Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2922

Текущие перспективы

 

Согласно обзору ООН мировых демографических перспектив (2010 г.), величина мирового населения на 2000 г. оценена в 6 127 млн человек, что выше (на 67 млн) ряда предшествующих оценок. Более быстрым, как предполагается, будет и рост мирового народонаселения в течение всей первой половины ХХ1 столетия. К 2050 г. по среднему варианту прогноза численность жителей на земле достигнет 9,3 млрд. а не 8,9 и 9,1 млрд, как демографы ООН полагали ранее. Согласно последнему пересмотру прогнозных данных 2012 г. ожидается, что в середине нынешнего столетия мировое население вырастет еще больше, до 9,55 млрд чел. и только после этого начнется заметная стабилизация его численности. За 100 лет между серединой ХХ и серединой ХХ1 в. население земного шара может возрасти на 7 млрд чел.20

Основная масса нового пополнения людей (6,5 млрд) придется на менее развитые регионы и самые бедные и недостаточно быстро развивающиеся (временами и деградирующие) страны. Численность населения в менее развитых регионах по данным на начало ХХ1 века возрастает в шесть раз быстрее, чем в развитых, а в наименее развитом регионе (49 стран) почти в десять раз быстрее. Такого рода диспропорции, скорее всего, сохранятся, что приведет, с одной стороны, к плавно возрастающей численности жителей развитых государств, во многом за счет иммиграционного эффекта (в странах Европы, Северной Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии население вырастет с 1,2 до 1,3 млрд), а с другой, к разрастанию демографических масштабов менее развитых регионов с менее 5 до 8,2 млрд человек.

В связи с тем, что ни одна мусульманская страна в соответствии с трактовкой, принятой для целей демографического обзора ООН, не относится к развитому региону, отмеченные выше тренды в полной мере относятся к исламскому миру. Хорошо известно, сверх того, что из развивающихся стран мусульманские демонстрируют наиболее высокие темпы роста населения. Не касаясь здесь подробно причин такого рода положения, отметим лишь сильные в исламском ареале традиции многодетности, а также обычаи замужества вдов и полигамии. Культурно-цивилизационные, освященные религией правила в сочетании с некоторыми экономико-социальными факторами объясняют повышенную упругость исламских обществ к процессам демографической модернизации.

Между тем, показатели смертности по прогнозам ООН будут неуклонно снижаться и в менее развитых регионах, в том числе исламском. Несмотря на воздействие эпидемии ВИЧ/СПИДа смертность будет убывать во всех странах, включая наиболее страдающие от нее африканские. Средняя продолжительность жизни (величина дожития при рождении, т. е. исходя из существующих на данный момент коэффициентов смертности) будет практически универсально монотонно возрастать. Причем это коснется даже таких бедных плотно населенных государств, как Республики Бангладеш, мусульманской по религии основной части населения. Там уже в начале ХХ1 в. средняя продолжительность жизни и мужчин, и женщин превысила 60 лет, а в ближайшие десятилетия должна подняться до 70—75 лет21. По некоторым прогнозам численность населения в этой стране в середине века превысит 250 млн человек, что означает повышение средней плотности до 2 тыс. человек на 1 кв. км.

Снижение смертности вызовет старение населения и новые крупные экономические и политические проблемы для менее развитых государств. Одновременно будет нарастать их демографический вес. Но возрастная пирамида и средний возраст жителей будут изменяться в сторону превращения этих стран в более «солидные», способствовать преодолению «молодежного выступа» (чрезмерно высокой доли лиц в возрасте 15 — 25 лет). Тому же будет содействовать прогнозируемое монотонное снижение рождаемости в большинстве менее развитых государств, в том числе и мусульманских.

Обращаясь к религиозной статистике, легко заметить, что число мусульман в мире в конце ХХ и начале ХХ1 вв. увеличивалось быстрее, чем какой-либо другой включенной в нее категории мирового населения — их среднегодовой прирост равнялся 2,1% по сравнению с 1,3% христиан, 0,8% — нерелигиозных людей. Если допустить, что относительная разница темпов роста в ближайшие годы сохранится, то мусульмане к 2025 г. составят почти 30% мирового населения, в то время как христиане — 25%. Соотношение в 2000 г. было противоположным — 30% христиан, и 19% — мусульман22. В середине текущего столетия, по ряду расчетов, доля мирового мусульманства составит не менее 35%)22 .

Согласно среднему варианту прогноза Отдела народонаселения ООН, суммарное население девяти самых крупных и влиятельных мусульманских государств — Египта, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Малайзии и Нигерии — перевалит в 2050 г. за отметку в 1,5 млрд человек. Все они, за исключением Саудовской Аравии и Малайзии, превзойдут или почти сравняются по населению с Россией. Ей, скорее всего, придется смириться с потерей высокого места в мировой демографической иерархии, хотя она по-прежнему будет входить в число 10, в крайнем случае, 12 наиболее населенных государств.

В дополнение к тому, демографически усилившийся мусульманский мир будет широкой полосой обрамлять Россию с юга и юго-запада. Население пяти государств Центральной Азии к середине века увеличится до 76 млн человек (с 56 млн в 2000 г.). А в мусульманском Южно-Центральноазиатском регионе (пять государств ЦА плюс Иран, Афганистан и Пакистан) будет насчитываться 550 — 600 млн человек — почти вдвое больше, чем в 2000 г. и в шесть раз больше, чем в 1950 г.23

Оглядываясь на длительную историю исламского мира, нетрудно увидеть его демографический динамизм. Зародившись в начале VII в. н. э., община последователей пророка Мухаммеда разрослась необычайно быстро, превратив свою религию в господстсвующую на огромной территории двух материков — Евразии и Африки. Увеличение численности мусульман имело место под воздействием двух факторов — политической власти и духовного наставничества. Долгое время доля мусульман колебалась в районе 10 — 15% мирового населения. Преололев два острых кризиса в XIII и XVIII вв., ислам к нынешнему времени стал одной из самых массовых конфессий, превышая исторические показатели в 1,5—2 раза.

Современный демографический рлдъем ислама подобен распускающемуся цветку. Помимо богатых традиций, ислам опирается на широкую социальную и культурную почву. Как отмечено выше, его социокультурная основа способствует сохранению обычаев большой семьи, многодетности, заботы иерархического микрообщества о своих более слабых членах. Практика такого рода характерна и для других ареалов распространения неизжитого традиционного быста и самобытной культуры масс. Однако в исламских обществах она выражена, по-видимому, ярче, отличается более высокой устойчивостью.

Социальные корни демографического роста связаны, как представляется, и с наличием в исламском обществе значительного по удельному весу и влиятельности слоя богословов и служителей культа. Его, кстати, могут пополнять и люди бес специального религиозного образования и подготовки. Как, наверное, ни одна другая мировая религия, ислам ныне, опираясь на устное слово, убеждег-ние и проповедь, удачно использует современные средства информации (радио, телевидение, Интернет, мобильную связь и т. п.).

Наконец, велик у ислама на современном этапе и характерный для многих прошлых периодов протестный потенциал, привлекательность для обездоленных и недовольных социальных групп. На примере ряда страниц его истории хорошо видно, что использование такого ресурса во многом объясняет успехи ислама и власти, базирующейся на нем24.

Понятно, что связь между демографией и политикой носит опосредованный характер. Демография — это лишь фон, подоплека некоторых политических процессов. Поэтому сам по себе демографический взлет ислама, рост численности мусульман на земле не может служить основой политических расчетов и спекуляций. Вместе с тем нельзя и не учитывать этот фактор при оценке текущих политических трендов. Притом надо имеет в виду, что прогностические оценки строятся, как правило, на базе предположений о плавности, инерционности грядущих изменений. Поэтому, только если абстрагироваться от возможности турбулентных «возмущений» (скачков и катаклизмов), можно утверждать, что исламский мир продолжит наращивать свои абсолютные демографические параметры и удельный вес в мировом населении.