Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2123
Холодная война и классовый протест


Раздел колониальной Индии на два независимых государства особенно много перемен принес историческим областям, образовавшим Пакистан.
Независимая Индия унаследовала уже сложившееся в предшествующий период общество, как определенное единство населения и культуры, политики и экономики, между тем как пакистанское общество складывалось, по сути, заново1. Пакистан возник в исторический период, совпавший с началом холодной войны между двумя политикоидеологическими блоками. Формирование его социально-политической структуры проходило под влиянием развернувшейся борьбы между так называемым свободным миром и коммунистическим лагерем за идейное и политическое влияние на освободившиеся от колониализма государства.
Важнейшим моментом в этом процессе можно считать решение компартии Индии о делегировании части членов своего руководства для создания Компартии Пакистана. Она была создана в феврале 1948 г. на первом (учредительном) съезде в Калькутте (то есть на территории Индии). В начале 1950-х годов компартия разделилась на две фактически самостоятельные организации, действующие в Западном и Восточном Пакистане2. Нужно заметить, что мусульмане составляли немалую часть руководящего состава КПИ. В 1942 - 1945 гг., когда руководство Индийского национального конгресса во главе с М. Ганди и Дж. Неру отказывалось от сотрудничества с англо-индийскими властями, КПИ, поддерживая антифашистскую борьбу СССР в союзе с Великобританией, имела определенную свободу действий в Индии. В 1943 г. КПИ в резолюции, предложенной ее новым секретарем П.Ч. Джоши, поддержала движение за образование Пакистана, трактуя его как реализацию права наций на самоопределение. Пропакистанская позиция коммунистов способствовала росту их влияния среди крестьян в Панджабе (сердцевине будущей страны), где стоявшая у власти в тогдашней провинции колониальной Индии Юнионистская партия, выступая против образования Пакистана, выражала интересы лендлордов (крупных землевладельцев). Некоторые панджабские коммунисты, такие как Д. Латифи, тесно сотрудничали с представителями местного отделения Всеиндийской мусульманской лиги (ВМЛ) и участвовали в разработке манифеста панджабской организации лиги на выборах 1945 и 1946 гг.3. При этом коммунисты пытались придать движению за создание Пакистана, которое возглавляла ВМЛ во главе с М.А. Джинной, популистский (народнический) и социалистический характер, апеллирующий к сознанию крестьян и городских низов.
После образования Пакистана пути коммунистов и Мусульманской лиги разошлись. Коммунисты стали подвергаться репрессиям, но определенное влияние на массы и общественно-политические организации они сохраняли. В частности, значительным было их присутствие в руководящих органах крупных профсоюзов Панджа-ба, прежде всего союза железнодорожников. Коммунисты пользовались большим влиянием в местных крестьянских союзах. Политики, придерживающиеся левых взглядов, возглавляли такую массовую крестьянскую организацию Синда (другой крупной провинции Западного Пакистана), как Хари комити (Комитет издольщиков)4.
В начале 1950-х годов после принятых в ряде провинций законодательных актов об ограничении сгона арендаторов с земли, наделении безземельных и малоземельных крестьян государственной землей и т. п. наступил некоторый спад в массовом движении. Удар по позициям коммунистов и левых сил нанес громкий судебный процесс, получивший известность как «заговор в Равалпинди»5. Под следствием оказались и были осуждены по обвинению в подготовке государственного переворота некоторые видные военные, чиновники и представители интеллигенции лево-либеральных, прокоммунистических взглядов. Среди них был и будущий лауреат Ленинской премии мира (1970 г.) весьма популярный и ныне поэт и один из духовных символов страны Ф.А. Фаиз6. Гонения на коммунистов продолжались и в дальнейшем, по мере втягивания Пакистана в орбиту политики США в Азии и на Ближнем Востоке. Не случайно вслед за заключением Пакистаном соглашения с США о взаимной помощи в обороне 19 мая 1954 г. были запрещены компартии в Восточном (5 июля) и в Западном Пакистане (24 июля)7 .
Массовые выступления рабочих, членов профсоюзов и крестьян продолжались и после этого, однако проходили они в основном под экономическими лозунгами8. С середины 1950-х годов в стране заметно выросла роль армии в наведении порядка в крупных городах. В начале 1953 г. в Лахоре было впервые введено военное положение, причем необходимость такого шага вызвали не угрозы слева, а выступления правых, религиозных сил9.
Подробнее о роли религиозной оппозиции речь пойдет ниже, здесь же укажем, что вплоть до второй половины 1970-х годов левые и правые силы в Пакистане иногда сотрудничали друг с другом. Введение в 1958 г. первого военного положения и установление власти армейских чинов во главе с М. Айюбом Ханом сопровождалось запретом на деятельность всех политических сил. В 1962 г. политическая активность была разрешена, но компартия осталась запрещенной, а некоторые видные политические лидеры центра и правого фланга были лишены права баллотироваться в члены парламента, избираемого непрямым путем (голосами коллегии выборщиков, формируемых многоступенчатым избирательным процессом). Дискриминационные меры против как левых, так и правых политических сил и их лидеров содействовали тому, что на непрямых выборах президента в 1965 г. левые и правые организации сообща поддерживали соперника Айюба Хана, сестру «отца-основателя» государства Ф. Джинну. Победа фельдмаршала Айюба была хотя и бесспорной, но не слишком убедительной и послужила предзнаменованием глубокого политического кризиса конца 1968 — начала 1969 г. В ходе антиправительственных выступлений того периода классовый и «прогрессивный»10 характер социального протеста проявлял себя весьма сильно, причем основным участником массовых акций были студенты.
Студенческие выступления в Пакистане совпали по времени с волнениями студентов во Франции и других странах Западной Европы. Поводом, как нередко в таких случаях, послужили частные придирки властей к студентам одного из престижных университетских колледжей в Равалпинди (тогдашней временной столице). Бурная реакция молодых людей, представителей средних слоев, спровоцировала волну солидарности с ними, которой воспользовались оппозиционные военно-парламентскому режиму политические силы. Попытка властей договориться с политическими оппонентами не удалась во многом из-за массовой поддержки оппозиции со стороны студенческих, рабочих и профсоюзных организаций. В середине февраля по призыву этих организаций в стране прошла массовая стачка (хартал), то есть приостановка всех видов деятельности, в ряд городов для наведения порядка были введены войска11 .
Необходимо еще раз повторить, что социальный протест в Пакистане в тот период носил характер, общий для первых десятилетий по окончании Второй мировой войны, для волны деколонизации. В капиталистическом мире, за пределами США, были еще распространены левые настроения, достаточно сильны коммунистические партии и движения. В Пакистане в это время вступало в жизнь первое поколение молодежи, родившейся после обретения независимости и получившей возможность освоить профессиональные знания, отправиться для продолжения учебы за границу, расширить свои познания о мире. Среди этого и предшествующего ему поколения было немало энтузиастов, веривших в социальную справедливость, воспитанных на идеалах антиколониализма, пацифизма, борьбы за улучшение материальных условий жизни широких масс.
Такие настроения породили определенное единение верхушечного в основном студенческого движения с более массовым и низовым рабочим и крестьянским. Соединению классового социального протеста с левым политическим флангом содействовала деятельность не только «традиционных» (созданных на заре политической активности в Пакистане) леводемократических партий, таких как Национальная народная партия (ННП), но и новых популистских организаций, прежде всего Пакистанской народной партии (ПНП). Она возникла в конце 1967 г. по инициативе и под руководством З.А. Бхутто, бывшего министра иностранных дел Пакистана, выходца из среды крупных землевладельцев Синда. Социальное происхождение не помешало Бхутто собрать вокруг себя интеллектуалов левого толка, сторонников светского и исламского социализма. С их помощью была разработана программа партии, с которой она вышла на выборы 1970 г. Основными и весьма популярными в народе лозунгами ПНП стали требования роти, капра ва макан («хлеба, одежды и жилища»). С ними партия добилась победы на парламентских выборах в западной части страны, завоевав около двух третей депутатских мандатов (81 из 138). После наступившего через год после выборов раздела страны на Бангладеш и Пакистан партия З.А. Бхутто образовала самую крупную фракцию в парламенте и, в соответствии с принятой в 1973 г. Конституцией, стала правящей.
Кабинет министров во главе с Бхутто проводил двойственную, во многом казуистическую социальную политику. С одной стороны, он пошел на выполнение левопопулистских требований национализации крупных частных предприятий, банков и компаний, а с другой, пытался всеми путями ослабить единство и влияние профсоюзных объединений, рабочих союзов и крестьянских организаций12. Уже в 1972 г., в первый год своего правления, Бхутто одновременно наносил удары по классовым противникам справа (ведущим городским банкирам и предпринимателям, выигравшим от проводимой властями в 1950 -60-х годах социально-экономической политики) и слева (рабочим и широким трудовым слоям). Если против первых он использовал национализацию без выплаты компенсации и судебные преследования, то против вторых — запрет на забастовки, особенно на государственных предприятиях, отказ от признания коллективных договоров, заключенных самостоятельно профсоюзами с частными нанимателями. Государство (точнее, верхушка бюрократии), взяв на себя в результате национализации ключевых отраслей экономики функцию корпоративного предпринимателя, постаралось занять в других сферах роль посредника между рабочими и капиталистами.
Стараясь сохранить за собой инициативу в проведении показных мероприятий левопопулистского толка, правительство сделало праздник солидарности трудящихся 1 мая выходным днем, объявило о повышении минимума зарплаты, увеличении числа выходных дней в году и суммы выходных пособий13. Правящая партия стремилась проводить праздничные демонстрации трудящихся под своими знаменами14, вызывая раскол в рядах профсоюзов с помощью обмана и подкупа15. Особенно усилились меры, направленные против социального протеста под классовыми лозунгами в последние годы пребывания у власти правительства Бхутто. Однако наиболее чувствительный удар по массовым движениям этого типа нанес пришедший ему на смену военный режим.