Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2639

Внутрирегиональные разломы и регионализация


Выделяемый здесь регион Средне-Западной Азии достаточно удален от основных морских путей, занимает срединное, промежуточное положение между Европой на западе, Индией (Южной Азией) на востоке, Центральной Евразией (Кавказом и ЦА) на севере и Юго-Западной Азией в узком смысле (Месопотамия, Восточное Средиземноморье и Аравийский полуостров) на юге.
Внутренним, эндемичным ареалом региона являются топографически возвышенные и высокогорные, аридные и редконаселенные области. Из общей его площади примерно в 3,3 млн кв. км (с учетом 100 тыс. кв. км курдских районов Ирака и Сирии), сопоставимой, кстати, с территорией Индии, на эту зону приходится, по грубым прикидкам, около 3 млн кв. км. Остальные приблизительно 300 - 400 тыс. кв. км представляют собой низменные и равнинные районы повышенной плотности населения, достаточно развитого поливного и орошаемого земледелия, а также городской экономики, связанной с внутренней и внешней торговлей.
Внутреннее ядро региона исторически складывалось как ареал распространения т. н. горской экономики39. В ее основе лежало пастушеское (пасторальное), отгонно-перегонное скотоводство, сочетающееся с анклавным земледелием. В социально-политической сфере этому соответствовало господство оседло-кочевых племен, в большей или меньшей степени приспособленных для «труда войны» — междоусобиц, грабежа и набегов.
В эндемичной части региона выделяются три крупных ареала распространения такой экономики и соответствующей ей культуры — курдский, белуджский и пуштунский. Все три пересекают государственные границы. Курдский ареал, захватывая значительную часть Турции, а также Ирана, заходит на смежные районы Ирака и Сирии. Белуджский пересекает рубежи трех государств — Пакистана, Афганистана и Ирана, а пуштунский — двух — Афганистана и Пакистана. Кроме этих кроссгосударственных имеется ряд внутригосударственных клано-племенных ареалов, например лурско-бах-тиарский в Иране, хазарейский в Афганистане, западнопанджаб-ский в Пакистане40 .
Внутрирегиональные разломы и образуемые ими смежные пространства создают как проблемы в отношениях между государствами региона, так и стремление к их совместному решению. Последнее служит одной из основ регионального взаимодействия. После Второй мировой войны оно формировалось в условиях противостояния двух политико-идеологических систем и привело к участию трех из четырех государств региона в западном блоке СЕНТО. Ирак в 1955 - 1958 гг. также принимал участие в блоковой политике США, а Афганистан оказался в стороне от нее. В рамках СЕНТО в 1964 г. оформилась организация Региональное сотрудничество ради развития (РСР) в составе Турции, Ирана и Пакистана. Несмотря на некоторый прогресс в реализации отдельных совместных проектов, РСР оказалась маложизнеспособной организацией. В 1979 г., по инициативе ставшего исламским Ирана, она, как и СЕНТО, прекратила существование, но в 1985 г. возродилась под названием Организация экономического сотрудничества (ОЭС). С 1992 г. в ее состав вошли, помимо трех государств-основателей, Афганистан, а также все шесть постсоветских республик с мусульманским большинством. После активизации в начале 1990-х гг. ОЭС вступила в фазу рутинного существования, ограниченного главным образом регулярными встречами дипломатов и экспертов. Турция и Иран не смогли вдохнуть подлинную жизнь в деятельность организации из-за слабости своей финансовой и материально-технической базы. Исламская Республика Иран к тому же придерживалась политики автаркического регионализма, а планы регионального сотрудничества были более ориентированы на проекты в Каспийско-Черномор-ском ареале и нацелены на взаимодействие с Европой и Россией41 .
Вместе с тем, тенденции ряда последних лет состояли в усилении мощи и влияния как Турции, так и Ирана. Турция в конце 2000-х гг., после успешного правления умеренно исламской Партии справедливости и развития, стала занимать все более самостоятельную позицию во внешних делах, стараясь дистанцироваться от прямого и безоговорочного следования в фарватере решений, принимаемых США и другими странами Запада. Она, в частности, заняла благоприятную для Тегерана позицию по вопросу о его ядерной программе и превратилась в одного из важных торгово-экономических партнеров Ирана. Хотя Анкара представлена в Международных силах содействия безопасности в Афганистане, она отказалась участвовать в военных операциях там. Турция старалась играть самостоятельную роль в вопросе афганского урегулирования, проведя ряд трехсторонних встреч на высшем уровне с руководством Афганистана и Пакистана42 .
В 2011 г. благодаря волне оппозиционных выступлений в ряде арабских государств (Бахрейне, Саудовской Аравии) возросла региональная роль Ирана. Тегеран прилагал усилия в целях восстановления экономики смежных с иранскими районов Афганистана (Герата, Хазараджата и др.). Несмотря на противодействие США, Ирану удалось продвинуться по пути осуществления проекта прокладки трубопровода для экспорта природного газа в Пакистан с возможным в перспективе продлением ветки в Индию. Важным элементом межрегионального взаимодействия может стать сооружение трубопровода из Туркменистана в Афганистан и Пакистан.
Афганистан превратился в эпицентр декларируемого приложения региональных и глобальных сил, стремящихся к восстановлению его экономики и обеспечению условий для быстрого и стабильного роста. Большое участие в реконструкции Афганистана принял Пакистан. Несмотря на ревнивое отношение к такого рода активности со стороны Индии, Исламабад в принципе согласился на создание коридора для афгано-индийской торговли через пакистанскую территорию. Пакистан активно снабжал своего северо-западного соседа товарами и продовольствием, предоставляя портово-транс-портные пути для провоза основной части ввозимых и вывозимых грузов.
Таким образом, официальные связи государств Средне-Западной Азии приобрели в конце первого десятилетия XXI века достаточно устойчивый и в целом возрастающий характер. Этому способствовал, в числе других факторов, феномен расходящихся траекторий развития.