Автор: Ищенко Р.
Малороссия Категория: Ищенко Ростислав Владимирович
Просмотров: 3101

Украина, выборы 25-го мая. Что дальше 

 

Уже ясно, что, несмотря на полномасштабную гражданскую войну, постепенно выходящую за границы Донецкой и Луганской областей (на текущей неделе бои велись под Изюмом на Харьковщине), Киев намерен провести президентские выборы 25 мая, а Вашингтон и Брюссель твердо намерены признать их результаты. Победитель этих выборов также известен уже давно.

Выборы почти без альтернативы

С конца марта США утверждают, что альтернативы Порошенко нет, а украинские социологические службы фиксируют опережающий рост его рейтинга. Понятно, что украинские социологи и у мартышки из киевского зоопарка обнаружат рейтинг в 90%, если это будет нужно Госдепу.

Но понятно и то, что после двух месяцев пропаганды его «безальтернативности» Петр Алексеевич Порошенко действительно является, пусть и не безальтернативным, но одним из лидеров президентской гонки.

Для Порошенко это важное достижение. До сих пор, несмотря на многолетнее присутствие в политике и немалые затраты на пиар, его рейтинг колебался в районе статистической погрешности.

В общем, помешать Порошенко по итогам выборов стать президентом Украины (именно стать, поскольку определить, выиграл ли он выборы, в условиях правового и административного хаоса и гражданской войны будет невозможно) может только очередной государственный переворот. Или его попытка, с уличными боями в центре Киева и дальнейшей дефрагментацией как временной власти, так и остатков украинского государства.

В таком развитии событий заинтересована Юлия Владимировна Тимошенко, проигравшая Порошенко номинацию победителя выборов по версии Госдепа США.

Тимошенко — давний и искренний враг Петра Алексеевича, испытывающего к Юлии Владимировне столь же «нежные» чувства. Ранее Тимошенко всегда переигрывала Порошенко. Тимошенко оттеснила его в маргинальную часть оппозиции и, казалось, лишила всех политических перспектив. Тем более что Петр Алексеевич желал стать президентом не меньше, чем Юлия Владимировна. Оба они планировали сделать это еще после первого срока Ющенко (они-то заранее знали, что второй ему не светит). Оба ради этого боролись за должность премьера. Тимошенко победила дважды: в феврале 2005 года она вырвала премьерство буквально из рук Порошенко, ставшего секретарем СНБО. Затем, когда после публичного скандала Ющенко уволил обоих, Тимошенко смогла вернуться на пост премьера и кандидата в президенты, а Порошенко (несмотря на то, что смог прорваться на должность министра иностранных дел, а затем стать председателем совета Нацбанка) так и прозябал за пределами публичной политики.

Такое не прощают. У Порошенко зуб на Тимошенко даже больше, чем был у Януковича. Если уж Виктор Федорович посадил Юлию Владимировну на семь лет и пытался закрыть пожизненно, то страшно даже подумать, что с ней сделает Порошенко, куда менее сентиментальный, чем Янукович.

Вопрос не в том, захочет ли Тимошенко силой помешать Порошенко получить президентство. Вопрос в том, сможет ли.

Противостояние по линии Порошенко-Тимошенко

Пока что у Тимошенко нет достаточного количества своих личных боевиков, чтобы можно было надеяться на успех переворота. Сотни майдана через Парубия, «Правый сектор» через Наливайченко, а территориальные батальоны через Коломойского прямо или косвенно контролируются США. С учетом же того, что агент ЦРУ Наливайченко назначен руководителем так называемой «антитеррористической операции», ему подконтрольны все (формальные и неформальные) вооруженные формирования Украины.

Казалось бы, бояться нечего. США на стороне Порошенко, их люди контролируют все боеспособные части украинских силовиков и неонацистских боевиков. Однако Порошенко боится. Он уже заявил, что выборы должны пройти в один тур (то есть он должен победить в первом туре), поскольку второго может не быть. И прямо указал причину — дальнейшая дестабилизация Украины, вплоть до распада государства.

Силы Юго-востока, с которыми Киев ведет гражданскую войну, пока слишком слабы, чтобы не допустить второго тура. Значит, Порошенко боится своих. Из своих опасность представляет только Тимошенко. Значит, Порошенко считает, что до первого тура она не успеет достаточно усилиться, а вот в промежутке между турами уже будет представлять опасность.

В принципе, такое возможно. Во втором туре, как известно, остается только два кандидата. Каждый из них должен будет мобилизовать в свою поддержку если не электорат, то, по крайней мере, олигархат, поддерживавший неудачников первого тура. И тут-то будут выдвинуты требования. Например, тот же Коломойский, может потребовать для продвигавшегося им Тигипко должность премьера. Но, судя по последним утечкам от киевской власти, Порошенко уже предупрежден американцами, что премьером должен остаться Яценюк. У него руки связаны. А вот Тимошенко может обещать что угодно. И на чьей стороне тогда окажутся боевики Коломойского?

А есть еще «Свобода», со своими аппетитами, со своими боевиками, но как-то выпадающая из порошенковских политических раскладов. И они тоже вполне могут поддержать претензии Юлии Владимировны.

Наконец, первый тур даст возможность обвинить Порошенко в массовых фальсификациях и подвести «майданно-правовую базу» под третью революцию, которую уже пообещала Тимошенко — действуя в своем фирменном стиле.

Запредельно повышая ставки, до уровня, когда риск становится неприемлемым для оппонента, Тимошенко шантажирует не столько Порошенко, сколько США. Она дает понять, что выбор невелик — или Тимошенко станет президентом, или полностью дестабилизирует киевский режим.

Здесь, однако, есть две проблемы. Во-первых, США могут прислать посредника для переговоров об учете интересов Тимошенко, а могут и снайпера (у них богатый опыт). Во-вторых, а кто сказал, что США так уж нужна стабильность киевского режима? Пока что все их действия (начиная от явно недостаточного финансирования и заканчивая подталкиванием к силовому подавлению восстания на Юго-востоке) были направлены как раз на его расшатывание. Так что шантаж со стороны Тимошенко может не то что не испугать США, но, не исключено, что окажется в русле их просчитанной политики.

Таким образом, первая опасность, ожидающая выборы 25-го мая — серьезная вероятность их срыва или аннулирования результатов за счет начала силового противостояния по линии Тимошенко-Порошенко с последующей быстрой дефрагментацией киевской власти.

Однако достаточно высоким остается и вариант, при котором выборы состоятся, и Порошенко будет легализован в качестве президента.

Естественно США и ЕС сразу признают его вполне легитимным — они уже это сделали. Останется проблема взаимоотношений с Россией.

Признает ли Порошенко Путин?

Большинство российских депутатов уверены, что признает. Но они еще три месяца назад были уверены, что Россия в Крым не войдет, а когда Крым стал российским, сказали: «Ситуация изменилась».

Пока что аргумент в пользу признания один — с кем-то надо разговаривать. Однако этот аргумент действует и в случае действующего правительства Яценюка-Турчинова. Если с кем-то надо разговаривать, то почему не с ними? А если переговоры об Украине давно ведутся Россией и США без Украины, то кто такой Порошенко, чтобы ради него менять формат?

Есть аргумент, что Порошенко формально непричастен к «майдану». Однако есть и видеокадры, каждый раз во время обострения ситуации фиксирующие этого «непричастного» агитирующим боевиков. Есть собственные признания Порошенко в том, что он финансировал майдан.

Есть, наконец, его «Пятый канал» — наиболее русофобский и пронацистский телевизионный канал Украины.

Похоже, у Порошенко есть лобби в московских коридорах власти. Однако далеко не каждый лоббист захочет занять место за швейной машинкой, недавно освобожденное Ходорковским. А ситуация сейчас сложная, чтобы не вызвать подозрение в измене Родине, лоббируя Порошенко, к словам, что он хороший парень и договороспособен, надо будет приложить его конкретные предложения об уступках России.

Иначе зачем с ним разговаривать?

Что может предложить Порошенко России

Может ли он предложить прекращение боевых действий и начало переговоров с Юго-востоком о федерализации, государственном статусе русского языка, новой Конституции, нейтральном статусе Украины? Теоретически может. А на практике? США для того толкали Турчинова на войну, чтобы Порошенко признал поражение в ней Киева и согласился на требования, которые сегодня он же публично называет неприемлемыми?

Ну ладно, США — сверхдержава, они могут себе позволить поменять свою политику на Украине и перейти от войны к миру. Пока такого желания не видно, но допустим. А неонацистские боевики, которые давно вооружены, а сейчас еще и организованы в нацгвардию и территориальные батальоны? У которых на руках кровь, и которых неизбежно придется разоружать, поскольку никакой стабильности и никакого мира в стране, по которой гуляют вооруженные неонацистские банды, не может быть. Они согласятся на разоружение?

Согласятся, зная, что за разоружением рано или поздно последует тюрьма (слишком много они натворили)? И кто именно их будет разоружать? Им проще очередной переворот совершить. Тем более, что Порошенко они не любят.

Ну, а Коломойский, заботливо выстраивающий свое удельное княжество в центральной Украине? Он согласится на то, что губернаторов должен выбирать народ? Что его частная армия должна быть распущена? Он для этого деньги в майдан, в неонацистов и в гражданскую войну вкладывал?

В общем, по части удовлетворения России путем проведения внутриполитических реформ у Порошенко будут большие проблемы.

А сможет ли он решить с Россией газовый вопрос? Тоже сомневаюсь. Порошенко, конечно, не является владельцем украинской металлургии или нефтехимии, возможно, что производство конфет и автобусов «Богдан» действующая цена на газ еще не убьет. Но украинский бюджет наполняется налогами тех самых химиков и металлургов (от 40 до 60% валютных поступлений в разные годы). А от наполняемости бюджета зависят и кредиты МВФ, позволяющие выживать Украине.

О социалке, коммуналке и т.д. можно даже не говорить — снижать стандарты и повышать стоимость услуг дальше уже некуда. Иначе условно спокойный пока Киев может взорваться хуже Донецка.

Наконец, есть интересы тех же США, которые не для того перехватывали газопроводы, несущие российский газ в Европу, чтобы затем Порошенко просто уступил. Наконец, есть же нацисты и воспитанное за многие годы русофобской пропаганды майданное общественное мнение, считающее, что все прошлые газовые войны были проиграны из-за неготовности стоять до конца. Все это серьезно ограничивает возможности маневра в газовом вопросе. Конечно, с учетом интересов ЕС, здесь есть хотя бы надежда на попытку найти конструктивное решение проблемы, но реальная внутриполитическая ситуация серьезно ограничивает пространство для маневра.

Вариант удовлетворить Россию, признав вхождение Крыма в ее состав, даже рассматривать не будем. Он нереален.

Так что может предложить Порошенко, кроме того, что он будет не назначен Верховной Радой, вопреки закону, как Турчинов, а «избран» на нелегитимных выборах, проведенных нелегитимной властью в условиях гражданской войны? Ничего.

Поэтому, если 25-го мая состоятся выборы и кто-то (скорее всего, Порошенко) будет объявлен их победителем, то в отношениях по линии Украина — Россия ничего не изменится. Просто потому, что основные внешнеполитические да и внутриполитические решения уже давно принимает не Киев, а Вашингтон, Киев их только озвучивает.

25-го мая исполнится сто дней со дня государственного переворота и назначения Турчинова и.о. президента. У нового, уже «всенародно избранного» главы государства, как и у Турчинова, главная проблема будет заключаться не в том, что предстоит сделать в первые сто дней, а как продержаться хотя бы сто дней.

Теоретически результаты выборов могут быть признаны Россией (скорее всего, условно и с оговорками), но не потому, что Владимир Путин надеется о чем-то договориться с Порошенко, а в рамках глобальных договоренностей с Вашингтоном (если таковые будут достигнуты).

Украинский кризис выборы 25-го мая не разрешат и даже не ослабят напряженность. Наоборот, потенциально они могут усилить накал гражданской войны.

Впрочем, еще надо чтобы они состоялись. И все еще возможен второй тур со своими неожиданностями.

vybor.ua