Автор: Ваджра А.
Малороссия Категория: Ваджра Андрей
Просмотров: 811

Продолжение. Чтобы понять финансово-экономические цели глобализа­ции, необходимо рассмотреть западный геополитический экс­пансионизм в контексте главных постулатов экономического либерализма[158]. Это обусловлено тем, что обе эти стратегии ес­тественным образом дополняют друг друга, представляя собой удачный симбиоз параллельно осуществляемых военно-политичес­ких и финансово-экономических действий.

 

Политика Запада во все времена была обусловлена эконо­мическими причинами. Уже в 1899 году, когда Соединенные Штаты, как набирающий силу будущий лидер Запада, провоз­гласили доктрину «открытых дверей», американский финансо­вый и промышленный капитал имел свои интересы по всему миру. В сознании финансовых и промышленных магнатов Аме­рики вся планета выглядела как некий гигантский «дикий За­пад», предназначенный для колонизации. Именно поэтому док­трина «открытых дверей» достаточно откровенно определила мир как единый глобальный рынок, двери которого всегда и при любых условиях должны быть открыты для американского фи­нансово-промышленного капитала.
Каждое незападное государство, которое пытается блоки­ровать американское проникновение на свой рынок, имеетдело с политическим давлением (вплоть до полной изоляции) и/или экономической блокадой, организованной Вашингтоном в той или иной форме, а в крайнем случае с военной интервенцией. Именно эти силовые методы становятся своеобразной универ­сальной отмычкой, гарантирующей глобализацию как всеобщее движение к единой мировой финансово-экономической сис­теме.
Подобное назойливое стремление к «открыванию дверей» не случайно. Дело в том, что фундаментом либеральной докт­рины является так называемый принцип «laissez-faire»[159], т. е. пол­ное открытие (в экономическом смысле) всех национальных границ и ликвидация любых барьеров для торговли, передви­жения капиталов, рабочей силы и конечно же невмешательство государства в экономику. Фритредеры[160] исходят из того, что чем выше уровень конкуренции, тем динамичнее и свободнее раз­вивается финансово-экономическая система и торговля, а по­тому более богатыми становятся субъекты глобального финан­сово-экономического пространства.

Кроме того, в соответствии с либеральной доктриной фи­нансово-экономическая система без границ и таможенных ба­рьеров принуждает организовать международное разделение труда, когда отдельные страны или регионы специализируются на производстве только одного вида продукции, которая для них является наиболее выгодной по затратам, в сравнении с други­ми странами. При этом каждое государство, участвующее в меж­дународном разделении труда, не обременяет себя производ­ством всего спектра необходимой для его населения продукции, а покупает большую ее часть в других странах, где производство является менее затратным.

Схема, доказывающая необходимость международного разделения труда, довольно проста. Либералы исходят из того, что в разных странах существуют разные пропорции между зат­ратами на производство разнообразных товаров. Например, в одной стране, израсходовав единицу ресурсов, можно выра­ботать или один компьютер или две тонны пшеницы, а в дру­гой стране — наоборот: на единицу ресурсов можно вырабо­тать или тонну пшеницы или два компьютера. Естественно, что в этой ситуации первой выгодно поменять тонну пшени­цы на два компьютера, а второй — компьютер на две тонны пшеницы. Таким образом, каждая страна экономит полторы единицы ресурсов. Естественно, что при таком состоянии дел. в первой стране все ресурсы будут направлены на производ­ство пшеницы, а во второй — на производство компьютеров. Так возникает международное разделение труда. После этого, благодаря свободной торговле происходит обмен товарами, и обе страны процветают. Такова теория. Но в действительнос­ти все несколько иначе.
Дело в том, что фритредеры, используя схему Рекардо, рас­сматривают участников специализированного производства в идеале, как равных в своем финансово-экономическом и воен­но-политическом развитии субъектов. Однако это не так.