Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2670

Кризис, грозящий катастрофой


Отсутствие соответствующего ценностям развития менталитета большинства, в том числе отражающей и формирующей его элиты, ставит под серьезное сомнение перспективы выхода Пакистана из того тупика, в котором он ныне оказался по причине социально-экологического кризиса.
Прорыв осуществить трудно вследствие ряда сформировавшихся социально-психологических и экономико-политических особенностей. Их можно резюмировать в следующих пяти пунктах, которые перечисляются не в порядке значимости и могут быть дополнены другими.
1. Отсутствие (нехватка) креативного меньшинства. Отъезд «инонациональной» буржуазии сыграл здесь главную роль. Возместить его оказалось нелегко. Средний класс формируется с трудом. Он отягощен не свойственной для предпринимателей ментально-стью аграрного и служилого, а не торгового населения. Имеются, впрочем, исключения — это семьи мусульман — потомственных торговцев Панджаба (семьи шейхов и ходжа из г. Чиниот на реке Джелам и ряд других групп), выходцы из Кашмира и т. п., но их масса не достигает, как кажется, критически необходимого уровня.
2. Коррупция госаппарата. По показателям коррумпированности Пакистан занимает одно из первых мест в мире. Она распространена как среди мелких служащих, берущих деньги за любую услугу, так и среди крупного чиновничества. Принимающим решение бюрократам «полагается» откат. Считается, что особенно коррумпированы занимающие высокие административные посты политики, торопящиеся извлечь выгоды из своего положения. Главное следствие коррупции — неэффективность регулирующей роли государства, произвол и кумовство при решении вопросов о приватизации госсобственности и распределении госзаказов. Еще одно следствие коррупции — уход от уплаты налогов и сборов в государственную казну. Недостаток доверия к использованию государством бюджетных средств способствует уклонению обеспеченных слоев и обману, на который легко идут невысоко оплачиваемые налоговые инспекторы. Пакистан отличается традиционно низким отношением суммы налоговых поступлений к ВВП и при всех усилиях властей остался в 2000-е годы не выше 10—12%26.
3. Недостаточный уровень и качество образования, особенно женского. По грамотности населения Пакистан отстает от большинства стран Азии, находясь на уровне государств Тропической Африки. Официально к грамотным причисляют ныне 56% всего взрослого (старше 15 лет) населения, при этом грамотность среди мужчин не достигает 70, а среди женщин — 45%27. Особенно велика доля неграмотных среди женщин, проживающих в сельских местностях и в захолустье. Во многих пуштунских и белуджских областях грамотных женщин менее 15 и даже 10%. По некоторым данным, большинство детей школьного возраста в Пакистане не имеют возможности заканчивать даже начальную школу, а многие не посещают школу вообще из-за бедности родителей и нехватки учебных заведений. Особенно это касается образования женской части подрастающего населения. Низкая грамотность женщин способствует сохранению традиций патриархального мужского общества. Причем его лидеры, к которым относятся старейшины и муллы (служители культа), стремятся нередко закрепить неграмотность женщин, чтобы оградить себя от угрожающих их статусу перемен.
4. Неверие городской образованной молодежи в будущее страны. Среди студенческой молодежи в современном Пакистане преобладают пассивные настроения. По сравнению с поколением конца 60-х — начала 70-х годов прошлого века нынешние студенты депо-литизированы28. Распространено стремление эмигрировать. По данным представительных для всей страны опросов 38% хотят выехать для работы за рубеж29. В городах, особенно крупных, этот процент, по-видимому, еще выше. Верхние элитные слои по сложившейся традиции посылают своих детей (главным образом юношей) учиться за границу. В местных колледжах и университетах большинство составляют выходцы из средних по доходам слоев, растет число и удельный вес девушек, получающих его во многом из соображений престижа (чести). При этом качество образования существенно не дотягивает до мирового уровня. Среди преподавателей распространены узкие националистические взгляды и представления.
5. «Геттоизация» верхов и политического либерализма. В крупных центрах Пакистана сложилась характерная когда-то и для колониальных городов раздвоенность пространства — произошло обособление верхов в своеобразные «гетто» для избранных: представителей потомственной местной аристократии, т.н. «феодалов», политиков и адвокатов, отставных бюрократов и военных; причем все эти категории нередко совмещаются в рамках одной «фамилии», родственной группы. На уровне социальной психологии и социального поведения легко увидеть «двуликость» элиты, ее раздвоенность между внешним, западным миром и миром внутренним. Отношение к последнему амбивалентно, ибо, отталкивая архаичностью, он притягивает привычными, наследуемыми преимуществами. Социальная элита в целом цинична, подвержена фатализму и ксенофобии. Либеральные идеи отторгаются, а попытка либеральных деятелей выступить против одиозных законов наталкивается на ожесточенное сопротивление. Выражение различных взглядов не возбраняется, но элита через государство поощряет в основном наиболее консервативные из них, окрашенные в цвета религиозного обскурантизма.