Автор: Администратор
Китай Категория: Изучение Китая в РФ
Просмотров: 2948

01.02.2007 История теории конфуцианской цивилизации в Китае. 

 

Год: 2007

Автор научной работы: Хуан Лилян

Ученая cтепень: кандидата исторических наук

Место защиты диссертации: Москва

Код cпециальности ВАК: 07.00.03 Всеобщая история (нового и новейшего периода)

ИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Работа выполнена в Центре сравнительного изучения цивилизаций Восточной Азии Института Дальнего Востока Российской Академии Наук

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук Переломов Леонард Сергеевич

Доктор исторических наук, профессор Доронин Борис Григорьевич

кандидат исторических наук Андрианов Виктор Львович

Институт монголоведения, будцологии и тибетологии СО РАН

 

Оглавление научной работы

автор диссертации — кандидата исторических наук Хуан Лилян

Введение.

Глава 1. История ранних теорий конфуцианской цивилизации.

§1. Исходная система категорий теории конфуцианской цивилизации.

§2. Доконфуцианские и раннеконфуцианские теории цивилизации («Шань хай цзин», «Ли цзи»

глава «Хун Фань»), «Шу цзин»).

§3. Конфуцианская теория цивилизации («Да сюэ», «Чжун юн», «Лунь юй», «Ли цзи», «И цзин»).

Глава 2. История Китая и историографии конфуцианской цивилизации.

§1 История в теории конфуцианской цивилизации.

§2. Смысловые параллели в освещении теории цивилизации (Дао и Логос).

§3. Поиск возможностей понятийной адекватности в освещении теорий цивилизации (конфуцианское Дао и русский Глагол).

Глава 3. Теория конфуцианской цивилизации на современном этапе.

§1. Кампания «критики Конфуция и Линь Бяо» - масштабное наступление на теорию конфуцианской цивилизации и роль Го Можо в создании ее теоретической платформы.

§2. Критика основ теории конфуцианской цивилизации - Ян Юнго и Фэн Юлань.

§3. Реставрация теории конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая.

Введение диссертации

2007 год, автореферат по истории, Хуан Лилян

Актуальность темы исследования

Китайское, российское и в целом мировое востоковедение в последние два десятилетия все больше внимания уделяет изучению генезиса и эволюции конфуцианской цивилизации. Об этом свидетельствуют серии всекитайских, всероссийских и международных конференций, монографические исследования, создание Международной конфуцианской ассоциации, издание специального журнала, фигурирование в синологии устойчивой культурологической, политической, мировоззренческой и цивилизационной категории «страны конфуцианского культурного региона». По общему признанию западных и восточных ученых потребность изучения конфуцианской цивилизации выросла в проблемное поле и задала сразу несколько новых исследовательских направлений в социологической, исторической и философской дисциплинах. В ракурсе этого и избрана тема настоящей диссертационной работы.

Актуальность темы исследования обосновывается прежде всего практическими запросами современного Китая и теоретическими запросами исторической науки. В настоящее время в Китае принята официальная программа построения общества сяо кан, базирующегося в своих мировоззренческой, психологической, гуманитарно-образовательной, творческо-производительной составляющих на цивилизационных основах конфуцианства. В условиях глобализации, открытости и модернизации Китая конфуцианство становится мощным внутренним и внешним фактором стабилизации и интеграции. Конфуцианский цивилизационный принцип «человек есть средостение Неба и Земли», зафиксированный еще в трактате «Ли цзи» («Записи ритуалов»), способствует выработке цивилизационной максимы [^^«государственной нации» и «общественной морали» йЖШ при сохранении и гарантии самобытности культурного бытия китайских этносов внутри Китая. Вовне цивилизационные конфуцианские принципы служат способами культурной и политической интеграции стран Дальневосточного региона. Все это повышает своевременность изучения избранной темы. Кроме того, сама историческая наука требует кропотливого изучения истории теорий конфуцианской цивилизации, вливающихся в общую теорию, призванную в процессе «возвышения Китая» и занятия им одного из ведущих мест в мире сыграть первостепенную роль. А это, несомненно, диктует необходимость изучения всей полноты теоретических модификаций конфуцианской цивилизации, начиная с первых, самых ранних теорий. Этому, по силе возможности. И посвящается данная диссертация.

Степень научной разработанности проблемы

Любое серьезное синологическое исследование, где фигурирует конфуцианство, неизбежно касается теории конфуцианской цивилизации. Поэтому сюда можно включить весь громадный арсенал мировой синологии. Однако, если иметь ввиду прямую постановку диссертационной темы, таких работ, посвященных именно истории теории конфуцианской цивилизации, оказывается совсем немного. Тема остается новой и как предмет исследования, и как синологическое направление. Но, несомненно, китаеведческая гуманитарная наука подготовила фундамент и определила сущностное содержание и проблематику подобных диссертационной тем.

В российском китаеведении пальма первенства в изучении конфуцианской цивилизации по праву принадлежит Н.Я. Бичурину,

В.П. Васильеву, П.С. Попову, В.М. Алексееву, Н.И. Конраду, Ю.К. Щуцкому, осуществившим первые переводы конфуцианской философской и исторической классики и давшим глубокий научный анализ конфуцианского самосознания и практики жизни.

Следующее поколение российских китаеведов JI.C. Переломов, A.С. Мартынов, B.C. Колоколов, M.JL Титаренко, В.Ф. Феоктистов, B.Г. Буров и их последователи В.В. Малявин, А.И. Кобзев, И.И. Семененко, А.Е. Лукьянов сделали новые переводы конфуцианских канонов и развили идеи предшественников.

Л.C. Переломов в монографических исследованиях и научных статьях (Конфуций. «Лунь юй». М., 1998; «Четверокнижие» - путь к постижению конфуцианства // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004; Из истории идеологемы сяо кан // ПДВ. 2003. №3. в соавт., и др.) непосредственно поставил вопросы теории конфуцианской цивилизации и вывел изыскания на проблематику современных концепций сяо кан - да тун, китайского конфуцианского социализма и капитализма, тайваньского конфуцианства и ареала стран конфуцианской культуры. В энциклопедических статьях Л.С. Переломовым освещены вопросы «конфуцианской духовной культуры», «государственной нации», «общественной морали», «нового человека».

Значительный вклад в мировую синологию по изучению цивилизаций, в том числе и конфуцианской цивилизации, внес акад. М.Л. Титаренко (Древнекитайский философ МО ДИ его школа и учение, М., 1985; Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994; Россия лицом к Азии. М., 1998; Китай: цивилизация и реформы. М., 1999; Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М., 2003. Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. М., 2006). Еще в своих ранних исследованиях, М.Л.

Титаренко раскрывая концепцию «воли Неба», обратил внимание на институт «наград и наказаний», оказавший влияние на легистскую концепцию закона, а впоследствии и ортодоксальное конфуцианство. М.Л.Титаренко разработана новая евразийская концепция симфонического согласования культур и цивилизаций, в рамках которой теория конфуцианской цивилизации обрела стратегические континентальные масштабы. На первое место выдвинулась актуальнейшая задача взаимопонимания и соразвития Китая и России. Одним из значительных шагов в этом направлении явилось начавшееся под руководством и авторством M.JI. Титаренко издание пятитомной энциклопедии «Духовная культура Китая», в которой наряду с прочим отображены результаты изучения истории теории конфуцианской цивилизации в российском китаеведении.

Специальные вопросы теории конфуцианской цивилизации освещены в работах А.С. Мартынова (Конфуцианская утопия в древности и в средневековье // Китайские социальыне утопии. М., 1987), А.И. Кобзева (Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии), А.Е. Лукьянова (Война и мир цивилизаций // ПДВ. 2002. №1-2).

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования - аналитическое рассмотрение истории теории конфуцианской цивилизации в хронологическом диапазоне от древности до современности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи (для первой главы):

- проследить формирование системы универсалий и категорий конфуцианской теории цивилизации, выявить различие универсалий и категорий, определить способ их формирования в «первичной» и «вторичной» космогонии и космологии;

- раскрыть содержание словаря диалога конфуцианской цивилизации с другими цивилизациями на основе архетипа культуры Дао-Дэ;

- определить понятия «культуры» (ЗС вэнь) и «цивилизации» 31Ш вэнь мин), обосновать их автохтонность;

- провести типологию теорий конфуцианской цивилизации на основе конфуцианской канонической литературы;

- дать мировоззренческую квалификацию теоретическим концепциям конфуцианской цивилизации, осуществить теоретическую реабилитацию концепции да тун - сяо кан — сяо кан - да тун с точки зрения ее «утопичности» или «действительности»;

- выявить теоретические реминисценции первых теоретических концепций конфуцианской цивилизации в современных программах и доктринах построения развитого общества в Китае.

Методологическая основа и источники исследования

При анализе избранного предмета автор руководствовался методами и подходами, выработанными в мировой синологии в области изучения истории теоретической мысли Китая. Конкретно: использован сравнительный метод при выявлении мировоззренческой ориентации конфуцианства (конфуцианство и даосизм) и его квалификации как цивилизационного учения; метод определения исторических трансформаций теорий конфуцианской цивилизации по основанию первичной историко-мировоззренческой квалификации конфуцианства; методы смежных дисциплин -филологии и философии при уточнении содержания основных категорий конфуцианской теории цивилизации и раскрытии системности их построения; использован специальный метод определения статуса конфуцианства как исторического учения по его культурологическому архетипу. Основанием исследования послужили оригинальные классические (свод «Сы шу У цзин» -«Четыре книги и Пять канонов») и постклассические конфуцианские тексты на китайском языке, переводные источники на русском и английском языках, критическая синологическая литература на восточных и западных языках.

Научная новизна исследования

Новизна исследования определяется, прежде всего, предметной областью - впервые в зарубежной синологии поставлена актуальная тема истории теории конфуцианской цивилизации в хронологическом масштабе от древности до современности. В предмет исследования введены доконфуцианские и параллельные раннему конфуцианству идейные образования (миф, мифология, даосизм), вследствие чего предмет исследования предстает, во-первых, в полноте своей истории и логики развития, во-вторых, в аналитическом сравнении, способствующем четче выразить сущностные стороны теории конфуцианской цивилизации. В работе использованы результативные традиционные и новые методы: ключевые категории конфуцианства рассматриваются порознь в их содержательном становлении и в совокупности в архетипических моделях у син, у чан, у шу. Эти модели служат основной методологической единицей, сводящей теорию конфуцианской цивилизации к единому исследовательскому основанию и обеспечивающей критерий научности. В диссертации впервые осуществлена попытка воспроизведения всего цикла исторических трансформаций теории конфуцианской цивилизации с проекцией на современную практику построения в Китае духовной цивилизации. Рассмотрение не замыкается на этом и открывает новые исследовательские перспективы и направления, в том числе междисциплинарного круга проблем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «теория конфуцианской цивилизации» теоретически и исторически оправдано и с необходимостью может быть включено в методологию исследования истории китайского общества.

2. Научное историческое самосознание китайцев располагает автохтонными понятиями «культуры» и «цивилизации» 0С вэнь, jC Щ вэнь мин), конкретизирующими теорию истории культур и цивилизаций в мировой науке.

3. Теория конфуцианской цивилизация укоренена в гармоничной культуре Дао-Дэ и отвечает требованиям экологической гармонии физического, духовного и интеллектуального бытия китайцев.

4. Конфуцианская цивилизация обладает системами универсалий и категорий, образующими словарь ее адекватного понимания, открытый для диалога с другими цивилизациями.

5. Теория конфуцианской цивилизации обладает полем цивилизационных концепций, которые могут применяться в зависимости от исторических потребностей китайского социума.

6. Концепция да тун - сяо кан х сяо кан - да тун не утопия, созданная фантазией древних мудрецов, а теория, реализующаяся в практике жизни китайского общества как в древности, так и в современности.

7. Теория конфуцианской цивилизации вырабатывает тип человека, отвечающий критериям планетарного человека, то есть, несущего общечеловеческие ценности

Теоретическая и практическая значимость исследования

Тема диссертации отвечает теоретическим и практическим запросам китайской и европейской современности. Программа построения общества сяо кан и духовной цивилизации, воспитание нового человека и создание общественной морали на материале высоких духовных традиций, содержание учебных программ школ и вузов свидетельствуют о возрождении в модернизированном виде конфуцианской цивилизации в Китае в ее теоретическом и практическом срезах. Неизбежно перед современной общественной наукой Китая встает задача изучения истории теории конфуцианской цивилизации. Более того, вокруг Китая складывается ареал стран конфуцианской культуры, что вызывает необходимость изучения и различных модификаций теории конфуцианской цивилизации и критериев их согласования. Китай проводит политику реформ и открытости, он обращен к миру ликом конфуцианской духовности. Для решения проблемы взаимопонимания и построения продуктивного диалога европейской науке необходимо изучать конфуцианскую цивилизацию, а китайской науке - европейскую. Интерес в равной степени взаимен и чрезвычайно актуален в условиях глобализации. Значимость теории и практики темы диссертационного исследования повышается здесь и поиском способов устранения глобальных и локальных этнических и цивилизационных конфликтов. Наконец, изучение конфуцианской цивилизации открывает путь симфонического согласования различных культур (концепция академика M.J1. Титаренко) с образованием их единства и сохранением самобытности.

Апробация работы

Основные результаты работы апробировались автором в научных докладах на XI и XII Всероссийских конференциях «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (г. Москва 2005 и 2006 гг., тезисы докладов опубликованы), на XVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир» (Москва, 2006 г., тезисы доклада опубликованы), на Ежегодном семинаре молодых ученых «Человек и духовная культура Востока» в Центре Сравнительного изучения цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН в 2006 и 2007 гг. (статья в печати), в докладе «Распространение конфуцианства в современной России» на научной конференции в Хунаньской Академии общественных наук (г. Чанша пров. Хунань, июнь 2006 г., отзывы в китайской периодической печати), в научных публикациях автора - в статье «О. Иакинф (Н.Я. Бичурин) выдающийся русский китаевед», в переводах и комментариях эссе сунского неоконфуцианца Чжоу Дуньи в совместной с китайскими учеными коллективной монографии (Изд-во Хунаньской Академии общественных наук).

Публикации по теме диссертации

К вопросу об изучении в Китае концепции Конфуция -«Достижение единства через разномыслие // XI Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 23-24 мая 2005 г.). Часть I. Москва, ИДВ РАН, 2006. - С.103-105.

Роль морали и культуры в воспитании нового человека // XII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 22-23 мая 2006 г.). Москва, ИДВ РАН, 2007. - С.55-61-105.

КВЖД, Харбин и Храм Конфуция // Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее). Тезисы докладов XVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.) Часть И. Москва, ИДВ РАН, 2006. - С. 163167.

О. Иакинф (Н.Я. Бичурин) выдающийся русский китаевед. ПДВ, 2007. №4.

Три эссе / Философия Чжоу Дуньи. Чанша, 2007.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования избранного предмета. Работа состоит из Введения, трех Глав (включающих 9 параграфов), Заключения и списка литературы, состоящего из 128 наименований. Общий объем диссертации 149страниц.

 

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы, выявляется степень разработанности решаемой проблемы в мировой синологии, намечаются цели и задачи диссертационной работы, характеризуется методологическая база и научная новизна исследования, отмечается его теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, излагается поэтапная апробация исследования, воспроизводится структура и указывается объем работы

В первой главе «История ранних теорий конфуцианской цивилизации» рассматриваются социально-мировоззренческие и идейные предпосылки формирования ранней теории конфуцианской цивилизации

В первом параграфе «Исходная система категорий теории конфуцианской цивилизации» определяется специфика категорий и воспроизводится их системный строй Исследование показывает, что системообразующим принципом категорий китайской культуры служит структура древнекитайского космоса в динамике - космогония, в статике - космология. Аналогично тому, как выстраивался и функционировал космос китайской Поднебесной, строилась и функционировала система категорий, вначале еще в качестве образов, универсалий и затем в качестве понятий. Такое соотношение бытия и мышления зафиксировано в «И цзине», «Дао дэ цзине» и «Чжун юне»

Первой в ряду категорий анализируется категория хаоса ШШ хунъ-дунь, в историческом сознании китайцев это исходный пункт истории и исходная историческая категория. В диссертации хаос рассматривается как диалектическая сущность дисгармонии и гармонии («Дао дэ цзин»). Хаос предстает как пульсар, в котором складываются архетипические матрицы у син, у чан, у шу

Специальное внимание в данном параграфе уделено структурам и категориям/универсалиям первичного (родового) и вторичного (послеродового) космосов категориям тождества (И тун) и гармонии ($1 хэ), слагающимся в конфуцианстве в один из ключевых цивилизационных и политических принципов ^ПЖЙ^Й хэ эр бу тун — «согласование различного, а не безликое тождество», категории срединности Ф чжун, вошедшей в название Китая — Ф Я, чжунго и выражающей уникальность менталитета китайцев, категориям поднебесной - тянъ ся и пустоте - Щ. сюй, новому понятию конфуцианского «человека, не подобного вещи» и др.

Основываясь на результатах исследования «И цзина» российскими исследователями, диссертант отстаивает свою точку зрения об автохтонном происхождении термина и понятия цивилизации 0С Щ вэнь мин) в противоположность утверждению о привнесении этого термина из японских историко-философских изысканий начала XX в.

Параграф второй «Доконфуцианские и раннеконфуцианские теории цивилизации («Шань хай цзин», «Ли цзи» («глава «Хун Фань»), «Шу цзин») открывается анализом родовой системы по иньским надписям и «Шань хай цзину» Прослеживаются четыре этапа деформации этой системы, что дает возможность вычленить ряд особенностей доконфуцианской теории цивилизации.

Во-первых, в теории цивилизации устанавливается хронологический пункт, с которого начинается история цивилизации. Появляется новое, линейное время, которым идеологически овладевает цивилизация. В силу этого цивилизация на каждом новом историческом этапе переосмысливает и переписывает свою историю по требованию современности.

Во-вторых, цивилизация обретает свой, регулируемый хаос как первозданную сущность, из которого может возникнуть не все, что угодно, а только цивилизация конфуцианского типа.

В-третьих, гарантом определенной направленности исторического движения цивилизации выступает новый тип человека - совершенно-мудрый человек (как называет его российская синология), или духовный наставник людей (НА шэн экэнъ)

Хорошей иллюстрацией регуляции хаоса, в котором кроется гибель рода, начало истории и конфуцианской цивилизации, служит знаменитая глава «Хун Фань» - «Образец [обуздания] потопа» из «Шан шу» -«Книги истории». Эта глава по наличию в ней архетипа у син и выстроенной на нем теории конфуцианской цивилизации квалифицируется в диссертации как первая письменно зафиксированная конституция цивилизации.

Параграф завершается анализом концепции «да тун - сяо кан» Гйр-ЬЛИ) из «Ли щи», проходящей в модифицированном виде сквозь всю историю Китая. По результатам исследования этого феномена в диссертации доказывается, что концепция «да тун — сяо кан» не была утопией ни в теоретическом, ни в практическом планах

Во-первых, при внимательном прочтении слов Конфуция, приведенных в «Ли цзи», становится ясно, что на тот момент теория и практика сяо кан уже существовали.

Во-вторых, как находит академик С Л Тихвинский, выдающийся реформатор Китая Кан Ювэй (1858-1927) вовсе не считал концепцию «да тун — сяо кан» (у него «сяо кан — да тун») утопией, а видел в ней вектор поступательного движения истории китайского общества.

В-третьих, концепция сяо кан в перспективе перехода к обществу да тун по свидетельству государственных деятелей Тайваня, например, Чэнь Лифу, уже осуществлена на Тайване.

В-четвертых, в модифицированном виде концепция сяо кан с переходом впоследствии к да тун принята на XVI съезде КПК в качестве стратегической программы модернизации Китая.

В диссертации выявляются такие стороны сяо кан, которые в значительной степени дополняют сущностные характеристики этого типа общества, обычно сводимые к экономическим стандартам.

Параграф третий «Конфуцианская теория цивилизации («Да сюэ», «Чжун юн», «Лунь юй», «Ли цзи», «И цзин»)» посвящен анализу собственно теории конфуцианской цивилизации, изложенной в каноническом своде «Сы шу у цзин» Соответственно идейному содержанию четыре из названных трактата распределяются диссертантом в соответствии с вертикальной космологически матрицей «Да сюэ» ставится наверху в области социализованного Неба «Чжун юн» - в центре, где пестуется качество благородного мужа. «Лунь юй» - внизу, где благородный муж соприкасается с простым народом. «И цзин» — обобщает все три уровня и дает архетипическую конструкцию их согласования.

«Да сюэ» дает рационалистическую модель цивилизации. Она раскрывается в трех принципах: «просветление просветленного Дэ», «породненеие с народом», «упрочение на совершенном добре».

«Чжун юн» представляет духовно-нравственную модель конфуцианской цивилизации. Только в «Чжун юне» зафиксирована конфуцианская духовно-эмоциональная космогония в качестве теории конфуцианской цивилизации.

«Лунь юй» и «Ли цзи» развивают антропологическую теорию цивилизации. «Лунь юй» идейно созвучен с трактатами «Да сюэ» и «Чжун юном», он детализует их общие теоретические установки и в целом посвящен теории генезиса конфуцианского Дао. «Ли цзи» дает теорию антропогенеза и ритуализации физического поведения человека, его духа и интеллекта.

«И цзин» излагает синтетическую концепцию цивилизации. Этот трактат соединяет цивилизационные теории даосизма и конфуцианства (что требует специального исследования), вносит к «Лунь юю» и «Ли цзи» существенные дополнения, которые примыкают к чисто конфуцианской теории и озвучены устами самого Конфуция.

Общие результаты исследования в данной главе диссертации конкретизированы в следующих выводах:

Во-первых, история теории конфуцианской цивилизации начинается в глубокой древности/ Ее идейной основой выступает культура Дао-Дэ, а структурообразующим принципом архетип (тс^ юань бэнъ) этой культуры/

Во-вторых, история этой теории не прерывается, из древности она концептуально проецируется в современность и актуализируется в ней/ В частности, это относится к концепции да тун - сяо кан и оборотной ей концепции сяо кан - да тун/

В-третьих, эволюция теории конфуцианской цивилизации осуществляется по принципу исторической и смысловой оборотности (jx. fan), что обеспечивает а) саморефлексию этой теории и б) культурно-цивилизационную самоидентификацию/ Культура Дао-Дэ и теория конфуцианской цивилизации самодостаточны, поэтому то, что приходит извне, растворяется в Дао-Дэ (пример - хуа си - растворение западного) и усваивается как положительный импульс без вреда самой же культуре Дао-Дэ.

В-четвертых, в корпусе конфуцианского канона закладывается устойчивая статико-динамическая система универсалий и категорий конфуцианской теории цивилизации. Она выполняет функцию словаря китайской цивилизации, который открывает канал диалога с другими цивилизациями.

В-пятых, анализ классических конфуцианских канонов дал возможность провести типологию конфуцианских цивилизационных моделей и выделить пять основных: предконфуцианская модель историзированной родовой мифологии; рационалистическая модель, духовно-нравственная модель, антропологическая модель, синтетическая модель. Данная типологизация позволила с теоретической и практической сторон реабилитировать оборотную цивилизационную концепцию да тун — сяо кан — сяо кан — да тун и квалифицировать ее не как «социальную утопию», а как реалистическую теорию и практику жизни.

Вторая глава «История Китая и историографии конфуцианской цивилизации» посвящена рассмотрению соотношения теории конфуцианской цивилизации и ее понимания в синологии.

Параграф первый «История в теории конфуцианской цивилизации» начинается с характеристики трудов западных ученых по истории Китая, отмечается их методологическая и терминологическая уязвимость. Прежде всего это относится к утверждению внешних по отношению к китайской культуре идей. Они искусственно гипостазируются, приобретают статус аксиом и влияют на направления и перспективы дальнейших синологических изысканий. Другой недостаток - слабое внимание к собственно китайской традиции регистрации истории Китая. В связи с этим в данном параграфе делается упор, во-первых, на анализ и выделение в исторических работах по Китаю тех аспектов, которые несут методологическую нагрузку в освещении специфики китайской цивилизации, во-вторых, оставляются в стороне «отчужденные» обоснования теорий (т е, обоснования, привносимые извне китайской культуры) и дается возможность теории конфуцианской цивилизации сказать самой за себя.

В качестве примера регистрации истории в теории конфуцианской цивилизации избрана глава «Ли шу» («Трактат об обрядах») из «Исторических записок» Сыма Цяня. В предмет диссертационного исследования включены и пять нормативов политической этики Сыма Цяня, которые обобщены ритуалом, ведут к постоянству и становятся главными составляющими описания событийного ряда истории.

Сюда же относится и принцип авторитета древности, играющей роль точки отсчета и направляющей вехи течения истории и политических реформ. Диссертант квалифицирует ее (точку отсчета) как абстракцию бытового мышления, имеющую статус общепризнанной теоретической нормы.

Архетипичность китайской культуры и правителя, рассматриваемого обществом в качестве тотема, выводят исследование на понятие власти, питаемой народом. В контексте этого в диссертации проводятся параллели с конституциями европейских стран, определяется степень влияния Запада на современный Китай (1Х-ХХ вв ), отмечаются попытки изменения китайских культурных, в том числе и научных традиций, и деформации теоретической истории и философии, что отобразилось в категориальных новообразованиях Однако, во-первых, все это не изменило китайский автостереотип - представление о себе самих и о своем месте в мире, и, во-вторых, Китай вернулся на свою родную стезю — к модернизированной реставрации конфуцианской цивилизации в теории и на практике.

Параграф второй «Смысловые параллели в освещении теории цивилизации (Дао и Логос)» развивает и конкретизирует идеи предыдущего параграфа. Методика выстраивается по принципу диалектического развертывания исходных цивилизационных символов и их сравнения Анализируются символы Дао и Логоса, отмечаются их апофатические определения, к которым, однако, неприложимо агностическое понимание. Дао и Логос характеризуются как две равномощные величины, которые развертываются в объемные категориальные модели. При проекции в область теоретической мысли эти модели формируют оценочные суждения, определяющие познавательные возможности Дао и Логоса. В диссертации проводятся разновременные сравнения западной и восточной теоретической мысли, где показывается степень взаимного понимания теорий цивилизаций. Часть таких параллелей только обозначается, задавая перспективу дальнейшим изысканиям.

Обобщая содержание предыдущего и данного параграфа диссертант находит, что, во-первых, китайская история никогда не излагалась в отрыве от философии истории, история обладает теоретическими основаниями метафизического свойства, во-вторых, вопрос государственного строительства был главной идеей исторического процесса в геополитических условиях Дальнего Востока.

В целом диссертант приходит к следующим выводам:

Во-первых, цивилизации обладают предельными равномощными смысловыми символами, что а) предполагает наличие единых культурологических механизмов самосознания, а, значит, и цивилизационного самосознания, б) открывает возможность взаимного понимания цивилизаций

Во-вторых, предельные смысловые символы, в данном случае Дао и Логос, трансформируются в архетипические конструкции, в которых отображается и осознается история и логика развития цивилизаций

В-третьих, смысловые символы способствуют осмыслению цивилизаций, определению их естественно-исторических констант, активизации деятельности человека и достижении гармонии человека и природы

В-четвертых, параллели в освещении теорий цивилизаций Дао и Логоса показывают, что уровень взаимопонимания еще не достигнут, цивилизации типологизируются по различным ценностным основаниям (материальные, духовные и интеллектуальные ценности разведены в самостоятельные области), правда и истина Дао и Логоса понимаются по-разному, кроме того, вне чувствования единого планетарного цивилиазционного организма каждая из цивилизаций претендует явно или неявно на первенство

Параграф третий. «Поиск возможностей понятийной адекватности в освещении теорий цивилизации (конфуцианское Дао и русский Логос)» отвечает на два вопроса: возможно ли построить языки диалога различных цивилизаций, а, значит, и научный язык, то есть решить положительно семиотическую проблему9. Можно ли на требуемом уровне решать исследовательские задачи до построения такого языка9

В работе анализируется ряд архетипических понятий теории конфуцианской цивилизации (ЛИ, ШШ, ШШ и др ), с которыми сравниваются переводные термины русского языка. Путь ответа на первый вопрос ищется через соответствие архетипов русской и конфуцианской культур и цивилизаций. Подчеркивается, что архетип русской культуры зафиксирован не в русской философии, ориентированной на западную классику, а в литературе XVIII—XX вв. В соответствии с этим анализируются произведения А С Пушкина, Н.В Гоголя, Ф И Тютчева. Автор приходит к следующим выводам:

Во-первых, в словаре русской философии, следовательно, в теории русской цивилизации, нет понятий, адекватных понятиям китайской философии, таким как «пустота», «инь-ян», «хунь-дунь», «гэ мин» и ряда других. Вследствие этого адекватный перевод таких понятий с языка на язык невозможен, и, поскольку вместо терминов русского языка здесь часто используются терминологические заимствования из других языков (хаос, вакуум и т д ) система категорий теории конфуцианской цивилизации при переводе на русский язык рассредоточивается по понятиям различных языков.

Во-вторых, это, однако, не исключает возможности построения языка диалога русской и конфуцианской цивилизаций. Путь лежит через выявление архетипа русской культуры, в языке которого открываются универсалии, содержательно адекватные китайским универсалиям. Специфика универсалий архетипа русской культуры заключается в том, что они выражаются посредством художественной формы и наименований литературного языка. Это прослеживается по творчеству А С Пушкина, Н В Гоголя, Ф И. Тютчева

В-третьих, творчество М В Ломоносова А С Пушкина, Н В Гоголя, Ф.И Тютчева, А А Фета, Л Н Толстого, Ф М Достоевского показывает и бесспорно устанавливает, архетип русской культуры и цивилизации есть во всех своих составляющих, что и открывает перспективу диалога русской и конфуцианской цивилизаций и решает семиотическую проблему.

В третьей главе «Теория конфуцианской цивилизациина современном этапе» рассматривается динамичный процесс отрицания и утверждения теории конфуцианской цивилизации во второй половине XX в и начале XXI в.

Содержание первого параграфа «"Кампания критики Линь Бяо и Конфуция" — масштабное наступление на теорию конфуцианской цивилизации и роль Го Можо в создании ее теоретической платформы» сосредоточено на анализе названной кампании. В ней наиболее характерно проявились особенности современной трактовки конфуцианских теоретических понятий. Разбирается превозносимая Линь Бяо конфуцианская теория гуманного правления, основанная на архетипиеской модели у чан, в которой фигурируют известные по первой и второй главам диссертации универсалии добродетели, человеколюбия, гуманности, долга, справедливости, верности (доверия) и новая универсалия снисходительности. В аналитическом ключе рассматриваются пять наиболее распространенных изречений Конфуция, которые выполняли функцию программных заявлений группы Линь Бяо. Для каждого изречения дается выявленная по документам и критическим статьям маоистская трактовка, раскрывающая подготовку активной критики теории конфуцианской цивилизации. На основе этого выявлена антиномичность «маоистского насилия» и «конфуцианской гуманности» и идеалов конфуцианского и маоистского человека.

В исследование включена именно теоретическая и историческая цивилизационная проблематика, показывается, как Мао Цзэдун посредством авторитета президента АН КНР Го Можо пытался обесценить теоретическое слово Конфуция путем изменения исторических вех рабовладения и феодализма в Китае. В работе дается концентрированный анализ статьи Го Можо «Проблемы периодизации древней истории Китая» на фоне многолетней дискуссии китайских историков о времени становления феодализма, опубликованной в теоретическом журнале КПК - «Хунци». Именно эта статья должна была теоретически, с «марксистско-маоистских» позиций послужить прологом политической кампании низвержения теории конфуцианской цивилизации. В диссертации специально отмечается, что хотя Го Можо не выступал прямо с критикой Конфуция, он фактически стал автором идеологической платформы всей последующей кампании критики Линь Бяо и Конфуция.

Второй параграф «Критика основ теории конфуцианской цивилизации - Ян Юнго и Фэн Юлань» посвящен анализу причин противоположных оценок теории конфуцианской цивилизации. Ян Юнго был известен в Китае негативным отношением к Конфуцию, Фэн Юлань заслужил всемирную известность и признательность за свои фундаментальные исследования учения Конфуция.

В диссертации показано, как Ян Юнго, основываясь на периодизации Го Можо с «марксистских» позиций объявляет учение Конфуция реакционным, обвиняет древнего мыслителя в том, что он выражал интересы гибнущей рабовладельческой аристократии. В свою очередь, Фэн Юлань выступил с критикой основных концепций учения Конфуция лишь после нескольких ночных собеседований с Мао Цзэдуном. Данный параграф завершается показом масштабности антиконфуцианской кампании, в которой приняли активное участие сотни тысяч людей, представлявших все социальные и возрастные категории, преимущественно горожан. Деревня, фактически, игнорировала эту политическую кампанию.

В третьем параграфе «Реставрация теории конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая» показан поэтапный процесс реставрации теории конфуцианской цивилизации, в котором приняли активное участие ведущие историки и философы Китая. Диссертант вскрывает причины обращения Дэн Сяопина именно к первой «социальной утопии» Конфуция в качестве идеологического мотора модернизации Китая. Решающую роль сыграла не только сама традиция конфуцианской цивилизации, но и ее реализация в процессе модернизации Сингапура, Тайваня и стран конфуцианского культурного региона.

В диссертации отображено то, что разрабатывая стратегию развития Китая в условиях сохранения стабильности, руководство страны, прежде всего председатель КНР и генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, творчески развивает конфуцианскую составляющую в идеологии КПК, оперируя терминами из концепции «гуманного правления» Мэн цзы, а также из «Да сюэ». Анализ программного документа ЦК КПК «Важные вопросы построения гармоничного социалистического общества» (июнь 2006 г ), предназначенного стать основой внутреннего курса КПК на ближайшие 14 лет, свидетельствует об активном соучастии ценностей конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая. По мнению диссертанта в настоящее время завершается цикл исторических трансформаций теории конфуцианской цивилизации, открывающей перспективу ее модификации и использования в дальнейшей истории Китая.

В Заключении в выводах подводится итог исследования и показывается, что история конфуцианской цивилизации выступает сегодня синтетической теорией, активно использующей мировоззренческий потенциал даосизма и в особенности моизма.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К вопросу об изучении в Китае концепции Конфуция - «Достижение единства через разномыслие // XI Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 23-24 мая 2005 г ) Часть I. Москва, ВДВ РАН, 2006. -С.103-105

2. Роль морали и культуры в воспитании нового человека // XII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона

и современная цивилизация» (Москва, 22-23 мая 2006 г ) Москва, ИДВ РАН, 2007 -С 55-61-105

3 КВЖД, Харбин и Храм Конфуция // Россия и Китай взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее) Тезисы докладов XVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г ) Часть II Москва, ИДВ РАН, 2006 - С 163-167

4 О Иакинф (Н Я Бичурин) выдающийся русский китаевед / ПДВ, 2007, №5 С124-136

5 Н Я Бичурин патриарх российского китаеведения (в соавт.) / Философия Чжоу Дуньи Чанша, 2007 С. 86-101

6 Три эссе Чжоу Дуньи (перевод и комментарий в соав ) / Философия Чжоу Дуньи Чанша, 2007 С 104-112

 

Заключение научной работы

диссертация на тему "История теории конфуцианской цивилизации в Китае"

Заключение

Исследование показывает, что понятие история теории конфуцианской цивилизации правомочное научное понятие, отражающее в степени самосознания реальность жизни китайского общества с древности до настоящего времени. Вследствие этого оно вполне оправданно может быть включено в методологию исследования духовной жизни Китая.

Данное понятие укоренено в автохтонных понятиях китайской культуры и цивилизации и в реалиях общественного бытия, оно открывает перспективу и ретроспективу познающему взору и участвует в формировании миросознания и мировоззрения. История теории конфуцианской цивилизации содержательно отражает экологическую гармонию органической, духовной и интеллектуальной жизни человека. Тем самым это понятие выполняет функцию выявления архетипических ценностей китайской культуры и их трансляции на человечество Поднебесной. Тем самым история тории конфуцианской цивилизации выходит за рамки этнокультуры и приобретает общечеловеческие характеристики. Таким образом в целом китайская цивилизация обретает прочную основу диалога культур и цивилизаций. Она отвечает принципу симфонической глобализации (термин акад. М.Л. Титаренко в концепции нового евразийства) планетарных культур, то есть согласование этнокультур в развивающемся единстве с сохранением каждой из них самобытности.

Конфуцианская цивилизация открыта миру, она располагает системами универсалий (например, у син, у чан, у шу), которые входят в арсенал ее понятийного словаря и обеспечивают возможность взаимного понимания с другими культурами. Внутри себя теория истории конфуцианской цивилизации располагает полем идей гармонизации общества, которые могут использоваться в зависимости от исторического спроса. Такое состояние названной теории обеспечивает, во-первых, культурную безопасность китайского дао-дэ (конфуцианская цивилизация гарантированно защищена от превратностей провоцируемых планетарных катаклизмов), во-вторых, обращением к древности и внесением поправок в собственное самосознание она устраняет утопизм своих идей. В теории конфуцианской цивилизации отсутствует спекулятивная идеологическая фантазия.

Теория конфуцианской цивилизации на всем протяжении истории китайского общества дает в различных модификациях тип совершенного человека - благородного человека (цзюньцзы). Относительно древности часто он ошибочно, или узко, воспринимается исследователями только как человек элиты, из которых, собственно, и состоит элита. Однако, как показывает «Ши цзин», служивший Конфуцию одной из основ построения цивилизации, благородный муж и был человеком этой цивилизации, который воплощал духовные нормы «пяти постоянств». В настоящее время понятие благородного мужа входит в понятие «нового человека», создаваемого «из материала высокой духовности».

В диссертации предпринята попытка рассмотрения полного исторического цикла теории конфуцианской цивилизации, начиная с древности и кончая современностью. Тем самым становятся видные ее логика, эволюционные модификации и переходы «от утопии к реальности».

Анализ исходной системы категорий теории конфуцианской цивилизации показал, что системообразующим принципом ее категорий и категорий китайской культуры вообще служит структура древнекитайского космоса: в динамике - космогония, в статике -космология. Тем самым уже изначально в конфуцианской цивилизационной теории, во-первых, человек мыслился в единстве с природой, что задавало перспективу экологической гармонии, во-вторых, обеспечивалась корреляция бытия и мышления, что открывало новые, в современности еще мало исследованные пути познания человеком природы и самого себя. В конфуцианстве человек и природа - это не объект технического эксперимента и не отчужденная от настоящего человека сущность. К определению такого понимания природы очень хорошо подходят слова великого русского поэта Ф.И. Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Таким языком, буквально языком природного узора и культуры (вэнь), и говорит конфуцианская цивилизация. Системная полнота ее теоретического языка обеспечивалась привлечением в диссертацию текстов «Шань хай цзина», «И цзина», «Ши цзина», «Лунь юя», «Чжун юна», «Да сюэ», «Ли цзи», «Бо ху туна», даосского трактата «Дао дэ цзин», «Хуайнань-цзы» и других письменных памятников, а также исследовательских материалов и достижений российских, китайских и европейских синологов. В диссертации аналитически рассмотрены архетипические системы пульсара хаоса - космоса, пяти стихий, пяти постоянств и пятиэлементных числовых структур, приведены алгоритмы и коды их построений. Все эти исходные системы, как показало исследование, спроецированы в зрелые формы теории конфуцианской цивилизации.

В диссертации воспроизведена историческая последовательность формирования теории конфуцианской цивилизации. По трактату «Шань хай цзин» рассмотрена объемная родовая структура с ее ландшафтными периферийными и срединным центрами, в чем диссертант усматривает матрицу (образец) последующей реставрации конфуцианской цивилизации. Мировой потоп расценен как пункт новой, конфуцианской эпохи, а сознательный и целенаправленный выбор субъекта переустройства Поднебесной - как зачинание нового типа общественного устройства, полагаемого не на спонтанное течение естественности, а на волю совершенномудрого человека.

Глава «Хун Фань» («Образец [обуздания] потопа») из «Шу цзина» («Канона истории») квалифицирована как первая, письменно закрепленная конституция конфуцианской цивилизации. В ней отражена доконфуцианская матрица обустройства Поднебесной, но на ней выстроено новое геополитическое, духовно-нравственное, интеллектуально-познавательное здание. Опор на древность придает «Образцу» силу природной объективности - конфуцианская цивилизация как будто не творится, а естественно вырастает и потому ее явление бытийственно оправдано и не требует доказательств.

Концепция да тун - сяо кан, которая сегодня реминисцирует в Китае в виде оборотной концепции сяо кан - да тун, олицетворена именем Конфуция. При исследовании ее по материалам «Ши цзина», «Ли цзи», произведениям китайских реформаторов XIX - XX вв. диссертант в своих выводах снимает с нее покровы утопичности. Тем самым теория конфуцианской цивилизации переводится в план реалий мировой сокровищницы методов гармоничного обустройства человеческого общества.

Специальное внимание в диссертации уделено теории конфуцианской цивилизации, изложенной в трактатах «Да сюэ», «Чжун юн», «Лунь юй», «Ли цзи» и «И цзин». Следуя за российскими китаеведами, диссертант подразделяет теорию конфуцианской цивилизации на три уровня соответственно космологическому устройству Поднебесной: «Лунь юй» занимает нижний уровень, «Чжун юн» - средний, «Да сюэ» - верхний. «И цзин» занимает особое положение, этот памятник обобщает все три уровня и дает архетипическую конструкцию их согласования. Соответственно определяются и теоретические модели этих уровней. «Да сюэ» - рационалистическая архетипическая модель цивилизации, «Чжун юн» - духовно-нравственная модель, «Лунь юй» и «Ли цзи» - антропологическая модель, «И цзин» излагает синтетическую концепцию цивилизации. Все эти модели служат созданию идеала конфуцианского человека, что особенно ярко запечатлено в «Да сюэ».

При исследовании теории конфуцианской цивилизации, а именно, при анализе европейской литературы, диссертант столкнулся с фактом неадекватного понимания и перевода смыслов понятий этой теории. Факт в общем-то не новый, он отмечен в мировой синологии, но сглажен ссылками на полисемантичность китайской терминологии. Отсюда проистекают непрекращающиеся дискуссии о том «кто прав?» в своей трактовке китайских терминов, но отсюда же проистекают и различные околосинологические спекуляции и отчаянность когда-либо найти подлинные смыслы конфуцианской терминологии. Диссертант переводит данное затруднение в ранг синологической проблемы и предлагает решение по методам, разработанным в российской синологии: достичь адекватного понимания терминов теории конфуцианской цивилизации и их перевода на языки других культур посредством согласования архетипов этих культур, что называется «текст на текст». Данная проблема проиллюстрирована в диссертации на ключевых понятиях: дао и логос, культура и цивилизация, архэ и середина.

Специальный параграф в диссертации посвящен поиску возможностей понятийной адекватности в освещении теорий цивилизации средствами конфуцианского Дао и русского Глагола. В согласии с российскими синологами диссертант считает правомочным искать подлинную русскую философию в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского. На примере поэзии А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева диссертант отыскивает адекватные архетипические параллели культур Дао и Глагола. Диссертант пришел к выводу, что, во-первых, построение словаря диалога конфуцианской цивилизации с другими планетарными цивилизациями возможно, во-вторых, пока что отсутствие словаря диалога цивилизаций не только не исключает возможности, но даже стимулирует исследования истории теории конфуцианской цивилизации в пространстве русского языка и русской культуры. Путь лежит через выявление архетипа русской культуры, в языке которого открываются универсалии, содержательно адекватные китайским универсалиям. Специфика универсалий архетипа русской культуры заключается в том, что они выражаются посредством художественной формы и наименований литературного языка.

Особый исследовательский и практический интерес представляет состояние теории конфуцианской цивилизации на современном этапе. Одним из объектов исследования избрана «кампания критики Конфуция и Линь Бяо», так как именно с этой кампании начался качественный процесс активного соучастия конфуцианской цивилизации в общественно-политической жизни КНР. Сюда же включена и критика теории конфуцианской цивилизации профессорами Юнго и Фэн Юланем. Эта критика убеждает, насколько жизненна эта теория и насколько она важна для современности Китая.

Наконец в диссертации подробно рассмотрена реставрация теории конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая. Эта реставрация завершает цикл исторических трансформаций теории конфуцианской цивилизации и открывает перспективу ее модификации и использовании в дальнейшей истории Китая. Программа построения в Китае гармоничного общества только подтверждает этот тезис.

Примечательно, что теория конфуцианской цивилизации выступает сегодня синтетической теорией, активно использующей мировоззренческий потенциал даосизма и в особенности моизма, с его идеей повышения благосостояния народа (теория «всеобщей любви») путем регулирующей роли государства (моистская концепция «воли Неба»). «.Возникла серьезнейшпя проблема идеала, целей, методов построения справеливого общества, методов сглаживания и разрешения острых противоречий внутри народа, недопущение перерастания этих противоречий в антагонистические. Именно в этой ситуации жизнь востребовала идеологию просвещенного популизма, идеологию всеобщего служения высоким идеалам возрождения величия отечества, воплощенного в справедливом государстве, гармонизации отношений между верхами и низами и внутри каждого социального слоя. Национальные истоки привлекательной, харизматической идеологии для страны найдены в учении школы Мо-цзы. Это идеология почиания единства, почитания мудрых, всеобщая любовь и взаимная выгода, выступление против агрессии. за экономию ресурсов, экономность в политике и скромность вобраза жизни. Следование высшим принципам -справедливости и идеалам, всеобщей любви и взаимной выгоды у Мо-цзы отождествлялось с "волей Неба"»1.

1 Из стенограммы доклада академика МЛ. Титаренко на XIII Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилиазция (Москва, май 2007)

 

Список научной литературы

Хуан Лилян, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Дао дэ цзин (Канон дао и дэ) // Чжу цзы цзи чэн (Собрание сочинений всех философов). Т.З. Шанхай, 1986.

2. Да сюэ (Великое учение) // Сы шу У цзин (Четыре книги и. Пять канонов). Т.1. Тяньцзинь, 1990.

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972-1973.

4. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

5. Ли цзи (Записи о ритуалах) // Шисань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями и пояснениями к комментариям). Т. 2. Пекин, 1983.

6. И цзин (Канон перемен). Перевод и исследование. Сост. А.Е. Лукьянов. М., 2005.

7. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. СПб., 2000.

8. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004.

9. Конфуций. Я верю в древность // Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. М., 1995.

10. Конфуциева летопись «Чунь цю». Пер. и примеч. Н.И. Монастырёва. М., 1999.

11. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Перевод с китайского, снабженный примечаниями. М., 1998.

12. Си цы чжуань (Комментарий приложенных слов) // Чжоу и (Чжоуские перемены) // Сы шу у цзин (Четыре книги и Пять канонов). Т. 1. Тяньцзинь, 1990.

13. Сы шу у цзин (Четыре книги и Пять канонов). Т. 1-3. Тяньцзинь, 1990.

14. Титаренко M.JI. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.

15. Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. Исследование. Перевод. Размышления китаеведа. М., 2005.

16. Хуайнань-цзы («Философы из Хуайнани») // Чжу цзы цзи чэн (Собрание сочинений всех философов). Т.7. Шанхай, 1986.

17. Цянь My. Новое толкование «Лунь юй». Чэнду, 1985.21. «Четверокнижие» с собранием комментариев Чжу Си. Т. 2. Пекин, 1989.

18. Чжун юн (Следование середине) // Сы шу У цзин (Четыре книги и. Пять канонов). Т.1. Тяньцзинь, 1990.

19. Шо гуа чжуань (Комментарий суждений о триграммах) // Чжоу и (Чжоуские перемены) // Сы шу у цзин (Четыре книги и Пять канонов). Т. 1. Тяньцзинь, 1990.

20. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

21. Шань хай цзин. Шанхай, 1985.1

22. Литература на китайском языке26. шшт «етш», 2006о Диалог цивилизаций. Под. ред. Цань Дэлинь, Цзин Хайфэнь).27. ^шт аижяш » лйшшьгомо Глобализация и интересы Китая. Под. ред. Чжу Бинъюань1. ЖШ±, 2002

23. Глобализация: вэстернизация или китаизация. Под. ред. Юй Кэпин. |± 2002^.

24. Хантингтон С. Конфликт цивилизаций и строительство правильного мира.30.шшшi я^газшт —фшькi 25 т , ЛЙЖШ± 2002^0

25. От цивилизации к современности 25 уроков китайской истории. Под. ред. Линь Ганьцюань, Чжан Хайпэн, Жэнь Шинань.31. ,1. ШХШ, 2000^о

26. Сборник статей китайских и российских ученых на конференции Китай сегодня и завтра. Под. ред. Юй Синъи.32. ш^штш: хш^ ш&шшв Е. 2004

27. Фоланькэ и Цзиэрсы. Цивилизация, центр, мировая экономика и экономические районы.33. Иь М 5000 ^Amxmwm , it

28. Юань Вэй. Появление цивилизации: оценка цивилизации человечества к 5000 г.34. Шг ((Фш^^л^^те^ш», тш, 1990 .10 ,26о Цянь My. Возможный вклад китайской культуры в будущее человечества.35. mm-. ахщм1. Ш) о

29. Ду Вэймин. Глобализация и многополярный цивилизованный диалог Диалог цивилизаций.зб.mm-, «лявдшюшйш домш зж.

30. Ду Вэймин. От цивилизованного диалога к диалогу цивилизаций Диалог цивилизаций.37. Ш: (штт)) §rfciH®sm 2002о Фань Ган. Идея развития.38.Ш1Й: > ЗХ^лйжййfi, 2000 ^ о Ху Аньган. Стратегия Китая интересы и миссия Китая.39.mt: {яимтт , 2000

31. Щ- Ли Шэньчжи. Глобализация и китайская культура.

32. Ш^: ((ФШ^^М)) , 1986^0 Фэн Юлань. История китайской философии в новом издании.41. (тж^т&шш)), "Ф&'шя1. ШФШХШ, 2001 ^о

33. Цзинь Чуньфэн. История жизни философии Фэнь Юланя.42. Ш: аыФ-шттттш)),2005^о

34. Жэнь Цзиюй. Об искренности и сыновней почтительности о возвращении и перспективах конфуцианства.

35. ШШ: ШЗ^ШЮТ) 2005 Ш 2555 Я^а^^Ш-гё^Ш!!.

36. Международная Конфуцианская Ассоциация. Конфуцианство и современная цивилизация, 2005г. Сборник статей, посвященный 2555-летию со дня рождения Конфуция.44. йШ: шшш-т^ ш, mmnzm , #1. Ш ШШ» > 2ОО4^3^ 22 0о

37. Тан Эньцзя. Хэ эр бу тун объединение рас и религий».45.*!тк: (№<тшт:si®», f'j , 2ооз ^о

38. Лю Шусянь. От центра до края: история нового современного конфуцианства и идеал культуры; Поиски нового современного конфуцианства.1. Аб.шх i^mmmmt)), фшлй^ШЖ7±, 1988 ^o

39. Чжан Ливэнь. История развития китайской философии.47. > 1988 ^0 «Культура и философия».48. , шзд %)) , 2004 ^Jg 2 ад.

40. Цена экологической теории марксизма на Западе.49. > АйНШЬ 1993 ^-о Дэн Сяопин. Избранное.so. шаншв», (тш±ш)),2001 ^о

41. Дневник Цзэн Гофаня. Полное собрание сочинений Цзэн Гофаня.51. (шщшшш)), шшт, i965^o

42. Гун Цишидин. Сборник статей.52. тр. {(tffl^m^i^» , АЙШШЬ 1955^0 Хо Вайлу. Историческая теория древнего общества в Китае.53. «ФД, АЙЖШ± 1985^0 Историческая теория древнего Китая.54. щш: т)Щ: тт^шшттт ,i996^o

43. Хань Дэминь. Эпохи Ся, Шан, Чжоу: исторические предпосылки идеала конфуцианского общества.я.тРШг , АйШШЬ i960^о

44. Общая история китайской идеи. Под. ред. Хоу Вайлу.56. Ш1: «шзшй» , штт, 1996^0

45. Цзянь My. Большой план истории государства.57. ШШ: «ДШО.» , Ш^ШЪ, 1999^0

46. Кун Инда. Истинный смысл «Чжоу и».1М» , 1984^0

47. Ли Динцзу. Собрание разъяснений «Чжоу и».59. ш-. ((МШШ^т , Ш, ШШ, 1988^0 Гао Хэн. Летопись комментария к «Чжоу и».60.шш тшшш)), шшж. ш, фзиш1994 Щ- о Ли Даопин. Собрание разъяснений «Чжоу и».6i«фшмшш> т, шплйжда1998 ^о

48. Чжан Дайнянь. Энциклопедия истории культуры Китая.62. тштт-шш^ ттшши», ш, 1птш, 2004 ^о

49. Приятная беседа о восточной мудрости. Сборник бесед Цзи Сяньлиня, Цэян Чжунсиня, ЧитяньДацзо.

50. ШШ: <<г№-1Ю> > №ЖЖШ±> 2000^о Юй Цююй. Вздох тысячелетия.64.Ш-. , т,

51. Хэ Линь. Китайская философия за последние 50 лет.65. (Е+ЙШ , ШЖШЬ 1984^, Моу Цзунсань. Рассказ о пятидесяти годах.66. шт^ ШШШ-. шй 2i шткщшъ,1992^0

52. Читянь Дацзо, Дибров. Вступление человечества в 21 век и философия.67. щш, штш: тмшщшъш , шш, шж*1. ЖШЬ 2002 ^о

53. Чжоу Лишэн, Янь Бинган. Культура конфуцианства и современное общество.68.тш-. тшш), ш, я>шш,

54. Чжу Бокунь. Статьи и труды Чжу Бокуня.

55. Тан Ицзе. Возможный вклад идеи конфуцианства в вопросы «мира и развития».70.«mi: т^шпшш^шшнш)), «фи Ш^Ш)) , 2001 ^otj-^.

56. Цзин Хайфэн. Конфуцианство в многоструктурных вопросах мирового положения.71. ш, mic: ттт , яш&т,1989 ^о

57. Хуан Шоуци, Чжан Шаньвэнь. Переводы и комментарии «Чжоуи».72. зш^: ш, шгжиь 1988^»

58. Чжан Дайнянь. Культура и философия.1ШШ-. 1982с Чжан Дайнань. Большой план философии Китая74. цт^ Ш: (фвшш) > ±м,1. ЖМЬ 2000 ^о

59. Ма Тяньюй, Ян Хуа. Путь развития культуры Китая.75. 1984^0 Ча Жэньхоу. Философия Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.76. mz: (Фитад^адн^^пй!)),1. Ш, 1940^о

60. Чжу Цяньцжи. Влияние европейской культуры на сознание Китая.77.«жл> тттшшш)), тшш<1. Hill» , ЛйШШЬ 1972^0

61. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

62. ШШМг (MM: ЖШШ-2004^ им 29 ВША

63. Вэнь Цзябао. Усиление сотрудничества и взаимное благоприятствование успешному развитию 29 ноября 2004 г.79. тш: тш^тш шшш -2004^ 11 л 29н шшш^хтттшт)).

64. Ху Цзиньтао. Продвигаем сотрудничество общими успехами развития 29 ноября 2004 г.so. шшш-. (^ттшта)), #

65. Ш) > 2004^о М. Горбачёв, Читянь Дацзо. Духовное наставление 20-му веку.81. ШШ^ , ФШШйГ1.HIli, 1988 ^о

66. Читянь Дацзо, Цзи Синьгэ. Мир, жизнь и философия.82.Ш-Л: > 2001

67. Сюн Шили. Полное собрание сочинений Сюн Шили.83. иШМ)) (1902 50 , №ВШШ) , ± Ш, illislШШ. 1995^0

68. Лян Цичао. Рассуждение об общей морали.84. ШШ-. аъгж)) > , ш, л1. ЙЖШЬ 1979^0

69. Ли Цзэхо. Рассуждение Янь Фу. Историческая теория идеи нового Китая.85.ШГШ: ((Ф1Ш1Ш11) , ШШШтл^шт, mmt&mh 1995^0

70. Цзян Гуанхуэй. Гены культуры в истории Китая. Сборник посвященный памяти исследованиям Ян Сянкуя.87лш: «Фа\тшш& ,2005 ^о

71. ЛянГоуин. Курс традиционной культуры Китая.

72. Литература на русском языке

73. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. М., 2002-2003.

74. Барский К.М. Что такое сяо кан! /Восток 1992, № 3.

75. Борох О.Н. Выступление Лань Сяньпина и дискуссия о реформе госпредприятий в КНР (2004-2005). ПДВ. 2006. № 4.

76. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М., 1976.

77. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

78. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, 1993.

79. Н.В. Гоголь. Борис Годунов. Поэма Пушкина

80. Го Можо. Философы древнего Китая. М, 1961.

81. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV Международной Кондратьевской конференции. Москва, 15-16 мая 2001 г. Научный редактор д.э.н, проф., академик РАЕН Яковец Ю.В.

82. Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии // Китайские социальные утопии. М, 1987.

83. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

84. Куан Ямин. Критическая биография Конфуция. Нанькин, 1985.

85. Кузык Б.Н, Титаренко М.Л. Китай Россия 2050: стратегия соразвития. М, 2006

86. Ломанов А.В, Борох О.Н. Политические инновации КПК. — Проблемы Дальнего Востока, 2004, №1.

87. Лукьянов А.Е. Цивилизация палингенезиса в даосизме // Проблемы Дальнего Востока №5,2000.

88. Лукьянов А.Е. Война и мир цивилизаций // Проблемы Дальнего Востока №1, 2002. С.151-165. №2, 2002. С.142-155.

89. Лукьянов А.Е., Переломов Л.С. Из истории идеологемы «сяо кан» // Проблемы Дальнего Востока №3,2003. С.26-38.

90. Мао Цзэдун. Избранные произведения. М., 1953. Т. 3.

91. Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и в средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987.

92. Меликсетов А.В. «Социально-экономическая политика Гоминьдана». МЛ 977;

93. Моммзен Т. История Рима. Государственное социально-экономическое издательство. Кн. I—III. М., 1936,1937,1941.

94. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.

95. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». Исследование, перевод с китайского, комментарии. Факсимильный текст «Лунь юя» с комментариями Чжу Си. М., 1998.

96. Л.С.Переломов «Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. М., 2007.

97. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

98. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999.

99. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши Цзи»). Перевод с кит., вступ. ст., коммент. и прилож. Р.В. Вяткина. Т. IV. М. 1986.

100. Титаренко М.Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994

101. Титаренко М.Л. Россия лицом к Азии. М., 1998.

102. Титаренко M.JI. Китай: цивилизация и реформы. М., 1999.

103. Титаренко M.JI. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М., 2003.

104. Тихвинский С.Л.Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М, 1980. С. 258.

105. Фонд Конфуция в Китае. Пекин, 1987.

106. Ху Цзиньтао. Цзай «саньгэ дайбяо» чжунъяо сысян лилунь яньтаохуэй шан дэ цзянхуа (Выступление Ху Цзиньтао на конференции по «тройному представительству»). Пекин, 2003.

107. Чжан Ливэнь «Учение хэхэ концепция стратегии культуры XXI-го века» Пекин 1996г. Т. 1-2.

108. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

109. Периодическая печать (газеты, журналы на кит.яз.)124. Гуанмин жибао125. Жэньминь жибао126. Хунци127. Лиши яньцзю

 

 

http://cheloveknauka.com/istoriya-teorii-konfutsianskoy-tsivilizatsii-v-kitae

http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/istorija-teorii-konfucianskoj-civilizacii-v-kitae.html