Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2929

Снижение рождаемости

 

В последнее время обсуждается еще один аспект — быстрое сокращение рождаемости в странах исламского мира. Совершенно новым его назвать нельзя. То, что темпы роста населения в мусульманских странах в последние десятилетия снижаются примерно в той же пропорции, что и в немусульманских, неизменно отмечалось в авторитетных публикациях Отделения ООН по народонаселению, пересматривающего раз в два года основные демографические тренды в мире1.

Однако недавно были опубликованы серьезные монографические исследования, делающие упор на том, что в странах с преобладающим мусульманским населением наблюдается мало замеченный крутой спад рождаемости. Это приближает исламские государства к демографическому переходу (низкой рождаемости и низкой смертности).

 * Россия и мир: анатомия современных процессов, Фонд историче-скоц перспективы. Сборник статей / Под ред. Е.А. Нарочницкой М.: Международные отношения, 2014, с. 67 - 75.

При этом многие авторы, в частности французские демографы Юсеф Курбаж и Эммануэль Тодд, полагают, что такого рода сдвиги есть доказательство того, что ислам, как религия, не несет какой-либо ответственности за демографический рывок исламской цивилизации, наблюдавшийся в ХХ в. Наоборот, имеет место, по их мнению, «конвергенция» исламской и христианской цивилизаций — в части воздействия, оказываемого этими религиями на демографические процессы. Это воздействие состоит в поощрении рождаемости, в акценте на продолжении рода человеческого и в то же время в терпимом отношении к средствам защиты от нежелательных рождений. Как отмечают упомянутые исследователи, «Пророк Мухаммад принимал обычай азл (coitus interruptus) и, трактуя это расширительно, ислам терпимо относится ко всем остальным формам контрацепции. Ислам проявляет терпимость и к абортам до определенного срока беременности»2 .

В книге французов и сборнике статей под редакцией Ханса Грота и Альфонсо Суса-Поса содержатся убедительные свидетельства резкого снижения рождаемости в странах с мусульманским большинством в период между 1975—80 и 2005—10 гг. Так, суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей на женщину в возрастной категории 15—49 лет) в мусульманском регионе упал с 6,8 до 3,5, т. е. почти вдвое3. Если в мире в целом, по данным Отделения ООН по народонаселению, общий коэффициент рождаемости (рождения за год, поделенные на число людей) снизился за 30 последних лет на 33% (в менее развитых странах — на 34%), то в мусульманском регионе он упал на 41%. Более того, в 22 странах с мусульманским большинством рождаемость сократилась наполовину, а в десяти из них (в том числе в Иране) — на 60%4.

Авторы этих подсчетов (Николас Эберштадт и Апурва Шах), опираясь на статистические данные ООН и Бюро цензов США, утверждают, что такое крутое снижение рождаемости не имеет прецедентов. Отвергая возможные обвинения в выборе периода наблюдения, они расширяют его до всего послевоенного времени и демонстрируют исключительно быструю реакцию именно мусульманских обществ на меняющуюся в пользу сокращения рождаемости обстановку5.

Почти все исследователи феномена сокращения рождаемости в мусульманских и других ареалах отмечают зависимость рождаемости от грамотности населения, особенно женщин. Курбаж и Тодд указывают на закономерность, в соответствии с которой снижение рождаемости происходит после достижения грамотности 50% населения в возрасте от 20 до 24 лет. Иными словами, условия, когда грамотность охватывает половину взрослого молодого населения, особенно женского, служат толчком для перехода к пониженной рождаемости. Варьирующаяся от страны к стране, данная закономерность подтверждается на примерах как мусульманских, так и немусульманских стран, начавших путь к демографическому переходу в ХХ в. При этом всё же выявляется разница между странами исламского и неисламского мира. Для множества всех менее развитых государств корреляция показателей грамотности мужчин и женщин с рождаемостью заметно выше (0,84 и 0,80), чем для мусульманских стран (соответственно, 0,61 и 0,55)6 .

Несмотря на обвальный характер перемен, связанных с рождаемостью в мусульманских странах (она была в начале периода наблюдения очень высокой), демографические темпы роста и на рубеже веков оставались у них выше, чем в других ареалах. Это наблюдается и в отношении мусульманского населения в целом. По данным ООН, относящимся к 1990—2000 и 2000—2010 гг., число мусульман в самом крупном по размеру мусульманского населения Азиатско-Тихоокеанском регионе (куда специалисты из центра «Пью» условно включают все неарабские страны Азии, вплоть до Ирана и Турции) увеличивалось, соответственно, в среднем за год на 2,8 и 1,8%, в то время как численность немусульман возрастала ежегодно на 1,3 и 0,9%. Предполагается, что в ближайшие два десятилетия разрыв сохранится, немного сократившись: в 2010—2020 гг. численность мусульман будет возрастать на 1,4%,а в 2020—2030 гг. — на 1,1%, в то время как темпы роста немусульман в первый из прогнозных периодов упадут до 0,8%, а во второй — до 0,5%7. Что касается мусульманского населения мира, куда входит, кроме жителей АТР (их доля равняется примерно 60%), население Ближнего Востока и Северной Африки (20%), субсахарской Африки (16%), Европы (около 3%) и Америки (менее 0,5%), то оно ежегодно возрастало, по оценкам, в среднем на 2,3% в 1990—2000 гг. и на 2,1% в 2000—2010 гг. Среднегодовой прирост в будущем упадет до 1,7% в период 2010—2020 гг. и до 1,4% в 2020—2030 гг. Он останется несколько выше прироста жителей планеты — не мусульман, но сблизится с ними (в 2010 — 2020 гг. немусульманское население, по расчетам, будет возрастать в среднем в год на 0,9, а в 2020—2030 гг. — на 0,6%)8.