Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2637

Возможности расширения юго-западной дуги


Торгово-транспортное и экономическое значение Гвадара, да и в целом пакистанского Белуджистана, не ограничивается лишь одним направлением на северо-запад в сторону Китая. Достаточно легко осуществимы планы соединения Гвадара шоссейными дорогами с Ираном и Афганистаном. Дорога от строящегося порта может быть проложена на северо-восток, параллельно пакистано-иранской границе. Она соединит порт с районом Саиндак, где обнаружены значительные запасы меди и золота. Концессия на их разработку, кстати, уже получена китайскими компаниями. Транспортные пути от Саин-дака, соединившись с построенной еще в 1960-х годах шоссейной трассой, ведущей от Карачи к иранской границе, протянутся до иранского города Захедан и афганского Кандагара. Из Кандагара, по «круговому афганскому шоссе» (оно активно восстанавливается и реконструируется с иностранной, главным образом западной помощью), грузы из Гвадара наиболее коротким путем могут достигнуть Центральной Азии (Туркменистана и Узбекистана).
Вовлечение Ирана и Афганистана в широкую юго-западную дугу «Большой Восточной Азии» отвечает жизненно важным интересам Китая. Существенную часть сырой нефти, которую он импортирует из зоны Персидского залива, составляет иранская нефть (13,6% в 2004 г.). Пекин проявил заинтересованность в освоении новых месторождений, открытых в Иране, прежде всего Ядаварана, запасы которого оцениваются в 2,7 млрд т нефти. Договоренность об участии Китая в этом проекте достигнута в 2004-м, а контракт подписан в 2006 году. Характерно, что наряду с государственной Китайской нефтехимической корпорацией (51% акций) в состав концерна вошли государственная нефтегазовая корпорация Индии (25%) и компания Шелл (20%). С 2009 года намечается добыча 7,5 - 15 млн т в год42. Еще одним перспективным проектом китайско-иранского сотрудничества является освоение крупнейшего газового месторождения Северный Парс. Величина сделки предварительно оценивается в 20 млрд долл.43 Долгосрочные планы включают также строительство нефтепровода длиной в 386 км из Ирана на север в Туркменистан и Казахстан с подключением к ка-захстано-китайскому нефтепроводу. Этот путь, описывая широкую дугу, также позволяет избежать опасностей транспортировки энергоресурсов по морю».
Пекин, судя по всему, одобрительно относится к планам сооружения газопровода из Ирана через Пакистан в Индию. Этот проект находится в стадии согласования в течение ряда лет (со времен потепления в индо-пакистанских отношениях в 2003 г.). Стоимость строительства ныне оценивается в 7,5 млрд долл. Несмотря на внушительность расходов, правительства трех стран заявляют о готовности приступить к его осуществлению. Главным препятствием остается остракизм, которому подвергается Иран по инициативе США из-за его ядерной программы. Исламабад в начале 2007 года открыто отверг американское вмешательство в решение этого вопроса. Вероятно, не без моральной поддержки со стороны Китая пакистанские должностные лица, вместе с индийскими, провели серию переговоров с иранской стороной по поводу сооружения газопровода. Пакистанцы и индийцы долго не могли договориться о цене поставляемого Ираном газа, но, в конце концов, компромисс как будто был найден44.
В случае успеха трехстороннего — ирано-пакистано-индийско-го — сотрудничества в вопросе строительства газопровода оно может со временем перерасти в кооперацию с Китаем в этой области. Газовые магистрали можно проложить туда как из Индии, так из Пакистана.
Вместе с тем известно, что Индия и Пакистан конкурируют в области восстановления экономики Афганистана, да и в целом в программах интеграции региона от Индийского океана до центра Евразии. При этом Индия ориентируется на одни влиятельные в Афганистане силы, в основном представляющие север страны и преимущественно таджикскую элиту (Индия имеет прочные позиции в Таджикистане, являясь одной из немногих стран, располагающих там с недавних пор военно-воздушной базой), а Пакистан опирается на выходцев из пуштунского юга и юго-востока, хотя и среди пуштунов многие, в том числе президент X. Карзай, настороженно, а иногда и резко критически относятся к действиям исламабадских властей.
В противовес проекту сооружения порта Гвадар и вертикали, ведущей от него в Центральную Азию, Индия помогает Ирану в строительстве расположенного у входа в Персидский залив порта Чах-бахар. Планируется усовершенствование дороги, ведущей от него к Захедану с выходом далее на Афганистан (в Гильменд и Кандагар).
Несмотря на конкуренцию этих проектов, за которой просматривается и индийско-китайское соперничество, наличие различных путей, соединяющих Афганистан, а через него и Центральную Азию, с Мировым океаном не противоречит генеральным целям развития всего региона, который в перспективе можно себе представить и как широкую юго-западную дугу «Большой Восточной Азии».
Считается, что КНР менее многих других азиатских государств (тех же Пакистана и Индии) выиграл от новой ситуации, сложившейся в мире после 11 сентября 2001 года. Вместе с тем Пекин весьма оперативно откликнулся на призыв афганского руководства оказать ему помощь в восстановлении экономики страны. Помимо субсидий, предоставленных им в первые месяцы после установления новой администрации в Кабуле, КНР выделила Афганистану кредит в 150 млн долл. и оказала иную поддержку, действуя как в рамках международных программ содействия Афганистану, так и самостоятельно45.
Вместе с тем Китай, как и Россия, были оттеснены США и Западом от широкого участия в программах возрождения Афганистана. Известной компенсацией за это может служить тот факт, что к 2005 - 2006 годам обнаружилась недостаточная эффективность действий западного сообщества на афганском направлении. Это проявилось в первую очередь в усугублении проблем внутреннего развития страны. Союзникам не удалось снизить остроту наркопроблемы, т. е. зависимость афганского крестьянства от посевов опийного мака и экономики страны от производства наркотиков. На фоне неразрешенных социально-экономических проблем сельской местности, особенно на юге и юго-востоке Афганистана, произошла своеобразная регенерация движения талибов, радикальных исламистов, нашедших себе надежное укрытие в полосе полунезависимых пуштунских племен, относящейся по большей части к юрисдикции Пакистана.
В этих условиях афганское руководство сочло необходимым обратиться за содействием к Китаю. С одной стороны, Кабул добивался увеличения китайской помощи развитию, с другой — пытался оказать давление на Пакистан через его союзника и старшего партнера. Главным каналом для таких обращений стала созданная в июле 2001 года Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Основное назначение этой созданной преимущественно по инициативе Китая организации состоит в проецировании его мощи и влияния в западном, центральноазиатском направлении. Но с 2005 года, когда в нее в качестве наблюдателей были приняты Пакистан, Иран и Индия, организация получила и иное региональное измерение (южное и юго-западное). Оно усилилось в том же году, когда было объявлено о создании Контактной группы ШОС - Афганистан46. Особое отношение к Афганистану проявляется в том, что X. Карзай был единственным главой государства, который присутствовал в качестве почетного гостя на юбилейном саммите ШОС в Шанхае в июле 2006 года. В рамках контактной группы Пекин разработал серию мер по усилению своего участия в делах юго-западного соседа (Афганистан и КНР имеют общую границу малой протяженности в районе Ваханского коридора, но путь из Китая в Афганистан может быть проложен только через пакистанскую территорию).
Если считать, что юго-западная дуга включает Пакистан и Афганистан, а также, в известной мере, и Иран, то ее значение для китайской внешнеполитической стратегии трудно переоценить. Успешная «разработка» этого направления позволила бы облегчить решение главной в настоящее время для Китая проблемы энергетической безопасности путем сооружения торгово-транспортных коридоров, расходящихся веером из северо-запада КНР и выводящих ее к Персидскому заливу и берегам Африки47.
Подчеркнем, что реализация намеченных проектов сопряжена с немалыми сложностями. Однако настойчивость и одновременно взвешенность, которую проявляет Пекин при их продвижении и осуществлении? заставляет полагать, что в обозримой перспективе часть из них и, возможно, даже значительная, будет воплощена в жизнь. Вместе с тем нужно учитывать, что раздвижение границ «Большой Восточной Азии» на юго-запад потребует много времени, а успех зависит от разнообразных привходящих обстоятельств.
Здесь необходимо заметить, что китайские шаги по региональной интеграции не единственная попытка такого рода. Во многом похожи усилия США, главного, как считается, стратегического антагониста Китая. В отличие от Пекина, который предпочитает не афишировать планы, продвигаясь по-восточному, шаг за шагом, Запад прямо заявляет о намерениях, стремясь обеспечить им максимально широкую огласку и поддержку. В данном случае речь идет об идее «Расширенной Центральной Азии».