Автор: Администратор
ROOT Категория: Иудаизм
Просмотров: 4616

06.07.2019 Хасиды как они есть и конкретно хасиды в России

  

В настоящее время сообщество хасидов играет достаточно активную роль в мире. Игнорировать или не учитывать этот факт просто недопустимо. Но понимать всю специфику и все тонкости взаимоотношений внутри еврейского сообщества как политическому руководству, так и отдельным экспертам в сфере политологии и социологии необходимо до мелочей.

 

Адмуры-хасиды в городе Бней-Брак (Тельавивский округ, Государство Израиль)

1. Хасидизм (от ивр. ‏חֲסִידוּת‏‎, хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально – «учение благочестия» – от слова «хасид» חסיד – «благочестивый») – религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой (польск. Rzeczpospolita) – федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Руского, Жемайтского и иных [земель], возникшей в результате Люблинской унии (польск. Unia lubelska) в 1569 году и упразднённой в 1795 году с разделом государства между Российской Империей, Королевством Пруссия и Королевством Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора – коронной землёй на востоке Габсбургской монархии (Габсбургской империи, Дунайской монархии или Австрийской монархии), располагавшейся преимущественно на территориях современных Республики Польша, Украины, Республики Белоруссия и Литовской Республики, а также частично на территории современных Российской Федерации, Латвийской Республики и Республике Молдова, – и прилегающих территорий.

Особенное значение хасидизм придаёт эмоциональному постижению Бога.

1.1. Очень важно отметить, что хасидизм (наряду с литваками (приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагди́ммитнагди́ммисна́геды (ивр. ‏מִתְנַגְדִים‏‎, в ашкеназском произношении миснагдим, буквально – «противящиеся», «возражающие», единственное число – митнагед)), натурей картоортодоксальным модернизмом и религиозным сионизмом) является лишь одним из течений ортодоксального иудаизма (от др.-греч. ὀρθοδοξία – букв. «правильное мнение»)  – общего названия нескольких течений в современном иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, являются в свою очередь продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

1.2. Сам же современный иудаизм помимо упомянутого ортодоксального иудаизма имеет и другие свои направления – консервативный иудаизм (включая масортим), реформистский (прогрессивныйиудаизм (включая Движение «Хаскала́»аскала́ (ивр. ‏השכלה‏‎, гаскала, – просвещение от сехель – здравый смысл, интеллект, еврейское просвещение), реконструктивистский иудаизм.

1.3. Кроме того, история иудаизма делится на следующие большие периоды развития:

1) «Библейский» иудаизм (X – VI века до н.э.);

2) иудаизм Второго храма (VI век до н.э. – II века н.э.), включая эллинистический иудаизм (после 323 года до н.э.);

3) талмудический иудаизм (также раввинистский иудаизм или раввинизм) (II – XVIII века);

4) современный иудаизм (с 1750 года по настоящее время).

1.4. К прочим течениям иудаизма можно отнести:

1) иудаизм в отдельных этноконфессиональных группах:

1.1) религия Бета Исраэль (неталмудический иудаизм эфиопских евреев);

1.2) караимизм (караизм, иудаизм караимского толка, др.-евр. יהדות קראית, Yahadut Qara’it) – религия караимов, неталмудический иудаизм;

2) новые течения:

2.1) гуманистический иудаизм;

2.2.) Бней Ноах (ивр. ‏בְּנֵי נוֹחַ‏‎ – «Потомки Ноя», Ноахи́ды) – так называемый «иудаизм для неевреев»);

3) как особый вариант иудаизма может рассматриваться религия самаритян;

4) иудаизм в русской этнической среде:

4.1) субботничество;

5) мессианский иудаизм.

2. Первоначально слово «хасид» не обозначало приверженцев хасидизма: оно встречается в Писании, например в Книге Притчей Соломоновых 2:8, а также как прозвище, сравнимое со словом «добрый»: например, Иегуда Хасид из Регенсбурга (ивр. ‏יהודה החסיד‏‎«Иуда Благочестивый», 1140 год, Шпайер (также Шпейер), Герцогство Франкония, Священная Римская империя – 1217 год, Регенсбург, Имперский город Регенсбург, Герцогство Бавария, Священная Римская империя) – основоположник направления «Хасидей Ашкеназ» (ивр. ‏חֲסִידֵי אַשְׁכְּנַזбуквально «благочестивые ашкеназы»также Хасидим ришоним), еврейское мистическое аскетическое движение в средневековой Германии, которое возникло в Регенсбурге (Южная Германия) и распространилось в общинах Шпайера, Майнца и других городов долины Рейна, а также во Франции, период расцвета которого – вторая половина XII века и первая половина XIII века.

Подолье родина хасидизма

3. Обязательно следует рассказать об истории возникновения и распространения хасидизма: его зарождении в Речи Посполитой, появлении хасидов в России, хасидах Израиля, хасидах США и Латинской Америки.

3.1. Зарождение хасидизма связано с деятельностью основателя хасидского движения в иудаизме, рабби Исраэля Баал-Шем-Тов (ивр. ‏ישראל בעל שם טוב‏‎сокращённо Бештивр‏בעש"ט‏‎что означает «Обладатель (Мастердоброго имени» или «Добрый человекзнающий тайное имя Бога»настоящее имя – Исраэль бен Элизер, 27 августа 1698 года, крепость Окопы Святой Троицы, Каменецкий санджак, Подольский эялет, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта) (ныне – Борщёвский районТернопольская область, Украина) – 22 мая 1760 года, Меджибожский замок, Летичевский повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Летичевский район, Хмельницкая область, Украина)) – каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в поселении Меджибож (Летичевский повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Летичевский район, Хмельницкая область, Украина).

Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов и, прежде всего, – раввина, каббалиста и общественного деятеля, одного из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, математика (слово «Гаон» (ивр. ‏גאון‏‎) в переводе с иврита означает «величие», «гордость», в современном иврите также «гений») Элияху бен Шломо Залмана (известен как Дер вилнер гоэн – Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид – Благочестивый гаонЭлияху ГаонХа-Гра – акроним ха-Гаон рабби Элияху, 1720 год, местечко Селец, Берестейский повет, Берестейское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (ныне – Берёзовский район, Брестская область, Республика Белоруссия) – 1797 год, Вильна, Виленский уезд, Литовская губерния, Российская Империя). Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения каббалиста, одного из самых известных еврейских лжемессий, лидера массового движения XVII века, охватившего многие еврейские общины и получившего его имя – саббатианства, еретического направления иудаизма Шабтая Цви (также известного как Амира, или Мехмет Эфенди (ивр. ‏שַׁבְּתַי צְבִי‏‎, по другой транскрипции Саббатей ЦевиСаббатай Цви, 1 августа 1626 года, Смирна, пашалык Смирна, эялет Анатолия, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта) – 30 сентября 1676 года, крепость Дульчиньо, У́лцинь (также Ульцин, Ульцинь), Черногорский санджак, эялет Румелия, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта))) и казацких погромов при гетмане Войска Запорожского, полководце, политическом и государственном деятеля Зиновии Богдане Михайловиче Хмельницком (укр. Богдан Зиновій Михайлович Хмельницький, 27 декабря 1595 [6 января 1596] года, село Суботов, Чигиринское староство, Киевское воеводство, Королевство Польское, Речь Посполитая) – 27 июля [6 августа] 1657 года, селение Чигирин, Чигиринское староство, Гетманщина (или Украина), Войско Запорожское (или Гетманщина), Русское Царство). Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадиков, праведников). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм. После смерти Бешта движение хасидов (праведников) возглавил Дов-Бер из Межирича (также Магид из Межирича или Великий Магид, также известный как «Магид», 1704 год, местечко Локачи, Владимирский повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Локачинский район, Волынская область, Украина) – 1772 год, местечко Аннополь, Кременецкий повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Славутский район, Хмельницкая область, Украина)) – второй лидер хасидского движения, наследник Бешта, – который перенёс свою резиденцию в Межерич (Кременецкий повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Корецкий район, Ровненская область, Украина)).

После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей. Рабби Элимелех бар Элиэзер-Липа Вайсблюм (1717 год, местечко Тыкоцин, Тыкоцинское староство, Перемышльский повет, Перемышльская земля, Русское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая – 1787 год, Лежайск, Королевство Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора – коронная земля на востоке Габсбургской монархии (Габсбургской империи, Дунайской монархии или Австрийской монархии)) – хасидский цадик в третьем поколении хасидизма, ученик Дов-Бера из Межирича и основатель польской ветви хасидизма, старший брат рабби Зуси из Аннополя (или Мешуллама Зуси (Мешилэм-Зише) Аннопольского (около 1719 года, Тарнув, Пильзненский повет, Сандомирское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая – 1800 год, местечко Аннополь, Острожский уезд, Волынская губерния, Российская Империя) – также хасидского цадика в третьем поколении, также ученика Дов-Бера из Межерича – распространил хасидизм в город Лежайск (Лежайский повет, Перемышльская земля, Русское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Лежайский повят, Подкарпатское воеводство, Республика Польша)). Деятель хасидизма в третьем поколении, особую роль которого в истории хасидизма придаёт тот факт, что он основал движение хасидизма в Белоруссии, а затем в Палестине, авторитет которого признавали большинство направлений хасидизма, рабби Менахем Мендель из Витебска (также известный как Менахем Мендель из Городка, 1730 год, Витебск, Витебский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 1788 год, Тверия, санджак Цфат, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)) основал общину в Витебске (ныне – город областного подчинения Витебск, Витебский район, Витебская область, Республика Белоруссия), из которой вышел каббалист, основатель и родоначальник хасидского движения Хабад (любавичский хасидизм), автор основополагающей книги этого учения, именуемой «Тания», рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе, идиш ‏אלטער רבי‏‎ – Старый ребе, 15 (по другим данным 4) сентября 1745 года, местечко Лиозно, Оршанский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 27 декабря 1812 года, село Пены, Слободско-Украинская (по другим данным Курская) губерния (по другим данным город Гадяч, Гадячский уезд, Полтавская губерния), Российская Империя). Один из крупнейших хасидских цадиков конца XVIII века – начала XIX века, получивший при жизни известность как Бердичевский рабби, ученик Дов-Бера из Межирича, распространитель и прижизненно признанный лидер хасидизма на Волыни, почитаемый как святой, занимавший место раввина в Рычивуле (ныне – гмина Рычивул, Оборницкий повят, Великопольское воеводство, Республика Польша), Желехуве (ныне – город Желехув, Гарволинский повят, Мазовецкое воеводство, Республика Польша), Пинске (Пинский повет, Берестейское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (ныне – город областного подчинения Пинск, Пинский район, Брестская область, Республика Белоруссия)) и Бердичеве (ныне – город областного подчинения Бердичев, Бердичевский район, Житомирская область, Украина), фундаментальный труд которого «Кдушат Леви» («Святость Леви»), оказав значительное воздействие на хасидскую мысль и еврейскую культуру в целом, и поныне не утратил своей актуальности и принадлежит к числу самых читаемых произведений из классической библиотеки хасидизма, Леви Ицхак бен Меир из Бердичева (также Бердичевский рабби, около 1740 года, местечко Гусаков, Перемышльский повет, Перемышльская земля, Русское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая – 1810 год, местечко Бердичев, Житомирский уезд, Волынская губерния, Российская Империя) в 1785 году создал хасидский центр в Бердичеве (Винницкий повет, Брацлавское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая). Также значительный центр хасидизма стал представлять Чернобыль (Овручский повет, Киевское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Иванковский район, Киевская область, Украина)), после переселения сюда ещё одного ученика родоначальника хасидизма Бешта, хасидского цадика, праправнука авторитетного в соответствии с хасидской легендой раввина и мистика-каббалиста, который впервые представил движение хасидизма, одного из предтеч хасидизма Адама Баала Шема из Ропшиц (ивр. אָדָם בַּעַל שֵׁם מרוֹפְּשִׁיץ, также Бааль Шем, ?, Ропшице (ныне – гмина Ропчице, Ропчицко-Сендзишувский повят, Подкарпатское воеводство, Республика Польша) – 1712 год (по другим данным XVII век)) основателя чернобыльской династии Менахема Нахума Тве́рского (1730 год, местечко Норинск, Овручский повет, Киевское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Овручский район, Житомирская область, Украина) – 1797 (по другим данным 1787) год, Чернобыль, Овручский уезд, Волынская губерния, Российская Империя).

К 1782 году хасидский цадик, ученик Бешта, первым письменно изложивший учение хасидизма, Яков Йосеф из Полонного (1710 (по другим данным 1695 или 1741) год – 1784 (по другим данным 1782) год, местечко Полонное, Кременецкий повет, Волынское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Полонский район, Хмельницкая область, Украина)) пишет первую хасидскую книгу, в которой собирает изречения Бешта.

Губернии, входившие в черту постоянной еврейской оседлости

3.2. Начиная с разделов Речи Посполитой хасидские центры стали оказываться на территории Российской Империи. Первым хасидским лидером на территории Российской Империи стал рабби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году он призывал хасидов не бояться Российской Империи. От него отсчитывает свою историю любавичский хасидизм, центром которого впоследствии стала местечко Любавичи (Любавицкое староство, Оршанский повет, Витебское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая (впоследствии – местечко Любавичи, Бабиновичский уезд, Оршанская провинция, Могилёвская губерния, Российская Империя, ныне – деревня Любавичи, Любавичское сельское поселение, Руднянский район, Смоленская область, Центральный федеральный округ, Российская Федерация)). Забегая далеко-далеко вперёд, следует сказать, что кое-кто в Кремле посчитал именно этот хасидский дом старейшим и главным духовным центром всего еврейства Российской Федерации вообще в целом, а, стало быть, и самыми подлинными евреями-патриотами России в её современных границах. В 1793 году Россия поглотила колыбель хасидизма в Подолии – поселение Меджибож (Летичевский повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Летичевский район, Хмельницкая область, Украина)), где располагалась резиденция правнука Бешта – основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, рабби На́хмана из Брацлава (в обиходной речи – Ребе Нахман, 4 апреля 1772 года, поселение Меджибож, Летичевский повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая – 16 октября 1810 года, Умань, Уманская волость, Уманский уезд, Киевская губерния). Чувствуя приближение смерти, основатель брацлавской ветви хасидизма приехал в город Умань, где скончался в 1810 году и был похоронен. Ныне город областного подчинения Умань (Уманский район, Черкасская область, Украины) является одним из центров паломничества хасидов. Застал российскую юрисдикцию и основатель чернобыльского хасидизма Менахем Нахум Тве́рский. Вначале право перемещения хасидов по Российской Империи было ограничено Чертой постоянной еврейской оседлости (в Российской Империи с 1791 года по 1917 год (фактически по 1915 год) – граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи), непроницаемость которой снизилась при правлении (18 февраля (2 марта) 1855 года – 1 (13) марта 1881 года) Императора Всероссийского, Царя Польского и Великого князя Финляндского из династии Романовых Александре II Николаевиче (17 [29] апреля 1818 года, Москва, Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя – 1 [13] марта 1881 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя), придерживавшегося в политике достаточно либеральных взглядов.

Первоначальный конфликт между хасидами и миснагдим в XIX веке был улажен, и хасиды стали ассоциироваться с ортодоксальными иудеями. К началу XX века хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база – еврейские местечки Восточной Европы – находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций, так как они являлись сельскими общинниками. Ввиду чего хасиды с тех пор стали онтологически противопоставляться евреям городов Восточной Европы (условно относимым к миснагдим), которые более органично вписывались в условия хозяйственно-экономического уклада развивающегося в Российской Империи капитализма.

Менахем Мендель Шнеерсон, Любавический ребе, Парад Лаг БаОмер (Бруклин, Кингс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), 17 мая 1987 года

После Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей на обломках Российской Империи, большая часть хасидских центров оказалась в Советской России. Часть хасидов отошла от «традиционного» иудаизма, или «масорати», став примерно такими же по своему мировоззрению, как современные масортим (ивр. ‏מסורתיים‏‎, от ‏מסורת‏‎, масорет, – «традиция»), в Израиле – название центрального течения в израильском обществе, которое характеризует людей, которые не определяют себя в качестве религиозных (ивр. ‏דתיים‏‎), но также и не считают себя светскими (ивр. ‏חילוניים‏‎)) в Израиле, и поддержала революционные процессы. Типичный сюжет описан в одном из рассказов русского советского писателя, переводчика, сценариста и драматурга, журналиста, военного корреспондента еврейского происхождения Исаака Эммануиловича Бабеля (первоначальная фамилия Бобель, 30 июня (12 июля) 1894 года, Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская Империя – 27 января 1940 года, Бутырская тюрьма, Москва, РСФСР, СССР). Другая часть хасидов покинула традиционные места обитания и начала ассимилироваться в крупных городах СССР. Некоторые выехали за границу. Третья часть хасидов сохранила традиции своих предков, как в СССР, так и за границей. В 1926 году была построена деревянная хасидская синагога в Марьиной Роще (Москва, РСФСР, СССР), но в 1927 году 7-й Любавичский (Любавический) ребе (идиш ‏דער ליובאַוויטשער רבי‏‎, дер любавичер ребе, ивр. ‏הרבי מליובאװיטש‏‎, ха-раби ми-любавич) – 7-й и последний ребе Хабада, один из виднейших еврейских деятелей XX века, считающийся мессией некоторыми из своих последователей, часть из которых не признают его физической смерти, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон (в прижизненных публикациях и традиционно ивр. ‏מנחם מענדל שניאורסאהן, англ. Menachem Mendel Schneerson, 18 апреля 1902 года, Николаев, Николаевское градоначальство, Херсонская губерния, Российская Империя – 12 июня 1994 года, Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) покинул СССР и к 1941 году осел в городе Нью-Йорк (Нью-Йорк, США).

В 1933 году главным раввином Москвы становится один из влиятельнейших раввинов Российской Империи и СССР первой трети XX века, на протяжении нескольких десятилетий – раввин Витебска, в 1938 году по надуманному обвинению расстрелянный, Шмер-Лейб Янкелевич Медалье (22 июля 1872 (по другим данным 1873) года, деревня Вегеряй, Шавельский уезд, Ковенская губерния, Российская Империя – 26 апреля 1938 года, Москва, РСФСР, СССР), выходец из семьи любавичских хасидов. Однако к 1935 году хасидские организации были объявлены контрреволюционными, а в 1938 году хасидский раввин Москвы был арестован и расстрелян. Хасидизм в СССР ушёл в подполье. С началом Великой Отечественной войны группы хасидов в числе эвакуированных оказались в советской Средней Азии (Ташкент, Самарканд), для прикрытия своей деятельности они организовывали трикотажные артели. В 1947 году прокатилась новая волна разоблачений хасидов. В 1956 году в советской Средней Азии в хасидской среде родился израильский предприниматель и спонсор программ по развитию еврейства государств СНГ, по национальности бухарский (среднеазиатский) еврей, по версии журнала Forbes «The World’s Richest People» на 10 мая 2015 года, личное состояние которого оценивается в $1,16 млрд., Лев Авнерович Леваев (ивр. ‏לב לבייב‏‎, евр.-тадж. Лев Авнерович Леваев/Lev Avneroviç Levayev, 30 июля 1956 года, Ташкент, Узбекская ССР, СССР), который после краткого пребывания в Государстве Израиль способствовал возрождению любавичского хасидизма в СССР в эпоху «Перестройки».

В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды Хабада, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в Российской Федерации (Берл Лазар), Чешской Республики, Грузии, Республики Молдова и Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, нехасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина – хасидской династии, берущей начало от рабби Аарона Великого из Карлина (также Аарона бен Якова Перлова из Карлина или Аарона Карлинера, 1736 (по другим данным 1738) год, местечко Ионава, Трокское староство, Ковенский повет, Трокское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 1772 (по другим данным 1771) год). Тогдашний город Карлин (ныне – деревня Карлин около города областного подчинения Пинск, Пинский район, Брестская область, Республика Белоруссия) в настоящее время является современной деревней Карлин, а когда-то был одним из первых центров хасидов в Великом княжестве Литовском, Руском, Жемайтском и иных [земель].

3.3. Первые хасиды появились на современной территории Государства Израиля ещё в 1777 году, когда большая их группа во главе с рабби Менахемом Менделем из Витебска прибыла из Речи Посполитой после харема (ивр. ‏חרם‏‎) – высшей меры осуждения в еврейской общине – Виленского Гаона. Хасидским центром в Палестине стал город Тверия (санджак Цфат, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)).

3.4. Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской Империи (включая Царство Польское (польск. Królestwo Polskie, также Конгрессовая Польша или Конгрессовка, от польск. Królestwo Kongresowe, Kongresówka)) в США с 1881 года по 1915 год; иммиграция в Палестину, Аргентину, Бразилию и другие государства также была значительной. Многие из них были выходцами из хасидских семей. Однако придерживаться традиций пытались немногие из них, да и тем это удавалось весьма редко, особенно во время Великой депрессии (англ. Great Depression – мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 году и продолжавшегося до 1939 года (наиболее остро с 1929 года по 1933 год), 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии), когда было необходимо выходить на работу по субботам.

Лишь из-за эмиграции в связи с Холокостом (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος – «всесожжение») в США появились настоящие хасидские общины: СатмарЛюбавич (Хабад)БресловБобовСквираВижницСанц (Клойзенбург)ПупаМункачСпинка и другие. Многие хасиды компактно проживают в разных частях Бруклина (Кингс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), в первую очередь, в Боро-Парке, Уильямсберге и Краун-Хайтс, а также в таких городках штата Нью-Йорк (США), как Кирьяс-Джоэл, Монси, Монро и Нью-Скуэр.

4. Также следует разобраться с современными хасидскими «дворами». Исторически течения хасидизма формировались как группы последователей определённого ребе (духовного наставника). Своё название они, как правило, получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе. Тяжёлый удар хасидизму был нанесён во время катастрофы европейского еврейства. Многие общины были полностью уничтожены нацистами. Наиболее крупными течениями хасидизма в настоящее время являются:

4.1. Любавические хасиды или Хабад (ивр. ‏חב"ד‏‎  сокр. от ‏חָכְמָהבִּינָהדַּעַת‏‎ хохма́, бина́, да́ат  «мудрость, понимание, знание», названия трёх верхних сфирот в Каббале, также Хабад-Любавич) является наиболее крупным течением хасидизма нашего времени. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины Хабада существуют в США и Государстве Израиль. Более 5000 посланников Хабада проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей Хабада можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Движение основано рабби Шнеуром-Залманом бар-Барухом из Ляд в конце XVIII века. Династия Хабада была прервана после смерти последнего любавического ребе рабби Менахема-Мендла Шнеерсона в 1994 году.

4.2. Течение Гурских хасидов (ивр. ‏חסידות גור‏‎, хасидут гур) зародилось в в городе Гура-Кальвария (гмина (волость) Пясечно, Варшавский уезд, Варшавская губерния, Царство Польское, Российская Империя (ныне – гмина Гура-Кальвария, Пясечинский повят, Мазовецкое воеводство, Республика Польша)) в середине XIX века. Гурский ребе поддерживал репатриацию своих хасидов на землю Израиля. В настоящее время община гурских хасидов самая большая из хасидских общин Государства Израиль и насчитывает 10 – 12 тысяч семей в Государстве Израиль, США и государствах Европы. У гурских хасидов существует своя система образовательных учреждений – около 120 ешив для мальчиков и школ для девочек. С 1996 года главой является Яаков Арье Альтер (известный также под именем Ребе из ГурАдмур ми-Гур (ивр. ‏האדמו"ר מגור‏‎) или Герер Ребе (идиш ‏דער גערער), 1939 год, Лодзь, Восточно-Лодзинский повят, Лодзинское воеводство, Республика Польша), проживающий в Иерусалиме. Гурских хасидов можно отличить по высокой узкой меховой шапке (сподик), которую они надевают по субботам и праздникам.

4.3. Первым ребе Карлинских хасидов был ученик Дова-Бера из Межирича рабби Аарон Великий из Карлина (ныне – деревни Карлин около города областного подчинения Пинск, Пинский район, Брестская область, Республика Белоруссия). Около 1770 года его сын рабби Яков прибыл в землю Израиля и основал первую израильскую хасидскую общину. В настоящее время около 1700 семей карлинских хасидов проживают в Государстве Израиль и США. Отличительной особенностью этой общины является молитва, сопровождаемая громкими возгласами.

4.4. Течение Вижницких хасидов сформировалось в городе Вижница (Черновицкий округ, Цара-де-Сус (также Верхняя Молдавия или Северная Молдавия), Молдавское княжество (ныне – город районного значения Вижница, Вижницкий район, Черновицкая область, Украина)) в середине XIX века. В настоящее время насчитывает около 7000 семей в Государстве Израиль, преимущественно в городе Бней-Брак (Тель-Авивский округ, Государство Израиль), и в США. Возглавляет общину рабби Исраэль Агер – шестой в династии Агеров.

4.5. Сатмарские хасиды (также сатмар, ивр. ‏סאטמאר или סאטמר‎) – самый большой из хасидских «дворов» в США. Происходит из города Сату-Маре (рум. Satu Mare, Сатмар, венг. Szatmar, жудец Сату-Маре (Сатмар), Северо-Западный регион развития, Республика Румыния). Основан рабби Йоэлем Тайтельбаумом (идиш ‏יואל טייטלבוים‏‎Тейтельбойм, называемый также реб Йойлиш или просто Сатмарский Ребе (1887 год, Сигету-Мармацией (Сигет), Королевство Венгрия, Транслейтания (Земли короны Святого Иштвана, Земли Священной короны, Земли Венгерской короны, Земли Священной Венгерской короны), Австро-Венгерская империя – 1979 год, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США)) в начале XX века как ответвление общины Сигетских хасидов Венгрии. Сатмарская-Сигетская династия ведёт своё происхождение от рабби Мойше Тайтельбаума, ученика Люблинского провидца, который, в свою очередь, учился у рабби Элимелеха бар Элиэзера-Липы Вайсблюма из Лежайска. Во время Второй Мировой войны община сигетских хасидов Венгрии была почти полностью уничтожена гитлеровскими захватчиками. Её остатки объединились с сатмарскими хасидами. В настоящее время центр движения находится в Нью-Йорке (Нью-Йорк, США). Занимает антисионистскую позицию, аргументируя это тем, что Государство Израиль нарушает еврейские законы. Проживающие в Государстве Израиль сатмарские хасиды бойкотируют выборы. Образовательные учреждения сатмарских хасидов в Государстве Израиль принципиально отказываются от государственного финансирования и существуют за счёт частных пожертвований.

4.6. Течение Брацлавских хасидов в хасидизме, основанное рабби Нахманом из Брацлава, правнуком Бешта в конце XVIII века. После смерти рабби Нахманом из Брацлава у брацлавских хасидов уже не было другого ребе. Учение продолжило своё существование благодаря записям, систематизированным и изданным его ближайшим учеником рабби Натаном. В конце XX века – начале XXI века из незначительной группы брацлавские хасиды превратились в движение, насчитывающее десятки тысяч последователей.

4.7. Цанзкие хасиды.

4.8. Белзские хасиды – второй по величине, после гурского, хасидский «двор» в Государстве Израиль. Насчитывает около 6000 – 8000 семей. Возник в начале XIX века в городе Белз (укр. Белз, идиш בעלז, польск. Bełz, Белзский повет, Белзское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – город районного значения Белз, Сокальский район, Львовская область, Украины)). Первым Белзским ребе был рабби Шалом Рокеах (также известный как Сар Шолом (иврит: שר שלום, «Ангел мира»), 1781 (по другим данным 1779) год, –  10 сентября 1855 года, Белз, Белзский повет, Белзское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая). В настоящее время этот хасидский «двор» возглавляет представитель династии Рокеахов рабби Иссахар Дов Рокеах второй (19 января 1948 года, Тель-Авив, Подмандатная Палестина, Британский мандат в Палестине), который является пятым и нынешним ребе хасидской династии Белз. Центр белзских хасидов находится в районе Кирьят-Бельз (Иерусалим, Иерусалимский округ, Государство Израиль), где рядом с домом ребе находится огромная синагога бельзских хасидов.

5. Также необходимо рассказать, что Учение хасидизма основывается на следующих составных частях:

5.1. Самым главным основанием хасидизма является религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке, каббала (ивр. ‏קַבָּלָה‏‎, «получение, принятие, предание» от слова ивр. ‏לקבל‏‎ «получать, соглашаться»), которая трактуется под углом зрения нравственного совершенствования и судеб еврейского народа. Так, сфироты воспринимаются как ступени нравственного совершенства: хесед – милость, гвура – доблесть, тиферет – гармония. Хранителями божественного начала (шхина́, шехина (ивр. ‏שְׁכִינָה‏‎, «присутствие, пребывание, проживание»), в иудаизме и каббале – термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте) на Земле признаются исключительно евреи, никто из которых не может совершенно отпасть от Бога (даже лжемессии вроде Шабтая Цви). Однако, Бог даже в евреях присутствует неравномерно, поэтому специфическими в хасидизме являются концепции двекут и цадикизм.

5.2. Хасиды особое внимание уделяют переживанию присутствия Бога в мире, что обозначается термином двекут (ивр. ‏דְּבֵקוּת‏‎ – в иудаизме и каббале состояние слияния с Творцом, «склеенности» (от слова ивр. ‏דבק‏‎ –клей) с ним). Отсюда большое количество мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придаёт большое значение молитве как средству общения с Богом, который по своей природе – добрый, а не карающий.

Бешт учил, что про́стэ ид (буквально: простой еврей) любезней Богу, чем тысяча толковников. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью. Бешт на первый план ставил не изучение Закона, а религиозное чувство и нравственную жизнь. Сущность религии не в уме, а в чувстве.

5.3. Одна из главных особенностей хасидизма – цадикизм – вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером – цадиком (ивр. ‏צַדִיק‏‎ – букв. праведник, в иудаизме и, особенно, в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога, духовный вождь хасидской общины) или ребе (от идиш ‏רבי, в учении хасидизма, особенно хасидизма Хабад, ребе рассматривается как «коллективная душа», объединяющая в себе души всего поколения, «искра души Моше-рабейну»), должность и титул которого передаются по наследству. Рабби Элимелех бар Элиэзер-Липа Вайсблюм выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (или ребе) посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ивр. ‏פדיונים‏‎, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (или ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика (или ребе) передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики. Известна единственная известная женщина, бывшая цадиком у хасидов, Ханна-Рахель Вербермахер (идиш חנה רחל ווערבערמאכער, Хане-Рохл, известная также как Людмирская дева, около 1806 года, Владимир-Волынский, Владимир-Волынский уезд, Волынская губерния, Российская Империя – около 1888 года, Иерусалим, санджак Иерусалим (мутасаррифат Иерусалим (Кудус)), вилайет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)).

С самого начала хасидизм не был однородным движением и состоял из различных групп, объединявшихся вокруг лидера («цадика», адмора (от идиш ‏רבי‏‎) или ребе), часто конкурировавших и враждовавших между собой «дворов» и династий.

5.4. Одним из оснований хасидизма является антисионизм – идеологическое и практическое противодействие со стороны представителей различных (в том числе еврейских) идейных и религиозных течений, политических организаций, общественных институтов, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.

 Многие хасиды с большим скепсисом относились к сионизму ещё до появления Государства Израиль. 5-й Любавичский ребе из династии Шнеерсонов рабби Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (также Рашаб, 24 октября [5 ноября] 1860 года, местечко Любавичи, Бабиновичский уезд, Оршанская провинция, Могилёвская губерния, Российская Империя – 21 марта 1920 года, Ростов-на-Дону, Всевеликое Войско Донское, РСФСР) считал светский сионизм даже более опасным, чем движение «Хаскала», поскольку сионисты смотрели на евреев как на народ в ряду других народов. Сионисты желали построить светское, национальное государство. Они отказывались понимать мистическое значение изгнания евреев, призванных ждать прихода Мессии (др.-евр. משׁיחהמשיח, Ha-Mashiaḥ, Машиах, Га-Машиах, арамейский משיחא, Meshiḥa, Мешиха = «помазанник», в иудаизме – идеальный государь мессианских времён, часто употребляется в вавилонском Талмуде и в мидрашим (талмудических комментариях) без артикля, как имя собственное), который должен их освободить от ига иноплеменников и воцариться в Иерусалиме на горе Сион. Сионисты, пытаясь своими силами создать Израиль, брали на себя миссию Мессии. При этом антисионизм хасидов не имеет ничего общего с антисемитизмом. На основе каббалы хасиды учат, что каждый еврей является носителем божественного начала и в их изгнании из Иерусалима есть великий провиденциальный смысл.

Хасиды также скептически относились к намерению сионистов ввести иврит в качестве государственного языка Израиля, поскольку иврит – это язык Торы и молитв, но не язык суетных разговоров.

6. Скажем несколько слов о молитве и пути служения в хасидизме. Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, резкими телодвижениями. Хасидские молитвы сопровождаются мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.

По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) «Сфарад» (не путать с нусах сефардов), который отличается от ашкеназского нусаха, изменениями, которые основываются на учении каббалиста XVI века, еврейского богослова, раввина, мистика, известный под акронимом Ари (ивр. ‏אֲרִי‏‎), создавшего одно из основных течений мистического учения каббалы – школу лурианской каббалы, рабби Ицхака бен Шломо Ашкенази Лурия (также Аризаль, ивр. ‏רַבּי יִצְחַק לוּרְיָא‏‎, 1534 год, Иерусалим, санджак Иерусалим, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта) – 25 июля 1572 года, Цфат, санджак Цфат, эялет Дамаск, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)). Некоторые из хасидов (в основном – любавичские хасиды) используют нусах, называемый нусах Ари. Как и все ортодоксальные евреи, хасиды молятся на иврите (немногочисленные вставки – на арамейском языке), подавляющее большинство придерживаются одной из разновидностей ашкеназийского произношения. Во многих хасидских группах принято проводить обучение на идише.

Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, – почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно для утренней молитвы.

Есть и другие хасидские особенности молитвы, в которых критики (не столь ожесточённые, впрочем, как 200 лет назад) видят нарушения законов Галахи. Некоторые идеологи реформистского, консервативного и реконструктивистского иудаизма утверждают, что элементы хасидских обрядов широко вошли в их практику. Сами хасиды категорически с этим не согласны, и отказываются иметь что-то общее с неортодоксальными направлениями.

7. Теперь поговорим чуть-чуть о хасидских обычаях. Хасидские застолья (идиш ‏פארברענגען‏‎, фарбренген) – являются характерной чертой хасидского быта, во время них хасиды собираются, рассказывают хасидские истории, поют песни-нигуны и произносят тосты за жизнь (Ле Хаим!). С одной стороны это символизирует почтение ребе, а с другой выражает хасидскую радость (грустить – Бога гневить).

Нигун (ивр. ‏נִיגוּן‏‎) – хасидская музыка (мелодия, напев). Часто исполняется без слов с помощью набора одинаковых слогов (бим-бам, ай-ай, и прочее). Отдельные нигуны существуют для застолий (тиш нигун) и для танцев (нигун рикуд). Самой известной хасидской песней является «Хава нагила» («Давайте веселиться!»).

Разные хасидские «дворы» отмечают особенные праздники. Например, в числе специфических праздников Хабада следует выделить 19 кислева – праздник освобождения Шнеура-Залмана бар-Баруха из Ляд из Петропавловской крепости (27 ноября 1798 года).

8. Скажем немного о языке хасидов. По большей части хасиды в различных государствах проживания говорят на языке идиш, с употреблением слов из местного языка, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеет большинство хасидов.

Некоторые хасидские течения в Государстве Израиль и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Государстве Израиль, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений.

Хасидский раввин в штраймле

9. А теперь скажем ещё о хасидской одежде. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными брюками. Поверх рубашки они надевают старомодную чёрную капоту или пиджак, которые застёгиваются на женскую (левую) сторону. Туфли хасиды носят зачастую без пряжек и шнурков. Почти всегда хасиды носят на голове чёрную шляпу, стиль которой зависит от хасидского направления, к которому принадлежит хасид. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды и отращивают пейсы. В торжественных случаях (субботы, праздники, свадьбы) хасиды надевают меховые шапки штраймл либо сподик, кроме хасидов движения Хабад, у которых, как правило, во все дни носят одну и ту же шляпу. Другие виды шапок и шляп: сподик (высокая меховая шапка чёрного цвета), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпки.

Хасидская пара мужчина в шляпе, женщина в парике

Особую символическую роль в одежде играет чёрный пояс (гартл), который завязывают либо на уровне сердца (Хабад), либо на уровне живота, либо на уровне бёдер (гурские хасиды). Галстук хасиды стараются не носить, так как он напоминает форму креста. Замужние хасидки носят парик или косынку, некоторые из них бреют голову.

10. И несколько слов о самом главном – хасидской общине.

10.1. Многие хасиды-мужчины обычно не работают в молодости, то есть, до свадьбы и в первые годы после неё, а отдают всё время изучению Торы, но тем не менее работа для мужчины-хасида не считается ненормативным явлением, в отличие от общепринятого у литваков. Многие общины в Государстве Израиль и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов.

Вместе с тем, хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного признания и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни – беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.

Среди хасидов ощутима прослойка парнасов – состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов – бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок. Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынка кошерного мяса США в размере около 4 млрд. долл. в год и контролируют сеть общественных учреждений, ссудных касс, объектов недвижимости только в Нью-Йорке (Нью-Йорк, США) стоимостью около полумиллиарда долларов.

Уникальную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасиды Хабада. Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов – «посланников Ребе» по всему миру. Её оборот достигает 1 млрд. долл. США в год.

10.2. Демография хасидской общины представляет следующую картину. Средняя хасидская семья имеет 6 – 8 детей.

11. Ну а теперь рассказываем о хасидских династиях.

Хасидские династии – династии духовных лидеров хасидизма.

Хасидские династии имеют следующие особенности:

Каждый член династии является духовным лидером, имеющим группу учеников и последователей. Он носит титул «адмор» (ивр. ‏אדמו"ר‏‎ – аббревиатура слов אדוננו מורנו ורבנו – наш господин, учитель и раввин) или просто «ребе» (идиш רבי – учитель, раввин).

После смерти лидера титул переходит к его сыну или зятю.

Династия, как правило, носит название города в Восточной Европе, где родился или жил её основатель, или где начался расцвет соответствующей общины.

Последователи ребе образуют отдельное направление хасидизма, которое может продолжить существование, даже если династия прервалась.

Хасидских династий насчитывается более двух сотен. Основателями первых династий были ученики Бешта и его преемника Дова-Бера из Межирича (XVIII век). Их ученики и сыновья становились в свою очередь основателями династий, большинство которых было основано в XIX веке на западе Российской Империи (в черте постоянной еврейской оседлости) и на востоке Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгерской империи). После катастрофы европейского еврейства все центры хасидских династий переместились в США и Государство Израиль, где в XX веке стали возникать новые династии.

Особо следует отметить стратегическую ошибочность утвердившейся за последние 20 лет позиции кое-кого в Кремле о наделении эксклюзивными правами любавичского хасидизма на представление интересов Российской Федерации за рубежом от имени всего современного иудаизма в Российской Федерации (всего еврейства Российской Федерации), а также предоставление режима наибольшего благоприятствования внутри Российской Федерации именно этой конфессии, как едва ли не всему современному иудаизму в Российской Федерации (всему еврейству Российской Федерации). Ещё раз необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время уже на протяжении почти 80 лет центром любавичского хасидизма является не Российская Федерация и даже не территория бывшего СССР или не территория бывшей Российской Империи, а именно США, об элитах которых официальная пропаганда многие годы утверждает как о геополитическом противнике.

И, наконец, приведём наиболее полный список основных хасидских династий:

Название

Фамилия

Место происхождения

Основатель

Нынешний ребе

Нынешнее местонахождение резиденции ребе или управляющего органа

Александровская

Данцигеры

Александрув-ЛодзинскийПольша

Иехиэль Данцигер (1828 – 1894 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Амшиновская

Калиши

МщонувПольша

Яаков Довид Калиш из Амшинова (1814 – 1878 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Ашлаги

Ашлаги

ВаршаваПольша

Йегуда Лейб Алеви Ашлаг (1886 – 1954 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Бердичевская

Дербаремдикеры 

БердичевУкраина

Леви Ицхак из Бердичева (1740 – 1810 годы)

 

Рамапо, штат Нью-ЙоркСША

Белзская

Рокеахи

БелзГалиция (сейчас – Украина)

Шолом Рокеах (1781 – 1855 годы)

 

ИерусалимИзраиль

Бобовская

Гальберштамы

БобоваГалиция (сейчас – Польша)

Шломо Гальберштам (1847 – 1905 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Бостонская

Горовицы

БостонМассачусетсСША

Пинхас Довид Горовиц (1876 – 1941 годы)

 

Бруклайн, МассачусетсСША

Боянская

Фридманы

БояныБуковина (сейчас – Украина)

Ицхок Фридман (1850 – 1917 годы)

 

ИерусалимИзраиль

Браславская (Бресловская, Брацлавская)

 

БрацлавУкраина

Нахман из Брацлава (1772 – 1810 годы)

 

ИерусалимИзраиль

Бяльская

Рабиновичи

Бяла-ПодляскаПольша

Ицхок Яаков Рабинович (умер в 1905 году)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Вижницкая

Агеры

ВижницаБуковина (сейчас – Украина)

Менахем Мендл Агер из Косова (1830 – 1884 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Гурская (Герская)

Альтеры

Гура-КальварияПольша

Ицхак Меир Альтер (1799 – 1866 годы)

 

ИерусалимИзраиль

Душинские

Душинские

ИерусалимИзраиль

Йосеф-Цви Душинский (1865 – 1948 годы)

 

ИерусалимИзраиль

Звягельская (Звягельско-Межбижская)

Гольдманы

Новоград-Волынский (до 1795 года – Звягель), Украина

Моше из Звягиля (умер в 1831 году)

 

ИзраильСША

Карлинская (Карлин-Столинская)

Перловы

Карлин (сейчас в составе города Пинск), Белоруссия

Аарон Великий из Карлина (1736 – 1772 годы)

 

Гиват-Зеев и ИерусалимИзраиль

Койдановские хасиды

Перловы

Койданов (современный Дзяржынск, Беларусь).

ребе Шломо Хаим Перлов

 

Израиль

Любавическая (Хабад, Хабад Любавич)

Шнеерсоны

ЛюбавичиРоссия

Шнеур Залман из Ляд (1745 – 1813 годы)

Последний ребе — Менахем Мендл Шнеерсон (1902 – 1994 годы)

Кроун-Хейтс, Нью-ЙоркСША

Махновская

Тверские

МахновкаУкраина

Йосеф-Меир Тверский (1860 – 1917 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Модзицкая (Моджицкая)

Таубы

ДемблинПольша

Йехезкель Тауб из Кузмира (1755 – 1856 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Мункачская

Спира/Рабиновичи

МукачевоКарпатская Русь (сейчас – Украина)

Шломо Спира (1831 – 1893 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Надворненская

Лайферы

НадворнаяГалиция (сейчас – Украина)

Мордехай Лайфер (1835 – 1894 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Никольсбургская

Лебовицы

Микулов (немецкое название – Никольсбург), МоравияЧехия

Шмуэль Шмельке Горовиц (1726 – 1778 годы)

 

Рамапо, штат Нью-ЙоркСША

Папская

Гринвальды

ПапаВенгрия

Моше Гринвальд (1853 – 1910 годы)

 

УильямсбергНью-ЙоркСША

Радзинская (Избицко-Радзинская)

Лайнеры / Энгларды

Избица, Радзынь-ПодляскийПольша

Мордехай-Йосеф Лайнер из Избицы (1801 – 1854 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Рахмастривская

Тверские

РотмистровкаУкраина

Йоханан Тверский (1816 – 1895 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Савранская

Гитерманы

СавраньУкраина

Моше Цви Гитерман (1775 – 1838 годы)

Савранский ребе Ицхак Меир Агер

ИерусалимИзраиль

Садигурская

Фридманы

СадгораБуковина (сейчас в составе города Черновцы), Украина

Авраам Яаков Фридман (1820 – 1883 годы)

 

Бней-БракИзраиль

Санц-Клаусенбургская

Гальберштамы

Новы-СончГалиция (сейчас – Польша), Клуж-Напока (немецкое название – Клаусенбург), ТрансильванияРумыния

Хаим Гальберштам из Санца (1796 – 1876 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Сатмарская

Тейтельбаумы

Сату-МареТрансильванияРумыния

Моше Тейтельбаум из Уйхеля (1759 – 1841 годы)

 

Кирьяс-Джоэл, штат Нью-ЙоркСША

Сквирская

Тверские

СквираУкраина

Ицхак Тверский

 

Рамапо, штат Нью-ЙоркСША

Сколевская

Рабиновицы

СколеГалиция (сейчас – Украина)

Элиезер-Хаим Рабиновиц из Ямполы (1845 – 1916 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Скулянская

Португалы

СкуленьМолдавия

Элиэйзер-Зисе Португал (1898 – 1982 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСША

Слонимская

Вайнберги / Березовские

СлонимБелоруссия

Авраам из Слонима (1804 – 1883 годы)

 

ИерусалимБней-БракИзраиль

Спинковская

Вайссы

Сэпынца, ТрансильванияРумыния

Йосеф-Меир Вайсс (1838 – 1909 годы)

 

Уильямсберг, Нью-ЙоркСШАИерусалимБней-БракИзраиль

Стропковская

Гальберштамы

СтропковСловакия

Авроом-Шолом Гальберштам (1856 – 1940 годы)

 

Уильямсберг, Нью-ЙоркСШАИерусалимБней-БракИзраиль

Чернобыльская

Тверские

ЧернобыльУкраина

Менахем Нахум Тверский (1730 – 1797 годы)

 

Боро-ПаркНью-ЙоркСШААшдодБней-БракИзраиль

Шомер Эмуним

Роты

ИерусалимИзраиль

Аарон Рот (1894 – 1947 годы)

 

ИерусалимИзраиль

 

12. В заключении следует упомянуть о силах внутри иудаизма, оказывающих противодействие и сопротивление хасидизму.

12.1. Рост влияния хасидизма вызвал реакцию неприятия со стороны ортодоксальных раввинов, которые получили название митнагдим, то есть, «противящиеся». Самый ранний конфликт между хасидами и митнагдим относится к 1748 году, когда ученик Бешта Яков Йосеф из Полонного был изгнан из местечка Шаргород (Винницкий повет, Брацлавское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая). Митнагдим рассматривали хасидов как мессианских раскольников, наподобие последователей Шабтая Цви и польско-еврейского религиозного деятеля, создателя еврейской мессианской группы сторонников Шабтая Цви Якова Франка (при рождении Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович), 1726 год, село Королёвка, Летичевский повет, Подольское воеводство, Малопольская провинция, Королевство Польское, Речь Посполитая (ныне – Королёвский сельский совет, Борщёвский район, Тернопольская область, Украина) – 10 декабря 1791 года, Оффенбах, Ландграфство Гессен-Дармштадт, Священная Римская империя германской нации). Протест вызывали некоторые теологические нововведения хасидизма. Так, принцип хасидизма о том, что Бог присутствует везде, толковавшийся хасидами строго в духе монотеизма, был истолкован их противниками как еретический пантеизм.

В 1772 году хасидский цадик Дов-Бер из Межирича попытался примириться с митнагдим и послал посольство к их лидеру Виленскому Гаону, но тот отказался встречаться с хасидами и предал их анафеме (великий харем). В ответ на смерть Виленского Гаона в 1797 году хасиды ответили музыкой и плясками, что вызвало раздражение митнагдим и ложный донос на Шнеура-Залмана бар-Баруха из Ляд властям Российской Империи.

Лишь к середине XIX века удалось достичь примирения между митнагдим и хасидами, благодаря усилиям ведущего ученика Виленского Гаона, основателя воложинской иешивы и одного из крупнейших раввинов своего времени ребе Хаима из Воложина (также Хаим бен Ицхак Воложинер, идиш ‏חיים וואלאזשינער‏‎, 21 января 1749 года, местечко Воложин, Новогрудский повет, Новогрудское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель], Речь Посполитая – 14 июня 1821 года, местечко Воложин, Ошмянский уезд, Виленская губерния, Российская Империя (ныне – Воложин, Воложинский район, Минская область, Республика Белоруссия)) и 3-го любавичского ребе из хасидской династии Шнеерсонов Цемаха-Цедека (ивр. ‏הצמח צדק‏‎, настоящее имя – Менахем Мендель Шнеерсон (ивр. ‏מנחם מנדל שניאורסון‏‎), 9 [20] сентября 1789 года, Лиозно, Лиознянская волость, Оршанский уезд, Могилёвское наместничество, Российская Империя – 17 [29] марта 1866 года, местечко Любавичи, Оршанскский уезд, Могилёвская губерния, Российская Империя). Они объединились на почве ортодоксии, противостоя попыткам ассимиляции со стороны Российской Империи и либеральному движению «Хаскала». Впрочем, митнагдим сохранили своё своеобразие как литваки.

12.2. Еврейское движение просвещения «Хаскала» сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселие порой достигалось изрядным возлиянием алкоголя. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:

«Как-то попал еврей в крошечную хасидскую общину, почитавшую своего ребе великим святым. Помолился с ними и спрашивает:

– Скажите, а какие такие великие чудеса совершил ваш ребе?

– Ну как, чудеса великие… разве вы не слышали, – ответили хасиды вопросом на вопрос – вот скажите, вы бы посчитали чудом, если Бог делает всё, что наш ребе ему скажет?

– Да, разумеется, – отвечал еврей.

– Так тем более вы должны считать чудом, что наш ребе делает всё, что ему Бог говорит!».

Или другой пример:

«Спрашивает как-то еврей хасидов:

– Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?

– Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.

– И откуда вы знаете, что это правда?

– Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?».

Со временем хасиды восприняли и сохранили все эти шутки, которые, по их мнению, относятся к чужому ребе. Многие антихасидские песенки, как про дураковатого ребе Элимелеха, делавшего все наоборот, или «Эх, выпили хасиды», циклы анекдотов про мудрецов-хахамов из Хелма во главе с их ребе Лемехом (бараном) вошли в хасидский фольклор и с удовольствием исполняются самими хасидами.

Впрочем, движение «Хаскала» нанесло хасидизму огромный урон, вырвав из его рядов много людей. Движение «Хаскала» относилось к хасидизму как к пережитку. Наиболее влиятельный еврейский и немецкий историк XIX века Генрих Грец (нем. Heinrich Graetz, 31 октября 1817 года, Ксёнж-Велькопольский, Великое княжество Познанское (также Великое герцогство Познанское, Познанское великое княжество, как вариант Познаньское), Королевство Пруссия, Германский Союз – 7 сентября 1891 года, Мюнхен, Мюнхен, Верхняя Бавария, Королевство Бавария, Германская империя) писал о хасидизме как о дикости, а хасидских цадиков обвинял в поощрении непомерного пьянства.

13. В настоящее время сообщество хасидов играет достаточно активную роль в мире. Игнорировать или не учитывать этот факт просто недопустимо. Но понимать всю специфику и все тонкости взаимоотношений внутри еврейского сообщества как политическому руководству, так и отдельным экспертам в сфере политологии и социологии необходимо до мелочей. Мной сделана самая малая, но попытка, чтобы хоть как-то показать в самых общих чертах всю сложную мозаику, знание о которой позволяет иметь некоторое чёткое представление обо всех подводных течениях в этом непростом массиве явлений и процессов.

 

http://zavtra.ru/blogs/hasidi_kak_oni_est_i_konkretno_hasidi_v_rossii