Автор: Администратор
Китай Категория: Изучение Китая в РФ
Просмотров: 2895

01.03.2007 Стратегический баланс сил в АТР на рубеже XX - XXI вв. 

 

Оглавление научной работы

автор диссертации — кандидата политических наук Юй Сяотун

Введение

Глава 1. Восточная Азия после "холодной войны"

1.1 Роль АТР в современном мире и новая расстановка сил

1.2 Концепции национальной безопасности ключевых государств АТР.

Глава 2. Стратегические треугольники АТР

2.1 Треугольник "КНР-РФ-США"

2.2 Перспективы отношений в треугольнике "Китай - Россия

Япония"

2.3, Китай-Россия-Индия: трехстороннее взаимодействие

Глава 3. Процессы стратегической интеграции в АТР

3.1 Интеграционные процессы в АТР на рубеже XX-XXÍ вв.

3.2 Взаимодействие в рамках Шанхайской организации ^ сотрудничества.

 

Введение диссертации

2007 год, автореферат по политологии, Юй Сяотун

Актуальность темы

В связи с окончанием "холодной войны" и углублением экономической интеграции стран АТР структура международных отношений в регионе претерпевает существенные изменения, что обусловило необходимость разработки новой модели отношений также и в сфере безопасности. Более реальной становится перспектива перестройки отношений стран региона через снижение уровней баланса сил и достижение баланса интересов.

Однако события, связанные с силовыми акциями США и НАТО в Ираке, особенно, в Югославии, свидетельствуют, что дух сотрудничества в международных отношениях, не говоря уже о его букве, будет создаваться в условиях очевидных претензий ряда стран на гегемонию. Как в Европе, так и в Азии динамика международной жизни определяется противоречивым сочетанием сотрудничества и силового соперничества.

Очевидно, что система международных отношений нуждается в переосмысливании традиционных, основанных на военно-силовых механизмах союзнических отношений и концепций коллективной безопасности. Система безопасности на основе сотрудничества, разрабатываемая в качестве базовой модели безопасности для Азиатско-Тихоокеанского региона, вероятно, должна включать элементы международных институтов и неформальных норм, правил и принципов международного поведения. Ведь как крупные, так и малые страны региона заинтересованы в стабильности и безопасности — особенно в гарантиях от посягательств на их интересы.

Укрепление национальной безопасности Китая и России неотделимо от конструктивного участия этие стране обеспечении глобальной и международной безопасности, включая участие в международных режимах безопасности в АТР.

Безопасность региональная имеет общие основные черты с безопасностью глобальной. В то же время безопасность региональная отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторических, культурных, религиозных традиций и т.п. Во-первых, процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации, в частности Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, например, Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др.

В отличие от Европы, несущие конструкции системы международных отношений в Азиатско-тихоокеанском регионе периода «холодной» войны не были столь однозначно привязаны к биполярной схеме стратегического противостояния между Востоком и Западом, хотя оно и оказывало сильнейшее воздействие на развитие обстановки в АТР, особенно в его северо-восточной части. Основу региональной системы безопасности составляли двусторонние (США-Япония, США-Южная Корея, СССР-КНДР, СССР-Монголия и т.д.), а не многосторонние (НАТО—ОВД) военно-политические институты. Более разноплановой была и их экономическая составляющая. Экономическое соперничество в АТР шло по существу не столько по водоразделу Восток-Запад, сколько по линии Япония — «азиатские тигры», Япония—США. Гораздо более непримиримыми и противоречивыми, чем в Европе, были взаимоотношения между некоторыми государствами региона, провозгласившими построение социализма как основу своих политико-идеологических доктрин. Кроме феномена КНДР это относилось, прежде всего, к СССР и КНР, между которыми наблюдались не только значительные идеологические разногласия, но и неприкрытое соперничество за лидерство.

Провозглашение «нового политического мышления» в СССР, ослабление, а затем и полный демонтаж «железного занавеса» как основного атрибута военно-политического и идеологического противостояния между Востоком и Западом в конце 80-х — начале 90-х годов привели к еще большему многообразию политического ландшафта АТР. В тихоокеанской Азии окончание «холодной войны» не ознаменовало собой явного рубежа в международном развитии, как это было в евро-американском мире. Перемена была ощутима, однако ее трудно назвать радикальной. Окончание «холодной войны» лишь активизировало процессы развивавшиеся в АТР с 60-80-х годов: возникновение и усиление новых региональных центров силы, рост азиатского национализма, обретавшего все большее международное влияние.1

Это дополнительно способствовало тому, что региональное сообщество и после окончания «холодной войны», и в настоящее время в значительной степени восприимчиво к понятию многополярности международных отношений. Из этого, в свою очередь, следует, что и устройство системы безопасности на общерегиональном уровне может в значительной мере тяготеть к многосторонней схеме.

В последнее десятилетие все большее значение в обеспечении региональной безопасности придается ее субрегиональному подуровню. Прекращение «холодной войны», переход от конфронтационных к кооперативным формам поддержания стабильности в различных регионах мира способствует углублению этого процесса, его переходу в более компактные и ограничено взаимосвязанные субрегионы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в анализе того, как и каким образом трансформируется стратегическая роль и место Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

С учетом актуальности проблемы для всего международного сообщества, региона АТР и, не в последнюю очередь, России автор попытался выстроить исследование по следующим направлениям: Показать роль АТР в современном мире и новую расстановку сил в регионе на рубеже XX-XXI вв.

Рудницкий А.Ю. Азиатско-Тихоокеанский регион и общемировое развитие Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-тихоокеанского региона:Учебное пособие ДА МИД РФ. М. 1998. С.36 дать характеристику политическим и геополитическим сторонам проблемы в регионе АТР; рассмотреть концепции безопастности ведущих держав АТР проанализировать различные аспекты взаимодействия в рамках стратегических треугольников АТР; обозначить роль и место КНР, России и Индии в нарастающих интеграционных процессах АТР.

Научная новизна работы заключается в следующем: рассмотрены особенности интеграционных процессов в АТР и их стратегическое значение; проанализирована эволюция концепции национальной безопасности КНР в последней четверти XX века, выявлены новые подходы Китая к проблеме региональной и международной безопасности в условиях перехода мирового сообщества от биполярности к многополярности; предпринята попытка комплексного рассмотрения особенностей взаимоотношений между ключевыми акторами региона

Хронологические рамки исследования охватывают в основном последнее десятилетие XX века. На рубеже 80-90-х годов феномен роста мощи АТР стал объектом особо пристального внимания мировой политологии. Именно к этому времени, как представляется, сформировались базисные предпосылки изменения роли и места АТР как в региональной, так и мировой архитектонике.

Предмет исследования. Предметом исследования явились идеологические, военно-политические и экономические аспекты политики руководства стран АТР в процессе изменений в Восточной Азии в период после "холодной войны".

Основа методологии исследования. Окончание "холодной войны", сопровождавшееся распадом СССР и «восточного блока», в корне изменило облик международных отношений и потребовало нового подхода к их изучению. Но, как признают специалисты-международники, на сегодняшний день наука еще не выработала такого подхода: глобальные политические изменения, в известном смысле, застали теорию врасплох.2 Оказалось, что ее основные концепции мало приспособлены для осмысления происходящих сдвигов, методология слабо согласуется с изменившимися условиями.Не отказываясь от общепризнанных достижений различных теорий международных отношений, позволяющих говорить о существовании соответствующей относительно самостоятельной дисциплины, автор стремился к комплексному анализу. Поэтому для оптимизации процесса построения необходимых обобщений и выводов при исследовании столь многогранной проблемы стратегические подвижки в АТР рассматривались через призму политических, военнно-стратегических, экономических и др. явлений и событий.

В значительной степени комплексному анализу в данной работе способствовали теоретические и практические работы как зарубежных, так и отечественных авторов по проблемам геополитики и международным отношениям. Общее, что в большей степени объединяет работы теоретиков современных международных отношений, анализ процессов интеграции и дезинтеграции территорий в условиях глобальных изменений.3

При рассмотрении вопросов адаптации идей теоретиков международных отношений к реалиям АТР использовались как исследования ученых, анализирующих общие проблемы развития международных отношений, так и работы специалистов-международников, занимающихся конкретным изучением региональных проблем Азиатско-Тихоокеанского региона. В их число входят труды О.Арина, Е.П. Бажанова, А.Д Богатурова, A.A. Волоховой, АДВоскресенского, Ю.М. Галеновича, JI.C. Кюзаджяна, В.Ф. Ли, B.C.

2 Цыганков П. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений. Международные отношения: социологические подходы. М.1998. С.18

3 Гаджиев К.С. Геополитика. M., 1997; Agnew J., Carbridge S. Mastering space: hegemony, territory and international olitical economy. L., N.Y.,1995

Мясникова, В.Е.ГТетровского, А.Ю. Рудницкого, М.Л.Титаренко, A.M. Хазанова, А.Г.Яковлева и др.

Степень разработанности темы и источниковедческая база.

Многие научные дискуссии по проблемам нового баланса сил в Восточной Азии, организованные после "холодной войны" как в России так и за рубежом, посвящаются вопросам, связанным с поддержанием в регионе стабильности и безопасности, а также обсуждению возможных причин роста напряженности и возникновения здесь конфликтов. В центре внимания аналитиков, как правило, оказываются две группы проблем: одна, затрагивающая различные варианты политики Соединенных Штатов Америки в Восточной Азии, начиная от курса на формирование здесь однополярного мира и кончая выводом из региона всех американских войск, и другая, связанная с анализом национальных интересов и геополитических амбиций ведущих акторов новой системы международных отношений в Восточной Азии.

Автор опирался на разработки российских и китайских ученых в области развития международных отношений, придерживаясь принципов диалектики и причинно-следственных взаимосвязей.

Очевидно, что поступательное развитие АТР предвещает кардинальные сдвиги в меняющейся геополитической конфигурации мира. В России, как представляется, стратегическое восприятие АТР все более усиливается. Об этом свидетельствует выход на рубеже 90-х - начала 2000гг. ряда специализированных изданий. Так в 1998г. Дипломатическая академия МИД РФ издала под редакцией В.Ф.Ли монографию «Внешняя политика и дипломатия стран АТР»; Начиная с 2000г. в Институте Дальнего Востока РАН издается под редакцией A.B. Болятко ежегодный сборник статей «Россия в АТР»; Институт Мировой экономики и международных отношений РАН в. 2004 издал под редакцией Г.И. Чуфрина коллективную монографию «Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом».

А в 2005 г. вышел в свет при содействии « Российского национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству» первый номер ежемесячного журнала «Россия в АТР».

Значительный интерес также представляют работы таких известных специалистов как, А.Д. Богатуров, А.Д.Воскресенский, Ю.М. Галенович, B.C. Мясников, В.Я. Портяков, МЛ.Титаренко и др.

Из работ на китайском языке следует выделить исследования таких авторов, как Янь Сюэтун, Сунь Шулин.

Отдельного внимания заслуживают специализирванные издания Китайской академии общественных наук. Например, «Желтая книга по России, Восточной Европе и Центральной Азии» вышедшая в 2006, является одним из первых фундаментальных исследований современной внешней политики, особенно в Центральной Азиии; заслуживает внимания издание Института азиатско-тихоокеанских исследований «Синяя книга - доклад о развитии в АТР», посвященное анализу наиболее горячих вопросов АТР. В этой связи хотелось бы еще отметить монографию, подготовленную под редакцией Фу Менцзи «Стратегический курс АТР-главные мировые силы развития и конкуренции», изданную в 2002 г. и до сих пор являющейся одним из самых авторитетных изданий по вопросам АТР. В работу, подготовленную в стенах китайского Института стратегических исследований, вошли исследования таких известных специалистов как Цзи чжие, Юань Пэн, и др.

Эмпирическую базу работы составляют законодательные акты по внешней политике, прогнозные исследования, материалы периодической печати и практических организаций. Большой объем информации, необходимой для анализа различных аспектов рассматриваемой в работе тематики, содержится в центральных китайских периодических издания и академических журналах, в частности, «Жэньминь жибао», «Бэйцзин цзинцзибао», «Хуаньцю Шибао», «Ляньхэ цзаобао», « Фэнхуан синьвэнь», «Чжунго синьвэнь ван» Особое место среди привлеченных периодических изданий занимает ряд специализированных газет и журналов по проблемам АТР.

Это издание Института современных международных отношений «Сяньдай гоцзи гуаньси», издание международных проблем «Годзи вэньти яньцзю», издание Института Азиатско-тихоокеанских исследований «Дандай ятай» и др.

В ходе написания диссертационной работы автор использовал публикации в периодических изданиях 1990-х - начала 2000-х гг., издаваемых на русском языке («Независимая газета», «Эксперт», «Политический журнал», «Обозреватель»).

Важную группу источников составляют работы, выступления, заявления и интервью должностных лиц: государственных деятелей, сотрудников министерств и ведомств.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что поднятые в ней проблемы имеют все возрастающее значение для внешнеполитической стратегии России.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

 

II. Структура и основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Общее содержание работы.

Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна исследования, методологические подходы и адекватность постановки проблемы, формулируются цели и задачи исследования, приводится характеристика источниковедческой базы диссертации, дается историографический обзор работ зарубежных и российских исследователей по выбранной теме

Первая глава "Восточная Азия после "холодной войны" " посвящена анализу актуальных вопросов АТР, рассматривается роль АТР в современном мире и новая расстановка сил

На протяжении 1960-90-х гг. в странах Восточной Азии имело место исключительно мощное и динамичное развитие экономики Рост экономических показателей в АТР во многом был обусловлен успехами внутреннего экономического развития, укреплением двусторонних отношений

На этом фоне Восточная Азия отличается особой структурой международных отношений.

В 1970-80-х годах на региональном уровне структура межгосударственных отношений определялась существованием треугольника СССР - США - КНР, который вписывался в контекст мирового биполярного противостояния Советского Союза и США. Распад СССР разрушил эту структуру. В Восточной Азии обстановка перестала зависеть от отношений Москвы и Вашингтона. Это дало толчок развитию региональной многополярности. В АТР стали действовать несколько центров влияния - Китай, Япония, государства Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Россия. Несмотря на то, что США географически и не принадлежат к восточноазиатской подсистеме, они оказывают на этот решен огромное влияние.

Среди региональных противоречий можно выделить четыре главные группы проблем: а) противоречия между отдельными государствами например, существенные противоречия имеются между США и КНР в области экономических связей и в политических подходах к решению некоторых международных проблем; между США и Японией постоянно обостряются противоречия в сфере экономики, валютно-финансовой политики и ряде других областей, между Японией и КНР существуют противоречия в области ¿военного и оборонного строительства, противоречия между двумя корейскими государствами по-прежнему носят остроконфликтный характер, ряд территориальных споров в регионе также должны быть отнесены к этой категории; б) противоречия между группами стран имеются противоречия между субрегионом Юго-Восточной Азии и субрегионом Северо-Восточной Азии в подходах к проблемам безопасности, по вопросам инвестиционной политики и т п., в) противоречия между крупными державами, малыми и средними государствами в целом после окончания "холодной войны" политика некоторых государств региона обрела большую самостоятельность и независимость, а отсюда возникают противоречия с крупными державами по проблемам безопасности (например, Малайзия-США) в связи с ростом комплексной мощи этих держав (в первую очередь, опасения в отношении "китайской угрозы"), г) противоречия межцивилизационного характера, возникающие в отношениях США и европейских держав, с одной стороны, и стран СевероВосточной и Юго-Восточной Азии - с другой, наиболее четко эти противоречия прослеживаются в подходе к правам человека, к проблемам создания новой системы международных отношений и по ряду других проблем 4

Учитывая, однако, то обстоятельство, что в АТР входят четыре великие державы (США, Россия, Китай, Япония), обладающие влиянием в глобальном масштабе, последствия возникновения кризисных ситуаций здесь могут с самого начала приобретать характер не только региональный, но и глобальный В этом по существу и кроется особая угроза для безопасности государств Восточной Азии и АТР в целом.

Опасная неопределенность в развитии ситуации в Восточной Азии в случае ухода американских войск побуждает основных акторов региональной системы международных отношений заблаговременно готовиться к такому неблагоприятному исходу и налаживать диалог друг с другом.

В этом плане исключительный интерес, по мнению автора, представляет эволюция концепции национальной безопасности ключевых акторов региона, в особенности те ее направления которые касаются самоопределения их в Восточноазиатском регионе.

Китай занимает прочные позиции в новой расстановке сил в Восточной Азии. В отличие от Японии, своего потенциального конкурента и соперника в регионе, он располагает собственными природными ресурсами, достаточными для того, чтобы самостоятельно поддерживать устойчивый экономический рост и обеспечивать стратегическую независимость.

Сильной стороной стратегического потенциала Китая, как полюса силы в Восточной Азии, является то, что национальная экономика в долгосрочной перспективе ориентируется на емкий внутренний рынок. При условии, что страна сохранит темпы развития на ближайшую и среднесрочную перспективу, покупательная способность населения будет возрастать, а это значит, что будет расти и внутренний рынок.

Оставаясь самодостаточным центром силы, обеспеченным природными, трудовыми, технологическими и финансовыми ресурсами, Китай объективно располагает всеми необходимыми условиями, гарантирующими ему политическую, экономическую и стратегическую независимость

Силовой потенциал Китая в новой системе отношений в Восточной Азии уравновешивается только стратегической мощью Соединенных Штатов Америки, которые, хотя географически и не являются частью региона, однако располагают здесь огромным военно-морским потенциалом. После распада Советского Союза и ослабления' военно-морского флота России, Америка приложила большие усилия к тому, чтобы укрепить свои стратегические позиции великой морской державы в западной части Тихого океана.

Важнейшими задачами США в XXI в являются сохранение влияния на Японию и замедление возвышения Китая. США стремятся не допустить превращения Китая в регионального лидера той части планеты, которая обещает быть центром мирового экономического развития.

В новом балансе сил в Восточной Азии достаточно сильными позициями обладает Япония, чей ВНП в 2005 году составил 4,848 трлн долл. В течение полувека она была самой динамичной страной Азии, главным проводником американского влияния здесь и даже «главной призмой, сквозь которую Соединенные Штаты оценивали свои интересы в регионе».2 Но 1990-е гг. оказались потерянным временем для страны, периодом стагнации второй экономики мира. У Японии ограниченные природные ресурсы, ее население быстро стареет, способность лидеров использовать потенциал нации не вызывает восхищения. Однако накопленные в предшествующие периоды ресурсы позволяют ей демонстрировать свои претензии на ведущую роль в регионе.

С середины 90-х гг. XX века во внешней политики России в отношении стран АТР произошли значительные изменения, Россия изменила свой первоначальный прозападный внешнеполитический курс, усилив свою политику по отношению к Востоку. Руководство РФ заявило, что Россия проводит политику «двуглавого орла», осуществляя активную дипломатию как на Западе, так и на Востоке.

В 1994 году Россия выдвинула «всестороннюю дипломатическую стратегию (по всем направлениям)», прилагая дипломатические усилия в районе АТР. С помощью усилий на протяжении нескольких лет путем улучшения и развития отношений с Китаем, Японией, Кореей и странами АСЕАН она в конце концов вступила в круг стран АТР. 25 ноября 1997 года пятое неофициальное заседание руководителей экономического сотрудничества и организаций стран АТР приняло решение, принять в 1998 году Россию в качестве нового члена этой организации, что знаменовало официальное возвращение России в АТР

2 Уткин А И Мировой порядок XXI века М,2002 С 331

В своей политике в АТР Россия преследует следующие стратегические цели:

1 С учетом распространения НАТО на Восток, и в обстоятельствах вытеснения России с ее стратегического пространства она пытается стабилизировать свой стратегический тыл и расширить свое стратегическое пространство, для того чтобы сконцентрировать силы для противостояния экспансии НАТО,

2 Наладить стратегическое взаимодействие с Китаем и Индией, чтобы совместно противостоять глобальному доминированию США;

3. Активизировать экономические связи с странами региона, в интересах собственного развития

Стратегия России в АТР включает двусторонний и многосторонний подходы к безопасности.

В центре всей российской стратегии безопасности в АТР находятся отношения с Китаем С начала 1990-х г, отношения между Россией и Китаем на основе нормализации китайско-советских отношений получили стремительное развитие. Россия рассматривает стратегические отношения с Китаем и Индией в качестве ключевого противовеса США

Кроме того, Россия активно восстанавливает и развивает сотрудничество с Японией и Южной Кореей Япония и Южная Корея являются союзниками США в северо-восточной Азии, при этом американо-японское сотрудничество в сфере безопасности играет в АТР роль подобную роли НАТО в Европе и в качестве одной из задач преследует сдерживание России Тем не менее, развитие отношений России с Южной Кореей и Японией способствовало укреплению ее безопасности и экономическому развитию российского Дальнего Востока.

В последние годы Россия восстановила и развивает традиционные отношения с Северной Кореей, Вьетнамом, а также военно-техническое сотрудничество со странами региона

Одновременно Россия пытается использовать участие в многостороннем сотрудничестве в сфере региональной безопасности для восстановления своих позиций в АТР

Вторая глава «Стратегические треугольники АТР» посвящена анализу отношений ведущих держав АТР России, США, Японии, Индии и Китая

Если в период «холодной войны» треугольник КНР-США-СССР был одним из определяющих факторов международных отношений, то сейчас для каждой из сторон взаимоотношения внутри треугольника — лишь один из многих аспектов внешней политики. Кроме треугольника Китай, США и Россия есть треугольники Китай, США и Япония, США, Европа и Россия, Китай, Россия и Индия и даже США, Япония и Южная Корея. Для КНР особое значение имеют взаимоотношения в треугольнике Китай-США-Тайвань- взаимоотношения США с двумя берегами Тайваньского пролива оказывают серьезное влияние на внешнюю политику КНР и становится фактором глобального значения

Международная обстановка постепенно развивается в направлении многополярности, поэтому сейчас треугольник «КНР-РФ-США» ни по характеру взаимоотношений внутри него, ни по влиянию на мировую полигику несопоставим с треугольником «СССР-США- КНР» периода холодной войны

Если говорить о треугольнике «КНР-РФ-Япония» то нужно отметить, что японская политика в АТР продолжает ставить во главу угла укрепление двустороннего сотрудничества с США в различных сферах. И по сей день решающим фактором, определяющим поведение японской дипломатии, остается присутствие на Японских островах крупных военных баз и вооруженных сил США, численность которых составляет около 47 тысяч офицеров и солдат. В этом смысле отношения между Японией и Россией и Японией и Китаем при всем их внешнем благополучии развиваются в действительности довольно противоречиво и все чаще в них преобладают не столько позитивные, сколько негативные тенденции.

Двусторонние отношения в системе Россия-Индия-Китай, устойчиво развивающиеся по всем трем направлениям (прежде всего российско-китайскому и российско-индийскому), объективно служат одним из важнейших факторов активизации трехстороннего взаимодействия.

Другим важным резервом трехстороннего партнерства в кругах специалистов признается развитие региональной интеграции, прежде всего в Азиатском Тихоокеанском регионе (АТР). По мнению специалистов, именно многосторонне сотрудничество в рамках уже давно действующих, а также новых региональных организаций, таких как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ), «АСЕАН+3», форум «Азия-Европа» (АСЕМ) может стать важным инструментом реализации задач, стоящих перед Индией, Китаем и Россией, способствовать их усилиям по обеспечению международного мира и стабильности3

3 Ранганатхан К Доклад на третьей научной конференции «Индия-Россия-Китай»

 

Россия, Индия и Китай активно участвуют в процессах мировой и региональной институционализации, что наряду с другими факторами, является важным объединяющим моментов во внешнеполитической деятельности трех стран. Россия и Китай - члены АТЭС и ШОС.  Россия - член СНГ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Китай - участник диалога АСЕАН плюс три (Китай, Япония, Южная Корея). Индия - член Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC - South Asia Association for regional cooperation). Индия и Китай — члены ВТО, а Россия стоит на проге вступления в эту организацию. Это означает, что трехстороннее сотрудничество Индии, Китая и России будет затрагивать интересы и территории, если не всех стран-членов данных организаций, то, как минимум, тех, которые расположены в Восточной, Центральной и Южной Азии.

Особое значение в этом смысле имеет сегодня взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Принятие в 2002 году на саммите в Санкт-Петербурге базового уставного документа - Хартии ШОС, учреждение постоянных органов, формирование практических механизмов сотрудничества государств-участников в различных сферах — от безопасности и борьбы против терроризма до конкретных хозяйственных и гуманитарных областей — все это свидетельствует о больших возможностях организации в решении задач, которые составляют потенциал трехстороннего сотрудничества России, Индии и Китая. Концепция трехстороннего взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества Росси, Китая и Индии продолжает оставаться в стадии тщательной экспертной разработки и находится на начальном этапе практической реализации. Регулярные встречи-политологов трех стран, объективно превратившись в своего рода научное сопровождение данного процесса для выработки согласованных рекомендаций руководству трех стран, начинаются приносить видимые практические результаты.

Разумеется, ведя сегодня неформальный диалог, сторону отдают отчет наличию разного рода проблем. Основные из них — сохраняющиеся трудности в отношениях между КНР и Индией (вопрос о границе, китайско-пакистанские связи и ряд других). Другие вызваны особенностями, международного положения трех стран, действием «американского фактора», общей подозрительность, а порой, откровенно провокационной позицией Запада. Немало проблем может быть связано с практическим движением по пути трехсторонней экономической интеграции. Трудно пока оспорить и мнение некоторых экспертов, что «далека от четкого определения повестка дня сотрудничества»4

Тем не менее, есть все основания полагать, что в целом концепция трехстороннего взаимодействия рассматривается партнерами как важный резерв консолидации усилий в решении сходных международных задач, как дополнительный ресурс, позволяющий расширить возможности внешнеполитического маневра на международной арене в целом, особенно в моменты обострения международной обстановки. Определенные надежды возлагаются и на поиск различного рода трехсторонних экономических и культурно-гуманитарных проектов в интересах развития хозяйственных и социальных комплексов каждой из стран. Трехстороннее взаимодействие видится как неформальное и некон-фронтационное партнерство, нацеленное на создание прочного, стабильного и справедливого мира, а на этой базе - на обеспечение благоприятных внешних условий для решения стоящих перед каждой из трех стран задач, на эффективное использование в процессе реализации взаимодополняющих возможностей друг друга.

В третьей главе « Процессы стратегической интеграции в АТР» рассмотрены особенности взаимоотношений в рамках таких региональных союзов как АСЕАН +3, АТЭС и особенно в ШОС.

Среди аналитиков, работающих в международных финансовых институтах (Всемирном банке, МВФ и других), с 2000 г все более распространяется, оптимистическое мнение, что, за немногим исключением, экономики азиатских стран снова переживают подъем, а фаза глубокого кризиса в третьем по величине ключевом регионе мировой экономики ушла в прошлое Другими словами Восточная Азия, те СевероВосточная и Юго-Восточная Азия, останутся самым динамичным регионом глобального экономического развития, темпы которого будут выше среднемировых Это будет относиться не обязательно к каждой экономике, но к подавляющему большинству их.

В определенной степени финансовый кризис 1997-1998 г послужил точкой отсчета для новых отношений в Восточной Азии. Главный вывод, сделанный пострадавшими от кризиса странами, состоит в том, что настаивание на национальном суверенитете и отказ от региональной интеграции могут привести к резкой утрате суверенитета, и что риски дезинтеграции гораздо выше, чем риски интеграции 

4 Сяндай гоцзи гуанси 2003 № 1

До того как разразился азиатский кризис, политики этого региона придерживались очень осторожного стиля наднациональной кооперации. Его определяющими чертами было достижение консенсуса и постепенное продвижение вперед. Похоже окончательно этот этап завершился с полной интеграцией стран ЮВА в рамках АСЕАН.

Экономика АСЕАН, объединяющей 10 стран Юго-Восточной Азии и Индокитая, всегда была ориентирована на экспорт. Наметившийся мировой экономический спад, прежде всего в таких экономических гигантах, как США и Япония, вызванный не в последнюю очередь трагическими событиями в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября, а также нарастающее экономическое могущество КНР подталкивают некогда весьма динамичную, а ныне экономически и политически "потускневшую" Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии к поискам "спасательного круга". Поэтому страны АСЕАН с энтузиазмом восприняли предложенную в Сингапуре (2000г) Китаем идею создания "зоны свободной торговли" (далее ЗСТ) в составе АСЕАН и КНР, официально закрепленную на состоявшихся в султанате Бруней (сентябрь 2001 г.) и Камбодже (ноябрь 2002г ) встречах в верхах по формуле "АСЕАН плюс КНР". В итоге была достигнута договоренность о создании совместной ЗСТ, к 2010 г.

В 2003 году лидерами группировки одобрена концепция сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание к 2020 году в рамках Ассоциации сообщества безопасности, экономического сообщества и социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена 6-летняя Вьентьянская программа действий (ВПД), принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Этот документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности «десятки» достижение более высокой степени интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития между ее старыми и новыми членами. Для решения этой двуединой задачи в 2000 году была запущена Инициатива интеграции АСЕАН (ИАИ).

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 года Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, рамочного соглашения о зоне инвестиций АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества АСЕАН.

Россия стремится вносить свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона. Прирост ежегодного товарооборота РФ со странами АТР составляет более 20 процентов. В ее действиях и планах исходят из того, что Россия - неотъемлемая часть АТР. Этот регион - не только пространство бурного экономического роста. Здесь проявляется одно из позитивных следствий глобализации - постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов мира. Еще одна отличительная черта АТР — высокая динамика интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование нового, более справедливого мироустройства.

Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы -стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу. Этими соображениями руководствовалась Россия при присоединении в 1998 году к форуму «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Сегодня на пространстве АТР это самый представительный механизм консультаций, совместного обсуждения ключевых региональных и международных вопросов.

Первое мероприятие в России в рамках Форума АТЭС прошло в мае 2001 года в Москве - заседание ДКС. В его работе приняло участие около 100 представителей деловой элиты АТР.

В целях активного привлечения российского бизнеса к деятельности ДКС в ноябре 1998 года под эгидой Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

К сожалению, запас информации о России и ее деловых кругах у стран-участниц АТЭС пока весьма и весьма скуден. Одна из основных причин - недостаточная активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабая взаимосвязь с заинтересованными государственными ведомствами Азии и российскими деловыми кругами в целом.

Распад СССР и образование в Центральной Азии новых независимых государств изменили очертания границ в регионе, и посему к середине 90-х гг возникла необходимость придать многосторонний характер российско-китайскому переговорному процессу по вопросам границы, проходившему то тех пор на двусторонней основе. Это и произошло в Шанхае в 1996 г, где лидеры России, Китая, Киргизии, Казахстана и Таджикистана подписали Соглашение об укреплении мер доверия в приграничных районах строительства мер доверия и обеспечения пограничного сотрудничества.

Преобразование «Шанхайской пятерки» в ШОС произошло в июне 2001 г на встрече лидеров России, КНР, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и примкнувшего к ним Узбекистана. Главными целями региональной организации было объявлено укрепление всесторонней кооперации между странами-участницами по вопросам безопасности и обороны, а также в сфере внешней политики, экономики, культуры и т д. Преобразование организации ознаменовало собой превращение ее из довольно ограниченного международного инструмента по решению пограничного вопроса в коллективное средство обсуждения многоплановых проблем по всем аспектам многосторонних отношений.

Одним из основных направлений ШОС, является противодействие таким вызовам и угрозам, как международный терроризм, нелегальная транспортировка наркотиков, контрабанда оружия, нелегальная миграция и иная трансграничная противоправная деятельность.

Одним из наиболее значимых результатов Бишкекского саммита ШОС в июне 2002 г стала разработка совместных подходов к предотвращению международного терроризма и экстремизма. В контексте роста нестабильности и напряженности потенциально взрывоопасной ситуации в Центральной и Юго-Восточной Азии принятые ранее соглашения получили новое наполнение в Шанхайской Конвенции по проблемам предотвращения терроризма, сепаратизма и экстремизма Основной задачей. Конвенции провозглашено обеспечение правовой и практической базы для взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб стран-членов ШОС в сфере противодействия названным «трем злым силам», прежде всего в Центральной Азии.

На саммите в Санкт-Петербурге в июне 2002 г состоялось подписание Соглашения по созданию региональной антитеррористической структуры (постоянного органа по усилению координации и взаимодействия спецслужб стран - членов ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма).

Декларация о создании ШОС утверждает открытость Организации для присоединения к ней третьих сторон, что свидетельствует о неприятии странами—участницами идеи регионального обособления и автаркии. К настоящему времени свой интерес к деятельности Организации продемонстрировали Региональный Форум АСЕАН, Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия и ряд других стран.

Сейчас ШОС - это пока единственный в мире постоянный интернациональный механизм с участием Китая, поставивший перед собой задачу противодействия международному терроризму, религиозному экстремизму и национальному сепаратизму на коллективном уровне. На наш взгляд, структуры, подобные ШОС, в геополитическом плане символизируют, стремление части мирового сообщества к созданию многополярного мира и, в определенной мере, являются признаком зарождения такового мира.

Киргизия, Узбекистан и Таджикистан по понятным причинам были вынуждены допустить базирование на своих территориях воинского контингента США. Однако эти государства не намерены поступаться своим суверенитетом. Это и побудило Узбекистан свернуть американское военное присутствие на своей территории в 2005 году. В России и КНР названные страны видят авторитетных гарантов своей независимости. С другой стороны, вытеснение Соединенными Штатами России и Китая с позиций доминирующих в регионе держав расширяет для центральноазиатских лидеров пространство для политико-экономического маневра относительно Москвы и Пекина. В этом контексте механизмы ШОС могут сыграть позитивную роль в плане поддержания оптимальных, коллективно управляемых рамок этого маневра.

ШОС не является блоковой, союзнической организацией. Она представляет собой международный инструмент для согласования направлений многостороннего сотрудничества Как и любое диалектическое явление, процесс становления и развития ШОС не лишен и определенных трудностей. Одна из текущих проблем ШОС и заключается в том, что организация пока не имеет согласованной структуры и постоянных органов, поэтому не обладает полномочиями субъекта международных отношений. В перспективе, после окончательного оформления и организационного упорядочивания, ШОС вполне способна стать влиятельным международным институтом.

В Заключении

подводятся итоги исследования На протяжении 1970-1980-х годов и вплоть до окончания "холодной войны в Восточной Азии поддерживался баланс сил между тремя великими державами Советским Союзом, Китаем и США. Однако распад СССР в начале 1990-х не только способствовал укреплению позиций Соединенных Штатов Америки в регионе в роли единственной глобальной сверхдержавы, привел к формированию в Восточной Азии нового баланса сил. Этот процесс проходит на фоне быстрого экономического роста стран региона и сопровождается увеличением военных расходов и неудовлетворенными национальными амбициями.

Силовой потенциал США в новой системе отношений в Восточной Азии уравновешивается только стратегической мощью КНР. Китай занимает прочные позиции в новой расстановке сил в Восточной Азии. В отличие от Японии, своего потенциального конкурента и соперника в регионе, он располагает собственными природными ресурсами, достаточными для того, чтобы самостоятельно поддерживать устойчивый экономический рост и обеспечивать стратегическую независимость В новом балансе сил в Восточной Азии достаточно сильными позициями обладает Япония Правда, в 90-е годы XX в темпы ее экономического роста серьезно замедлились, однако накопленные в предшествующие периоды ресурсы позволяют ей сохранять за собой место ведущей экономической державы Восточной Азии и второй в мире, после США. Она постоянно модернизирует свои силы самообороны, оснащая их самыми передовыми военными технологиями. В японских политических кругах все активнее обсуждаются вопросы пересмотра мирной Конституции 1947 года и отказа от трех неядерных принципов, что, в случае реализации этого плана, выведет Японию в число ведущих военных держав не только регионального, но глобального уровня".

Таким образом, в начале XXI века в восточной Азии возник новый расклад сил, при котором четко обозначились ведущие роди двух великих держав — Китая и Соединенных Штатов и второстепенные роли Японии, Южной Кореи и России. Проблема, однако, состоит в том, насколько противоречащими друг другу окажутся национальные интересы этих стран в региональной системе отношений, какие средства участники восточноазиатского "концерта" будут использовать для их реализации и какую внешнюю политику они будут проводить для поддержания стабильности и безопасности в этом стратегически важном районе мира. В условиях, пока новая системы отношений в Восточной Азии еще окончательно не сформировалась, ряд стран региона хотел бы успеть решить оставшиеся еще с периода "холодной войны" территориальные проблемы. Такие проблемы в первую очередь существуют в отношениях между Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом и странами АСЕАН по поводу принадлежности островов в Южно-Китайском море. Китай и Япония, например, оспаривают права на острова Сэнкаку. Токио претендует также на южнокорейский остров Такто и на Южно-Курильские острова, принадлежащие России. В условиях складывания новой системы отношений в Восточной Азии возникновение споров между странами региона по территориальным проблемам особенно опасно, так как их притязания выдвигаются в условиях быстро набирающего силу национализма.

Для более точного понимания ситуации в АТР важен стратегический анализ отношений в стратегическом треугольнике КНР-США-Россия, которые как и раньше имеют не только региональное, но и большое глобальное значение.

Международная обстановка постепенно развивается в направлении многополярности, поэтому сейчас треугольник «КНР-Россия-США» ни по характеру взаимоотношений внутри него, ни по влиянию на мировую политику несопоставим с треугольником «СССР- США- КНР» периода холодной войны.

Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне начисто перечеркнули упования народов мира на устойчивый ход развития человечества в XXI веке. Перечеркнуты, оказались доктрины и концепции, гипотезы и модели будущего мирового устройства.

11 сентября и последовавшие события оказали значительное влияние на отношения между тремя крупнейшими мировыми державами. Россия стала одним из главных союзников США по антитеррористической коалиции. Пекин также поддержал Вашингтон политически.

В последнее время повысилась значимость на мировой арене другого треугольника «Россия - Китай - Индия». Его конечно нельзя сравнивать по степени влияния на мировые события с треугольником «КНР-Россия - США». Но по мнению ученых его роль будет в дальнейшем только возрастать.

Россия, Индия и Китай активно участвуют в процессах мировой и региональной институционализации, что наряду с другими факторами, является важным объединяющим моментов во внешнеполитической деятельности трех стран.

Особенность нынешнего отношения России к региону Восточной Азии в стратегическом плане такова, что в силу объективных, прежде всего экономических, причин она не может играть здесь роль центра силы, какую в свое время играл Советский Союз на Тихом океане и в АТР. Поэтому восточноазиатский регион пока не является приоритетным направлением внешней политики России. Внимание российского руководства на данном этапе исторического развития страны сосредоточено в первую очередь на увеличении экономического и силового потенциала на путях сближения с бывшими советскими республиками по периметру российских границ (и здесь трудно переоценить роль влияния России на Шанхайскую организацию сотрудничества), а также укреплении западных рубежей России, непосредственно оказавшись в геостратегическом соприкосновении со странами НАТО.

Хотелось бы надеяться, что по мере укрепления своего экономического и научно-технического потенциала Россия в XXI в непременно заявит о себе, как о великой 'Тихоокеанской державе, приступит к активному освоению Дальнего Востока и Сибири, восстановит свой силовой потенциал и вновь будет играть важную стабилизирующую роль в системе международных отношений в Восточной Азии.

Апробации диссертации. Основные результаты работы получили свое отражение в научно-исследовательской деятельности Института Дальнего Востока Российской Академии Наук Ряд положений и выводов настоящей работы был отражен в докладах на международных конференциях, организованных ВДВ РАН Некоторые результаты исследования были раскрыты в ряде аналитических разработок и публикаций автора, общим объемом 2,5 листа, представленных в академическом издании ИДВ РАН «Проблемы Дальнего Востока»

По теме исследования опубликованы следующие работы

1 Китайская стратегия национальной безопасности в АТР// Проблемы Дальнего Востока №3 2007 с 41

2 Стратегические подходы США к АТР и их влияние китайско -американские отношения // Проблемы Дальнего Востока №4 2007 с 35

 

Список научной литературы

Юй Сяотун, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Документальные и справочные издания На русском языке

2. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.

3. Дэн Сяопин.Избранное. Т.1-Ш. (1975-1982). Пекин,1995.

4. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: (Статьи и выступления). Пер с кит. М., 1997.

5. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.// Китайская Народная Республика.политика, экономика, культура.М, 2001

6. Китайская народная республика: политика, экономика, культура. М. 1997-2001

7. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Поли. собр. соч. М., 1964. Т.45.

8. Мир на пороге XXI века. М., 2001.

9. Совместная декларация РФ и КНР. Пекин, 2 декабря 2002 года; Делийская Декларация о дальнейшем упрочении стратегического партнерства между РФ и Республикой Индией. Нью-Дели, 4 декабря 2002 года // Проблемы Дальнего Востока 2003. № 1.67

10. Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность (статьи и выступления). М.,1996.

11. Литература. На русском языке:

12. Актуальные проблемы современной Японии. М. 2004

13. Амиров В. Япония-Китай, на пути к битве двух гигантов?// Азия и Африка сегодня. 2003. №4

14. Асмолов К.В. Корейский полуостров в геополитической стратегии КНР // Китайская народная республика.политика, экономика, культура. М.2001.

15. Балакин В. КНР в глобальной стратегии Запада на рубеже веков // Проблемы Дальнего Востока. 2000, № 5

16. Н.Белов Е. Китай. 20 лет экономической реформы // Азия и Африка сегодня. 1998. № 12

17. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997.

18. Взаимодействие России, Индии и Китая в XXI веке. Под ред. С.В Уянаева, тг. 1-2. М. 2004.

19. Внешняя политика и дипломатия стран АТР. Под ред. Ли В.Ф. М., 1998.

20. Волохова А. А., Воропаева О. Изменения в мире в начале 90-х годов: оценка китайских политологов // Проблемы Дальнего Востока. 1994. №6.

21. Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом. М. 2004

22. Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999

23. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.

24. Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и обороннбй политики современного Китая. М. 2003.

25. Галенович Ю.М. Россия-китай-америка: От соперничества к гармонии интересоа?. М. 2006.

26. Гончаров С.Н., Виноградов Л. О. К вопросу об эволюции внешнеполитической концепции КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1988. №4

27. Гребенщиков Э. Тихоокеанская Россия и Япония : регионализация отношений на повестке дня// Мировая экономика и международные отношения. 2004.№1

28. Делягин М. Глобальная неустойчивость и тоска по апокалипсису // Крах доллара. М. 2000.

29. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.// Китайская Народная Республика.политика, экономика, культура.М., 2001.

30. Кузык Б.К., Титаренко M.JI. Китай Россия 2050: стратегия соразвития

31. Крупянко М.К. Арешидзе Л.Г.Новая расстановка сил в Восточной Азии, значение для интересов безопасности России //Восток. 2003.№6.

32. Лавров С. Три кита АТР//Россия в АТР. №1/2005

33. Лунев С. Широков Г. Трансформация мировой системы и крупнейшиестраны Евразии. М.2001.

34. Лэмптон Д. Американо-китайские отношения: жизнь на краю обрыва// Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 1. С. 21.

35. Маргелов М. Российско-китайские отношения, на высшей точке развития?// Международноые отношения. 2003. №9-10

36. Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

37. Мясников B.C. Положение в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 5.

38. Морозов С. Дипломатия В.В. Путина. Внешняя политика России 1999-2004гг. М.2004

39. Новые подходы к сотрудничеству в странах Азиатско-тихоокеанского региона. М., 1996.

40. Остроухое О.Л. Внешняя политика Китая в годы реформ и перспективы ее развития // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

41. Ощепков В. П. Россия и Китай в зеркале региональной политики. М.,1998.

42. Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». М., 1998.

43. Тавровский Ю. В. Азиатские усилия Москвы// Дипломат. Декабрь 2005.

44. Плешаков К. Геоидеологическая парадигма (взаимодействие геополитики и идеологии на примере отношений СССР, США и КНР в континентальной Восточной Азии, в 1949 -1991 гг.). М., 1994

45. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы ипротиворечия. М., 1998

46. Свешников A.A. Внешнеполитические концепции КНР иконцептуальные представления китайских специалистов международников. М., 1999,

47. Северо-Восточная и Центральная Азия :динамика международных имерегиональных взаимодействий. М. 2004.

48. Семин A.B. Япония-Китай, проблемы регионального взаимодействия //

49. Китай в мировой и региональной политике. М. 2001.

50. Су Синь. Меняющееся китайское восприятие безопасности

51. Экспресс-информация ИДВ РАН. 1994. № 3.

52. Титаренко M.JI. Россия лицом к Азии. М., 1998.

53. Тихоокеанское обозрение 2004 2005. М.2006

54. Уянаев С.В. К вопросу о сотрудничестве России, Индии и Китая вобласти энергетики// Китай в мировой и региональной политике (история и современность). М., ИДВ РАН, 2006.

55. Яковлев А. Международно-политическая стабильность в АТР и Китай

56. Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 5.

57. Янь Сюетун. Китайская стратегия безопасности после холодной войны

58. Экспресс-информация ИДВ РАН. 1995. № 8.

59. Янь Сюетун. Ориентация стратегии безопасности Китая //

60. Экспресс-информация ИДВ РАН. 1996. № 8.1. На китайском языке:

61. Айседон Кат, Вильям Пэйли. Превентивная оборона, новая стратегиябезопасности США. Шанхай., 2000.

62. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Шанхай, 02.1998.

63. Ван Ичжо. Дандай гоцзи чжэнчжи си лунь (Анализировать иобсуждать современную мирвую политику). Шанхай, 1995.

64. Ван Сяоминь. Ятай дицю цзинцзи фачжань дэ тэдянь (Экономическаяособенность развития АТР)// Дандай ятай. 2004. №1.

65. Ван Цинь. Дунмэн цюйюй итихуа дэ фачжань щи чэнюань го цзань дэшанбянь гуаньси (Единое развитие региона АСЕАН и двухсторонние отношения между его членами)//Дандай ятай. 2006. №3

66. Гэ Синьшэн. ЧжунЭ гуаньси лиши, сяныпи юй вэйлай (История,реальность и будущие отношения Китая с Россией)// Элосы яньцзю 2006. №3

67. Дуань Тинчжи, Чжан Сяофэн. дуня диюань чжаньлюэ хуаньцзин юй

68. Чжунго хэйшан аньцюань (Восточно-азиатское геополитическое стратегическое окружение и китайская мороская безопасность) // Дандай ятай. 2004. №4.

69. Дун лэй. Путин дэ гоцзи чжэнчжи гуан юй Элосы гоцзи чжаньлюэ

70. Точка зрения Путина на мировую политику и глобальная стратегия России) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2003. №6.

71. Дэн хао. Чжунго юй чжуня гоцзя гуаньси: хуэймо юй чаньчжань

72. Отношение Китая с Центрально Азиатскими странами. Оглянуться и вперед смотреть) // Гоцзи вуэыги яньцзю. 2002. №3.

73. Жуань Цзунцзэ. Шилунь МэйЭ 'синь чжаньлюэ куанцзя1 гуаньси (Американо Российские отношение'новая структура стратегии') // Гоцзи вэньти яньцзю 2002 №6.

74. Ли Чжидун, Люй Сюэчжэн. Лэнчжань хо чжун-мэй гуаньси чжун дэ

75. Элосы иньсу (После холодные войны, россиский фактор в отношение Китая и США) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2002. №12.

76. Ли Цзинцзе. Чжунэ чжаньлюэ хецзо хобань гуаньси дэ сянчжуан хэфачжань чаньцзин (Положение и развития перспективы китайско-российского стратегическое сотрудничества) // Элосы яньцзю. 2002. №2.

77. Ли Цзинцзе, Чжэн Юй и др. Россия и современый мир. Пекин. 1998

78. Ли Цзинцзе. Гуаныой ЧжунЭ чжаньлюе, сецзо хобань гуаньси

79. Обсуждение китайской и российской стратегии сотрудничества и партнерских отношений) // Дуноу чжуня яньзцю. Пекин, 2000.

80. Ли Бэньхэ. Цюаньцюхуа дэ дочжун инсян юй вого ин цайцю дэ дуйцэ

81. Многостороннее влияние глобализации и ответный курс, который следует принять нашей стране) // Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи. 2000. №10.

82. Ли Чжие. ЧжунЭИнь хэцзо чяньцзин (Перспективы китайскороссийско индийского сотрудничества). Пекин, 2003.

83. Лю Цзянфэй, Линь Сяогуан. Стратегические отношения Китая, США,

84. Япония в начале 21 века (21 шицзи чуци дэй джун-мэй-жи джаньлюе гуаньси). Пекин. 2002.

85. Цюаньцю чжаньлюэ дагэцзюй. синьшицзи чжунго дэ гоцзи хуаньцзин

86. Мировая стратегическая структура. Китайское мировое окружение в новом веке)// Чжунго сяньдай гоцзи гуаньси яньцзюсо. Пекин. 2000.

87. Пан Дапэн. Путин ши ци Мэйго дуэй Элосы гонэй чжэнцэ дэ инсян хэгань юй (Влияние и вмешательство США для российской внутренней политики в периоде Путина) //Элосы яньцзю. 2006. №3.

88. Пань Гуан. Цун 'Шанхэй уго' дао шанхэй хэцзоцзучжи (От шанхайскойпятерки стран до ШОС) // Элосы яньцзю. 2002. №2.

89. Син Гуанчэн, Дун Сяоян. 2005 нянь: индуй тяочжань (2005. ответитьна вызов) // Желтая книга по России, воточной Европе, центральной Азии. Пекин, 2006.

90. Ятай чжаньлюэ чан (Стратегия АТР) // Китайский институтсовременных международных отношений. Пекин, 2002.

91. Сун Имин. Цюаныцохуа синь фачжань хэ гоцзи гуаньси фуцзахуа

92. Новое развитие процесса глобализации и усложнение международных отношений) // Гоцзи вэньти яньцзю. 1999. №2

93. Сун Куэй. Элосы ятай чжаньлюе цзи дуэй Чжун Э хэйцзо дэй и-и

94. Российская стратегия АТР и значение для китайско-российского сотрудничества) // Дандай ятай. 2007. № 1.

95. Сунь Сулинь. Элосы ятай чжэнцэ дэ тяочжэн (Регулированиероссийской политики в АТР). Пекин, 2000.

96. Сунь Шулин. Дандай ятай чжэнчжи (Современная политика АТР) //1. Дандай ятай. 2002 №12.

97. Сюй Джисинь. Элосы дэ ятай чжэнцэ (Российская политика в АТР) //1. Дандай ятай. 2005. №2

98. Сяо Гунцинь. Ши си ЧжунМэй чжэнчжи вэньхуа чжанли (Анализнапряженности политических культур Китая и США) // Чжаньлюэ юй гуаньли. 2001. № 2.

99. Тан Чжучан, Jly Цзань. Шанхэй хэцзо цзучжи цюй-юй цзинцзи хэйцзомоши луньси(Анализ форм регионального экономического сотрудничества) // Элосы яньцзю. 2006. №2.

100. Тан Шипин. Цзай лунь Чжунго дэ да чжаньлюэ (И вновь о большойстратегии Китая) // Чжаньлюэ юй гуаньли. 2001. № 4.

101. У Сянбинь. 90 няньдай дуннанья юй тэйвань гуаньси (Отношение

102. Юго-восточная Азии с Тайванем с 90 годах) // Дандай ятай. 2001. №11.

103. Фу Мэнцзи, Цзи Чие, Ван Лицзю Фэн Юйцзунь, Вэй Цзунлэй, Ван Хунган. МэйЭ гуньси сяньчжуан цзи цзосян (Положение и тенденции отношений США и России) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2004. №3.

104. Фэн Юйцзунь. Гоцзи шию чжаньлюэ гэцзюй юй ЧжунЭ нэнюань хэцзочаньцзин (Мировая нефтяная стратегическая структура и китайско-российская энергическая стратегическая перспектива) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2004. №5.

105. Ху Джиюн. 21 шицзи 'ЧжунЭИнь' чжаньлюэ саньцзяо гуаньси цзициинсян (Стратегические отношения в треугольнике 'Китай, Индия, Россия' и их влияние в 21 веке) // Дандай ятай. 2006. №8.

106. Чжан Вэньлин, Чжао Цзанлинь. Ятай цюйюй хэцзо дэ фачжань

107. Развития регионального сотрудничества в АТР)// Дандай ятай. 2003. №5.

108. Чжан Вэньлин. 21 шицзи: шицзе гэцзю юй даго гуаньси (21 век. Вековая структура и отношение крупых стран). Пеки, 2001.

109. Чжан Вэньлин. Дунбэйя цюйюй цзинцзи хэцзо (Региональноеэкономическое сотрудничество Северо-восточной Азии) // Дандай ятай 2004. №4.

110. Чжан Дэгуан. Шанхай хэцзо цзучжи юй оя диюань чжэнчжи бяньцянь

111. ШОС и Европо-Азиатские геополитические изменения) // Элосы яньцзю. 2006. №2.

112. Чжао Болэ. ЧжунИнь гуаньсиичжун синьсин дэ даго гуаньси

113. Отношение Китай с Индией—новый тип отношения между громгами странами)// Дандай ятай. 2005. №8.

114. Чжао чанцин. Дунмэн, Шанхэй хэцзо цзучжи юй чжунго (АСЕАН,

115. ШОС и Китай)// Дандай ятай. 2003. №11.

116. Чжао Иньлян. Дунмен дицюй чжили цзиньчэн чжун дэ чжиду гоцзи (Структура и формирование режима процесса управления в регионе АСЕАН) // Дандай ятай. 2006. №11.

117. Чжао Шэнхуа. Элосы дуйвай чжэнцэ чжун дэ чжунго хэ мэйго

118. Китай и США во внешней политике России) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2002. №9.

119. Чжо Юншэн. Элосы дэ син ячжоу чжэщэ (Российская новая политика в Азии) // Элосы яньцзю. 2006. №1.

120. Чжу Ин. Шилунь ятай цююй цзинцзи хэцзо чжун дэ шанбянь чжу-итэчжэн (Обсуждение особенностей двусторонних отношений в региональном экономическом сотрудничестве) // Дандай ятай.2005. №10.

121. Цзан Синьвэй. Шанхэй хэцзо цзучжи дуйюй Чжунго дэ диюань чжэнчжи ии (Значение ШОС для китайской геополитической политики) // Элосы яньцзю. 2006. №2.

122. Цзи Чжиие. Элосы чаосянь баньдао чжэнцэ дэ яньбянь цзи цзоши

123. Российская политическая эволюция и тенденции для корейского полуострова) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2002. №2.

124. Чай Юй, Юе Юнься. Маои цзиюхуа дэй фачжань юй пинцзя APEC (Свободное развитие торговли и замечание APEC) // Дандай ятай.2006. №3.

125. Чжан Ипин: Элосы цзэньян сюаньцзэ дуйвай чжаньлюе даолу (Какой избрать путь-внешняя стратегия России) // Элосы яньцзю. 1994. №4.

126. Чэн фэнцзюн. Дандэй ятай чжэнчжи юй цзинцзи шилунь (Анализировать и обсуждать современную политику АТР). Пекин, 1999.

127. Чэн Юйжун. Шиси и хо ЭМэй гуаньси чжоши (Анализ тенденции отношений России с США) // Гоцзи вуньти яньцзю. 2003. №5.

128. Ши Юнмин. Чаосянь хэ вэньти юй дунбэйя аньцюань (Корейская ядерная проблема и безопасность Север-восточной Азии) // Гоцзи вэньти яньцзю. 2003. №5

129. Ши Яцзюнь. Шанхэй хэцзо цзучжи дэ вэйлай фачжань(Будущее в развитии ШОС) //Элосы яньцзю. 2006. №2.

130. Юй Суэй. Лунь ЧжунЭ синьснн гуаньсн (Новые отношения Китая и России) // Сяньдай гоцзи гуаньси. 2003. №6.

131. Янь Сюетун. Чжунго юй ятай яньцюань (Китай и безопасность АТР). Пекин, Январь 1999.1. На англиском языке:

132. Chine Report // A Journal of East Asian studies. V.39. № 3. July-September 2003

133. Condoleeza Rice. Prompting the National Interest // Foreign Affairs. January-February. 2000.

134. David M. Lampton, Richard Daniel Ewing. U.S.-China Relations in a Post-September 11th. World. Nixon Center. 2002.

135. David Shambaugh, "Sino American Strategic Relations: From Partners to Competitors"// Survival 42, No. 1 (Spring 2000)

136. Donald H. Rumsfeld, "Start Preparing now for Nash Surprises Ahead"// International Herald Tribune, November 2,2001.

137. Michael Antolic. The Asian Regional Forum :the Spirit of Constructive Engagement// Contemporary Southeast Asia. Vol 16. №.2. September. 1994

138. Robert Keohane. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World // Political Economy. 1984

139. Zbigniew Brzezinski, "Living with China", "Living With Russia", "Living with Europe// Natinal Interest. Autumn. 2000

140. I. Периодические издания (разные года) На русском языке языке

141. Азия и Африка сегодня. (Москва)

142. БИКИ (бюллетень иностранной коммерческой информации) (Москва)118. Дипломат (Москва)

143. Международная жизнь. (Москва)

144. Мировая экономика и международные отношения. (Москва)

145. Народы Азии и Африки. (Москва)

146. Проблемы Дальнего Востока. (Москва)123. Россия Китай XXI век.124. Эксперт. (Москва)1. На английском языке125. Asian Survey (Berkley)126. Asiaweek (Hong Kong)127. Beijing Review (Beijing)

147. Contemporary Southeast Asia

148. Foreign Affairs. (New York)

149. Journal of East Asian Affairs. (Seoul)

150. International Herald Tribune132. National Interest133. Political Economy1. На китайском языке

151. Гоцзи вуньти яньцзю (Пекин)135. Дандай ятай (Пекин)136. Дуно чжуня яньзцю (Пекин)137. Жэньминь жибао (Пекин)138. Ляован (Пекин)

152. Сяньдай гоцзи гуаньси (Пекин)140. Цанькао сяосы(Пекин)

153. Цзинцзи вэньти таньсо. (Куньмин)

154. Чжаньлюэ юй гуаньли( Пекин)144.145.

http://www.dslib.net/glob-razvitie/strategicheskij-balans-sil-v-atr-na-rubezhe-xx-xxi-vv.html

http://cheloveknauka.com/strategicheskiy-balans-sil-v-atr-na-rubezhe-xx-xxi-vv