Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2668

Динамика конфликта


История противостояния начинается, по сути, с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной для ее заморской империи колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой: Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).
Наиболее острые проблемы возникли между Индией и Пакистаном по вопросу определения судьбы самого крупного (свыше 200 тыс. кв. км) индийского княжества под историческим названием «Джамму и Кашмир». Надо заметить, что число такого рода княжеств, в основном независимых во внутренних делах, но находившихся в прямых договорно-вассальных отношениях с британской короной, приближалось в те годы к 600. Все это множество больших и малых княжеств формально не считалось частью колонии «Британская Индия», которая была едина в административном отношении и управлялась непосредственно англо-индийской колониальной властью. Заметим, что британские владения на юге Азии, объединяемые названием «Индия», включали территорию не только современных Индии, Пакистана и Бангладеш, но и Бирмы (Мьянмы), выделенной в отдельную колонию лишь в 1936 г.
При этом большинство населения собственно Индии (без Бирмы), около 80%, проживало как раз в Британской Индии, а земли княжеств, составлявшие почти половину всей индийской территории, представляли собой преимущественно периферийные и редко населенные районы. Джамму и Кашмир был типичным такого рода образованием с числом жителей по переписи 1941 г. 4 млн человек (1% от общего народонаселения Индии). Причем 77% жителей были мусульманами, в то время как наследным правителем княжества (махараджей) являлся индус1.
Если бы область не имела «особого», княжеского, статуса, то при отказе Великобритании от колоний в Индостане и связанном с этим новом территориальном размежевании она, скорее всего, отошла бы к Пакистану, ибо решающим при разделе территорий был принцип конфессиональной принадлежности большинства местного населения. Такой принцип раздела в первую очередь касался непосредственно Британской Индии. Формально суверенные княжества должны были сами определить свою судьбу.
Махараджа княжества Джамму и Кашмир принял решение присоединиться к Индии, что в октябре 1947 г. вызвало обострение ситуации в княжестве и на его границах. Возник вооруженный конфликт с участием на первых порах нерегулярных формирований со стороны Пакистана (ополчений пуштунов) и регулярных индийских частей, которых были переброшены по воздуху из столицы Индии Дели в Сринагар, главный город княжества2.
Конфликт вокруг княжества омрачил и без того натянутые отношения между Индией и Пакистаном, общая напряженность которых была следствием взаимных претензий в связи с кровавыми событиями, которыми сопровождалось размежевание между Индией и Пакистаном. Во многих пограничных районах прежде единого административно-политического пространства Британской Индии мусульмане и индусы проживали совместно. После образования двух раздельных государств возникли потоки вынужденных переселенцев. Спасаясь от грабежей и насилия, мусульмане из Индии двинулись на территорию Пакистана, а навстречу им устремились бежавшие из Пакистана в Индию индусы и сикхи. Говоря современным языком, в регионе происходила крупномасштабная «этническая чистка», которая исковеркала судьбы 14 — 16 млн человек, включая сотни тысяч или даже миллионы погибших в ходе происходивших в обеих странах погромов и связанных с ними бедствий.
В итоге бурных событий 1947 г. крупное по территории княжество Джамму и Кашмир уже к ноябрю этого года фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.
Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория обширной горной области Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные части и объявило о присоединении к Пакистану3.
Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 г. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось на проведение референдума в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло немногим более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией СБ ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того же года подписали соглашение о перемирии.
Усилия ООН через назначаемых ей посредников организовать референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией; она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (закреплен в ст. 370 и ряде других статей). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.
Вторая крупная проблема в индийско-пакистанских отношениях связана с водопользованием и разделом речных вод для целей ирригации. Благодаря сооружению в конце XIX — начале XX в. разветвленной системы плотин и каналов значительные участки земли в исторической провинции Панджаб до индийско-пакистанского размежевания обрабатывались с помощью вод пяти притоков Инда. Два из них, Джелам и Чинаб, как и сам Инд, пересекали земли бывшего княжества Джамму и Кашмир. После событий 1947 — 1948 гг. головные сооружения ряда плотин, построенных на трех других реках — Рави, Беасе и Сатледже — оказались на территории индийской части Панджаба. Весной 1948 г. правительство индийского штата Восточный Панджаб перекрыло снабжение водой каналов, орошающих поля в пакистанской провинции Западный Панджаб. Конфликт удалось разрешить мирно, но Пакистану показали, насколько велика его зависимость от соседа.
Временные соглашения по поводу воды действовали до 1960 г., а затем их заменил Договор о развитии бассейна реки Инд, который имел целью разделить ресурсы Инда и его притоков так, чтобы вода трех восточных рек использовалась Индией, а трех западных — Пакистаном. В реализации проектов на пакистанской территории, предусмотренных Договором, согласилась участвовать и Индия. В том же году, который можно считать первым успехом в развитии двусторонних отношений, тогдашнюю столицу Пакистана город Карачи посетил индийский премьер-министр Дж. Неру. Пакистан предлагал Индии заключить «пакт об обороне» Индостана, но это предложение было отвергнуто. На пути сближения стояла проблема несхожести идеологических и внешнеполитических интересов двух государств.
Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии — провинции Бенгалии.
Религия в середине прошлого века казалась многим политикам явлением отмирающим. Индуизм легко мирился со светскими политическими порядками. Секуляризм имел приверженцев и среди мусульман, но ислам был теснее связан с политикой и идеологией. Индуизм и ислам оказались в основном закрытыми друг для друга системами верований и представлений. Они олицетворяли разные способы и формы самоидентификации в историческом и международно-политическом пространстве. Индуизм ориентировался на местную культурную почву, наследие оригинальной индостанской традиции; ислам в культурном смысле тяготел к арабо-мусульман-скому наследию, «смотрел на Аравию»4.
Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита — менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически связанные в основном со средними и верхними буржуазными слоями.
Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное», его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, имеющая основанием бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.
При всех различиях оба государства были надэтническими (многонациональными) 5. Понимая свою политическую уязвимость и угрозы сепаратизма в условиях многообразия этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства. Речь шла не только о военной мощи, хотя она имела большое значение. Руководители обеих стран делали акцент на идеях «особой миссии», апеллировали к исторической памяти, особенностям культуры и менталитета. Большое внимание придавалось участию в различных международно-идеологических проектах.
В 1954 г. Пакистан заключил договор о взаимной обороне с США, благодаря которому началось перевооружение и рост численности его армии. Индия в середине 1950-х гг. сделала акцент на развитие тяжелой промышленности и не уделяла много средств и внимания своим вооруженным силам. Возможно, поэтому осенью 1962 г. они потерпели обидное поражение в пограничной войне с КНР. После этого военные расходы Индии выросли почти в два раза. Наполовину увеличилось и количество военнослужащих.. Политическая роль армии не изменилась, но сама армия в результате принятых мер стала более боеспособной.
В 1965 г. Индии пришлось отражать наступление Пакистана, начато им в Кашмире. Вторая индийско-пакистанская война прошла классические фазы подготовки (апрель-июль), скрытых и ограниченных территорией Кашмира столкновений (август), открытой войны, перенесенной Индией за пределы Кашмира (сентябрь), хотя противостояние и не приобрело тотальный характер. Крупно-маштабные, впрочем, бои завершились с некоторым военно-позиционным и политико-пропагандистским выигрышем для Индии. Заключенное при посредничестве СССР в январе 1966 г. Ташкентское соглашение на время закрыло кашмирский вопрос как главный в индийско-пакистанском противостоянии. На первый план выдвинулась проблема Восточного Пакистана.
С середины 1960-х гг. Пакистан вступил в полосу неудач, в то время как обстановка в Индии, наоборот, постепенно стабилизировалась. После смерти Дж. Неру в 1964 г. на роль признанного лидера нации выдвинулась его дочь И. Ганди. В стране происходила консолидация общества при опоре в экономике на сильный государственный сектор. Продолжилось усиление военной мощи государства. Все это помогло Индии использовать в 1971 г. острый внутриполитический кризис в Восточном Пакистане и поддержать военным путем сторонников его отделения и создания государства бенгальцев-мусульман.
Начатая на этот раз фактически по инициативе Индии третья война с Пакистаном была самой масштабной и значительной по результатам. Капитуляция восточнопакистанской армии 16 декабря 1971 г. привела к появлению нового государства в Южной Азии — Бангладеш. Индийско-пакистанская война велась и на западном фронте, в частности, в Кашмире, где Индия также добилась серьезных успехов. Существует мнение, что если бы не давление, оказанное на Дели Соединенными Штатами и Советским Союзом, сам факт существования Пакистана как независимого государства мог оказаться под сомнением. Индийские политики, правда, настаивали, что намерений вести войну «до победного конца» в 1971 г. они не имели.
По заключенному в июле 1972 г. двустороннему соглашению в Симле (индийский штат Химачал-Прадеш) Индия согласилась отвести войска с территорий Пакистана, которые она заняла в ходе военных действий. Договоренности открыли возможность для возвращения на родину захваченных в плен пакистанцев (более 90 тыс.). Вместе с тем, в 1972 г. в Кашмире новая разделительная линия между Пакистаном и Индией была проведена с изменениями в пользу Дели по сравнению с условиями 1949 г.
Как нередко бывает, вслед за успехом Индия вступила в полосу спада, хотя и не столь глубокого, как в Пакистане. Поддержка Бангладеш стала для индийской стороны тяжелой ношей, что отразилось на внутриполитической обстановке. Возможно, перенапряжение Индии было связано и с программой мирного использования ядерной энергии, которая несколько неожиданно обернулась проведением в мае 1974 г. испытания индийского ядерного устройства. Хотя индийское правительство официально заявило после этого о том, что Индия не имеет ядерного оружия и не собирается его создавать, фактически она поставила себя в крут потенциальных ядерных держав, что не могло не вызвать резонанса как внутри страны, так и за ее пределами.
Между тем введение правительством И. Ганди чрезвычайного положения в Индии в 1975 г., вызванное обострением внутренней ситуации, показало, что даже устоявшиеся демократические порядки не гарантируют отсутствие внутренних кризисов. Преодолев кризис, вызвавший введение чрезвычайного положения, Индия в 1977 г. вернулась к проведению всеобщих выборов. Партия Индийский национальный конгресс во главе с И. Ганди потерпела на них первое поражение. Но уже через три года на новых внеочередных парла ментских выборах в самом начале 1980 г. она вновь победила.
Потеряв восточную часть страны в 1971 г., Пакистан в интересах консолидации общества усилил пропагандистские акценты на идеях построения «сильной державы» и укрепления исламской идентичности. После поражения от Индии военные, правившие с 1958 г. непосредственно или окольным путем, опираясь на парламент, избранный коллегией выборщиков, передали власть гражданским лицам. Место у государственного руля занял лидер сильнейшей политической партии «нового Пакистана» в границах бывщей западной провинции З.А. Бхутто. В 1973 г. Пакистан обрел конституцию парламентского типа, хотя это не устранило, как оказалось, решающего влияния генералитета на политическую жизнь страны. Военные остались главными арбитрами в вопросах власти. В 1977 г. они совершили государственный переворот, свергнув и впоследствии казнив бывшего премьер-министра З.А. Бхутто. В стране был установлен жесткий авторитарный режим исламского типа.
С началом афганской войны, после ввода в Афганистан советских войск, резко выросла роль Пакистана в военно-политической стратегии США. Пакистан стал ключевым игроком в региональной ситуации, поскольку именно через него стала поступать из стран Запада и исламских государств помощь афганской оппозиции (муд-жахедам), которая вела борьбу с правительством в Кабуле и поддержавшими его советскими войсками. В эти годы произошло перевооружение пакистанской армии за счет кредитов и техники США, субсидий Саудовской Аравии и поставок технологий и вооружений из Китая. У Пакистана появились американские самолеты F-16.
В те годы КНР и Советский Союз были стратегическими соперниками, а Пакистан рассматривался в Пекине как союзник против СССР. В такой ситуации пакистанское руководство, не встречая противодействия со стороны США, смогло получить доступ к китайским технологиям производства ядерного оружия, а также существенно повысить уровень технологической оснащенности своей ядерной промышленности за счет осуществления крупных контрактов с канадскими и западноевропейскими фирмами на закупки ядерных реакторов и обогащенного атомного топлива. В 1986 г. глава военного руководства Пакистана генерал-президент М. Зия уль-Хак косвенно, но достаточно внятно заявил о том, что фактически Пакистан в состоянии стать ядерной державой.
Десятилетие 1980-х прошло под знаком военно-политического усиления Пакистана. Для ослабления Индии он предоставил свою территорию под тренировочные лагеря сепаратистов-сикхов из соседнего Панджаба. После расправы над ними в 1984 г. сикхи подготовили и осуществили убийство И. Ганди. Последовавшая затем широкая волна сепаратизма стала ослаблять единство Индии по всему периметру ее центральной, эндогенной части — на северо-востоке, прежде всего в Ассаме, юге (там он сопрягался с тамильским сепаратизмом на Шри-Ланке) и северо-западе, где вспыхнуло движение за создание сикхского государства Халистан в Панджабе.
Сепаратизм захватил и мусульманский Кашмир. В 1989 г. там началось восстание, в котором на первых порах принимали участие достаточно широкие слои населения. Их недовольством воспользовался Пакистан, переправивший из Афганистана, откуда к тому времени только что ушли советские войска, несколько тысяч участников афганского джихада, так или иначе связанных с Кашмиром. Усилия Индии по подавлению мятежа в Кашмире привели весной 1990 г. к состоянию крайней напряженности в отношениях с Пакистаном. Мог разгореться еще один конфликт в неблагоприятный для Индии момент вероятного превосходства Пакистана в ядерной области6.
Пакистан, однако, по-видимому, не был готов начать крупномасштабную войну против Индии, а сближение Москвы и Вашингтона на волне «нового политического мышления» и стремление найти развязки в региональных конфликтах в тот период предвещали высокую вероятность их совместного давления на Исламабад с целью недопущения вооруженного конфликта в Южной Азии. Воинственность Пакистана уменьшилась и после гибели в авиакатастрофе в 1988 г. Зия уль-Хака. Наступивший затем в стране недолгий период парламентской демократии (до 1999 г.) в целом был отмечен состоянием глубокого экономического и общественного кризиса.
Индия, напротив, столкнувшись с угрозой сепаратизма в середине и конце 1980-х гг., болезненно пережившая острые проявления периода правления «семьи Ганди», стала обнаруживать стремление к определенной внутренней консолидации. Обстановка в стране после парламентских выборов летом 1991 г. стабилизировалась, вслед за чем началась полоса национального подъема. К середине 1990-х гг. восстание в Кашмире было подавлено. Одновременно в стране тайно была активизирована ядерная программа военного профиля.
В мае 1998 г. Индия провела подземные испытания ядерного оружия. В отличие от Пакистана, индийское ядерное оружие было создано в основном на собственной научной и экспериментальной базе. При этом Индия, которая никогда не присоединялась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г., заявляла, что она не несет международно-правовой ответственности за принятое ей решение о взрывах. США и Япония ввели против Индии экономические санкции за нарушение режима нераспространения, от которых она пострадала незначительно. Вслед за Индией и Пакистан, который также не подписывал ДНЯО, после двухнедельных колебаний провел собственные испытания ядерного оружия, доказав, что его заявления о наличии оружия — не бравада. Введенные против него экономические санкции ударили по Пакистану сильнее.
Почти одновременный прорыв Индии и Пакистана в мае 1998 г. к статусу «нелегальных ядерных держав» вызвал дискуссии в кругах политиков и экспертов о возможных последствиях новой ситуации в Южной Азии. Теоретически вероятными представлялись сценарии как встречной эскалации конфликта, способного приобрести в новых условиях ядерное измерение, так и канализации застарелого индийско-пакистанского противостояния в русло конфронтации по правилам советско-американского противостояния, каким оно было на протяжении большей части второй половины XX в.
Похоже, что колебания существовали и в Дели, и в Исламабаде. Первым их попытался преодолеть Пакистан, по инициативе его премьер-министра Н. Шарифа были предприняты шаги для примирения с Индией. Оно состоялось в феврале 1999 г., когда в главном городе пакистанского Панджаба Лахоре была подписана индийско-пакистанская Декларация о мире и добрососедстве. Напряженность в двусторонних отношениях стала ослабевать.
Однако пакистанские военные не разделяли миролюбия своего премьера. Они спровоцировали конфликт на демаркационной линии в Кашмире. В мае-июне 1999 г. там шли бои между регулярными частями Пакистана и Индии — погибло более тысячи военнослужащих. По сути дела состоялась четвертая по счету индийско-пакистанская война, оказавшаяся первой в мировой истории ограниченной войной между ядерными державами.
Внешняя среда не способствовала разрастанию конфликта. Ведущие страны мира были крайне озабочены фактом распространения ядерного оружия и возлагали ответственность за это в одинаковой степени на обе державы. Настроения пакистанских военных не находили поддержки ни у Китая, ни у США. Под давлением, главным образом, Вашингтона правительство в Исламабаде отдало приказ об отводе войск за линию контроля. Армия повиновалась неохотно, назревал очередной конфликт между ней и политическим руководством. Премьер Шариф попытался опередить события, объявив в октябре 1999 г. о смещении начальника штаба армии П. Му-шаррафа, но проиграл. Генералы арестовали самого премьера, и в четвертый раз в Пакистане пришли к власти военные.
Последующие два года ситуация в Южной Азии оставалась стабильной, но умеренно напряженной. Индия и Пакистан не провоцировали друг друга, но и не делали шагов к разрешению застарелых противоречий. Вспышки противостояния не происходило в значительной мере в силу перемен в конфигурации интересов ведущих внешних держав в отношении Индии и Пакистана. Существенное значение для США стало приобретать то обстоятельство, что Индия в известном смысле могла служить ограничительным рубежом распространения экстремистских разновидностей исламской идеологии в Азии как раз в тот момент, когда стала возрастать опасность усиления влияния этой идеологии на политику Пакистана.
События 11 сентября 2001 г. и начатая Вашингтоном всемирная кампания по борьбе с терроризмом, имеющая антиисламские коннотации, объективно была выгодна Индии, которая получала шанс подорвать традиционные представления американских политиков о выгодности для США ориентации на поддержку Пакистана в региональных делах.
Однако генерал П. Мушарраф, заняв пост президента Пакистана летом 2001 г. был достаточно предусмотрителен и пытался отмежеваться от экстремистов исламского толка, прежде всего Аль-Каиды. Поддержав в 2001 г. США в их борьбе против афганских талибов, Исламабад подтвердил свою ориентацию на союз с Вашингтоном и не дал Индии девальвировать свою роль в американской политике. Одновременно пакистанская сторона прибегла к тактике избирательного и ограниченного силового давления на Индию в Кашмире, отчасти с целью переключения на Индию внимания местных экстремистов, которые в ином случае могли сосредоточить внимание на борьбе с самим П. Мушаррафом, которого исламисты посчитали недостаточно «патриотичным», а некоторые из них попросту зане-сле его в список предателей и так называемых «ближних врагов».
Как бы то ни было, в Кашмир из Афганистана через пакистанскую территорию были снова переброшены боевики пакистанского и кашмирского происхождения, которые устроили серию терактов. Их действия вышли за пределы Кашмира — 13 декабря 2001 г. было совершено нападение на здание индийского парламента в Дели. Индия обвинила Пакистан в поддержке террористов и сосредоточила на границе с ним полумиллионную армию. Сначала в январе, а затем в мае-июне 2002 г. (после еще одного «громкого дела» террористов) мир снова наблюдал опасное противостояние двух соперников. К тому моменту их вооруженные силы были оснащены эффективными средствами доставки ядерных боезарядов, прошедших испытания.
Сдержанность политического и военного руководства двух государств, вкупе с давлением мировой общественности, в частности, руководства России и американской администрации, конфликта удалось избежать. Осенью 2002 г. Индия начала отвод войск от границы, а через полгода вступила в переговоры с Пакистаном, который незамедлительно поддержал обе инициативы.
Пять из шести «туров» последовательных чередований конфликта и разрядки в отношениях между Индией и Пакистаном обнаруживают закономерность: в основе каждой новой конфронтации лежит силовое превосходство той страны, которая в предшествующий период уделяла больше внимания военному строительству и вышла на позицию реального или видимого преобладания. В 1998 г. обе страны перешли планку, за которой их регулярные «пробы сил» способны перерасти в региональный ядерный конфликт. Обе вспышки конфронтации после 1998 г. носили кратковременный характер и не были сопряжены для обеих сторон с большими потерями. В целом по сравнению с серединой прошлого века, конфликт обнаруживает тенденцию скорее к затуханию, чем к разрастанию, однако потенциальная цена риска подобного разрастания резко увеличивается ввиду ядерного статуса обеих стран.