Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2140
Политика исламизации и брутализация политики


Однако судорожные усилия З.А. Бхутто спасти положение, опираясь на меры по исламизации, не помогли. Затянувшимся политическим кризисом воспользовались военные. Совершив государственный переворот 5 июля 1977 г., они использовали растущую популярность исламских идей для легитимизации своей власти.
В проведении генералами во главе с начальником штаба армии М. Зия уль-Хаком политики исламизации выделяются несколько этапов. Первый из них, предварительный, относится ко времени судебных процессов над З.А. Бхутто, обещаний военного руководства провести парламентские выборы и опоры на непосредственную поддержку религиозных партий, в первую очередь ДИ и ДУИ.
16 Ныне — Организация исламского сотрудничества.
 Наиболее активный этап начался в конце 1979 г. после решения Зия уль-Хака о временной (как оказалось, на долгий период) приостановке действия конституции и запрете на политическую деятельность. Используя теоретические наработки и лозунги исламистов, военные провели насаждение "сверху" исламских норм и порядков. Главные из них состояли в следующем:
в политике — учреждение консультативного совета, маджлис-е шура, при правителе-президенте, табу на партийно-политическую систему;
в юридической сфере — применение исламских процессуальных норм (кисас, дийят, шахадат), наказаний (худуд), учреждение шариатских судов;
в экономике — взимание государством исламских налогов (ва-кат и ушр), запрет ростовщического процента (риба), создание исламских беспроцентных банков;
в образовании и культуре — обязательный курс ислама в школах и высших учебных заведениях, отведение мест для молитвы (намава) в госучреждениях и общественных местах, запрет на неисламские развлечения и праздники21 .
ДИ и другие религиозно-политические организации первоначально целиком поддерживали военный режим, но после запрета на политическую деятельность отстранились от него, чтобы не потерять поддержку в обществе™1. К 1984 г. отношения между бывшими партнерами (военными и клириками) серьезно ухудшились, о чем, в частности, свидетельствовал введенный правительством запрет на деятельность студенческих союзов, сильнейшим из которых была тогда молодежная структура ДИ — Ислами джамиат-е тулаба'™1. Впрочем, запрет Зия уль-Хака был направлен в первую очередь против левых студенческих организаций22 .
Основная часть шагов по исламизации предпринималась между 1979 и 1986 гг. Одной из последних мер было ужесточение существующего с колониальных времен Закона о богохульстве, по которому оскорбление Аллаха и веры в него карается смертной казнью или пожизненным заключением23.
17 Заметим, что в 1979 г. в США после продолжительной болезни скончался А.А. Маудуди.
18 ИДТ, Исламское общество студентов.
Большинство нововведений военных властей пережило гибель Зия и связанную с ней замену военно-парламентской формы правления на президентско-парламентскую. В целом они оказали глубокое воздействие на общественную и политическую жизнь и существенно преобразили культуру и быт страны. Причем сначала многим наблюдателям казалось, что навязанные меры по ислами-зации не укоренятся и не изменят уклад жизни и массовую психологию. Однако позднее стало понятно, что исламские преобразования нашли благодатную почву и изменили общество24. Важными следствиями исламизации стали "брутализация" (огрубление и ужесточение форм и методов борьбы за власть и влияние) и усиление общественно-политических расколов и трений. Политические преследования, развернутые режимом Зия уль-Хака, были нацелены в основном на подавление левых и левоцентристских сил. Главным объектом атаки была партия осужденного и казненного в апреле 1979 г. З.А. Бхутто. Преследованиям и тяжелым испытаниям подверглись его жена и дочь, тысячи функционеров партии оказались за решеткой, многие были подвергнуты публичным наказаниям. Помимо ПНП пострадали активисты других левых сил — коммунисты, социалисты, активисты профсоюзного и студенческого движения. Из списка, составленного на основании газетных сообщений, а также официальных сводок и данных правозащитных организаций, следует, что с 1978 по 1985 г. наказания понесли 19 804 человека. Они прошли через тюрьмы, пытки или "исчезли", т. е. были тайно убиты25 .
Весь левый фланг пакистанской гражданской активности и политики был "зачищен", причем самым безжалостным и кровавым способом. На правом фланге тоже испытывали определенный страх, ибо от преследований и гонений со стороны военных властей не были застрахованы и отдельные его представители. В то же время, чтобы обезопасить себя и утвердить свою идентичность и оппозиционность к правящему центру, правые религиозные силы выступали обычно с крайних, радикальных позиций.
Характерным примером расправы по религиозным мотивам представляется дальнейшая судьба ахмадийцев, на которую Зия уль-Хак пошел под прямым давлением религиозно-ортодоксальных сил. В 1985 г. генерал обнародовал указ, касавшийся секты ахмадийя. Согласно ему, членам секты запрещалось называть себя мусульманами, свои молельные дома — мечетями, пользоваться исламской терминологией. Нарушения указа сурово карались26. После издания указа основная часть ахмадийцев покинула Пакистан, центр общины переместился из панджабского местечка Раб-вах в Лондон.
Исламизация по Зия уль-Хаку проводилась с опорой на каноны суннизма и ханифитского (ханафитского) мазхаба. Это, естественно, вызвало возражения со стороны шиитского меньшинства (15—20% пакистанских мусульман). В 1980 г. сотни тысяч шиитов вышли на митинг в столичном Исламабаде в знак протеста против проводимой властями политики исламизации. Тогда же появилась первая влиятельная шиитская партия Техрик-е-нифаз-е-фикх-е-джафария'1' 27. Осуществлявшаяся военными исламизация наряду с известиями о шиитской революции в соседнем Иране способствовали политизации и радикализации шиитов, появлении острых трений между радикалами-шиитами" и суннитскими экстремистами. Глубокая трещина в отношениях между общинами пролегла из-за убийства в 1988 г. духовного лидера пакистанских шиитов X. аль-Хусейни, ученика и последователя имама Хомейни28. Шииты заподозрили в убийстве суннитскую радикальную организацию Сипах-е сахаба Пакистан (ССП)''1 и убили в 1990 г. его руководителя Х.Н. Джангви. Отколовшаяся от основной организации боевая группировка Лашкар-е Джангви''11 (ЛД) провела серию антишиитских терактов в Панджабе.
Бурные вспышки суннито-шиитской борьбы совпадали с обострением партийно-политической схватки между двумя основными партиями постзияульхаковского периода — Пакистанской народной во главе с дочерью З.А. Бхутто Беназир и Пакистанской мусульманской лигой Н. Шарифа. Наиболее драматическим эпизодом стало нападение на шиитское кладбище в Лахоре в январе 1998 г.
19 Движение за установление джафаритского фикха, т. е. основного шиитского мазхаба, позднее переименованное в Техрик-е-джафария Пакистан (ТДП).
20 Главная их организация — Сипах-е Мухаммад (Воины Мухаммада).
21 Пакистанские воины сподвижников пророка.

22 Армия им. Джангви.
В результате расстрела собравшихся там людей на месте погибли 22 человека и более 50, в том числе женщины и дети, серьезно пострадали. После этого на несколько дней центральные улицы второго по величине города страны перешли под контроль протестующей, разгневанной беспомощностью властей толпы. В ряде мест в Панджабе шииты в ответ совершили акты возмездия, а сами стали жертвами новых нападений и погромов. В 1990 — 1998 гг. в суннито-шиитских столкновениях погибли 623 человека: 411 шиитов и 212 суннитов29.
Политика насаждаемой сверху исламизации обострила противоречия и между суннитами, приверженцами двух основных богословских школ, деобанди и барелви. Рост антагонизма между богословами (улемами) двух школ был связан с борьбой за контроль над мечетями и учебными заведениями (медресе). Наиболее острые формы конфликт принял в 2000-е гг. и охватил прежде всего Карачи. В октябре 2003 г. там был убит глава Сунни техрик, организации суннитов-барелви, С. Кадри, а в мае 2004 г. — деобандский духовный лидер, шейх улъ-хадис (знаток священного предания) мечети Джамиа-бинориа М. Шамзаи. За месяц до этого убийства на крупнейший деобандский центр обучения в Карачи, расположенный в районе Бинори-таун, было совершено вооруженное нападение, в результате которого погибли 10 и были ранены 40 человек. Последовавшие вслед за тем беспорядки в городе привели к многочисленным жертвам30 .
Большую роль в брутализации внутриполитической борьбы в Пакистане сыграли связанные с политикой исламизации внешние факторы. В 1980-е гг. главным среди них был афганский. Как известно, военные власти страны всеми доступными им средствами поддерживали борьбу исламистских сил против просоветской власти в Кабуле. Особенно значительными стали их возможности после ввода советских войск в конце 1979 г., поскольку западный альянс во главе с США, мусульманское сообщество, в первую очередь Саудовская Аравия и Египет, и даже коммунистический постмаоистский Китай увеличили военно-экономическую помощь Исламабаду и афганским муджахедам .
С возрастающим влиянием Саудовской Аравии связано усиление нового полюса пакистанского радикального исламизма — организации Маркази джамаат дават-валь-иршад23, с начала 2000-х гг. оно известно под названием Джамаат-уд-Дава (ДД).
23  Центральное общество призыва к очищению и наставлению.
Направление, которое оно представляет, восходит к индийским неоваххабитам (салафитам), традиционное самоназвание которых — "люди предания" (ахл-е хадис)31. Хорошо документированы факт обучения в Саудовской Аравии лидера организации Х.М. Саеда и его участие в афганской войне в составе спонсируемой Эр-Риядом группировки А.Р. Сайяфа32. ДД служит "фасадом" для террористической группировки Лашкар-и тоиба (ЛТ)24, превратившейся в 2000—2010-х гг. в одну из главных по активности и дерзости атак боевых групп. К "подвигам" ЛТ относится, в частности, нападение на крупнейший индийской город Мумбай (Бомбей) в конце ноября 2008 г., жертвами которого стали свыше 160 человек.
Индия заняла место Афганистана в 1990-х гг. Сменявшие друг друга партийно-политические администрации Пакистана поддерживали мятежные выступления в индийском штате Джамму и Кашмир, способствуя тому, что они приняли характер еще одного джихада — против "индусов", "незаконно оккупировавших" исконно мусульманские земли.
Не углубляясь в достаточно хорошо известные особенности международных конфликтов, связанных с ситуацией в Афганистане и Кашмире, подчеркну еще раз, что процессы исламизации, продолжавшиеся в Пакистане и после активного этапа навязывания ее сверху военными, сопровождались ужесточением норм и правил ведения политической борьбы, разгулом террора и насилия.

24 Армия чистых.

 

 Ребенок на куче мандаринов на рынке в Пешаваре. (Reuters/Fayaz Aziz)