Автор: Васильев Марк
ROOT Категория: Китай
Просмотров: 1453

После XVI съезда КПК

XVI съезд КПК ожидался многими политиками на Западе и Востоке как сенсация, главным образом из-за предстоящего решения о приеме в КПК «представителей других социальных слоев», т.е., капиталистов и менеджеров. Ожидалось, что партия широко откроет двери для вступления в нее представителей крупного и среднего бизнеса, что, в свою очередь, направит эволюцию КПК в сторону своеобразного социал-демократизма. Однако, съезд, по-видимому, не оправдал таких надежд.

Из предварительных итогов съезда ясно:

    1. КПК совершенно не собирается делить власть с кем бы то ни было. Напротив, т.н. концепция «трех представительств», выдвинутая «третьим поколением» китайских руководителей во главе с Цзян Цзэминем и поддержанная новым, «четвертым поколением», подразумевает, что КПК становится «авангардом китайской нации» не только в сфере экономических реформ, как это было раньше, но и в сфере политики и культуры. Как считают российские эксперты по Китаю, на съезде сделан шаг в сторону юридической легализации КПК как самостоятельного института власти, поставлены задачи юридического оформления взаимоотношений между партийными комитетами всех уровней и государственных органов власти на местах.
    2. Не так просто обстоит дело и с приемом в КПК предпринимателей. В новой редакции устава КПК, принятой на съезде, предпочтение отдается традиционным классам - рабочим, крестьянам, «народной интеллигенции». По мнению российских аналитиков, прием в КПК «отдельных, наиболее передовых представителей новых социальных слоев» будет проходить не напрямую, а через «двойное членство» в демократических партиях народного фронта КНР. Известно, что в КНР существует 8 т.н. «демократических партий», входящих в Народный фронт. У 4-х из них руководители одновременно состоят в КПК По всей вероятности, для многих представителей бизнеса возможность «двойного членства» будет расширена. Помимо этого, в КНР в последние месяцы существенно расширена численность и функции «Всекитайской федерации промышленников и торговцев», которая, возможно, также станет одной из партий Народного фронта. Нет необходимости говорить, что все эти организации находятся под жестким контролем КПК через комитеты Народного фронта. Все это позволяет бюрократии эффективно контролировать количественный и качественный состав их новых членов.
    3. XVI съезд также показал, что ухудшение условий жизни миллионов китайцев в период роста частного предпринимательства заставило КПК существенно маневрировать и прибегать к социальным реформам. В 2001 в КНР был принят новый закон о профсоюзах. Это было связано с тем, что в предшествующие пять лет на многих предприятиях, созданных иностранным капиталом (особенно тайваньским и корейским), имели место грубые нарушения трудового законодательства (на этих предприятиях не создавались профсоюзы, не заключались коллективные договоры, произвольно увеличивался рабочий день, не выплачивалась заработная плата). Вследствие этого в стране резко сократилась численность членов профсоюзов (со 104 млн. чел в 1995 до 87 млн. чел. в 1999). Свыше 100 млн. рабочих и служащих в 2000 не были членами профсоюзов. По стране прокатилась волна забастовок, в первую очередь бастовали женщины-работницы на предприятиях легкой промышленности.

В новый закон о профсоюзах дополнительно включены 44 статьи.

Суть поправок вкратце сводится к следующему:

      • Законодательно закреплено форсированное создание новых низовых профсоюзных организаций на тех предприятиях, где их раньше не было.
      • Разрешено создание профсоюзов на мелких предприятиях (менее 25 человек рабочих).
      • Расширены права женщин в профсоюзном движении, в создании женских рабочих комитетов.
      • Закреплены трудовые гарантии руководящих работников профсоюзов на частных и смешанных предприятиях. Закон предусматривает судебные санкции против тех руководителей, которые досрочно разрывают трудовые отношения с руководителями профсоюзов.
      • Новый закон также предусматривает санкции против тех руководителей, которые не выполняют соглашение по отчислению профсоюзам денежных средств. В этом случае профсоюз может принудительно через суд заставить предприятие выплатить деньги.
      • Закон также обязывает восстанавливать на работе незаконно уволенных профсоюзных работников и подтверждает право на забастовки, записанное еще в предыдущем законе. В соответствии с законом, если рабочие останавливают работу и если при этом профсоюз считает, что требования рабочих обоснованы, то профсоюз должен встать на защиту рабочих.

В результате всего этого с 2000 по 2002 число членов профсоюзов значительно возросло и составляет в настоящее время 130 млн. человек. В 2003 состоится очередной 14-й съезд профсоюзов КНР.

Вторым важным законодательным актом, принятым перед съездом, стал закон об арендном подряде на землю для крестьян. Примечательно, что этот закон принят впервые, после того, как в 1978 КПК разрешила крестьянским семьям брать участки земли в долгосрочную аренду. Почему закон был принят только теперь? Во-первых, только за 2000 в партийные и государственные инстанции было подано несколько десятков тысяч жалоб на злоупотребления местных чиновников. По признаниям китайской печати, правительство вынуждено защищать права крестьян. Закон об аренде не подразумевает продажу земли в частную собственность, но позволяет брать бесплатно землю в аренду на 30 лет и (за плату) на 100 лет с правом передачи аренды по наследству. Во-вторых, китайская печать подчеркивает, что государственное регулирование земельных отношений и сельского хозяйства в целом связано с вступлением Китая в ВТО. По признаниям самих китайцев, сельское хозяйство КНР до сих пор является высоко затратным и мало механизированным. Вследствие очень большой доли ручного труда, сельскохозяйственные продукты в КНР в среднем на 40% дороже, чем на мировом рынке. Нынешний статус Китая в ВТО позволит в течение 5-и лет сохранить протекционизм в отношении цен на сельхозпродукцию. Правительство КНР в рамках этого периода должно радикально реформировать аграрный сектор.

И, наконец, еще одна реалия, замеченная российскими экспертами по Китаю, - это дискуссии о внутрипартийной демократии внутри самой КПК. Эти дискуссии не очень явно идут в стране с 1980, когда была фактически пересмотрена официальная оценка культурной революции. Некоторые высшие партийные чиновники уже тогда называли правление Мао Цзэдуна «феодально-фашистской диктатурой». Особенностью настоящего времени является выход этих дискуссий в низовые звенья партийного аппарата, за пределы узкого круга высших партийных руководителей.

Так, подлинной сенсацией стала книга бывшего секретаря волостной партийной организации в провинции Хубэй, Ли Чанпина под названием «Я обратился со словами правды к премьеру Госсовета». По мнению Ли Чанпина, сельское хозяйство в его провинции находится в глубоком кризисе. Существует целая армия чиновников-паразитов, которая бессовестно грабит крестьян-арендаторов, заставляя их выплачивать неофициальный подушный налог. В связи с этим, многие жители деревни вынуждены бросать свои земельные участки и уезжать в поисках лучшей жизни. По данным Ли и других источников, в КНР более 100 млн. крестьян покинуло деревню и живут на положении попрошаек в больших городах. Все это указывает на огромный разрыв между городом и деревней, между богатыми и бедными провинциями в Китае. Ли Чанпин подробно описывает в книге свои собственные злоключения, как, после обращения с письмом в Госсовет КНР, он, вследствие травли, был вынужден бросить работу и уехать из родных мест. Тем не менее, его книга была издана большим тиражом, что само по себе было немыслимо раньше, и очень быстро распродана. Добавим, что такой голос критики, исходящий от рядового аппаратчика и растиражированный в виде книги, был невозможен в СССР, даже во время пика «Перестройки» и «гласности».

Таким образом, вопреки прогнозам, XVI КПК не вывел страну на широкую дорогу неолиберализма. Правящая бюрократия КПК пока не идет по пути партбюрократии КПСС, а продолжает маневрировать между растущими аппетитами буржуазии и интересами трудящихся масс, прочно удерживая рычаги власти.

В СССР, в начале 90-х годов, бюрократия была абсолютным монополистом в политике, владении СМИ, в распределении средств производства, с самого начала заведовала процессом приватизации и не имела конкурентов в переговорах с Западом. В КНР ситуация сложнее. Бюрократия КПК (не менее жадная и коррумпированная, чем советская бюрократия), вынуждена отдавать отчет, что в случае широкой приватизации у нее будет мощный конкурент, более приемлемый для мирового империализма. Поэтому, партийная бюрократия предпочитает держать буржуазию под жестким контролем и эффективно доить. Сама буржуазия также находится в двойственном положении. С одной стороны партийно-бюрократический контроль существенно сковывает ее инициативу, с другой стороны, при мировой монополии ТНК, бюрократия оказывает ей государственную поддержку и протекционизм. Таким образом, взаимная зависимость (при взаимном недоверии) придает режиму КНР на данном этапе парадоксальную устойчивость.