Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2677

Трудности c реализацией проектов


Вместе с тем работы по сооружению Гвадара затянулись. Это объяснялось, главным образом, двумя обстоятельствами — неспокойной обстановкой в провинции Белуджистан, где находится порт, и недостаточной эффективностью пакистанских фирм-подрядчиков, связанной в немалой степени с коррумпированностью чиновников и медлительностью бюрократической машины.
Белуджистан с момента зарождения Пакистана в 1947 году представлял собой для него болевую точку. Расположенная к западу от нижнего течения Инда (исторической области Синд) пустынная территория, являясь топографически частью Иранского нагорья, и в культурно-историческом плане тесно связана с персо-афганским миром. Ареал расселения белуджских племен ныне охватывает не только Пакистан, на также юг Афганистана (провинцию Гильменд) и запад Ирана (остан Систан и Белуджистан).
Движение за более широкую самостоятельность (реальную автономию), пройдя ряд этапов, с конца 1970-х годов утратило силу и популярность, возродившись только в начале нынешнего столетия. Эпицентром борьбы на новом витке стала область расселения крупного белуджского племени бугти. С 2003 года там, с согласия или по инициативе харизматического вождя племени, видного государственного и политического деятеля Пакистана Акбара Хана Бугти (не раз занимал посты губернатора и главного министра провинции), началась борьба с властями, в центре которой стоял вопрос об арендной плате (ренте) за использование природного газа, добываемого в провинции, прежде всего в округе Дера-Бугти. Промышленная разработка находящегося там богатейшего в Пакистане газового месторождения Суи велась с 1955 года. От него нити газопроводов протянулись в Карачи, Лахор, Исламабад и другие центры Синда и Панджаба (центральных провинций страны). Лишь в последнюю очередь газопровод провели в главный город провинции Белуджистан Кветту, а на ее нужды до последнего времени тратилось всего 6% объема добываемого газа28 .
Обострение борьбы вылилось в серию терактов — покушений на правительственных чиновников, взрывы газопроводов, обстрелы из гранатометов административных зданий, дорог и т. п. Власти в ответ ввели в провинцию дополнительные контингенты войск, развернули оперативно-розыскную и контртеррористическую деятельность. Эти меры, возымев определенное действие, в то же время увеличили масштабы недовольства и внутреннего сопротивления. Ведущую роль в оппозиционных кругах по традиции играют левые организации, прежде всего Белуджский фронт освобождения, Национальная народная партия и др. Из тактических соображений определенные элементы среди них могли, как полагают, координировать свои действия с исламистами — вновь поднявшими голову с того же примерно времени талибами и Аль-Каидой29.
Предметом общего недовольства для оппозиционных групп, действующих в Белуджистане, стало сооружение порта Гвадар, а также других объектов с китайской помощью (в частности, шоссейной трассы, которая соединит Гвадар с Карачи). Такая реакция объясняется не тем, что местные политические силы выступают против экономического подъема региона. Они возражают против методов его достижения, утверждая, что он не дает положительных результатов коренным жителям провинции в виде рабочих мест, отчислений в бюджет провинции, увеличения в нем расходов на социальные нужды, возможностей для развертывания деловой деятельности белуджскими бизнесменами и найма белуджей на работу в административно-управленческий аппарат. Собственно, это классический вариант недовольства местного населения экономическими переменами, которые приносят более существенные плоды чужакам, пришлым людям, а не им. Все это накладывается на память о накопившихся за годы существования Пакистана обидах и оскорблениях, на отчуждение по отношению к иноязычным выходцам из Карачи и Панджаба, которые воспринимаются нередко как новые колонизаторы, наконец, на нежелание традиционных племенных вождей «идти в ногу со временем», лишаться привилегий, которые им дает бесправие зависимого от них населения.
В результате инициированные центральными властями «мега-проекты» по развитию Белуджистана (помимо Гвадара, к ним относится строительство сети шоссейных дорог, гидроэнергетических объектов и др.) вызвали вместо одобрения волну террористических атак. Работающие в провинции китайские специалисты несколько раз становились их жертвами — в мае 2004 года по дороге в Гвадар были убиты трое и ранены девять китайцев (всего там работало тогда 450 - 500 китайских строителей). В октябре того же года в Кветте террористы совершили новое нападение на китайских инженеров. В начале февраля 2006 года в Гвадаре были убиты еще трое китайских специалистов. Упомянутый выше визит П. Мушаррафа в Китай состоялся почти сразу после этого инцидента. Одной из его целей стало сгладить негативное впечатление от теракта и убедить китайскую сторону не сбавлять темпы сотрудничества с Пакиста-ном30 .
В тот же момент обострилась проблема нарушения сроков завершения начальной стадии работ по сооружению Гвадарского порта. Согласно договоренностям, строительство трех первых причалов должно было закончиться в начале 2006 года. Однако пакистанские подрядчики не справились с выполнением работ в срок. В качестве доводов, объясняющих задержку, приводились объективные данные об интенсивном заиливании дна в бухте и необходимости проведения дополнительных землечерпательных работ. Китайская портово-инженерная компания, строящая Гвадар, как позже выяснилось, собиралась предъявить счет пакистанскому правительству за невыполнение в срок (задержку в восемь месяцев) обозначенного в контрактах объема строительства на сумму в 1,6 млн долл. Штраф должен был компенсировать потери, связанные с вынужденным простоем компании, которая не могла приступить ко второй фазе строительства. Визит Мушаррафа, по всей видимости, помог снять остроту этой проблемы31 .