Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2125
От постколониалъного государства к идеологическому


Пакистан поначалу был типичен для новых государств, возникших после окончания Второй мировой войны в результате освобождения от зависимости классического для колониализма заморского (территориально дезинтегрированного) образца. Главными виновниками его появления на «политический свет» можно считать три фактора — социальный, политический и личностной, а именно: обострение коммуналистских антагонизмов в Британской Индии в период между мировыми войнами ХХ века; усиление взаимной отчужденности политических элит из разных религиозных общин накануне, во время и по окончании войны; твердость характера и политическая энергия лидера индийских мусульман Мухаммада Али Джинны3.
Хотя страна, как принято утверждать, была образована по конфессиональному признаку, идея М.А. Джинны не состояла в создании исламского государства. Секулярист и англофил, только ближе к концу жизни ощутивший всю значимость принадлежности к общности мусульман, «отец-основатель» нового государства ставил перед собой иную задачу — защитить мусульман Индии, менее сильную часть ее населения, от неминуемого, как он считал, после ухода англичан притеснения со стороны более искушенных и богатых индусов и сикхов.
Пакистанский доминион, образованный в 1947 г. как единство двух территорий, к западу и востоку от Индии, поначалу не отличался от нее по характеру и принципам государственного устройства. Обе страны унаследовали основные черты колониальной политико-юридической системы и приступили к постепенному ее преобразованию.
В принятой Учредительным собранием в 1949 г. (уже после смерти Джинны 11 сентября 1948 г.) «Резолюции о целях», ставшей декларацией об основах конституционного устройства, было зафиксировано особое представление мусульман о характере государства, прописан постулат о зависимости власти от воли Аллаха. Исламские положения остро критиковались членами собрания из числа немусульман, представлявшими главным образом «восточное крыло» государства, и послужили первым шагом на пути создания религиозно-идеологического государства4.
Понятие идеологического государства часто ассоциируется с именем французского философа — неомарксиста Л. Альтюссера, хотя он свое время (в 1960 — 70-х годах) выдвинул концепцию идеологических государственных аппаратов (инструментов) в их отличии от собственно репрессивных в условиях классового, буржуазного строя5. Выходя за рамки марксистских подходов, стоит отметить особую значимость идеационных ценностей («мягкой власти»), как и влияние «обрученных» с ними социально-профессиональных групп, в любом государстве по мере увеличения его институциональных размеров. Интересно также, что, оперируя европейским материалом, Альтюссер придает важнейшее значение религии и христианской идеологии.
Постепенному превращению Пакистана в идеологическое государство способствовали отъезд значительной части богатых, влиятельных и образованных индусов из пакистанской Восточной Бенгалии в Индию. В результате этих процессов представленность немусульман в законодательных органах Пакистана заметно сократилась, что облегчило появление в 1953 году в ходе обсуждения проекта Конституции и нового названия страны — Исламская рес-публика6.
Принятая в 1956 г. Конституция не только провозглашала создание исламской по названию республики (впервые в мировой истории), но и содержала ряд законодательных установлений, ставивших мусульман в особое, политически привилегированное положение. Только мусульманин, в частности, мог занимать пост президента, важной целью внешней политики провозглашалось содействие единству мусульманских стран, государству вменялось в обязанность способствовать религиозному образованию мусульман и отправлению ими религиозного культа. По мнению Ю.В. Ганков-ского и В.Н. Москаленко, все это, по сути, превращало ислам в государственную религию, несмотря на провозглашенную в конституции свободу вероисповедания7.
После преодоления психологической травмы тяжелейшей Второй мировой войны в мире распространилось ощущение наступившей эры материального прогресса и благополучия, а популярность религиозных представлений уменьшилась. В Пакистане это особенно проявилось после военного переворота 1958 г. Прозападный режим во главе с президентом М. Айюб Ханом отличался заметным либерализмом в религиозных вопросах. В 1961 г. президент издает Указ, предоставляющий женщинам более широкие права в делах о наследовании и разводе, в 1962 г. принимается новая конституция Республики Пакистан. Однако и в этой конституции не обходится без происламской преамбулы (текста «Резолюции о целях»).
Хотя режим Айюб Хана был светским, причем прежде всего в расчете на внешних покровителей8, он нуждался в исламских скрепах уже потому, что слишком далеки были друг от друга по самоидентификации жители двух территориальных кусков страны. Велико было к тому же давление религиозных кругов. Не случайно собравшийся на свою первую сессию парламент, избранный в соответствии с Конституцией 1962 г. непрямым путем, незамедлительно принял решение о возвращении государству его прежнего названия Исламская Республика Пакистан9.
Произошедшее в конце 1971 г. отделение восточной части страны от западной усилило в Пакистане позиции традиционалистов от ислама. Этому же способствовал начавшийся тогда подъем мирового религиозного самосознания, охвативший в первую очередь исламский ареал. Немалую роль в «реванше бога», сыграло, как известно, резкое увеличение нефтяной ренты, получаемой монархиями Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравией. Ориентация на них стала естественной для Пакистана, чье геополитическое положение после отделения Бангладеш существенно изменилось — из страны, замкнутой на регион Южной Азии, он превратился в геополитически открытый, «стыковой» с выходами на Ближний Восток, в Китай, Центральную и Западную Азию.
Первые шаги к преобразованию Пакистана во вполне идеологическое, исламское государство были сделаны в 1970-х годах при таком, казалось бы, светском правителе, как Зульфикар Али Бхутто. Принятая в 1973 г. и действующая до сего времени конституция открыто провозглашает ислам государственной религией, допускает руководство страной лишь представителями этой религии, обязывает государство помогать верующим мусульманам в отправлении культа и углублении своих религиозных знаний. Среди немалого числа исламских положений значится и международно — политическая задача укрепления «братских» отношений с другими мусульманскими странами10.
Крупной вехой на пути утверждения исламской идентичности «нового» Пакистана стало проведение в 1974 г. Исламского саммита, второго после конференции мусульманских лидеров в Марокко в 1969 г. Он укрепил незадолго до того появившуюся Организацию Исламской конференции (ОИК). Под давлением ортодоксальных кругов в Пакистане начались преобразования происламского толка. Секта ахмадийя, основатель которой отказался от принципа конечности цепи пророков (кхатм ал-анбийа), по принятому в 1974 г. закону была провозглашена неисламской. В условиях политического кризиса 1977 г. Бхутто ввел ряд других мер — запрет на азартные игры, продажу алкоголя и т. п.

Представитель войск, занятых в операциях по борьбе с талибами, на месте взрыва придорожного фугаса на окраине Пешавара. (AP Photo/Mohammad Sajjad)