Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2929

Исторические тенденции

 

Нелишне, наверное, подчеркнуть, что ретроспективные демографические оценки отличаются большой условностью. Оценки численности населения планеты, в том числе мусульманского, колеблются в широких пределах. За почти 15 столетий существования ислама, как мировой религии, его политический и демографический «домен» пережил ряд этапов взлетов и падений.

По ряду современных оценок, в эпоху Багдадского халифата (750—1258 гг.) в пределах исламского мира насчитывалось более 30 млн., максимум 50 млн человек, что составляло немногим более одной десятой мирового населения (11 — 13%)7. В последующие два века мировое мусульманство претерпело крупные демографические потери, вызванные набегами и разрушениями кочевников-монголов и наследников их власти в Иране и Средней Азии, а также тяжелыми эпидемиями бубонной чумы и холеры.

Существенное влияние оказал также сдвиг торговых путей с суши на море и упадок земледельческой культуры при господстве степняков-кочевников8.

Доля мусульман в составе общемирового населения понизилась, но не слишком значительно, так как одновременно сократилась, согласно большинству оценок, и общая численность мирового населения, в частности европейского, испытавшего в середине ХГУ в. ужасы «черной смерти» (население земли на 1200 г. оценивалось в 360—450 млн, а на 1400 г. — в 350—374 млн)9.

Новый исламский подъем связан с возвышением Османского бейлика (государства тюрок-сельджуков в Малой Азии) и расширением границ их империи в ХУ-ХЛД вв. Османская империя распространила свою власть на значительную часть юго-восточной Европы, северной и северо-восточной Африки, западной и юго-западной Азии. Численность жителей в ее пределах на пике османского господства в 1500 — 1700 гг., демографы и экономисты определяли в 20—30 млн чел.10 При этом весь исламский мир, если иметь в виду страны и государства, находящиеся в подчинении у мусульманских правителей, был, разумеется, шире Османской империи. К нему относились шиитский Иран, Афганистан и Средняя Азия с общей численностью мусульман в их пределах порядка 10 — 15 млн человек, а также Могольская Индия, где мусульманское население составляло, исходя из ретроспективных оценок, около пятой части общего населения, следовательно, приблизительно 25 — 30 млн человек Ислам распространился к тому времени на значительной части островной и полуостровной Юго-Восточной Азии и там, опять же на основе ретроспективной аналогии, проживало, по всей видимости, около 10 — 15 млн мусульман. Наконец, в Африке за пределами Османской империи насчитывалось, вероятно, еще не менее 20 — 25 млн. мусульман11.

Таким образом, численность мусульман в течение 200 лет, судя по всему, варьировалась, медленно повышаясь, в пределах от 85 до 115 млн человек. Удельный вес мусульман в общемировом населении колебался в широких пределах 12—19%. Что же касается державного исламского ареала, то он был значительно шире, охватывая всю многонаселенную Индию, часть христианских районов Европы и районы распространения христианства и примитивных культур в Африке и Юго-Восточной Азии.

Последующие два века были периодом заметного сокращения размеров исламского мира как с точки зрения относительной численности приверженцев религии, так и с позиции мощи и влияния мусульманских держав. Отступление державной мощи мусульманских государств под натиском европейских в течение ХУШ—ХК вв. было повсеместным, а численность мусульман росла медленнее, чем населения мира в целом. Во многом такое положение было следствием кризиса, который испытала традиционная экономика в пустынных, степных и гористых ареалах расселения мусульман. Сказался также завершившийся перенос основных путей мировой торговли с суши на океан и утрата арабскими купцами былых позиций в индоокеанической системе торговли. Захваченная европейцами морская компонента обмена товарами, услугами и идеями отразилась на общем состоянии мусульманских сообществ, привела их к оттеснению и самоизоляции.

Своего демографического надира (низшей точки) мусульманский мир достиг на рубеже ХУП—ХК веков. По данным переписи, проведенной во время вторжения войск Наполеона в Египет, там насчитывалось всего 2,5 млн человек12. По скорректированным оценкам, население «страны Нила» в 1800 г. равнялось 3,5—4 млн, в когда-то многонаселенном Ираке (Месопотамии) проживало от 1 до 1,5 млн человек, на Аравийском полуострове — не более 5, в Иране — 6 млн, в Турции (Анатолии) — 9 млн, а во всей Османской империи — 24 млн чел.13.

На протяжении ХК в. в исламском ареале наблюдался неровный, но в целом нарастающий экономический и демографический рост. Подключение Северной Африки, Ближнего Востока и южных районов Азии к более развитой европейской системе, расширение торговли между Европой и Азией создали предпосылки для начавшегося подъема. Если в середине ХК века число мусульман в мире, вероятно, лишь несколько превышало 100 млн человек, то в начале ХХ столетия оно было уже в два раз больше (при среднегодовых темпах прироста около 0,7%) На исламский мир, согласно наиболее распространенным оценкам, в 1900 г. приходилась примерно девятая часть человечества (11 — 13%), или 180—210 млн чел.14

Мусульманский мир в первой половине ХХ века продолжал испытывать давление со стороны более развитых государств Европы. По окончании Первой мировой войны распалась его главная опора и многовековой символ — Османская империя. На ее месте возникло национальное турецкое государство (в 1923 г. в Турции отменили султанат, а в следующем году — халифат). В соседней Персии на смену империи Каджаров пришла новая монархия Пехлеви, ориентирующаяся на глубокие исторические корни (с этим связано официальное переименование страны в 1927 г. в Иран).

Распад Османской империи позволил арабам активизировать борьбу за обретение национального суверенитета и добиться значительных успехов на этом пути уже в период между мировыми войнами. Среди мусульман Индии на этом историческом этапе боролись две тенденции — в поддержку общеиндийского национализма и за создание отдельного государства для мусульман. Сторонники национализма на базе религиозной идентичности смогли в итоге расколоть страну и создать Пакистан, первую в истории исламскую республику. Это произошло уже после окончания Второй мировой войны, когда началось обвальное крушение колониальной системы, позволившее исламским народам обрести «второе дыхание». На Ближнем Востоке в первые послевоенные годы завершается формирование системы арабских государств. К востоку от него, помимо Пакистана, независимость обретает мусульманская Индонезия, а с некоторым временным лагом — Малайзия.

Однако темпы роста населения в исламском ареале в первой половине ХХ века все еще едва превышали мировые (1,1 против 0,9%). По ориентировочным оценкам, численность мусульман в мире составляла в 1950 г. 330 — 350 млн человек, или 13 — 14% мирового населения, ненамного больше, чем в начале века.