Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2154

Социальный протест в Пакистане: от классовых форм к религиозным*


Социальный протест на Востоке, в частности в Пакистане, является сегодня одной из самых актуальных и востребованных тем. Ввиду понятного интереса к причинам острого социального недовольства, охватившего многие государства мира, в первую очередь, Ближнего и Среднего Востока, а также к процессам радикализации там протестных настроений, распространению террористических методов борьбы с властью и ее ответных репрессий, расползанию, подобно раковой опухоли, зон брожения и небезопасности.
Пакистан является крупнейшим по населению государством мира (6-е место, примерно 200 млн жителей), находящимся на стыке Южной, Западной и Центральной Азии. Исторически он принадлежит Южной Азии, Индостану, а культурно и цивилизационно связан с исламским миром, как арабским, так и тюрко-иранским. Международно-политическое его значение определяется рядом факторов, среди которых вражда с соседней Индией, обладание ядерным оружием, глубокая и органичная связь с обстановкой в Афганистане, участие государства в «войне с глобальным терроризмом» и распространение на его территории крупных очагов экстремистского исламизма.
В достаточно обширной отечественной и еще более значительной мировой историографии проблем Пакистана сюжету о формах социального протеста и динамике их изменений уделено, к удивлению, немного внимания. Между тем, роль и место этого социального явления велико, а определение предмета исследования на первый взгляд не представляется затруднительным.
* Социальный протест на современном Востоке / Под ред. Д.В. Стрельцова. МГИМО (Университет) МИД России. М.: Аспект пресс, 2016, с. 139 - 154.
Если посмотреть на почти уже 70-летнюю историю существования пакистанского государства, то легко увидеть резко различающиеся этапы в характере, формах и движущих силах массового протеста, перемены во внутренних и внешних причинах, которые воздействовали на него. Предварительно можно выделить два крупных периода, на которые распадается история массовых протестов населения. Первый из них включает начальные десятилетия, более четверти века существования страны с момента образования в 1947 г. до середины-конца 1970-х годов. В эти годы социальный протест носил, как представляется, по преимуществу классовый характер, выступая в форме выступлений рабочего класса и крестьянства, а также студенчества и средних городских слоев. Они протекали как в стихийной, так и в организованной форме и были нередко связаны с левыми и се-куляристскими политическими группами и партиями, интеллектуальными кругами либерально-демократического или левокомму-нистического толка. Второй период, не закончившийся до сих пор, ознаменовался жестким подавлением государством оппозиционного рабочего, крестьянского и профсоюзного движения, усилением правого, религиозного радикализма, захватом им антиправительственной «площадки». Можно в качестве гипотезы предположить, что массовый протест в Пакистане от социально-классовых форм эволюционировал в сторону социально-религиозных.

 

 Полицейский поправляет заградительную ленту на месте теракта в округе Новшера, на северо-западе Пакистана. В результате теракта у здания окружного суда погибла женщина-констебль и еще один человек. (Reuters/Akhtar Soomro)