Автор: Минин Д.
ROOT Категория: Большой Ближний Восток
Просмотров: 680

Резкое снижение мировых цен на нефть в условиях, когда по законам рынка следовало бы ожидать их повышения, говорит о том, что имеют место закулисные договоренности между рядом ведущих экспортеров этого сырья и заинтересованными странами, прежде всего Соединёнными Штатами.

 

 

 

На Западе спешат отвести от себя подозрения и обвинить тех, кто говорит о сознательном снижении нефтяных котировок, в «конспирологическом завихрении мозгов». Однако это не первый картельный сговор подобного рода, такой геополитический ход администрация США не раз делала и раньше. Распространенные в Вашингтоне ссылки на стечение обстоятельств и вину стран-производителей, пострадавших от падения цен, при ближайшем рассмотрении не выдерживают критики.

Американское издание Foreign Policy пишет, что дисбаланс спроса и предложения усугубляется «неожиданным и невероятным восстановлением добычи в Ливии и почти рекордным уровнем нефтедобычи в России».  Читай: во всём виновата Россия, а старания Запада её «наказать» вроде бы ни при чём. Однако при ближайшем рассмотрении видно, что для разговоров о «рекордном росте» добычи российской нефти предмета нет. За период января-августа 2014 года в России, по данным Министерства энергетики, было добыто 349 млн 190,1 тыс. т нефти и газового конденсата, что на 0,6% выше показателя за аналогичный период предыдущего года. Объем среднесуточной добычи нефти в стране с начала текущего года составил порядка 10,490 млн баррелей (2013 г. - 10,469 млн баррелей). Ясно, что превышение добычи на 21 тысячу (!) баррелей, или один железнодорожный состав, на уровень цен влиять не может. В Ливии же, где уровень производства в январе 2011 года составлял 1,574 миллиона баррелей в день, сейчас ежедневная добыча не превышает 900 тысяч баррелей.

Главными факторами падения цены нефти стали, во-первых, повторные объявления Саудовской Аравией о скидках на это сырьё в условиях, когда заметного превышения предложения над спросом нет, и, во-вторых, выброс на рынок во всё больших количествах американских нефтепродуктов, получаемых в результате «сланцевой революции». Только за последний месяц Саудовская Аравия снизила стоимость нефти для своих покупателей до минимального с 2008 года уровня. В США производство нефти по сравнению с 2011 годом возросло на 4 миллиона баррелей в сутки (из них 3 миллиона - сланцевая нефть). Американский экспорт нефтепродуктов увеличился с 1 млн баррелей в день в 2006 году до более 3,5 млн баррелей в настоящее время. Согласованность действий США и Саудовской Аравии на рынке нефти скрыть уже невозможно.

Истоки закулисных договорённостей по нефти между Вашингтоном и Эр-Риядом восходят, как можно предположить, к визиту в Саудовскую Аравию президента США Барака Обамы в апреле 2014 года, когда американская ближневосточная политика терпела крах на всех фронтах и нужно было искать спасительные решения. Тогда некоторые журналисты поспешили объявить этот визит самым важным за всю дипломатическую карьеру Обамы. Одним из главных вопросов на тех переговорах стало предложение американцев саудитам снизить цену на нефть, чтобы «наказать Иран и Россию», а также дать стимул мировой экономике. Давление на короля Абдаллу и членов правящей династии было оказано нешуточное. Вовремя выпущенное на сцену «Исламское государство» стало дополнительным фактором давления. Ведь главная цель ИГ во главе с Аль-Багдади, объявившим себя прямым потомком пророка Мухаммеда, - не Канада с совершенным там недавно дерзким терактом и даже не Багдад и Дамаск. Всё это - промежуточные этапы перед «освобождением священной земли Мекки и Медины от узурпаторского правления Дома Саудов», не имеющего никакого отношения, по уверениям джихадистов, к племени курейшитов, из которого вышел Мухаммед.  Правящая династия встревожена не на шутку, теперь она ещё более податлива к требованиям Белого дома, надеясь на защиту американцев от «Исламского государства». Схожие мотивы определяют поведение монархов ОАЭ и Кувейта.

Примечательно, что многие западные эксперты, высмеивающие сейчас «конспирологические» версии нефтяного сговора США и Саудовской Аравии, прошлой весной писали, что как раз для достижения таких договорённостей президент Обама и стремился в Эр-Рияд. А кто-то прямо ему и советовал это. Нил Барнетт (Neil Barnett) из Центра политических исследований (Centre for Policy Studies) писал тогда, ссылаясь на афганский прецедент середины 1980-х годов, что «надо убедить Саудовскую Аравию сделать за Запад всю грязную работу». Сегодня, говорит Барнетт, «достаточно намного меньшего понижения, где-то до неполных 90 долларов за баррель, – и России будет нанесен огромный финансовый и экономический ущерб». Саудовская Аравия - единственная нефтедобывающая страна, способная обеспечить такое понижение цен. По мнению Барнетта, саудовцы согласятся на такой шаг, чтобы наказать Путина за его поддержку режима Асада в Сирии. «Будет удивительно», комментируют эксперты, если выяснится, что Вашингтон такую идею Эр-Рияду не предложил.

Обозреватель The New York Times Томас Л.Фридмен пишет: «Очевидно, мы пытаемся сделать с президентом Путиным и аятоллой Хаменеи то же самое, что американцы и саудиты сделали с последними руководителями СССР: обанкротить их, опустив цены на нефть ниже уровня, который нужен Москве и Тегерану для сбалансированности бюджетов». За подтверждением таких намерений, считает Фридмен, далеко ходить не надо. Сегодня неспокойно в четырех нефтедобывающих странах (Ливия, Ирак, Нигерия, Сирия), Иран скован санкциями. Лет 10 назад такая обстановка вызвала бы взлёт цен на нефть, сейчас, наоборот, цены снижаются уже несколько недель

Однако администрация США и пошедшие на сговор с ней ближневосточные режимы, дестабилизируя мировой рынок энергоносителей по образцу 80-х годов, на этот раз сильно рискуют. Они могут не только не добиться желаемого, но и немало навредить себе.

Во-первых, большинство прогнозов и заявления представителей нефтедобывающих стран Персидского залива говорят о способности поставщиков нефти сохранять низкие цены на неё без заметного ущерба для себя не более 1-2 лет. То же самое относится к Соединенным Штатам, где за пределами этих сроков падающая рентабельность добычи дорогостоящих сланцевых энергоносителей будет вести к свёртыванию соответствующих инвестиционных планов. По расчетам Bernstein Research, себестоимость барреля нефти в странах, не входящих в ОПЕК, составляет $104,5. В США этот показатель увеличился с $89 в 2011 г. до $114 в последующие годы. Приводимые обычно в качестве пропагандистского аргумента более низкие показатели, в частности 65-70 долл. за баррель, касаются лишь отдельных компаний и наиболее удачных участков. К тому же проблемы экологической безопасности, связанные с добычей сланцевых углеводородов в США, становятся всё серьёзнее. Американские ученые утверждают, что почти 400 небольших землетрясений в американском штате Огайо за период с 1 октября по 13 декабря 2013 года с магнитудой 1,7 - 2,2 баллов совпали с фрекингом на местных нефтегазовых скважинах.

Во-вторых, подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что «подушка безопасности» в виде значительных золотовалютных резервов, которые имеются у России и которых не было в своё время у Советского Союза, позволит ей относительно безболезненно переживать ценовой натиск как минимум 2-3 года. По правилам «Большой шахматной доски» это означает, что у русских в запасе на один ход больше. 

Успехи США в обвале цен на нефть могут оказаться пирровой победой. В перспективе Вашингтону рано или поздно придется начать игру на повышение нефтяных котировок, если он хочет продолжать американскую «сланцевую революцию», а не похоронить её в самом начале. Ближневосточные страны, поддержавшие США в надежде на помощь американцев против ИГ, вскоре убедятся в иллюзорности своих расчётов. И потом, соглашаясь отказаться от части своих доходов, они лишь плодят у себя дома новых «воинов джихада». Наконец, основным выгодополучателем от политических манипуляций с нефтью становится главный геополитический соперник США - Китай, который, пользуясь благоприятной конъюнктурой, уже достиг положения первой экономики мира по паритету покупательной способности. Всё политическое значение этого факта Соединённым Штатам ещё предстоит оценить.

Фонд стратегической культуры

_________________________________________

29.03.2014 vestifinance.ru

Последний шанс. США ищут помощи у Саудовской Аравии?

В конце марта президент США Барак Обама нанесет визит королю Саудовской Аравии Абдалле. Сможет ли Обама убедить саудитов помочь США в “наказании” России?
Стоит отметить, что до сих пор заявления Барака Обамы во многом коррелируют с высказываниями известного миллиардера и спекулянта Джорджа Сороса. Сорос неоднократно заявлял, что действия России на международной арене – как по Сирии, так и по Украине – являются примером “политики слабости”.

На саммите по ядерной безопасности в Гааге 25 марта президент США так и заявил: “Россия – это региональная держава, которая угрожает своим соседям, но это проявление не силы, а слабости”.
Следующий шаг? Сорос предлагал “наказать Россию” снижением цен на нефть. Для собственных нужд США нужен импорт нефти. Прогнозы об “энергетической независимости” благодаря “сланцевой революции” пока остаются только прогнозами. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2013 г. объем ежедневного импорта США составлял 7,7 млн баррелей в день.
Однако, обладая крупнейшими в мире накопленными стратегическими резервами нефти (Strategic Petroleum Reserve, SPR), США не могут влиять на цены на мировом рынке нефти в долгосрочной перспективе.
Помимо финансовых спекуляций на рынке товарных фьючерсов со стороны инвестбанков, которые уже давно стали стандартной практикой, одним из основных факторов нефтяного рынка по-прежнему являются добыча и предложение.
Именно проблемы с предложением на мировом рынке периодически заставляют США “выбрасывать” на рынок нефть и/или использовать для собственных нужд нефть из стратегических резервов. Так было в 1991 г., во время войны в Персидском заливе, когда США использовали более 17,2 млн баррелей. Похожая ситуация сложилась в 2011 г., когда американские власти попытались компенсировать обвал в добыче нефти со стороны Ливии продажей 30 млн баррелей нефти из своих резервов на рынке.
В этой связи напрашивается вывод о том, что визит Обамы в гости к королю Абдалле – это попытка заручиться поддержкой Саудовской Аравии на нефтяном рынке.

Сможет ли Барак Обама стать Рональдом Рейганом, который в 80-е гг. XX века уговорил ближневосточные монархии повысить добычу нефти и снизить мировые цены на "черное золото"?
Помимо ряда объективных различий между этими президентами, на сегодня также существуют такие факторы, как уровень нефтяной добычи Саудовской Аравии, который, по ряду оценок, и так близок к своему максимуму.
Кроме того, есть одна небольшая проблема. В 2013 г. США – впервые за много лет – поссорились со своими ваххабитскими союзниками на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия и Катар оказались предоставлены сами себе в их авантюре по финансированию радикальных исламистских группировок в Сирии. Затягивание войны в Сирии грозит окончательно похоронить катарский проект по строительству газопровода в Европу.
Прочертя “красную линию” по использованию химического оружия в Сирии, Барак Обама в итоге согласился с доводами президента России Владимира Путина о том, что обстрел Сирии крылатыми ракетами не лучший способ для решения этого конфликта.
После этого США начали политику “замирения” с Ираном. Прошел успешный раунд переговоров, открылась реальная перспектива снятия санкций с Ирана в дальнейшем.
Представители властных структур Саудовской Аравии явно не ожидали такого поворота. Прозвучали довольно серьезные обвинения в адрес Америки. В Эр-Рияде заговорили о планах по "существенному снижению уровня сотрудничества с США".
Сможет ли теперь Обама быстро наладить отношения с Саудовской Аравией? Теперь – когда это стало необходимо властям США. Возможно, сила убеждения и ораторское мастерство американского президента все-таки возьмут верх над прежними обидами?

Редакционная колонка