Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2932

Демографическая история исламского мира (основные тренды и перспективы)*

 

Не вдаваясь в теоретические вопросы, связанные с определением цивилизации и цивилизационным подходом к изучению истории и современности, допустим в качестве рабочей гипотезы, что цивилизация объединяет страны (нации-государства), которые отличает определенное единство культуры, политики и права. В таком случае к исламской цивилизации нужно отнести страны с господствующей мусульманской культурой (исламизированными традициями, обычаями, массовым мировоззрением и менталитетом), существенным местом ислама в качестве официальной религии и идеологии и укоренённостью исламских законов (шариата) в правовой практике, касающейся семьи, брака, наследства, уголовных и имущественных дел (личного права).

Исламский мир при этом понятие более широкое. Его можно трактовать как сообщество государств, входящих в единую всемирную организацию. Она ныне называется Организация исламского сотрудничества (ОИС, до 2010 г. — Организация Исламской конференции). В ОИС со штаб-квартирой в Джидде (Саудовская Аравия) входит 57 стран. В некоторых из них мусульмане составляют лишь более или менее значительное меньшинство (в латиноамериканских Суринаме и Гайане их доля равна 10 — 15% жителей). Ряд государств, крупнейшей из которых является Россия, имеют статус наблюдателей в ОИС. Однако такие государства, как Индия и Китай, где абсолютная численность приверженцев ислама весьма велика (в Индии — 180 млн чел., в Китае минимально 25—30 млн чел.) не имеют формальных связей с ОИС и, таким образом, не входят в исламский мир, хотя и поддерживают с ним, как правило, тесные, дружественные отношения.

* Восточная аналитика. Ежегодник 2013. Институт востоковедения РАН / Гл. ред. В.В. Наумкин. М.: ИВ РАН, 2014, с. 47 - 54.

Это, впрочем, не исключает противоречий и конфликтов (наиболее яркий пример — отношения Индии с Пакистаном).

Третье понятие, которое мы будем использовать, — мусульманское население планеты. Оно включает всех мусульман, проживающих как в границах исламского мира и исламской цивилизации, так и за их пределами.

Дебаты вокруг быстрого роста мусульманского населения, получившего название «исламской демографической бомбы», относятся к числу наиболее острых и актуальных для мирового общественного мнения.

Напомним, что на протяжении ряда десятилетий второй половины прошлого столетия наибольшее внимание в мире привлекала проблема «демографического взрыва», быстрого роста населения менее развитых, бедных регионов, появился устрашающий образ «популяционной бомбы»1. Всеобщее внимание к экспоненциальному демографическому росту привлекла Всемирная конференция по народонаселению, состоявшаяся в 1974 г. в Бухаресте. Значительную роль сыграли знаменитые доклады Римского клуба, в основе которых лежало убеждение (рабочая гипотеза) об исчерпаемости природных ресурсов и лимитах, пределах экономического роста2.

В основном лишь с конца 1970-х — начала 80-х годов (после исламской революции в Иране, выпадов радикального исламизма в Египте, Ираке и Сирии, исламизации в Пакистане и антисоветского джихада в Афганистане) в мире формируется осознание иного феномена, также связанного с демографическими процессами — стремительного увеличения абсолютной и относительной численности мусульман.

Нужно отметить, что внимание к демографической стороне мировой политики на протяжении долгого времени было спорадическим и в целом незначительным. Это во многом объяснялось преобладанием социально-классового идеологического подхода в тогдашнем, как мы бы сегодня сказали, «дискурсе» по мирополи-тическим проблемам. Соответственно мало внимания уделялось цивилизационным аспектам международных отношений и такой их стороне, как демографические параметры и потенциалы. Да и в целом, демография занимала скромное место при обсуждении международно-политических процессов, будучи причислена к разряду экономических и социальных дисциплин. Такое положение было характерно как для зарубежной, так и отечественной науки.

На количество приверженцев той или иной религии и связанной с ней цивилизации (в основе цивилизаций не обязательно лежат традиционные религии; история, главным образом совсем недавняя, знает цивилизации светского, идеологического типа) стали обращать внимание в основном лишь после окончания глобальной холодной войны, в существенной степени под влиянием концепции «столкновения цивилизаций» С.П. Хантингтона и ее широкого обсуждения. При этом главное внимание привлек к себе тезис американского политолога о «кровавой бахроме» современной исламской цивилизации3. Несколько позже эта концепция обрела в его сочинениях и отчетливые демографические параметры в виде динамики не только самих размеров цивилизационных комплексов, но и их геополитической (державной и имперской) мощи4. Другой демографический аспект международно-политической проблематики связан с миграциями населения, и при их рассмотрении на рубеже двух столетий и тысячелетий на первый план также вышел исламский феномен — переселение мусульман с юга Евразийского материка на север, из Африки — в Европу.

Вслед за мировой литературой ситуация постепенно изменилась и в отечественной. Возросшее значение в изучении демографических проблем стало уделяться ее воздействию на мировую политику, получил определенное освещение рост мусульманского населения в мире, России и регионе вокруг нее5.

Особое значение демографический и этнодемографический факторы приобрели на фоне текущих событий на Ближнем и Среднем Востоке, («арабской весны» и ее последствий), войны в Сирии, хронической нестабильности в Ираке, эрозии власти в Афганистане, кровавых конфликтов в Африке и т. п. Большое внимание при этом привлекла проблема различных течений в исламе, прежде всего суннизма и шиизма, которая тоже имеет серьёзную демографическую подоплёку.

В последнее время на первый план в обсуждении связанных с исламом демографических тем вышел новый аспект. Речь идет о феномене быстрого сокращения рождаемости в странах исламского мира и исламской цивилизации. Разумеется, совершенно новым сделанный на этом акцент не является. То, что темпы роста населения в мусульманских странах в последние десятилетия снижаются примерно в той же пропорции, что и в немусульманских, неизменно отмечалось в авторитетных публикациях Отделения ООН по народонаселению, пересматривающего раз в два года основные демографические тренды в мире6. Однако это обстоятельство не отменяло другое — темпы роста мусульманского населения оставались при этом существенно выше, чем немусульманского, и расчеты на перспективу демонстрировали значительный рост удельного веса мирового мусульманства.

В задачу данной статьи входит как рассмотрение основных демографических параметров современного мира ислама, а также перспектив будущих изменений этих показателей, так и обсуждение аргументов в пользу универсальности процессов естественного движения населения независимо от его разных цивилизационных характеристик, в частности принадлежности к ареалу исламской цивилизации.