Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2152
Этнический сепаратизм и религиозный партикуляризм


Массовый социальный протест на последнем историческом этапе проявил себя, кроме того, в усилении этнического (этноплеменного) сепаратизма и религиозного партикуляризма. Сепаратистские тенденции появились по сути одновременно с образованием государства. Наиболее серьезными были попытки правителей белуджского княжества Калат, возглавлявших конфедерацию более мелких княжеств и союзов племен, не признать законность вхождения в Пакистан исторической области Белуджистан26. Кроме того, в пограничной с Афганистаном полосе пуштунских племен сторонники харизматического муллы, известного под именем Факира из Ипи, провозгласили создание Свободного Пуштунистана и получили поддержку со стороны Кабула27. Вслед за первыми неудачными попытками отделиться последовали другие. Наиболее серьезный размах белуджский сепаратизм приобрел в середине 1970-х годов. Против центрального правительства во главе с З.А. Бхутто выступили недавние его союзники из Национальной народной партии и религиозной Джамиат-е улама-е ислам. Они возглавляли в 1972 — 73 гг. администрацию в Белуджистане и Северо-Западной Пограничной провинции. Лидерами ННП были представители белуджской племенной знати, и после их ареста ряд племен (марри, менгал и др.) оказали сопротивление введенной в провинцию армии. Боевые действия велись в 1974 — 77 гг. и привели, по оценкам, к гибели тыс. человек28. Замирение наступило после смены власти в Исламабаде ипродолжалось до 2003 г. Новый конфликт между племенем бугти и центральным правительством был вызван спором по поводу ренты от добычи природного газа на крупнейшем в стране месторождении природного газа в местечке Суи, находящемся на территории племени. Горячая фаза противостояния пришлась на 2005—2006 гг. и закончилась гибелью предводителя бугти Акбара Хана, который, между прочим, был видным государственным и политическим деятелем общепакистанского масштаба.
Нужно подчеркнуть, что вооруженные стычки и боестолкнове-ния были лишь верхушкой айсберга белуджского сепаратизма. Его подводная часть отличается амбивалентностью. Носителями сепаратизма, с одной стороны, являются консервативно настроенные вожди и старейшины наиболее крупных и изолированных племенных групп, а с другой, представители среднего городского класса, выходцы из торговых, ремесленных и предпринимательских слоев, студенты и люди свободных профессий. По ряду свидетельств, после 2006 г. оппозиционные настроения все более охватывают города провинции и сдвигаются из глубинных районов в сторону Макран-ского побережья29 .
Вплоть до начала нынешнего века белуджский сепаратизм идеологически носил светский и лево-демократический характер. Однако в последние десятилетия движение сдвинулось вправо, ближе к радикальнорелигиозным течениям. Видное место среди белуджских оппозиционных организаций заняла Джундалла (Армия Аллаха), законспирированная боевая группа воинствующих суннитов. «Мозговой трест» организации, по предположениям, находится в Карачи, где давно сложилась белуджская диаспора. Круг противников Джундаллы включает руководство Пакистана и Ирана, где проживает часть белуджей. Деятельность группы, таким образом, вписывается в разгоревшееся с 1980-х годов в Пакистане пламя кровавой суннито-шиитской вражды30.
Схожие метаморфозы претерпел пуштунский сепаратизм. Долгое время идеологически он был представлен лево-либеральными, светскими силами.
«Отец-основатель» современного национализма пуштунов Пакистана, а отчасти и Афганистана, Гаффар Хан был близок по идейным установкам к Махатме Ганди с его призывами к ненасилию и достижению политических целей мирными массовыми действиями. На этих принципах строилась деятельность Национальной народной партии, которую в 1960—80-х годах возглавлял сын Гаффара Вали Хан, а позднее внук Асфандияр Хан. Светские силы среди политически активных пуштунов в конце ХХ в. оказались потеснены исламистами, известными сначала как муджахеды, а с середины 1990-х годов как талибы (ищущие подлинного знания). Борьба между различными группами исламистов в Афганистане перекинулась после 2001 г. (вторжения американо-натовских войск и разгрома талибского режима) на Пакистан и привела к возникновению там, главным образом в горных районах расселения племен, местных талибских организаций31. Их можно рассматривать как этноплеменные и подспудно националистические, хотя они часто заявляют о своей идейно-политической близости к исламистам ха-лифатистского толка и руководствуются целями борьбы против всей системы современных государств и международного порядка.
Наряду с исламизацией этнического национализма в Пакистане последних десятилетий наблюдался подъем религиозного максимализма и партикуляризма. Политика исламизации при Зия-уль-Ха-ке вызвала раскол между большинством мусульман, состоящим из суннитов преобладающей в стране ханафитской школы юриспруденции, и шиитским меньшинством. Поскольку проводилась она по суннито-ханафитским канонам. Массовые демонстрации шиитов охватили столицу Исламабад и другие крупные города в 1980 г. Они убедили власть удовлетворить основные требования протестующих, предоставив шиитским организациям право устанавливать свои правила проведения исламизации. Однако радикально настроенные представители двух основных направлений в исламе сплотились в боевые организации и развязали братоубийственную войну. Пик кровавых суннитошиитских разборок пришелся на вторую половину 1990-х годов. Ответом на террористические акты нередко служили массовые акции протеста против бессилия властей. Так, в начале 1998 г. центральные улицы Лахора в течение трех дней удерживались толпой охваченных гневом людей после массового расстрела на шиитском кладбище. Паралич временами охватывал целые кварталы Карачи и других городов32 .
В первые десятилетия нынешнего века властям удалось несколько ослабить остроту суннито-шиитских столкновений в главном их центре, провинции Панджаб. Вслед за общим ухудшением ситуации с безопасностью на западных и северо-западных окраинах там участились теракты, направленные против шиитов-хазарейцев, переселенцев из Афганистана. Достаточно многочисленная их колония разместилась в главном городе Белуджистана, Кветте. Нападения боевиков из суннитских организаций на хазарейцев неизменно вызывали массовые акции протеста в Карачи, Исламабаде, других крупных городах. Их проведение осуществляли, помимо шиитских, правозащитные организации, обвиняющие власть в неспособности обеспечить безопасность своих граждан33 .
Массовые протесты вызывают в современном Пакистане и акты террора, вызванные борьбой за влияние между улемами (богословами), принадлежащими к соперничающим направлениям в суннизме — школам деобанди и барелви. Партикуляристские процессы в исламе сопровождались возникновением многочисленных групп и организаций, состоящих из видных улемов и их последователей. Одна из них, Минхадж-уль-ислам, организовала массовые мирные манифестации с политическими лозунгами в начале 2013 г. и вновь активизировалась в июле-сентябре 2014 г. Ее лидер, богослов Т. уль-Кадри, объединил усилия с популярным в стране политиком новой волны, бывшим спортсменом Имраном Ханом. Действуя совместно, партия И. Хана Техрик-е инсаф (Движение за справедливость) и организация уль-Кадри, впоследствии преобразованная в партию Пакистан авами техрик (Пакистанское народное движение) сумели мирными средствами парализовать жизнь в столице страны и вынудили правительство пойти на частичное выполнение их требований. Характерно, таким образом, что организованный социальный протест имел в данном случае выраженную религиозную форму, не носившую радикальный, воинствующий характер. Из социального на первых порах он трансформировался в социальнопо-литический с заметной исламской подоплёкой.