Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2929

Проблема Востока как региона

 

Для целей данной главы, как и всей монографии и многотом-ника, очертания или «наполнение» региона даны априори — это страны Азии и Северной Африки (Магриба). Между тем, в отечественной литературе последних лет встречаются иные трактовки понятия «Восток» и его «состава». Так, историк Л.С. Васильев включает в него все страны Азии и Африки. Экономисты и политэкономисты (Г.К. Широков, В.Г. Растянников и др.) чаще всего отождествляют Восток с развивающимися странами, исходя, из типологической представительности большинства восточных государств для совокупности развивающихся (менее развитых) экономик. Историк-экономист В.А. Мельянцев пользуется термином Восток или в расширительном (Азия и Африка) или в принятом здесь значении, а для обозначения стран Африки использует в последнем случае термин Юг. Близкой к этому во многом оказываются по «наполнению» регионы А.И. Неклессы, но они построены на иных, не историко-эконо-мических, а экономико-типологических принципах — под глубоким Югом, например, он имеет в виду не государства Африки, а самые бедные и отсталые страны мира, находящиеся, по большей части там, но также в некоторых ареалах Азии и других континентов. Для политолога-геополитика К.С. Гаджиева, в регион Востока входит и Россия, так как он совмещает понятия «традиционного Востока» и Востока периода «холодной войны».

Такой разброс мнений заставляет искать основания для выделения региона в указанном выше виде. Что объединяет страны Азии и Северной Африки? По какому принципу или признакам их можно классифицировать как входящих в одну группу (не лишним будет заметить, что регион здесь в соответствии с международно-политологическим подходом понимается как набор, совокупность государств)?

Представляется, что Восток целесообразно трактовать как исто-рико-географический и культурно-расовый регион. Два этих основания (и подлежащие им четыре признака) кажутся необходимыми и достаточными для его выделения.

Исторически наибольшие основания для того, чтобы называться Востоком имеет Азия. Как отмечал академик В.В. Бартольд, понятия «Восток» и «восточный» (как предтечи современного употребления) впервые появляются у римских авторов (Помпея, Тацита). Под Азией они стали понимать часть света к востоку от Африки и Европы, при том что оба последних названия появились у греков и те Африку (Ливию) иногда присоединяли к Европе. В отличие от древности в средние века, после завоевания северных районов Африки арабами, «Восток» распространился далеко на запад, потеснив Европу и «отобрав» у нее Испанию. Это наступление ближнего (от Европы), мусульманского Востока в западном направлении сочеталось с его движением в сторону далеких стран, лежащих на восток от Аравии и достигаемых по большей части морским путем. Именно в период зрелой арабо-мусульманской экспансии (в первой половине 2-го тыс. н. э.) выделяемый нами регион, в наибольшей мере, пожалуй, обладал чертами геополитической цельности (в контексте тогдашней международной политики). Впрочем, и в дальнейшем он не потерял определенной общности с точки зрения межнациональной политики, экономики и культуры.

Географически регион имеет выраженную смещенность на юг, так как именно в южных районах Евразийского материка и на прилегающих к нему с юго-запада, юга и юго-востока полуостровных и островных территориях концентрируется преобладающая часть населения, находятся основные очаги восточных цивилизаций и наибольшее число государственных образований, в том числе крупнейшие — Индонезия, Индия, Египет и др. Однако на востоке региона — прежде всего, во всем Китае, Японии и корейских государствах — центр тяжести размещения населения и политико-экономического влияния несколько выровнен в пользу более умеренной природно-климатической зоны. Впрочем, морской климат делает условия обитания достаточно суровыми лишь на небольшом пространстве обитания жителей этих государств. «Северная дуга» Востока захватывает Монголию, Казахстан, отчасти Киргизию, и затем «уходит» в широтно более южный, но высокогорный, гористый и пустынный ареал (остальные государства Центральной Азии, Афганистан, отчасти Пакистан, Иран, закавказские государства, Турция).

В культурно-цивилизационном отношении регион Востока отличается от других как место зарождения и наибольшего распространения трех современных мировых религий — христианства, ислама и буддизма. Они в сочетании с местными религиозными и религиозно — философскими системами образуют исламский, индо-буддий-ский и буддистско-конфуцианский ареалы, которые в свою очередь распадаются на несколько культурно-цивилизационных комплексов (арабо-, ирано-, тюрко-и индо-мусульманский, индуистский, тибето-буддийский, тхеравадо-буддийский, сино-конфуцианский, японский, индонезийско-малайзийский и т. д.). Конфессионально Восток отличается от Запада тем, что хотя он и является родиной христианства, единственной религии последнего, различные христианские церкви имели и имеют для Востока лишь периферийное значение (исключение составляют Филиппины и отчасти Республика Корея).

С господствующими религиями связаны не только богослужебный язык и священные тексты, но и вполне определенная традиция, находящая проявление в сфере духовной и материальной культуры, в этике и политике, в семье и быте, образцах поведения. Именно это в совокупности и создает основу заметных цивилизаци-онных особенностей.

Рассматриваемый регион сохраняет также определенное геопо-ли-тическое значение. Однако оно за последние полвека стало заметно меньше. После окончания Второй мировой войны вопрос о деколонизации занял одно из главных мест в повестке дня мировой политики. Восток представлял собой сердцевину колониального и зависимого мира. Освобождение от прямой и косвенной политической несамостоятельности протекало на протяжении всей второй половины ХХ в. в разнообразных формах и в различное время. Система старого колониального доминирования, в основном замор-ско-европейского, территориально-административного, уступила место новой системе косвенного (путем предоставления военно-экономической и организационно-консультативной помощи) преобладания двух конкурирующих центров силы, идеологического и экономического влияния. Ни один из них не принадлежал Востоку, но если США возглавили западноевропейско-атлантический блок, то СССР постарался встать во главе восточноевропейско-евразийского объединения (не называя его таковым), включающего азиатские страны, прежде всего Китай. Смещенность второго блока на восток, связанная также с промежуточными историко-географическими и культурно-расовыми характеристиками Советского Союза, обусловили эмоциональный крен стран Востока в его пользу. Однако воспользоваться этим обстоятельством в полной мере Москва не смогла из-за экономической слабости и политико-идеологической догматичности. Добившиеся независимости народы Азии и Северной Африки попытались использовать ситуацию размежевания в индустриально более развитом мире для консолидации своих позиций, символом и апофеозом чего можно считать конференцию 1955 г. в Бандунге. Именно в тот исторический момент максимальной была геополитическая роль Востока в границах более или менее совпадающих с рубежами региона, выделяемого в данной работе.

С начала 1960-х гг. в связи с разладом в отношениях между Пекином и Москвой второй блок вступил в стадию полураспада, задержанного, впрочем, кризисными явлениями, охватившими «первый мир». В условиях примерного равенства сил двух глобальных держав и возглавляемых ими блоков возросла роль нейтральных, неприсоединившихся стран. Г осударства Азии и Северной Африки образовали ядро «третьего мира», а крупнейшие среди них, прежде всего Индия и Египет, выдвинулись в число его лидеров, став инициаторами создания Движения неприсоединения.

С рубежа 1960 - 1970-х гг. значение Востока как более или менее единого геополитического региона начинает неуклонно снижаться. Этому способствует его внутреннее размежевание, в частности, появление центров экономического преуспевания в лице богатых нефтью стран Аравии, и расширение ареала суверенных незападных государств за счет Африки и Океании. В последней трети ХХ в. усложнилась также политическая структура азиатско-североафри-канского региона за счет увеличения более чем в полтора раза количества государственных образований преимущественно в районе Персидского залива, в Закавказье и в Центральной Азии.

Распад СССР не только «высвободил» новую группу азиатских государств, но и оттенил наметившиеся ранее изменения в геополитическом положении стран Востока. На заключительных этапах холодной войны они находились в зонах «пробы сил» между главными ее участниками. Такими были в 1960 - 1970-х гг. Ближний Восток и Индокитай, а в 1980-е гг. — «дуга нестабильности» на участке от Йемена до Афганистана. По мере ослабления одной из сторон глобальной контронтации увеличивалась геополитическая роль региональных центров силы, целиком принадлежащих ареалу Азии и Северной Африки. К Китаю — первому из самостоятельных азиатских геоигроков — добавилась Индия, а также Иран, Ирак и Саудовская Аравия. В исламском мире с середины 1980-х гг. наметились контуры над-(или мета-) государственного радикального движения, типологически отдаленно напоминающего революционно-коммунистический интернационал.

Появление на Востоке нескольких центров силы и влияния — один из факторов, приведших к ослаблению геополитического значения Большого Восточного региона в качестве единого целого. Вторым фактором явилось уменьшение международной роли России, так как именно она, заниаая сердцевинное положение в материковой Евразии, придает смысл «конструкции»,состоящей из государств, расположенных по периметру ее южных сухопутных рубежей. Наконец, третий фактор состоит в размывании самой оппозиции Запад-Восток, ее наложении на дихотомию Север-Юг, связанную прежде всего с различием в уровнях экономического и социального развития.

Таким образом, итогом эволюции Востока к рубежу нового века можно считать убывание его отдельной геополитической роли, распад на ряд ареалов со странами-лидерами, имеющими свои цели и программы действий. В перспективе следует ожидать, скорее всего, лишь закрепления этих тенденций.