Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2637

Заключение.


Таким образом, вопрос об афгано-пакистанской границе сохраняет немалое значение в нынешней геополитической обстанов-ке18. Он имеет, как выше отмечалось, две стороны — юридическую, связанную с признанием линии Дюранда в качестве легитимной границы афганской стороной, и фактическую, т. е. реальную ее обустроенность и охраняемость. Юридическая неурегулированность вопроса связана со сложившейся инерцией, а также отчасти с политическими видами и расчетами на будущее. Некоторые силы в Афганистане, особенно среди пуштунских националистов, и соответствующее их настроению общественное мнение продолжают по традиции рассчитывать на создание по ту сторону линии Дюран-да автономного или полностью независимого Пуштунистана. При этом они, очевидно, не хотели бы присоединения Пуштунистана к Афганистану, а рассчитывают на установление особых отношений с Пуштунистаном, который в единстве с Белуджистаном может обеспечить Кабулу выход к Аравийскому морю и Индийскому океану. Есть и другие планы, такие как создание «Большого Пуштуниста-на» и дружественного ему Белуджистана.
Такими гипотетическими планами и надеждами отчасти объясняется, по всей видимости, появление в афганской печати на пушту версии о том, что соглашение о линии Дюранда заключалось на срок в 100 лет, и ее правомочность, следовательно, истекла в 1993 г. Эта версия, хотя и проникающая иногда на страницы серьезных исследований, не имеет никакой документально-правовой основы.
Вторая сторона вопроса не является напрямую связанной с первой, т. к. охраняемость, целостность границы остается проблемой во многих случаях, даже тогда, когда юридических коллизий нет. Разве что, спорность вопроса иногда подталкивает заинтересованную сторону к фактическому ее обустройству. Однако сделать охраняемой линию Дюранда на всем ее протяжении, как свидетельствует исторический опыт, исключительно сложно. Такая операция заняла бы много лет и потребовала бы больших средств. Впрочем, Пакистан, по ряду сведений, предлагал афганской стороне в 2006 г. начать укрепление и минирование границы с тем, чтобы редотвра-тить ее переход террористами с обеих сторон. Однако Кабул резко отмел это предложение19.
Впрочем, с помощью новейших технических средств (наблюдений с воздуха при помощи беспилотных летательных аппаратов, известных по английскому названию, как дроны) охрана границы становится задачей более разрешимой. Необходима, конечно, достаточно четкая демаркация границы с помощью опознавательных знаков и блок-постов. Дроны, как известно, оказались довольно эффективным оружием против террористов. Их использование ВС США в основном против пакистанских талибов началось с 2004 г., но широко развернулось в 2007 - 2010 гг. Оно вызвало острое возмущение в Пакистане, ввиду нарушения беспилотниками воздушных границ независимого государства. Как выяснилось позднее, часть из них действительно пересекала афгано-пакистанскую границу, но другая часть базировалась в самом Пакистане. После еще одного грубого нарушения пакистанского воздушного пространства американцами с целью убийства лидера Аль-Каиды Усамы бен Ладена в мае 2011 г., дроны были выведены с аэродрома Шамси в Белуджистане.
Подводя итоги, следует заметить, что подвешенность вопроса об афгано — пакистанской границе бывает временами выгодна то одной, то другой стороне. На руку Пакистана была ее прозрачность, проходимость в 1978 - 1992 гг., и позднее в период борьбы талибов за власть в Афганистане. Кажется, что на современном этапе (с 2001 г.) такая особенность границы Пакистану только вредит. Но из-за двойственности его политики в отношении Афганистана, сохраняющихся среди ее правящих кругов сторонников поддержки афганских талибов и ставки на них с целью не допустить усиления влияния Индии в Афганистане, проницаемость линии Дюранда не всеми воспринимается как недостаток. Правящая в Пакистане олигархия, среди которой видное место занимают армейские генералы (действующие и отставные), заинтересована в утверждении своей стратегической гегемонии на западном направлении с тем, чтобы использовать ее в противостоянии на восточном, против Индии. Поэтому Пакистан на данном этапе, как представляется, не возражает против нынешнего состояния вопроса о границе.
Вопрос, однако, имеет значение не только для двух стран, но и для их соседей и союзников. США и Запад, как думается, хотели бы добиться от Кабула признания линии Дюранда де-юре, чтобы обеспечить для двух соседних государств условий для развития тесных дружественных связей. Иран, по-видимому, не заинтересован в таком развитии событий, ибо это означало бы решение, устраивающее США и сокращающее остроту противоречий между Афганистаном и Пакистаном, что сужает для Тегерана поле для маневра. Политика Индии в этом вопросе двойственна — официально она заинтересована в признании линии Дюранда Кабулом, но неофициально может считать это опасным укреплением позиций Исламабада на его западном и северо-западном направлениях.
Сложность мирового, регионального и двустороннего расклада сил не позволяет уверенно прогнозировать ситуацию с линией Дю-ранда. Скорее всего, она сохранится в качестве юридической проблемы еще длительное время. Что касается реальной границы, то это в основном будет зависеть от общего положения в Афганистане и Пакистане. Укрепление гражданских режимов и демократических сил в этих странах вызовет рост доверия между государствами и укрепление границы и пограничного режима, а разбалансировка обстановки в обеих или одной из двух стран приведет к ослаблению границы, сделав еще более неопределенными перспективы ее юридического признания.


Примечания

1 Ганковский Ю.В. Народы Пакистана. (Основные этапы этнической истории) М.: Наука, 1964, с. 216 - 217; Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. М.: Наука, 1987, с. 78 -93; Панич-кин Ю.Н. Образование Пакистана и пуштунский вопрос. М.: Научная книга, 2005, с. 39 - 41 и др.
2 Темирханов Л. Указ. соч.,с. 81 -82; Janjua M.Q. In the Shadow of the Durand Line: Security, Stability, and the Future of Pakistan and Afghanistan. Monterey, Ca., 2009, p. 18 - 20 (Electronic version).
3 Ibid., p. 23 - 25.
4 Demarcation surveys on the Durand Line // Wikipedia. Retrieved on September 18, 2012.
5 Janjua M.Q. In the Shadow of the Durand Line, p. 26 - 27.
6 Pak-Afghan Discord. A Historical Perspective. (Documents 1955 - 19 79) // Ed. Mehrunnisa Ali. Karachi: Oxford University press, 1990, p. 62 - 69 et.al.; Malik H. Soviet-pakistan Relations and post-Soviet Dynamics. L.: Mac-millan, 1974, p. 75.
7 Janjua M.A. In the Shadow of the Durand Line, p. 28 - 29
8 Quaid-i-Azam Mahomed Ali Jinnah Speeches As Governor-General of Pakistan 1947 - 1948. Karachi, S.a., p. 38 - 39.
9 Ibid., p. 132 - 134.
10 Райков А.В. Факир из Ипи — борец за свободу Вазиристана // Вос-ток.1995, № 3, с. 90 - 91.
11 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. М.: Международные отношения, 2003, с. 80, 86, 98, 104 - 107.
12 Riedel B. Deadly Embrace. Pakistan, America, and the Future of the Global Jihad. Wash.: Brookings, 2011, Ch. 2 (Electronic version).
13 Частное мнение из записей бесед автора.
14 Data Source: UNHCR, cited in: Janjua M.Q. In the Shadow of the Durand Line, p. 60. Figure 9. Afghanistan Refugees, 1979 - 2007.
15 Riedel B. Deadly Embrace. Ch. 5.
16 Riedel B. Deadly Embrace, Ch. 5; Janjua M.Q. In the Shadow of the Durand Line, p. 76.
17 Pak Population increased by 46,9% between 1998 and 2011 // The Indian Express, Mar. 29 2012.
18 Характерна в этом смысле представительная международная дискуссия, организованная Американским институтом афганских исследований: The Durand Line: History, Consequences, and Future. Report of a Conference Organized in July 2007 in Istanbul, Turkey (Electronic version).
19 Janjua M.Q. In the Shadow of the Durand Line, p. 74.