Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2637

Двойственные перспективы


Современное состояние международной среды в большой степени благоприятно для Индии. Отчасти это объясняется собственными ее достижениями. Экономический подъем с начала 1990-х гг. привел к двукратному увеличению ее национального дохода и дохода на душу населения. Хотя по последнему показателю Индия остается в группе низкодоходных стран, она смогла, наконец, обойти Пакистан, а ее средний класс, составляя 15—20% от населения, превысил 200 млн человек. В результате Индия стала крупным сегментом мировой торговли. По импорту нефти она вышла на одно из первых мест в мире и вступила в конкурентную борьбу за гарантированную долю в мировом потреблении углеводородного сырья. В начале XXI в. Индия перешла в разряд государств — экспортеров капитала. Накопленные зарубежные инвестиции индийских компаний в 2005 г. приблизились к 10 млрд, а нефтегазовые — к 3 млрд долл.15 Существенно вырос не только общий товарооборот, но и экспорт промышленных, в том числе высокотехнологичных, товаров — главным образом продуктов программного обеспечения (их стоимость увеличилась с 2 млрд долл. в 1999 г. до 24 млрд в 2005 г.).
Индия неожиданно, по-видимому, даже для себя, превратилась из «золушки» мировой политики в «принцессу». За ней стали активно «ухаживать» США и другие развитые страны, и это вторая причина лучшего для нее состояния внешней среды. Вместе с тем, такой сдвиг не лишен опасностей, ибо обостряет ее конкуренцию с Китаем, изолирует от привычного круга партнеров в развивающемся мире, ставит под сомнение привилегированные связи Индии с Россией.
Китай остается главным соперником Индии в Азии. Стремясь не допустить усиления Дели в международных делах, Пекин блокирует получение Индией (и Японией) места среди постоянных членов СБ ООН, старается оттеснить ее на периферию процесса экономической интеграции в Восточной и Юго-Восточной Азии. Ревниво относятся в Китае и к наметившемуся сближению Индии с США. Пекин выступил с резкой критикой американо-индийского соглашения от 18 июля 2005 г., открывающего дорогу к сотрудничеству с Дели в мирной атомной области государствам-членам Группы ядерных поставщиков.
Все это не мешает процессу постепенно расширения индийско-китайского взаимодействия. Объем торговли между Индией и КНР вырос за последние годы многократно, достигнув почти 20 млрд долл. Индийские и китайские интересы не только сталкиваются в энергетической области, но в отдельных точках совпадают.
Вместе с тем, между Индией и Китаем не исключены осложнения. Пекин усиливает свое влияние на Южную Азию, поддерживая в Непале, Бутане, Бангладеш и Шри-Ланке силы, ориентированные на ограничение влияния Индии. Активно укрепляет свои позиции в Мьянме, стремясь с ее помощью закрепиться в районе Бенгальского залива. Сохраняет Китай и традиционный курс на особые отношения с Пакистаном. Через пакистанскую территорию, используя построенное еще в 1970-х гг. Каракорумское шоссе и строящийся ныне глубоководный порт Гвадар, Пекин намерен выйти к «устью» Персидского залива.
КНР, как упоминалось, оказала Исламабаду решающую помощь в развитии ракетно-ядерной программы. Наряду с США, Китай вооружал Пакистан. Сам спектр индийско-пакистанского ядерного противостояния оказался бы в значительной степени не полон без учета китайского фактора. Не случайно его анализ в аналитических работах справедливо проводится в тройственном контексте Индия — Пакистан — Китай16 .
КНР имеет непосредственное отношение к проблеме Кашмира. На большинстве карт бывшего княжества в его границы включены части территорий, которые с традиционной точки зрения Китая должны принадлежать ему. В 1963 г. Пакистан и КНР заключили соглашение о границе, которая временно, до окончательного решения кашмирской проблемы, устанавливалась по согласованной линии, совпадающей с очертаниями зон фактического контроля.
Между КНР и Индией такого рода соглашения нет. Стороны оспаривают принадлежность обширной области Аксай-Чин, примыкающей к Ладакху. Спор вокруг нее является частью неурегулированной погранично-территориальной проблемы. В 2003 г. во время визита премьера Ваджпаи в Пекин стороны договорились не акцентировать эту проблему, но она может в любой момент вновь стать камнем преткновения.
Возможное обострение индийско-китайского спора может активизировать и индийско-пакистанское противостояние. Следует иметь в виду, что Индия и Пакистан продолжают наращивание военной мощи. При этом Индия оглядывается на Китай, который на протяжении последних лет (с 1996 г., кроме 2003 г.) увеличивал военные расходы на 10% в год. Дели рывком поднял военный бюджет' в 2004—2005 г. на 28%. Военные расходы достигли 17 млрд долл., а в дальнейшем — 20 млрд, превысив военные расходы Пакистана в пять раз17. Индия стала одним из крупнейших покупателей передовой зарубежной военной техники. В ближайшие годы на закупку только современных ударных самолетов Дели потратит до 10 млрд долл. Причем впервые акцент делается на приобретение не российского, а западного, по большей части американского, во-оружения18 .
Хотя Индия и Пакистан после 1998 г. соблюдают мораторий на проведение испытаний ядерного оружия, они продолжают наращивание ракетно-ядерного потенциала. Треть своих ядерных реакторов Индия относит к разряду военных. Продолжаются испытания баллистических ракет, в первую очередь Пакистаном. Можно согласиться с тем, что вывод из истории ядерного соперничества в Южной Азии пока остается неопределенным. Привнесение ядерной компоненты, по всей видимости, делает широкомасштабный вооруженный конфликт менее вероятным, однако не невозможным. А в случае если он развернется, обмен ядерными ударами представляется весьма возможным19 .
Определенную роль при этом способна сыграть неподготовленность общественного мнения в обеих странах к осознанию опасностей ядерной войны. Опросы общественного мнения, проведенные в 1999—2002 гг., показали, что до половины населения не знали о проведенных в их странах ядерных испытаниях, плохо представляли, в чем состоит опасность ядерных взрывов, не слышали о радиоактивном облучении и вреде для генофонда. Причем в неведении пребывала даже часть образованных людей20 .
Несмотря на опасности дестабилизации и возможного в более отдаленной перспективе нового кризиса в отношениях между Индией и Пакистаном, тенденции развития ситуации в краткосрочной перспективе достаточно благоприятны. Конфликт, как представляется, перешел из острой в хроническую фазу. Даже кашмирская проблема может быть в принципе разрешена в условиях роста взаимного доверия между государствами и отказа от навязывания друг другу окончательных решений.
Следует учитывать появление у старых соперников ряда общих целей и интересов в сфере безопасности, торгово-экономического и межнационального сотрудничества. Особое значение приобретает в плане замораживания конфликта сотрудничество между двумя государствами в энергетической области, в реализации проектов сооружения газопровода из Ирана в Индию через Пакистан, а также трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан и Ин-дию21 .
Весьма успешно в противовес прессингу США идут переговоры о реализации первого из этих проектов. В начале 2007 г. участники проекта, стоимость которого сейчас оценивается в 7,3 млрд долл., договорились о цене, по которой Иран будет поставлять газ Пакистану и Индии, и примяли решение о начале прокладки трубопроводов по территории Ирана и Пакистана22 .
К числу общих проблем относится также борьба с наркотиками и контрабандой, а также с нарушениями сухопутной и морской границ. Перекрытие каналов для контрабандной торговли товарами и сокращение торговли через третьи страны способно увеличить в несколько раз взаимную торговлю. За последние годы она и так значительно выросла, существенно превысив 1,5 млрд долл. При этом торговля сводится с большим положительным сальдо для Индии, несмотря на то что Пакистан отказывается пока снизить ввозные пошлины на многие товары и их группы. Торговля фактически уравновешивается незаконным вывозом товаров (скота, мяса и др.) из Пакистана в Индию.
Заметным достижением нужно считать ратификацию парламентами обоих государств многостороннего соглашения о зоне свободной торговли в Южной Азии (в рамках СААРК). Оно предполагает постепенное снижение таможенных пошлин между государствами региона с полным их упразднением к 2016 г. Ратификация договора Пакистаном означает его согласие на предоставление Индии статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Этот статус Индия предоставила Пакистану еще в 1995 г.
На сотрудничество в торгово-экономической и гуманитарной областях нацелены решения о пяти линиях автобусного движения (две из них в Кашмире), железнодорожном сообщении, открытии генконсульств в Мумбай и Карачи. Обсуждается вопрос о паромной (морем) связи между этими крупнейшими городами двух стран.
При благоприятном развитии событий можно рассчитывать также на решение застарелых спорных проблем — демилитаризации подходов к леднику Сиачин, вблизи которых велись бои в 1999 г., демаркации границы в районе Сир-Крика на границе между Синдом и индийским полуостровом Катхиавар.
Нынешний переход индийско-пакистанского противостояния в хроническую фазу не гарантирует полного окончания их длительного конфликта. Но определенные надежды на это дает отмеченное выше изменение в соотношении вооруженных сил. И дело не только в том, что Пакистан стал заметно слабее, главное — он потерял уверенность в наличии преимуществ перед Индией в политико-стратегической области. Осознание неспособности бросить ей вызов заставляет, как думается, руководство Пакистана отказаться от поиска средств для разыгрывания «кашмирской карты», а она пока единственное, что «спасает» напряженность в отношениях с Индией и делает «незаменимой» власть военных