются к историческим средним так, как будто бы фактора России нет в среднесрочной перспективе. 

По сути, это происходит уже сейчас, когда цены на промышленные металлы в глубоком минус год к году и нефть туда же летит.

Надеяться на конъюнктуру, чудо и то, что Европа замерзнет – это тупиковый путь. 

То, что сейчас происходит – это уникальная возможность понять, что пора развивать и диверсифицировать экономику не на основе деклараций и лозунгов, а по факту так, чтобы, как говориться, в металле или пластике отлить новые технологии. Если не сейчас, то когда? Пора заканчивать с сырьевой рефлексией.  

 

https://spydell.livejournal.com/750246.html