Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2124
Заключение.  Примечания


Выявляя наиболее существенные исторические тренды, можно утверждать, что консолидация власти, естественно происходящая вслед за появлением нового государственного организма, достигла максимума в 1970-е гг. Тогда после распада "первого Пакистана" вследствие отделения Бангладеш возник усеченный, но территориально компактный и достаточно гомогенный в этнокультурном отношении "второй Пакистан". Центральная власть, опираясь на армию и внешнюю поддержку (со стороны шахского Ирана и США), решительно подавила попытки мятежа на окраинах, прежде всего в Белуджистане, проводя исламо-модернистскую, социально-ориентированную внутреннюю политику. С конца десятилетия исламская модернизация под социальными лозунгами уступила место фундаменталистской исламизации, и начался процесс распыления, диффузии власти за счет фрагментации социально-политической среды, усиления негосударственных институтов и агентов влияния и контроля.
Исламизация суннитского образца способствовала обособлению шиитов и ухудшению их положения, вытеснению и маргинализации религиозных меньшинств — ахмадийцев, христиан, индусов, а также привела к узаконенной дискриминации женщин. Ответная реакция в виде активного и пассивного сопротивления (бегства за рубеж представителей меньшинств, протестов женских и правозащитных организаций) ослабили государство и его социально-экономический фундамент. Иначе говоря, введенный военными при Зия уль-Хаке порядок, став исключительно жестким, дал течь, углубил трещины и расколы, вызвал диффузию как принуждения (твердой силы), так и убеждения (силы мягкой).
На примере Пакистана хорошо видно, как исламизация мусульманского общества, т. е. укрепление базирующейся на исламе идеологии, обращение массы людей к более строгому и ревностному исполнению норм и требований религии, расширение сети исламских центров просвещения и образования и т. п., меняет культурный облик людей и населенных ими исторических областей, сказывается на быте и мировоззрении.
Происламские черты приобретает, в частности, гражданское общество (ГО), состоящее из неправительственных и некоммерческих организаций, а также ассоциаций единомышленников и волонтеров. Исламизированное ГО в Пакистане появляется одновременно с подобными гибридными (исламо-гражданскими) феноменами в других ареалах мусульманского Востока. Их укоренение обусловлено, по-видимому, кризисом либеральной модели модернизации и поисками путей для более адекватного оформления рецептов общественного прогресса.
Исламизацию Пакистана поэтому ни в коей мере нельзя считать исключением — подобные явления давно охватили Турцию, а в последнее время и многие арабские государства. Весьма далеко продвинулся на этом пути Иран, где в результате революции 1978—1979 гг. установилось исламское правление, окутавшее плотным религиозным покрывалом всю политическую и общественную жизнь. При власти талибов по самой крайней траектории ислами-зации двигался Афганистан. Отдельные попытки развернуть ось эволюции в этом направлении предпринимались в республиках Центральной Азии, Малайзии и Индонезии.
Исламизация во всех этих случаях предстает преимущественно средством защиты, поиска новой, соотнесенной с исторической, идентичности. Возрождение религии в мусульманском мире (и не только в нем) укрепляет особую национальную (местную) самодостаточность. В сложных полиэтнических обществах центра и юга Азии оно подводит базу под национализм надэтнической территориальной общности наподобие пакистанской. Хотя исламизация сопровождается диффузией власти, раскалывая мусульманскую общину и обостряя конфликты внутри нее, она одновременно способствует укреплению общественных (горизонтальных) связей и формирует во многом новую, весьма противоречивую и сложную социальную ткань.

 

Примечания

1 О теории вопроса и различии понятий см.: Национализм в мировой истории / Под ред. В.А. Тишкова и В.А. Шнирельмана. М.: Наука, 2007, с. 5, 7 — 13.
2 Quaid-i-Azam Mahomed Ali Jinnah. Speeches as Governor-General of Pakistan 1947 — 1948. Karachi, s.a. 1948, р. 9; Wolpert S. Jinnah of Pakistan. Delhi: Oxford University Press, 1989, р. 340.
3 Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. М., 1975, с. 30.
4 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век. М.: ИВ РАН; КрафГ+, 2008, с. 192 — 194].
5 Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век 1914 — 1991. М.: Изд-во "Независимая газета", 2004, с. 278 — 309.
6 Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М., 1961, с. 198—203.
7 Пакистан. Справочник I / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1966, с. 42 — 43.
8 Энциклопедия Пакистана / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1998, с. 102, 103.
9 Подробнее см.: Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: Крафт+, 2003, с. 73 — 75; Jamal A. A History of Islamist Militancy in Pakistani Punjab. Washington: Jamestown Foundation, 2011, р. 15 — 16.
10 Haqqani H. Pakistan between Mosque and Military. Washington: Carnegie, 2005, Ch. 3; Cohen S.P. The Idea of Pakistan. Washington: Brookings, 2004, p. 83 — 84.
11 Gauhar A. Ayub Khan: Pakistan's First Mlitary Ruler. Karachi: Oxford University Press, 1996, р. 93.
12 Белокрсницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2008, с. 131 — 134.
13 Talbot I. Pakistan: A Modern History. N. Y.: St. Martin's Press, 1998, р. 160.
14 Brass P.R. The Politics of India Since Independence. Cambridge, Cambridge University Press, 1994, р. 240.
15 Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане. М., 1983, с. 148.
16 Oxford Companion to Pakistan History / Ed. A. Jalal. Oxford: Oxford University Press, 2012, p. 13. 181
17 Burki S.J. Pakistan under Bhutto 1971 - 1977. L.: Macmillan, 1980, р. 69.
18 Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. М., 1975, с. 112.
19 Wolpert S. Jinnah of pakistan. Delhi: Oxford University press, 1989, р. 264, 282.
20 Wolpert S. Jinnah of pakistan. Delhi: Oxford University press, 1989, р. 280.
21 Подробнее см.: Жмуйда И.В. Пакистан. Внутренние и внешние факторы экономического развития (70 -80-е годы). М.: Наука, 1988, с. 171 186; Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: Крафт+, 2003, с. 116 - 119; Novossyolov D.B. The Islamization of Welfare in pakistan // Russia's Muslim Frontiers. Indianapolis: Indiana University press, 1993, р. 160 - 174; Talbot I. pakistan: A Modern History. N. Y.: St. Martin's press, 1998, р. 275 - 279.
22 Oxford Companion to pakistan History / Ed. A. Jalal. Oxford: Oxford University press, 2012, p. 500.
23 Talbot I. pakistan: A Modern History. N. Y.: St. Martin's press, 1998, р. 282.
24 См.: в частности: Kurin R. Islamization in pakistan: The Sayyid and the Dancer // Russia's Muslim Frontiers. Indianapolis: Indiana University press, 1993, р. 175 - 189; Qadeer M.A. pakistan: Social and Cultural Transformations in a Muslim Nation. N. Y.: Routledge, 2006, Ch. 7.
25 Iqtidar H. Secularising Islamists? Jamaat-e-Islami and Jamaat-ud-Dawa in pakistan. Chicago: University of Chicago press, 2011, р. 180.
26 Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: Крафт+, 2003, с. 181 - 183; Talbot I. pakistan: A Modern History. N. Y.: St. Martin's press, 1998, р. 282 - 283.
27 Hussain Z. Frontline pakistan: The Struggle with Militant Islam. N.Y.: Columbia University press, 2007, р. 92.
28 Jamal A. A History of Islamist Militancy in pakistani punjab. Washington: Jamestown Foundation, 2011, р. 21; Talbot I. pakistan: A New History. Karachi: Oxford University press, 2012, р. 129.
29 Jamal A. A History of Islamist Militancy in pakistani punjab. Washington: Jamestown Foundation, 2011, р. 23 - 24.
30 Белокреницкий В.Я. Этнические, религиозные и сектантские конфликты в Пакистане // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО; Навона, 2005, с. 427.
31 Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран // Ислам и политика. М.: Крафт+, 2001, с. 79 -80; Oxford Companion to pakistan History / Ed. A. Jalal. Oxford: Oxford University Press, 2012, p. 7 - 8.
32 Iqtidar H. Secularising Islamists? Jamaat-e-Islami and Jamaat-ud-Dawa in Pakistan. Chicago: University of Chicago Press, 2011, р. 122 - 123.
33 Наумкин В.В. Ближний Восток в мировой политике и культуре. Избранные статьи, лекции, доклады 2009 - 2011 гг. М., 2011, с. 258 - 260; Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. New Haven: Yale University Press, 2002, р. 115 - 136.
34 Серенко И.Н. Система образования в Исламской Республике Пакистан. М.: Научная книга, 2006, с. 116 - 127; Iqtidar H. Secularising Islamists? Jamaat-e-Islami and Jamaat-ud-Dawa in Pakistan. Chicago: University of Chicago Press, 2011, р. 127 - 132.
35 Qadeer M.A. Pakistan: Social and Cultural Transformations in a Muslim Nation. N. Y.: Routledge, 2006, Ch. 7.
36 Каменев С.Н. Природные катастрофы в Пакистане и перспективы экономического развития // Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии. М.: Крафт+, 2012, с. 60.
37 Ballard R. Hawala // IIAS Newsletter 42, Autumn 2006, р. 8 - 9.
38 Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: Крафт+, 2003, с. 48.
39 Sindh Jails Overcrowded //http://pakistan.onepakistan.com.pk/news/ citv/karachi/151429-sindh-iails-overcrowded-13833-prisoners-lodged-in-26-iails-against-capacitv-of-11937.html
40 Qadeer M.A. Pakistan: Social and Cultural Transformations in a Muslim Nation. N. Y.: Routledge, 2006, р. 243 - 244.
41 Rafique D. Crime rate surged in 5 years of PPP // www.dailvtimes.com. pk/2013/03/17
42 Haider M. Osama bin Laden: More fatal in death II http://x.dawn. eom/2013/05/01/osama-bin-laden-more-fatal-in-dеath/
43 Wasim A. 2670 People killed in Pakistan in four Months / www.dawn. com/2013/05/05
44 См. сноску 41
45 Waheed M.A. Victims of Crime in Pakistan II http://www.unafei.or.jp/ english/pdf/RS N08I/N08I 14PA Waheed.pdf, p. 139. 183

 

Пакистанка собирает урожай пшеницы в Лахоре. (AP Photo/K.M.Chaudary)