20.08.2024 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Вестник Челябинского государственного университета. Аннотация. Сегодня почти ни одно серьёзное исследование по вопросам мировой экономики и политики не обходится без учёта «фактора ФРС». Речь идет о Центральном банке Соединенных Штатов Америки, имеющем название «Федеральная резервная система США». Особая значимость американского Центробанка обусловлена тем, что он эмитирует (выпускает) доллар США, который является не только национальной денежной единицей, но и мировой валютой. Особый статус доллара США был определён ещё восемьдесят лет назад, когда в 1944 г. на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) одобрили золотодолларовый стандарт. Он стал основой мировой валютно-финансовой системы после второй мировой войны. В дальнейшем эта система претерпевала серьёзные изменения, особенно после Ямайской конференции 1976 г., на которой было принято отменить золотодолларовый стандарт и поменять его на бумажно-долларовый. Доллару США тогда удалось сохранить свои доминирующие позиции в мировой валютно-финансовой системе. Удаётся и по сей день, несмотря на то что доля доллара США на мировом рынке постепенно уменьшается. Многие задаются вопросом: как американской валюте удается переживать глубокие мировые экономические кризисы? Здесь не обходится без помощи ФРС США, однако деятельность системы — непрозрачная, ибо эта корпорация является частной. Однако время от времени появляется информация о деятельности, акционерах и «подводных камнях» Федеральной резервной системы, которая и приведена в настоящей статье.
Сокращенный вариант статьи профессора: 22.12.2023 Приближается очередная «круглая дата» ФРС США: повод в очередной раз задуматься. Состав акционеров этой организации свидетельствует о многом
Ключевые слова: доллар, Центробанк, Федеральный резерв, «Большая четвёрка»
Original article
WHO OWNS THE US FEDERAL RESERVE? Valentin Yu. Katasonov
Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia, [email protected], 0000-0003-3557-4293
Abstract. Today, almost no serious study on global economics and politics can do without taking into account the "Federal Reserve System". This is the Central Bank of the United States of America, called the "US Federal Reserve System". The special significance of the American Central Bank is because it issues the US dollar, which is not only a national currency, but also a world currency. The special status of the US dollar was determined eighty years ago, when in 1944 the gold dollar standard was adopted at the international conference in Bretton Woods (USA). It became the basis of the world monetary and financial system after World War II. In the future, this system underwent serious changes, especially after the Jamaica Conference of 1976, where it was decided to cancel the gold dollar standard and replace it with a paper dollar standard. The US dollar then managed to maintain its leading positions in the world monetary and financial system. It is still successful today, despite the fact that the share of the US dollar on the world market is gradually decreasing. Many are concerned about the question: how do American currency resources survive deep world crises? Here, the US Federal Reserve System cannot do without help, but the system's activities are not transparent, because this corporation is private. However, over time, information about the activities of shareholders and the "pitfalls" of the Federal Reserve System has appeared, which is presented in this article.
Keywords: dollar, central bank, federal reserve, "Big Four"
For citation: Katasonov VYu. Who owns the US Federal Reserve? Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(7(489):55-73. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-489-7-55-73.
© Катасонов В. Ю., 2024
Ямайская валютно-финансовая система переживает сегодня кризис. Тем не менее, доллар США продолжает удерживать доминирующие позиции в мире. По данным Международного валютного фонда (МВФ), доля доллара США в международных резервах стран-членов Фонда в конце прошлого года составила 58,4 %. Для сравнения: доля евро (второй по значимости резервной валюты) равнялась 20,0 %; на третьем месте находилась японская иена с показателем 5,7 % [1].
«По данным системы СВИФТ (обеспечивающей информационную поддержку трансграничных платежей), в марте нынешнего года доля доллара США в общем объеме платежей составила 47,37 %» [2]; доли других валют были следующими (%): евро — 21,93 %; британский фунт стерлингов — 6,57 %; китайский юань — 4,69 %; японская иена — 4,13 %. «На мировом рынке ФОРЕКС (валютообменные операции) на доллар приходится 85-90 % (при общем суммарном объёме операций по обмену валют, равном 200 %)» [2].
По состоянию на август прошлого года масса наличных долларов США, находящихся в обращении (денежный агрегат М0), составила 5,559 млрд долл. Для сравнения: объем наличных юаней, создаваемых китайским Центробанком, в это время равнялся в долларовом эквиваленте 1,459 млрд долл.; объём наличных фунтов стерлингов, создаваемых Банком Англии, в долларовом эквиваленте составил 149 млрд долл.; объём наличных рублей, создаваемых Банком России, в долларовом эквиваленте составил 178 млрд долларов [3]. Примечательно, что значительная часть продукции «печатного станка» ФРС покидает Америку. За пределами США, по разным оценкам, обращалось от 60 до 80 % купюр, сходящих с «печатного станка» ФРС [4]. То есть ФРС США снабжает своими долларами не столько Америку, сколько остальной мир. По состоянию на середину 2022 г. объём наличных долларов на руках у населения Российской Федерации оценивался в 80 млрд долларов. Что примерно составляло половину от наличной рублевой массы в долларовом эквиваленте.
В третьем квартале 2023 г., по данным Банка международных расчётов, в мире находилось в обращении наличных денег на сумму 8,28 триллиона долларов США. Доллары США составляют подавляющее большинство этой суммы, занимая более двух третей (67 %) от общей массы наличных денег в мире [5].
Доллар США — не просто деньги, выполняющие ряд экономических функций (мера стоимости, средство обмена, платежей, накопления), это ещё инструмент политики, причём не только внутренней, но также внешней политики США. На эту тему было написано немалое количество книг. Например, можно упомянуть работу американского исследователя Энтони Саттона, которая у нас была издана под названием «Власть доллара» [6].
Наиболее важный вопрос, который волнует исследователей, так или иначе затрагивающих тему Федерального резерва, заключается в следующем: В чьих руках находится этот инструмент политики? Другие варианты вопроса: Кто является главным бенефициаром политики ФРС США? В чьих интересах принимаются решения ФРС? Кто определяет политику ФРС? Кто контролирует ФРС? Кому принадлежит ФРС?
Если подходить к ответу на подобные вопросы формально, то все разъяснения можно найти в официальных документах. Прежде всего, в Законе о Федеральном резерве, который был принят Конгрессом США 23.12.1913 г. и подписан американским президентом В. Вильсоном1.
В сжатом виде публично анонсируемые полномочия, обязанности и функции Федерального резерва США сводятся к следующему:
«1) Поддержание финансовой стабильности: контроль над денежной массой, обеспечение стабильности цен и умеренных процентных ставок, минимизация системных рисков на финансовых рынках.
2) Регулирование банковской системы: надзор за банками, защита потребительских кредитных прав, предотвращение финансовых кризисов.
3) Поддержка экономического роста: стимулирование создания рабочих мест, обеспечение устойчивого денежного предложения, соответствующего экономическому потенциалу.
4) Обеспечение бесперебойной работы финансовой системы: обработка платежей, предоставление финансовых услуг государственным органам и международным организациям.
1 Указанный закон за более чем вековую историю его существования постоянно изменялся и дополнялся. Конгрессом США в общей сложности было принято более 200 законов, в которых предусматривалось внесение поправок в Закон о ФРС США.
5) Сохранение баланса интересов: балансирование интересов коммерческих банков и общенациональных интересов» [7].
Очевидно, что практическая реализация перечисленных полномочий, обязанностей и функций Федерального резерва может осуществляться по-разному. Всё зависит от того, в чьих интересах действует американский Центробанк. Версий того, в чьих интересах действует ФРС США, много. Начиная от версии, согласно которой американский Центробанк, эмитирующий мировую валюту, действует в интересах всего человечества. И кончая версией, согласно которой ФРС США проводит политику в интересах очень узкой группы людей, буквально нескольких семейств [8].
Все-таки главной обязанностью и функцией Федерального резерва является та, которая в приведённом выше списке идет под первым номером, т. е. Федеральный резерв выступает прежде всего в качестве Центрального банка. А главный признак любого Центробанка — эмиссионная функция, т. е. выпуск денег.
И тут неожиданно выясняется, что вопрос о том, кто должен осуществлять эмиссию денег, был уже решен в конституции США, которая была принята еще в 1787 г. Там, в Разделе VIII «Полномочия Конгресса США» в статье 5, определены следующие его полномочия: «Чеканить деньги, регулировать их стоимость и иностранную монету». На момент принятия конституции в Америке Центробанка не было. Но стало понятно, что, если такой институт и будет когда-то создан в Новом Свете, то он может быть только инструментом Конгресса США, а Конгресс США по определению должен действовать в интересах американского народа. В течение примерно столетия после принятия Конституции США в 1787 г., как политики, так и обычные граждане США придерживались определённого понимания роли государства.
Четыре года спустя, в 1791 г., был учрежден Первый банк Соединенных Штатов Америки. Конгресс США выдал этому институту лицензию на право эмиссии денег сроком на двадцать лет. Это был Центральный банк, который контролировался Конгрессом США и работал на основе устава (хартии), полученного от высшего органа законодательной власти США. Первый банк США был создан в 1791 г. и просуществовал 20 лет. В 1811 г. Конгресс отказался продлевать его лицензию.
Однако, в 1816 г. был учрежден Второй банк США, также имевший статус центрального банка. Выданная Второму банку лицензия была также рассчитана на двадцать лет. Однако она была отозвана Конгрессом США досрочно в 1833 г. Главным инициатором закрытия Второго банка Соединенных Штатом стал седьмой американский президент Эндрю Джексон (1829-1837). Он подверг жесткой критике деятельность Второго банка. Часть этой критики была адресована Конгрессу США, который либо не хотел, либо не мог контролировать Второй банк. В том числе исполнение последним положений хартии.
После этого Америка была без центрального банка восемь десятков лет. До тех пор, пока в конце 1913 г. не был принят закон о Федеральной резервной системе США. ФРС, согласно закону, представляла собой систему, состоящую из двенадцати Федеральных резервных банков. Их деятельность координируется Советом управляющих ФРС США. Организационно-правовой статус ФРС США был непривычным и нестандартным. Он становился ещё более запутанным и сложным по мере появления всё новых и новых поправок к Закону 1913 г. Впрочем, «народные избранники» в 1913 г. полагали, что ФРС США — некий аналог Первого и Второго банков Соединенных Штатов. Закон 1913 г. устанавливал срок деятельности ФРС США в двадцать лет. С возможностью как досрочного прекращения деятельности, так и пролонгации срока работы. Однако в 1927 г. американский парламент внес поправку в закон о ФРС США, согласно которой двадцатилетний срок был отменен, Федеральный резерв получил право на «вечную жизнь» (хотя возможность закрытия ФРС по ряду причин сохранялась).
Постепенно ФРС всё больше дистанцировалась от Конгресса. Хотя Конгресс и ФРС связаны отчётностью, эта связь в основном формальна. ФРС ежегодно предоставляет отчёт Конгрессу, а дважды в год — банковскому комитету, но эти отчёты в большинстве своем носят формальный характер.
Для того, чтобы Конгресс США мог иметь реальное представление о том, как и чем живёт Федеральный резерв, ему необходимо получать отчёты не от руководителей ФРС, крайне редко приезжающих в Капитолий, а от аудиторов. Формально Счётная палата США (Government Accounting Office) готовит ежегодный отчёт по Федеральному резерву. Однако ее аудит касается весьма узких вопросов (например, правильность оценки прибыли ФРС, переводимой в федеральный бюджет; вопросы размещения бюджетных средств на счетах ФРС и т. п.). Независимый контроль над Федеральной резервной системой (ФРС) ограничен. Аудиторы не могут изучать решения по денежно-кредитной политике, операции на открытом рынке и транзакции с иностранными организациями. В 1993 г. Счётная палата США безуспешно пыталась получить полномочия на полный аудит ФРС.
С тех пор со стороны отдельных политиков неоднократно звучали призывы к прозрачности. Например, в 2009 г. Рон Пол предложил провести однократный полномасштабный аудит ФРС («Закон о прозрачности Федерального резерва»), но его инициатива не была поддержана. Итак, за 110 лет работы Федерального резерва не было ни одной глубокой и широкой проверки американского Центробанка. Что наводит на мысль, что в Америке действуют какие-то лоббисты, которые представляют интересы тех, кому выгодно, чтобы деятельность Федерального резерва была «непрозрачной».
Если погружаться даже в официальные документы, которые исходят от Конгресса, Счётной палаты, правительства США и самого Федерального резерва, то неожиданно выясняется, что во властных структурах Америки и в американском Центробанке нет единой точки зрения по вопросу о статусе ФРС США. Определения этого статуса напоминают то, что в романе Джорджа Оруэлла «1984» называется «двоемыслием». С одной стороны, ФРС США — орган государственной власти; с другой стороны, это частная корпорация. С одной стороны, Федеральный резерв действует в тандеме с другими институтами государственной власти; с другой стороны, он от государства дистанцирован и независим от него. С одной стороны, Федеральный резерв служит Америке и потому должен быть «прозрачен» для народа; с другой стороны, он возглавляет банковскую систему США и должен защищать банковскую тайну и всякие другие секреты финансового бизнеса. И так до бесконечности: с одной стороны,.. с другой стороны.
Что касается мнения типичного американского обывателя, далекого от экономики и финансов, то он уверен, что ФРС США — государственная структура. Во-первых, так представляют Федеральную резервную систему ведущие американские СМИ. Во-вторых, американцы привыкли, что слово «федеральная» является отличительным признаком государственных ведомств федерального уровня.
Например: «Федеральное бюро расследований» (ФБР), «Федеральная торговая комиссия», «Федеральная комиссия по связи», «Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях», «Федеральное бюро тюрем» и т.д.
Что касается специалистов (экономистов, юристов, политологов), то с небольшими оговорками (а иногда и без них) они относят ФРС США к частным организациям. А отдельные атрибуты государственности нужны лишь для маскировки того, что она принадлежит частным лицам и частным организациям.
Никто из специалистов не оспаривает того очевидного факта, что капитал 12 региональных банков, составляющих ФРС США, на 100 % является частным. Центробанки, которые создавались ещё на заре капитализма (например, Банк Англии, основанный в 1694 г.; Банк Франции, уч-реждёний в 1800 г., и др.) были частными структурами акционерного типа без каких-либо признаков присутствия государства. Но после второй мировой войны началась мощная волна национа-лизаций Центробанков. Были в том числе национализированы Центробанки Великобритании и Франции. Сегодня во всем мире есть не более полутора десятка Центробанков со смешанной собственностью — государственной и частной (Центробанки Японии, Италии, Греции, Швейцарии, Турции и др.). Остальные ЦБ имеют капитал на 100 % государственный. В мире сегодня известны лишь два Центробанка, имеющих на 100 % частный капитал. Это ЦБ Южной Африки (Южноафриканский резервный банк) и США (Федеральная резервная система США).
Очевидным признаком того, что Федеральная резервная система обладает государственными чертами, является то, что её Совет управляющих, состоящий из семи членов, назначается президентом США с утверждения сената. Это же касается и назначения председателя Совета управляющих ФРС: президент США и сенат участвуют в этом процессе. Более того, закон о ФРС наделяет президента США правом увольнять любого члена Совета. По ходу отмечу, что такое случилось лишь однажды. В 1987 г. президенту Рональду Рейгану удалось уволить (не без трудов) тогдашнего председателя Совета управляющих Пола Волкера.
Согласно официальной информации, Совет управляющих ФРС США имеет статус независимого федерального правительственного агентства. Его юридический адрес: Вашингтон, округ Колумбия, т .е. такой же адрес, как и у других государственных ведомств. Специалисты по центральным банкам считают, что ФРС США имеет уникальный статус по сравнению с другими центробанками. Впрочем, некоторые считают, что понимание статуса американского Центробанка затрудняет наличие в его конструкции «надстройки», называемой «Советом управляющих ФРС США» и имеющей чисто декоративный характер. «Базис» в виде 12 федеральных банков — частный капитал. Задача состоит в том, чтобы понять: какой именно частный капитал скрывается за вывесками федеральных банков? И какие конкретно персоны представляют этот частный капитал?
Одним из аргументов в пользу версии того, что Федеральный резерв — в чистом виде частная корпорация, является информация, которая была обнародована еще 110 лет назад, когда был учрежден американский Центробанк и которую приводят современные авторы.
Одного из таких авторов я уже упомянул выше. Это Энтони Саттон. Его книга «Заговор Федерального резерва» («The Federal Reserve Conspiracy») впервые увидела свет в 1995 г. (в русскоязычном издании она называется «Власть доллара»).
Одной из первых правдивых и смелых работ об американском Центробанке является книга американца Юстаса Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы», которая увидела свет в 1952 г.1
В список наиболее интересных книг на тему ФРС США, раскрывающих истинную природу американского Центробанка, можно также включить следующие (называю только те, которые доступны российскому читателю):
Мюррей Ротбард. Дело против ФРС (The Case Against the Fed), 1994 г. Книга у нас издавалась, её можно найти в интернете.
Эдвард Гриффин. Существо с острова Джекилл: второй взгляд на Федеральный резерв (The Creature from Jekyll Island: A Second Look at the Federal Reserve), 1994 г.2
Рон Пол. Покончить с ФРС (End the Fed), 2009 г. Десять лет назад книга была издана в России.
Уильям Ф. Энгдаль. Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века (Gods of Money: Wall Street and the Death of the American Century»), 2010 г. На следующий год после выхода в США эта книга была переведена на русский и издана у нас. Кроме того, в 2017 г. у нас была издана книга Уильяма Ф. Энгдаля «Невидимая рука... банков», представляющая собой сборник его публицистических работ, в которых автор многократно касается темы ФРС США3.
1 Удивительно, но до сих пор эта книга не опубликована в России в бумажном варианте. К счастью, имеется её перевод на русский язык; в электронном виде текст книги можно найти в интернете по ссылке: http://yuriboldyrev.ru/wp-content/uploads/2014/11/ frs.pdf.
2 Выходила на русском языке под названием «Порождение острова Джекилл».
3 Особого внимания заслуживает первая работа сборника, которая называется «Рождение Федеральной резервной системы в результате банковского переворота».
Если попытаться подобрать какие-то слова, описывающие статус Федерального резерва, то, наверное, можно применить модный сейчас термин «государственно-частное партнерство». Приведённые выше авторы (и ещё многие не приведённые) если и соглашаются с подобным определением, то уточняют, что это «партнёрство» лошади и наездника. «Наездником» выступает крупный частный капитал, а «лошадью» — государство. С подобным уточнением согласен и я.
Иногда о частной природе ФРС США напоминают решения американских судов. В 1982 г. в Центральном округе Калифорнии рассматривалось дело «Джон Льюис против Соединенных Штатов», где частное лицо пыталось получить компенсацию за ущерб, причинённый государством. Суд постановил, что Федеральные резервные банки — это не государственные учреждения, а независимые частные корпорации, управляемые на местном уровне. Несмотря на это, они были созданы для выполнения ряда государственных задач.
ФРС США состоит из двенадцати независимых Федеральных резервных банков, расположенных по всей стране. Каждый банк охватывает свой округ и имеет штаб-квартиру в крупном городе, например, Нью-Йорке, Филадельфии или Сан-Франциско. Несмотря на то, что они играют важную роль в финансовой системе страны, эти банки формально не являются частью государственного аппарата.
Федеральная резервная система (ФРС) США — это центральный банк страны, чьи акционеры — частные банки из разных округов. Банки обязаны владеть акциями ФРС, которые не дают права голоса или владения, и не могут быть проданы или заложены. Размер этих акций составляет 3 % от капитала каждого банка-члена, и ФРС может потребовать от банка увеличить их до 6 % в случае необходимости. Статус банка-члена дает доступ к кредитам, предоставляемым резервными банками ФРС. Акционеры получают фиксированный дивиденд в размере 6 % годовых на свои акции, независимо от дохода ФРС.
По состоянию на 19 января 2012 г. в США насчитывалось 7363 банков, из которых 2762 являлись членами Федеральной резервной системы. Это составляло около 38 % от общего числа банков. Все 1933 национальных банка были членами ФРС, тогда как из 5430 банков штатов только 829 имели членство в ФРС. Это информация из Википедии со ссылкой на официальные данные [9].
На сайте Совета управляющих ФРС США нет данных по числу банков-членов. По мнению экспертов, эту статистику можно найти на сайте FDIC — Федеральной корпорации по страхованию депозитов банковской системы США. Они исходят из того, что страхуются депозиты только банков-членов ФРС США. В 2000 г. РШС страховала депозиты 8315 американских банков. А в 2023 г. таких банков было лишь 4470.
Однако под страхование БОЮ подпадает часть банков, не являющихся членами ФРС США. Так, в 2012 г. БОЮ страховала депозиты 6072 банков [10]. А это более чем в два раза превышает число банков-членов ФРС США на тот год (если верить данным Википедии).
В общем, информация о членах ФРС США (даже об общей численности таковых) является если не недоступной, то, по крайней мере, труднодоступной. Во всяком случае в свободном доступе в интернете ее обнаружить не удаётся. В лучшем случае можно найти экспертные оценки.
Судя по всему, число банков, имеющих статус членов ФРС США, с каждым годом сокращается. По той причине, что происходит быстрое сокращение числа банков в США. Это проявление тенденции концентрации и централизации банковского капитала. В конце 1986 г. в США было 18 тыс банков, через 10 лет их число сократилось до 12 тыс, в начале нулевых банков было 10 тыс, перед финансовым кризисом 2008 г. — уже 8,5 тыс, накануне «пандемии ковида» — 5200, а по состоянию на март 2023 г. их осталось менее 4700 1 [11].
1 В последнее время в среднем ежегодно банкротятся 200 банков (обычно с активами менее 1-3 млрд долларов). Если в середине 1990-х гг. на банки с активами менее 1 млрд долл. приходилось четверть всех активов банковского сектора американской экономики, то в 2023 г. этот показатель сократился до 4,8 %.
В официальных источниках подчеркивается отличие ФРБ от обычных частных банков. Федеральные резервные банки не ставят своей задачей получение прибыли, в то время как обычные частные банки «заточены» на получение прибыли. Несмотря на то, что коммерческие банки, являющиеся акционерами Федеральной резервной системы (ФРС), не могут влиять на решения, принимаемые федеральными банками, они участвуют в управлении ФРС. Акционеры коммерческих банков имеют право голоса при формировании советов управляющих ФРБ, избирая шесть из девяти членов этих советов.
Конгресс США и Федеральный резерв США заявляют, что никаких секретов по поводу состава акционеров американского Центробанка нет. На сайте каждого Федерального резервного банка есть список банков, участвующих в его капитале. И все члены ФРБ равны по своим правам и обязанностям. Но тут вспоминаются слова из повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: все животные (обитатели скотного двора) равны, но среди них есть особо равные. Есть номинальные акционеры, названия которых можно найти на сайтах Федеральных резервных банков. А есть реальные акционеры. К последним относится небольшое количество «особо равных» банков, которые участвуют в капиталах других банков, участвующих, в свою очередь, в капитале соответствующего ФРБ. Вот такие «особо равные» банки (или иные институты), или реальные акционеры и контролируют ФРБ.
Такие «особо равные» банки устанавливают контроль над ФРБ путём назначения «своих» управляющих ФРБ. Более того, «особо равные» банки могут одновременно контролировать несколько ФРБ. Или даже все 12 федеральных банков, т. е. всю Федеральную резервную систему США. При этом «особо равных» банков может вообще не быть в списках акционеров ФРБ. Они участвуют в Федеральном резерве незримо — через свои дочерние и внучатые банки или используя иные (неакционерные) формы контроля над номинальными акционерами.
На протяжении всей истории существования Федерального резерва всегда были эксперты и аналитики, которые пытались определить ключевых, реальных акционеров американского Центробанка. Например, в книге Юстаса Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы» дается картина по главным акционерам на момент формирования капитала ФРБ в 1914 г.: «В начале XX века семья «Рокфеллеров владела 30 000 акций National City Bank и 6 000 акций Chase National Bank (позднее — Chase Manhattan), в то время как семья Морган контролировала 21 000 акций National Bank of Commerce (позднее — Morgan Guaranty Trust) и 15 000 акций First National Bank» [12]. Это означало, что у обоих семей было по 36 000 акций Федеральной резервной системы (ФРС) — примерно 35 % от общего числа акций. Остальные 65 % акций ФРС контролировались косвенно через банки, принадлежащие Рокфеллерам и Морганам».
Вот ещё одна история. В 1970-х гг. журналист-расследователь Роб Кирби (Rob Kirby) обнародовал любопытный список организаций — владельцев ФРС [12]. Вот этот список: Rothschild Bank (Лондон), Warburg Bank (Гамбург), Rothschild Bank (Берлин), Lehman Brothers (Нью-Йорк), Lazard Brothers (Париж), Kuhn Loeb Bank (Нью-Йорк), Israel Moses Seif Banks (Италия), Goldman Sachs (Нью-Йорк), Warburg Bank (Амстердам), Chase Manhattan Bank (Нью-Йорк). Кроме того, в списке числился Bank of England — Центробанк Великобритании.
Публикация списка наделала много шума. Но ещё более запутала вопрос. Не понятно, какова датировка этого списка. Ведь на момент его обнародования некоторых банков из этого списка уже не существовало. Например, Rothschild Bank (Берлин). Если же полагать, что этот список относится к раннему периоду истории ФРС США, то на тот момент не было, например, банка под названием Chase Manhattan Bank. Такая вывеска появилась только в 1955 г., когда произошло объединение Chase National Bank и The Manhattan Company. Не удалось тогда также найти подтверждения участия Банка Англии в Федеральном резерве США. Но зато обнаружились признаки присутствия в капитале ФРС США банков Лондонского Сити (которые, естественно, патронируются Банком Англии). Такие, как Barclays, Standard Chartered, Lloyds Bank, Rothschild & Co и другие.
Публикация скандального списка заставила некоторых американцев задуматься: а действительно ли Федеральный резерв принадлежит Америке? Ведь в списке Роба Кирби преобладают неамериканские банки. Тогда, в 1970-е гг. все бросились изучать списки банков-акционеров двенадцати ФРБ, но, естественно, не нашли тех «особо равных» неамериканских банков, которые были приведены в списке Роба Кирби.
В книге Юстаса Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы» шестая глава называется «Лондонская смычка». В ней автор доказывает не только факт непрямого участия банков Лондонского Сити в капитале ФРС США, но утверждается, что именно эти банки и контролируют реально Федеральный резерв. Так называемые «американские» банки First National Bank, National City Bank и National Bank of Commerce, которые Муллинс называет «особо равными» акционерами Федерального резерва и которые в значительной степени принадлежат физическим и юридическим лицам с «островов Туманного Альбиона». А такие, как Морганы, формально пребывают в американской юрисдикции, но традиционно (ещё с XIX в.) выступают в роли агентов клана Ротшильдов (по ходу отмечу, что именно благодаря в первую очередь усилиям Морганов 110 лет назад удалось учредить Федеральный резерв).
Ещё более энергично версию подконтрольности Федерального резерва Лондону (как главному мировому финансовому центру) доказывал известный американский политик и экономист Линдон Ларуш (Lyndon LaRouche, 1922-2019). В своем интервью в 2007 г. Линдон Ларуш, в частности, отметил: «Лондон — средоточие международной финансовой клики. Эта клика в 1971-72 гг. трансформировала мировую финансовую систему по своему усмотрению. По существу, с тех пор и поныне мировые финансы, включая доллар США, политически контролируются Лондоном. И пока американская валюта, основная резервная валюта в мире, не будет выведена из-под контроля лондонской олигархии, создать новую мировую финансовую систему не удастся» [13].
Завеса секретов, касающихся реальных акционеров ФРС США, несколько приоткрылась в начале прошлого десятилетия. Началом этой истории следует считать мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Многие американские банки тогда оказались на грани краха. Причём не только мелкие и средние, но и крупные. Те, которые принято называть банками Уолл-стрита и про которые говорят: «too big to fail» («слишком большие для того, чтобы погибнуть»).
Для того и создавался, в конечном счёте, американский Центробанк, чтобы спасать банки. Не все, разумеется, а самые крупные, которым присвоили звание «системообразующих». Недаром центральные банки часто называют «кредиторами последней инстанции». Они выдают кредиты для спасения «системообразующих» банков. Правда, в разгар тогдашнего финансового кризиса всё-таки произошел сбой в действии принципа «too big to fail». Один «большой» банк под названием «Lehman Brothers» всё-таки в августе 2008 г. рухнул [14]. Но это было исключение из правила. Во время финансового кризиса 2008 г., когда Уолл-стрит переживала серьезные трудности, правительство США и Федеральная резервная система предоставили значительную финансовую поддержку банкам и другим частным институтам. По данным агентства Bloomberg, в период с сентября 2008 г. по апрель 2009 г. ФРС выделила более 9 трлн долларов в качестве чрезвычайной помощи, чтобы предотвратить крах финансовой системы [15]. Агентство Bloomberg пыталось выяснить, кому и на каких условиях выдавались кредиты в условиях кризиса. Был сделан запрос в ФРС США со ссылкой на закон о свободе информации, который предусматривал право граждан получать от государственных ведомств любую информацию за исключением сведений, имеющих отношение к национальной безопасности (оборона, деятельность спецслужб и т. п.). Федеральный резерв ответил отказом, разъяснив главе агентства Майклу Блумбергу, что ФРС США не является государственной организацией.
Попытка добиться получения информации агентством Bloomberg через суд оказалась неудачной. Суд занял сторону Федерального резерва, повторив, что он не является государственной организацией [16]. «ФРС должна отчитаться за свои решения, — согласился с позицией агентства Bloomberg конгрессмен от Флориды Алан Грейсон. — Одно дело — говорить о том, что ФРС независимый институт, и совсем другое — что она может держать нас в неведении» [17].
Агентство Bloomberg обратилось в суд с иском, чтобы получить доступ к информации о секретной деятельности Федерального Резерва. После победы в суде первой инстанции в 2009 г., Федеральный резерв отказывался исполнять решение. После этого в конгрессе неоднократно поднимались вопросы о масштабах операций Федерального резерва, в том числе об эмиссии огромного количества долларов. В феврале 2009 г. сенатор Байрон Дорган (демократ от штата Северная Дакота) выступая в верхней палате Конгресса США, заявил: «Мы видели, как деньги выходили через заднюю дверь правительства, чего никогда не было в истории нашей страны. Никто не знает, сколько вышло из Федерального резерва, в чей адрес и на каких условиях. Сколько вышло из FDIC1? Сколько вышло по линии TARP2? Когда? Почему?» [18].
В 2009-2010 гг. Конгресс США был встревожен секретностью действий Федерального резерва. Несмотря на бурные дебаты, ФРС отказывалась раскрывать информацию о своих финансовых операциях. В результате, Конгресс принял беспрецедентное решение о «полном аудите ФРС, который проводился в 2011 г. Результаты были шокирующими: ФРС тайком выдала 16 трлн долларов кредитов с 2007 по 2010 гг., что превышает ВВП США» [32] и общий государственный долг страны. Эти операции проводились без согласования с президентом, Конгрессом или правительством США, и большая часть денег была использована для выкупа «токсичных» активов от крупных банков и финансовых организаций, как в США, так и за рубежом. Аудит выявил, что ФРС фактически спасла от банкротства многие финансовые организации, которые, возможно, занимались мошеннической деятельностью. Приведу самую важную часть аудиторского отчёта — список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.): Citigroup (2500); Morgan Staley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Leman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175).
1 FDIC (Federal Deposit Insuarance Corporation) — Федеральная корпорация страхования депозитов, входящая в систему органов исполнительной власти (правительства) США.
2 TARP (Troubled Asset Relief Program) — Программа спасения проблемных активов, разработанная в 2008 г. и известная как «план Полсона» (Г. Пол-сон — министр финансов в правительстве Дж. Буша). Программа была направлена, прежде всего, на рекапитализацию банковской системы США за счёт средств федерального бюджета.
«Более «мелких» получателей кредитов ФРС не привожу. Примечательно, что даже BNP Paribas, занимающий последнее место в представленном списке, получил сумму кредитов, сопоставимую с совокупными «вливаниями» российских государственных финансовых институтов (Банка России и Министерства финансов) во всю банковскую систему России во время финансового кризиса 2008-2009 гг. В то время в России функционировало более тысячи коммерческих банков» [16].
Мы рассмотрели историю кредитных вливаний Федерального резерва во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., чтобы подчеркнуть, кто именно получил эти средства. Список основных получателей кредитов состоит из ведущих банков Уолл-стрит, что заставляет задуматься о том, кто именно извлек выгоду из раздачи триллионов долларов. Примечательно, что в списке присутствует и Lehman Brothers, который обанкротился, несмотря на полученные 183 млрд долларов кредитов.
Следующие данные из моей статьи «Заговор молчания вокруг самого крупного финансового скандала XXI века»: «Примечательно, что целый ряд получателей кредитов ФРС — не американские, а иностранные банки: английские (Barclays PLC, Royal Bank of Scotland, Bank of Scotland); швейцарские (Credit Swiss, UBS); немецкий банк Deutsche Bank; французский банк BNP Paribas. Указанные банки — «нерезиденты» получили от Федерального резерва около 2,5 трлн долларов. Здесь американские законодатели усмотрели двойное преступление: это не просто тайные операции, но операции по выдаче кредитов нерезидентам. А кредитование Федеральным резервом нерезидентов требует обязательного согласования с американскими властями» [19]. А такого согласования не было. Для «народных избранников» это было самой настоящей пощечиной. Вновь на Капитолийском холме зазвучали призывы провести полноценный аудит Федерального резерва. И по итогам аудита принять решение либо о полной ликвидации американского Центробанка, либо об установлении над ним полного контроля со стороны государства».
Многие эксперты считают, что для выявления реальных акционеров ФРС США достаточно определить акционеров только одного федерального банка — ФРБ Нью-Йорка. Это связано с тем, что ФРБ Нью-Йорка играет ключевую роль в системе Федерального резерва США. Для справки: в сфере действия ФРБ Нью-Йорка находится второй округ штата Нью-Йорк, 12 северных округов штата Нью-Джерси, округ Фэрфилд штата Коннектикут, Пуэрто-Рико и Американские Виргинские острова.
Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи крупнейшим из двенадцати банков Федеральной резервной системы, не только управляет огромным объемом активов и обязательств, но и обладает уникальными полномочиями1 [20]. Расположенный в финансовой столице США, он играет ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики, осуществляя операции на открытом рынке и управляя государственными ценными бумагами. ФРБ Нью-Йорка — единственный региональный банк ФРС, который имеет постоянный голос в Федеральном комитете по операциям на открытом рынке ФРС США, а его президент традиционно выбирается заместителем председателя этого комитета. ФРБ Нью-Йорка является агентом казначейства США по валютным операциям. Он также предлагает услуги по хранению золота для таких клиентов, как правительства и центральные банки (имеет второе по размерам хранилище драгоценного металла после Форт-Нокса). Офис оптовых продуктов ^РО), базирующийся в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, играет важную роль в электронных финансовых транзакциях страны. Он обеспечивает функционирование Национальной расчетной службы для клиринга чеков, Службы фондов Fedwire для транзакций в режиме реального времени и Службы ценных бумаг Fedwire для переводов государственных ценных бумаг. Наконец, от имени ФРС США ФРБ Нью-Йорка взаимодействует с Центробанками других стран. Является членом Банка международных расчетов (БМР) в Базеле, фактически представляя всю ФРС США.
1 В 2022 г. величина активов ФРБ Нью-Йорка равнялась 4,43 трлн долл.
Некоторые исследователи уверяют, что ФРБ Нью-Йорка следует рассматривать как американский Центробанк, все остальные 11 региональных банков — лишь дополнение к нему. Николас Хаггер в своей книге «Синдикат» пишет: «Тот, кто контролирует Федеральный резервный банк Нью-Йорка, контролирует и всю Федеральную резервную систему» [21, с. 35].
В статье «Федеральный резервный банк Нью-Йорка» в Википедии читаем: «Список членов банков находится в открытом доступе». Моё тщательное обследование официального сайта ФРБ Нью-Йорка на предмет выявления такого списка закончилось неудачей. На сайте нашел лишь рекламно-информационный «мусор». С большим трудом из архивов сайта откопал список банков-членов [22]. Но, во-первых, этот список датирован сентябрем 2012 г. Во-вторых, это неполный список, он включает только банки из второго округа штата Нью-Йорк. В том списке 12-летней давности помимо малоизвестных и не очень крупных банков также фигурируют два гиганта Уолл-стрит: Bank of New York Mellon и Goldman Sachs Bank USA. Упомянутая выше статья Википедии начинается с сенсационного сообщения: «Федеральный резервный банк Нью-Йорка — важнейший из 12 резервных банков США, входящих в Федеральную резервную систему США, контрольный пакет акций которого удерживает Morgan Stanley».
Точная информация о владельцах акций Федерального резервного банка Нью-Йорка до сих пор не полностью раскрыта. Исследователь Юстас Муллинс утверждает, что в 1983 г. 27 банков владели акциями ФРБ Нью-Йорка, причем 10 из них контролировали 66 % всех акций, а пять банков — 53 %. Эти пять банков, по его мнению, управляются семьей Ротшильдов и их партнерами, которые не обязательно являются американцами. Муллинс также указывает на тесные связи ключевых акционеров ФРБ Нью-Йорка с Лондонским Сити и Банком Англии, который, как он считает, находится под контролем Ротшильдов.
Американский исследователь и публицист Гэри Ках в своей книге, вышедшей в начале 1990- х гг. даёт несколько иной список ключевых акционеров Федерального резервного банка Нью-Йорка. Он определил восемь крупнейших акционеров: «Rothschild Banks из Лондона и Берлина; Lazard Brothers Banks из Парижа; Israel Moses Seif Banks из Италии; Warburg Bank из Гамбурга и Амстердама; Lehman Brothers из Нью-Йорка; Kuhn, Loeb Bank из Нью-Йорка; Chase Manhattan» [12]; Goldman Sachs из Нью-Йорка [23]. Нетрудно заметить, что он фактически воспроизводит тот список, который существовал на момент формирования капитала ФРС США в 1914-1915 гг.
Более свежую раскладку ключевых акционеров ФРБ Нью-Йорка дают Пэм Мартенс (Pam Martens) и Расс Мартенс (Russ Martens) в статье «These Are the Banks that Own the New York Fed and Its Money Button» («Это банки, которым принадлежит Федеральный резервный банк Нью-Йорка и его денежная кнопка»), которая была опубликована в 2019 г. [24] Крупнейшими акционерами Федерального резервного банка Нью-Йорка являются следующие пять банков Уолл-стрит: JPMorgan Chase, Citigroup, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon. Эти пять банков представляют две трети из восьми глобальных системно важных банков (G-SIB) в Соединенных Штатах.
Остальные три G-SIB — это Bank of America, акционер Федерального резервного банка Ричмонда; Wells Fargo, акционер Федерального резервного банка Сан-Франциско; и State Street, акционер Федерального резервного банка Бостона.
Напомню, что по горячим следам мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. при Банке международных расчетов (БМР) в Базеле центральными банками ведущих стран мира в 2009 г. был учрежден Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board). Указанный Совет составил Список системно важных банков (List of systemically important banks). Все системно важные банки разделены на глобальные (G-SIB) и страновые, или национальные (D-SIB). Список периодически пересматривается. На конец прошлого года в списке G-SIB числилось 29 банков. Этот список представляет собой своеобразный рейтинг банков по их глобальной значимости. Первые строчки занимают такие американские банки, как JP Morgan Chase, Bank of America и Citigroup [25]. Первый и третий из названных банков, согласно версиям современных экспертов, являются ключевыми акционерами ФРБ Нью-Йорка.
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., как отмечают Пэм и Расс Мартенс в своей статье, Федеральный резервный банк Нью-Йорка сыграл решающую роль в системе ФРС США. Совет управляющих ФРС предоставил Нью-Йоркскому банку беспрецедентные полномочия для спасения банков Уолл-стрит. Аудит ФРС, проведённый после кризиса, показал, что для поддержки банков было выделено более 16 трлн долларов (о чем я уже выше сказал). По мнению авторов, все эти деньги были выданы одним федеральным банком — ФРБ Нью-Йорка. Более того, сумма выданных кредитов, фигурирующая в отчёте аудиторов, сильно занижена. Всего было выдано 29 трлн долларов, причём большая часть под обеспечение «мусорными» ценными бумагами.
В настоящее время президентом (управляющим) Федерального резервного банка Нью-Йорка является Джон К. Уильямс (John C. Williams). На сайте ФРС США читаем: «Джон К. Уильямс вступил в должность 18 июня 2018 г. в качестве 11-го президента и главного исполнительного директора Второго округа Федерального резервного банка Нью-Йорка. В этом качестве он является заместителем председателя и постоянным членом Федерального комитета по открытым рынкам, группы, ответственной за формулирование денежно-кредитной политики страны»1. О нынешнем главе ФРБ Нью-Йорка известно немного. Очень закрытая личность.
Зато имеется обширная литература по первому главе этого федерального банка — Бенджамину Стронгу-младшему (Benjamin Strong Jr.). Он занимал пост управляющего Федерального резервного банка Нью-Йорка в течение 14 лет до своей смерти (1914-1928). Бенджамин Стронг сыграл ключевую роль в создании Федеральной резервной системы США. Он активно выступал за принятие Закона о Федеральном резерве в 1913 г., и в награду за свои усилия был назначен первым руководителем Федерального резервного банка Нью-Йорка. По сути, он стал не только архитектором Федерального резервного банка Нью-Йорка, но и всей Федеральной резервной системы США. Именно ему удалось протащить через Конгресс поправку к закону о ФРС, отменявшую 20-летний срок деятельности американского Центробанка и сделавшего его постоянно действующим институтом. Бенджамин Стронг оказывал большое влияние на политику и действия всей Федеральной резервной системы и, по сути, на финансовую политику всех Соединенных Штатов и Европы. Тесно взаимодействовал с Норманом Монтегю (Norman Montagu), который был главой Банка Англии в 1920-1944 гг. Также с Ялмаром Шахтом (Hjalmar Schacht), который был директором Национального банка Германии (1916-1923), а затем президентом Рейхсбанка (1923-1930).
Назову лишь некоторые книги, посвященные деятельности Бенджамина Стронга на посту главы Федерального резервного банка Нью-Йорка: Лестер Чандлер «Бенджамин Стронг, центральный банкир» (Lester Chandler. Benjamin Strong, central banker, 1958); Лиакат Ахамед «Хозяева финансов: Банкиры, которые сломали мир» (Liaquat Ahamed. Lords of Finance: The Bankers Who Broke the World, 2009); Ротбард, Мюррей «Великая депрессия в Америке» (Rothbard, Murray, America's Great Depression, 2000); Билл Брайсон «Одно лето: Америка, 1927» (Bill Bryson, One Summer: America, 1927, 2013).
1 https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/feder-al-reserve-system-new-york.htm
Авторы указанных книг помимо прочего обращают внимание на то, что именно Бенджамину Стронгу принадлежит главная роль в подготовке самого разрушительного в истории капитализма мирового экономического кризиса, который начался с паники на фондовой бирже Нью-Йорка в октябре 1929 г. В 1927 г., несмотря на протесты тогдашнего президента США Герберта Гувера, Стронг понизил ключевую ставку Федерального резерва до беспрецедентно низкого уровня — 0,5 %. Это способствовало тому, что в 1928 г. на фондовом рынке США надулись гигантские «пузыри». Они начали лопаться в октябре 1929 г. Но Стронг этого не застал, так как в октябре 1928 г. скончался.
Не раз встречал мнения экспертов, согласно которым для ФРС США большую значимость играет фигура не председателя Совета управляющих Федерального резерва, а управляющего ФРБ Нью-Йорка. Если в подборе кандидата на первую из названных должностей принимает участие президент США и сенат, то решение по второй из названных должностей принимают главные акционеры ФРБ Нью-Йорка, т. е. банки Уолл-стрит. Нынешний председатель Совета управляющих ФРС США Джером Пауэлл находится в центре внимания мировых СМИ. А вот управляющий ФРБ Нью-Йорка Джон Уильямс находится в тени. Его имя порой оказывается неизвестным даже тем, кто имеет отношение к финансам и экономике.
Как я уже выше отметил, в федеральных банках, составляющих ФРС США, все банки-акционеры (независимо от величины активов, капитала и других показателей) имеют формальное равенство. И их число, согласно экспертным оценкам, составляет от 2 до 3 тыс. Но дело в том, что подавляющее количество банков-акционеров, по мнению экспертов, не являются абсолютно независимыми. В капитале таких банков могут участвовать банки более крупные. Банки, участвующие в капитале федеральных резервных банков, можно назвать номинальными акционерами. А реальными акционерами могут быть банки, которые контролируют номинальных акционеров через участие в капитале или с помощью неакционерных форм контроля. Чтобы ответить на вопрос: кто является реальными акционерами (хозяевами) федеральных банков и всей ФРС США, следует иметь очень широкую картину устройства банковского и финансового мира. Причем не только и не столько мира США, сколько мира глобального. Эту картину можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находятся банки и иные организации, над которыми уже никакого контроля нет. Их можно назвать «акционерами последней инстанции». А на более низких этажах пирамиды могут находится и те банки, которые мы назвали «номинальными акционерами» ФРС США. Итак, в идеале для того, чтобы чётко понимать, кто контролирует ФРС США, надо иметь картину этой самой пирамиды в масштабах всего глобального мира.
В начале 2010-х годов швейцарские ученые из Цюрихского университета создали модель глобальной финансовой системы, которая показала, как 147 крупных корпораций контролируют значительную часть мировой экономики. Исследование основывалось на данных о 37 млн компаний, собранных в базе Orbis 2007. Используя суперкомпьютер, учёные проанализировали связи между 43060 транснациональными корпорациями и обнаружили «ядро» системы — 1318 компаний, которые притягивают финансовые потоки. Внутри этого ядра они выделили «ядро в ядре», состоящее из 147 компаний, которые контролируют 1318 компаний и, фактически, управляют значительной частью мировой экономики. «Клуб 147», как его называют, является вершиной этой пирамиды» [32] и, по мнению исследователей, представляет собой «мировое экономическое правительство».
По данным швейцарских исследователей, «ядро» контролировало около 60 % реального сектора мировой экономики. А «клуб 147» («ядро в ядре») — 40 %. Самое интересное в этом исследовании — список топ-10 из тех 147 корпораций, которые образуют «ядро в ядре». Вот этот список по состоянию на 2007 г. (с долей участия в мировой сети финансовых потоков и экономических связей в процентах; в скобках указана страна, в юрисдикции которой находится головная компания):
1) Barclays Plc (Великобритания) — 4,05
2) Capital Group Companies Inc (США) — 2,61
3) FMR Corporation (США) — 2,28
4) AXA (Франция) — 2,23
5) State Street Corporation (США) — 1,81
6) JP Morgan Chase & Co (США) — 1,53
7) Legal & General Group Plc (Великобритания) — 1,47
8) The Vanguard Group Inc (США) — 1,23
9) UBS AG (Швейцария) — 1,21
10) Merrill Lynch & Company Inc (США) — 0,99.
Итого, организации из топ-10 стягивали почти пятую часть всех финансовых потоков в мире (если быть точным — 19,41 %). Конечно, это картина 17-летней давности. Наверняка за это время в мире произошли большие подвижки. В частности, банка Merrill Lynch & Company Inc в 2008 г. уже не стало, он вошел как подразделение в состав Bank of America.
На самой вершине мировой финансовой пирамиды находился британский банк Barclays из Лондонского Сити. Нельзя исключать, что именно этот банк относится к группе ключевых акционеров ФРС США. Впрочем, знакомство с последними данными о составе акционеров банка Barclays показывает, что он британский только по юрисдикции регистрации, а по капиталу скорее американский. Крупнейшие акционеры Barclays plc по состоянию на 2024 г. (в скобках — процент акций): BlackRock (8,25), Dodge & Cox (4,9), The Vanguard Group (4,8), Causeway Capital Management (3,12), Credit Suisse, Investment Banking and Securities Investments (3,20), Solium Capital UK (3,14), Qatar Investment Authority (2,78). Первые четыре акционера из приведенного списка — американские организации (суммарно на них пришлось 21,07 % акций).
Примечательно, что в списке крупнейших публичных компаний мира «Forbes Global 2000» за 2023 г. Barclays занял лишь 164-е место. Но эксперты полагают, что подобного рода рейтинги не учитывают в полной мере возможное влияние на экономику тех или иных банков и компаний. И по банку Barclays принимались во внимание лишь формальные показатели1 [26]. Тонкости вопросов многоуровневого контроля банка Barclays в расчёт не принимались. Указанный банк Лондонского Сити я привел лишь как пример.
Конечно, картина, которую нарисовали швейцарские исследователи не может быть названа очень точной. Но знакомство с исследованием раскрывает общие принципы построения финансовой пирамиды. Выясняется, что для контроля над компаниями, банками и прочими бизнес-структурами совсем не обязательно владеть блокирующим пакетом акций, составляющим 50 % капитала плюс одна акция. Иногда так называемый «контрольный мультипликатор» может достигать значений 100 или даже 1000. Это значит, что с помощью одного доллара, вложенных в акции, можно контролировать капиталы в размере 100 или даже 1000 долларов.
1 Вот основные показатели банка Barclays за 2023 г. (млрд ф. ст.): выручка — 25,38; чистая прибыль — 4,27; активы — 1477; собственный капитал — 71,20.
И ещё. Когда я начал изучать состав акционеров того самого «ядра в ядре» (147 корпораций), я с удивлением обнаружил, что списки акционеров по отдельным корпорациям очень похожи. Происходит как бы перекрестное участие в капитале участников «ядра в ядре». Такое перекрестное участие тесно связывает всех членов «клуба 147».
Между прочим, не все участники «клуба 147» являются публичными акционерными обществами подобно банку Barclays. Те члены «клуба 147», которые являются непубличными компаниями, вполне вероятно, принадлежат напрямую не юридическим, а физическим лицам. Информация о владельцах непубличных компаний из «клуба 147» закрыта и надёжно охраняется. Если бы такая информация была доступна, то вероятно, мы и сумели бы ответить на вопрос, кто персонально является членом мировой закулисы и кому конкретно принадлежит ФРС США.
По ходу отмечу, что существует большой массив работ, авторы которых пытаются составить списки «мировой закулисы» или «тайного мирового правительства». Но существуют большие сомнения в том, насколько эти списки точны. И возникает ещё ряд вопросов. Насколько состав «мирового тайного правительства» устойчив? Есть ли чёткая грань между той частью мировой элиты, которая относится к «тайному мировому правительству», и той, которая не относится? Существует ли вообще «мировое тайное правительство» или же речь может идти просто о некой супермонополии, деятельность которой нацелена исключительно на получение максимальной прибыли?
В качестве примера работы, преследующей цель составления персонального списка мировой элиты, могу назвать книгу американского публициста и бывшего сотрудника британских спецслужб Джона Коулмана «Комитет 300», которая впервые была опубликована в 1992 г. Полное англоязычное название: «The Conspirators' Hierarchy: The Committee of 300» («Иерархия заговорщиков: Комитет 300»). Эта книга издавалась на многих языках, в том числе и на русском языке в России [27].
Книга интересная. Но список членов «Комитета 300» вызывает много вопросов. Во-первых, в нём фигурируют лица, относящиеся к разным периодам истории; он не является списком на какой-то определённый момент времени. Во-вторых, список формировался на основе других списков — таких, которые представляли перечни членов разного рода тайных и закулисных организаций — «Круглого стола», «Бильдербергского клуба», «Трёхсторонней комиссии», «Богемской рощи», «Римского клуба» и т. п. Есть серьёзные вопросы по исходным спискам и по отбору фигурантов исходных списков в окончательный список членов «Комитета 300». Одним из серьёзных недостатков работы (а последние её доработанные издания весьма объёмные) является то, что в фокусе исследования — тайные общества и клубы. А Федеральная резервная система США у Джона Коулмана оказалась на периферии его внимания.
Вновь возвращусь к списку «147». Сопоставим его со списком банков, которые в период финансового кризиса получили в общей сложности 16 трлн долларов от Федерального резерва США (это цифра из аудиторского отчета 2011 г., о котором я говорил выше). Примечательно, что и в том, и в другом списке фигурируют одни и те же банки. Банки Уолл-стрит, Лондонского Сити, банки континентальной Европы (Швейцарии, Германии, Франции, Италии). В частности, в обоих списках представлено ядро банковской системы США, состоящее из шести банков: Bank of America, JP Morgan Chase, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Wells Fargo, Citigroup. Они устойчиво занимают первые сточки американских и мировых рейтингов банков по показателям активов, оборотов, чистых прибылей и собственного капитала. В 2015 г. я провел анализ указанных банков на предмет выявления их собственников.
В структуре акционеров «большой шестерки» американских банков преобладают институциональные инвесторы — различные финансовые компании, включая другие банки. Это свидетельствует о наличии перекрестного владения акциями. На начало 2015 г. число таких инвесторов в каждом банке колебалось от 826 (Morgan Stanley) до 1795 (JP Morgan Chase).
В каждом из банков можно выделить группу ключевых акционеров, владеющих более 1 % капитала. Их число варьируется от 10 до 20, и состав этой группы практически идентичен во всех банках «большой шестерки».
Вот список таких устойчивых держателей акций банков Уолл-стрит: Vanguard Group, State Street Corporation, FMR (Fidelity), BlackRock, Northern Trust, JP Morgan Chase, Capital World Investors, Massachusetts Financial Services, Price (T. Rowe) Associates Inc., Mitsubishi UFJ Financial Group, Inc., Berkshire Hathaway Inc., Dodge & Cox Inc., Invesco Ltd., Franklin Resources, Inc., Bank of New York Mellon Corporation и некоторые другие.
Наиболее часто в верхних строчках списков акционеров банков Уолл-стрит фигурируют такие инвесторы, как Vanguard Group, State Street Corporation, FMR (Fidelity), BlackRock. Это финансовые холдинги, которые называют «большой четвёркой» или «финансовым квартетом». По ходу ещё раз напомню, что «большая четвёрка» находится в списке «147» причем в верхних строчках.
В настоящее время активы под управлением у холдинга FMR Corporation (Fidelity) оцениваются в 13,7 трлн долл., у Black Rock — в 10,5 трлн долл. The Vanguard Group управляет активами, превышающими 8 трлн долларов. Примерно такой же показатель у State Street Corporation. Итого под управлением «большой четвёрки» находятся активы, оцениваемые примерно в 40 триллионов долларов. Что примерно в полтора раза превышает валовый внутренний продукт США за 2023 г.
«Примечательно, что «большая четвёрка» очень хорошо представлена и в банковском холдинге JP Morgan Chase, который по основным показателям является ведущим банком Уолл-стрит. В 2915 г. доли в капитале JP Morgan Chase были следующие: Vanguard Group — 5,46 %; State Street Corporation — 4,71 %; FMR Corporation (Fidelity) — 3,48 %; Black Rock — 2,75 %.
Другой банковский холдинг, находящийся в верхних строчках списка «147» — The Bank of New York Mellon Corporation. В 2015 г. он контролировался тремя финансовыми компаниями «большой четвёрки»: Vanguard Group — 5,15 %; State Street Corporation — 4,72 %; FMR Corporation (Fidelity) — 2,62 %» [28, 29].
Я проверял присутствие этих финансовых холдингов в капитале не только банков Уолл-стрит, но и ведущих американских корпораций в других секторах и отраслях экономики США. Эта «большая четвёрка» присутствует везде: и в секторе информационных технологий (IT), и в авиакосмической промышленности, и в фармацевтике, и т. д. Получается, что «большая четвёрка» контролирует не только банковский сектор, но и всю экономику США [30].
И тут я никакой Америки не открываю. Всё это известно и зарубежным, и российским экспертам. Вот, например, что пишет один российский эксперт по поводу «большой четвёрки»: «Восемь крупнейших финансовых компаний США (JP Morgan, Wells Fargo, Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs, US Bancorp, Bank of New York Mellon и Morgan Stanley) на 100 % контролируются десятью акционерами, при этом всегда четыре компании присутствует во всех решениях: BlackRock, State Street, Vanguard и Fidelity» [31].
Конечно, возникает закономерный вопрос: кому принадлежат финансовые холдинги упомянутой «большой четвёрки»? Судя по всему, одни и те же лица. Имеет место перекрестное владение акциями и долями в капитале. Или, образно выражаясь, происходит «взаимное опыление» участников «финансового квартета». Кроме того, используется так называемое «кольцевое» владение акциями: компания из «большой четвёрки» владеет акциями других компаний, которые по отношению к первой выступают «дочками». А «дочки» владеют акциями «мамы» из «большой четвёрки». Кстати, при «кольцевой» схеме участия в капитале порой бывает трудно понять, где «мама», а где «дочка». Образно выражаясь, это один большой семейный бизнес.
Вот, например, большая часть капитала FMR (Fidelity), согласно статье в Википедии, принадлежит семье Джонсонов, которые считаются основателями компании. Также имеются лица, владеющие частью акций Fidelity, формально не принадлежащие семье Джонсонов, их представляют как действующих или «бывших менеджеров и сотрудников компании». Но Джонсоны и сотрудники компании — лишь номинальные акционеры, за ними стоят другие лица, реальные «хозяева денег» [32].
State Street Corporation — единственный участник «финансового квартета», имеющий статус банка. State Street — член ФРС США. Этот банк является и номинальным, и реальным акционером Федерального резерва. Главные акционеры самого банка State Street Corporation — собратья по «финансовому квартету». Это BlackRock (доля в капитале 7,15 %) и Fidelity (4,81 %). На третьем месте State Street Global Advisors, Inc. — 4,73 %; это «дочка» State Street Corporation. Итого на трёх акционеров из тесного семейства «большой четвёрки» приходится 16,69 %.
А вот BlackRock — это публичное акционерное общество. Вроде бы полная картина по всем акционерам. Но картина очень сложная. Здесь мы видим в качестве акционеров собратьев по «финансовому квартету»: «The Vanguard Group, Inc. — 4,81 % и Fidelity — 2,18 %.
А такой собрат как State Street Corporation представлен в капитале BlackRock своими «дочками»: State Street Global Advisors, Inc. — 3,36 %, State Street Global Advisors (Australia) Limited — 0,86 %.
Наконец, в капитале BlackRock участвуют его «дочки»: BlackRock Institutional Trust Company, N.A. — 2,50 %, BlackRock Fund Advisors — 1,50 %, BlackRock Investment Management (UK) Limited — 1,00 %, BlackRock Advisors, LLC — 0,60 %, BlackRock Investment Management, LLC — 0,40 %» [32] — пишет Филатов Е. А. в статье «Планы "большой четвёрки хозяев денег"» [32].
Итак, в капитале BlackRock два собрата по «финансовому квартету» имеют суммарную долю в 6,99 %; две «дочки» третьего собрата (State Street Corporation) имеют суммарную долю 4,22 %; пять «дочек» самого BlackRock имеют суммарную долю в 6,00 %. Итого по выше названным девяти акционерам суммарная доля равняется 17,21 %.
Конечно, можно и далее углубляться в исследование акционеров BlackRock, которое, наверняка выявит и других инвесторов, тесно ассоциированных с «финансовым квартетом». Но, учитывая сильное «распыление» капитала многих рядов инвесторов, можно предполагать, что и доля в акционерном капитале, равная 17,21 %, вполне достаточна для того, чтобы эффективно управлять финансовым холдингом BlackRock.
Финансовый холдинг The Vanguard Group, являющийся четвёртым участником «финансового квартета», принадлежит 58 акционерам, среди которых как частные лица, так и инвестиционные фонды. Эти фонды управляются дочерними структурами самой The Vanguard Group. Однако подробности о самих фондах, структуре их активов и их доле в компании не разглашаются1. В статье Википедии по данной корпорации ещё сообщается, что более 70 % акций принадлежит 23 частным лицам, которые представляют руководство компании.
Из всех компаний «финансового квартета» самой «непрозрачной» все признают The Vanguard Group. На этом основании делается вывод, что в «большой четвёрке» она идет под номером один.
1 Впрочем, о принадлежности ряда инвестиционных фондов к финансовому холдингу The Vanguard Group можно догадаться по названиям фондов, в которых содержится слово «Vanguard». Например: Vanguard Total Stock Market Index Fund, Vanguard 500 Index Fund, Vanguard Total Bond Market Index Fund, Vanguard Institutional Index Fund и др.
Принято считать, что компании «большой четвёрки» выступают в качестве пассивных инвесторов, управляющих деньгами своих клиентов и преследующих цель максимизации прибыли в пределах разумных рисков путём перераспределения полученных в траст денег клиентов между объектами инвестирования во многих странах и в масштабах всей планеты. Но не вмешиваясь в текущее управление объектами инвестирования (компаниями). Об этом участники «финансового квартета» заявляют на своих сайтах. Однако на практике бывает, что очень даже вмешиваются. Но главное, что они имеют право голоса на всеобщих собраниях акционеров и этим правом активно пользуются. Особенно при выборах высшего руководства компаний, для чего у них есть команды специалистов. Так что «большая четвёрка» не просто управляет активами (величина которых, как я отметил выше, составляет сегодня порядка 40 трлн долларов) путём механической покупки и продажи акций и долей в капитале. Они очень даже активно участвуют в управлении десятками и сотнями тысяч компаний по всему миру. В том числе в США.
«Большая четвёрка» — ультра-монополия, за вывесками четырёх финансовых холдингов скрываются те самые, кого принято называть «хозяевами денег». Именно они и управляют Федеральной резервной системой США, которая является их главным инструментом покупки всего и вся на планете. Попытки заглянуть за завесу «большой четвёрки» предпринимают многие пытливые исследователи в разных странах мира. Конечно, персональных списков закулисья составить никто не может. Мелькают отдельные имена. Но чаще всего это менеджеры, «говорящие головы», «пресс-секретари». Так, в публикациях о BlackRock постоянно упоминается Ларри Финк, которого представляют председателем и генеральным директором указанного финансового холдинга. Да, он топ-менеджер, даже соучредитель корпорации (она учреждена в 1988 г.), имеет какую-то долю акций. Но, как признают эксперты, не он является реальным хозяином холдинга.
А вот корпорация The Vanguard Group чаще всего ассоциировалась с Джоном Боглом. Он считается основателем этого финансового холдинга (год основания — 1974) и его руководителем. Богл ушел из жизни в 2019 г. в возрасте 89 лет. С 2018 г. на посту президента и председателя совета директоров холдинга — Мортимер Джей (Тим) Баклей. Символический совладелец компании и топ-менеджер, но не реальный хозяин.
Но отдельных персон, стоящих за той или иной вывеской «Большой четверки», называют. Более того, принято считать, что каждый из финансовых холдингов «Большой четверки» управляется разными кланами.
Так, ряд экспертов полагают, что BlackRock представляет интересы клана Ротшильдов, Fidelity — Рокфеллеров, State Street Corporation — Морганов, The Vanguard Group — Виндзоров [32]. О том, как выстраиваются отношения между этими участниками мирового «квартета», общего мнения среди экспертов нет.
На этот счёт имеется обширная литература (в формате монографий, коллективных сборников, статей, заметок), перечень которой может занять несколько страниц. Но, как это ни парадоксально, наиболее убедительная версия того, как функционирует мировая закулиса, изложена не в каких-то академических исследованиях, а в художественном произведении. Речь идёт о романе английского писателя Джорджа Оруэлла «1984». Напомню, что в этом романе приведены две главы труда некоего мифического героя по имени Эммануэль Гольдштейн. Указанный труд представлен Джорджем Оруэллом как своеобразный учебник, который называется «Теория и практика олигархического коллективизма». Мне кажется, что закулисная жизнь рассмотренного мною «финансового квартета» лучше всего может быть определена как «олигархический коллективизм». Пересказывать этот учебник по теории и практике олигархического коллективизма, автором которого является конечно же сам Джордж Оруэлл, я не собираюсь1. Но знакомство с ним поможет лучше понять, как нынешняя мировая финансовая олигархия управляет Федеральной резервной системой США.
1 Для желающих разобраться в данном вопросе могу рекомендовать свою книгу: Катасонов В. Ю. Роман Джорджа Оруэлла «1984» и современность. М.: Наше завтра, 2014. Особо рекомендую обратить внимание на раздел «Олигархический коллективизм из романа «1984» и современный мир».
Список источников
1. IMF Data. URL: https://data.imf.org/?sk=e6a5f467-c14b-4aa8-9f6d-5a09ec4e62a4 (дата обращения 07.08.2024).
2. Катасонов В. Ю. Панорама Центробанков. Федеральная Резервная Система США // Золотой инвест клуб. URL: https://www.zolotoy-club.ru/tpost/amcju7h9u1-panorama-tsentrobankov-federalnaya-rezer (дата обращения 07.08.2024).
3. Экономика США в цифрах 2023-2024. Статистика онлайн. URL: https://take-profit.org/statistics/ countries/united-states/ (дата обращения 07.08.2024).
4. Катасонов В. Ю. Супердоллар — валюта глубинного государства // Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/news/2020/01/05/superdollar-valjuta-glubinnogo-gosudarstva.html (дата обращения 07.08.2024).
5. Катасонов В. Ю. Приближается очередная «круглая дата» ФРС США: повод в очередной раз задуматься // Фонд стратегической культуры. URL: https://fondsk.ru/news/2023/12/19/priblizhaetsya-ocherednaya-kruglaya-data-frs-ssha-povod-v-ocherednoy-raz-zadumatsya (дата обращения 07.08.2024).
6. Саттон Э. Власть доллара / пер. с англ. М.: ФЭРИ-В, 2003.
7. The 11th edition of The Fed Explained: What the Central Bank Does (formerly The Federal Reserve System Purposes & Functions). URL: https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/the-fed-explained.htm (дата обращения 07.08.2024).
8. Коулман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства / пер. с англ. М.: ИД «Витязь», 2005.
9. Федеральная резервная система / Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральная_ре-зервная_система (дата обращения 07.08.2024).
10. Number of FDIC-insured commercial banks in the United States from 2000 to 2023. URL: https:// www.statista.com/statistics/184536/number-of-fdic-insured-us-commercial-bank-institutions/#:~:text=In%20 2021%2C%20there%20were%204%2C236,FDIC%2Dinsured%20banks%20in%20the%20country (дата обращения 07.08.2024).
11. Banks in the United States / Tadviser. URL: https://tadviser.com/index.php/Article:Banks_in_the_ United_States (дата обращения 08.08.2024).
12. The Federal Reserve Board / Financial Sense URL: https://www.financialsense.com/contributors/rob-kirby/benedict-benjamin-bernanke (дата обращения 08.08.2024).
13. Угроза исходит из Лондона. Интервью Л. Ларуша в интернет-журнале RPMonitor, 29 сентября 2007 г. Беседовал А. Кобяков / Викичтение. URL: https://pub.wikireading.ru/37460 (дата обращения 08.08.2024).
14. Катасонов В. Ю. Дивный новый мир финансов. М.: Книжный мир, 2019.
15. Pittman M., Ivry B. U.S. Taxpayers Risk $9.7 Trillion on Bailout Programs, 2009. URL: https://www. abovetopsecret.com/forum/thread435443/pg1 (Дата обращения 08.08.2024).
16. Катасонов В. Ю. За кулисами международных финансов. М.: Кислород, 2014. 320 с.
17. Коптев Д. Должники ФРС попали под суд // Информационно-аналитический портал «Республика». URL: https://respublikakz.wordpress.com/2009/08/25/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD %D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%84%D1%80%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB %D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D1%83%D0%B4/ (дата обращения 08.08.2024).
18. Катасонов В. Ю. Хозяева денег. 100-летняя история ФРС. М.: Тион, 2023.
19. Катасонов В. Ю. Заговор молчания вокруг самого крупного финансового скандала XXI века // Русская народная линия. URL: https://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/zagovor_molchaniya_vokrug_ samogo_krupnogo_finansovogo_skandala_xxi_veka/ (дата обращения 08.08.2024).
20. Total assets of the Federal Reserve in 2022, by bank / Statista. URL: https://www.statista.com/ statistics/1386913/federal-reserve-total-assets-by-bank/ (дата обращения 08.08.2024).
21. Хаггер Н. Синдикат. История тайного мирового правительства / пер. с англ. М.: Столица-Принт, 2007.
22. Second District State Member Banks // Federal Reserve Bank of New York. URL: https://www. newyorkfed.org/banks.html (дата обращения 08.08.2024).
23. Ках Г. Глобализация. На пути к всемирному завоеванию / пер. с англ. М.: Христианское библейское братство, 2008.
24. Martens P., Martens R. These Are the Banks that Own the New York Fed and Its Money Button. URL: https://wallstreetonparade.com/2019/11/these-are-the-banks-that-own-the-new-york-fed-and-its-money-button/ (дата обращения 08.08.2024).
25. 2023 List of Global Systemically Important Banks (G-SIBs) // Financial Stability Board. URL: https:// www.fsb.org/2023/11/2023-list-of-global-systemically-important-banks-g-sibs/ (дата обращения 08.08.2024).
26. Barclays PLC Annual Report 2023. URL: https://home.barclays/content/dam/home-barclays/documents/ investor-relations/reports-and-events/annual-reports/2023/Barclays-PLC-Annual-Report-2023.pdf (дата обращения 08.08.2024).
27. Коулман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства. М.: ИД «Витязь», 2005.
28. Катасонов В. Ю. Банки правят миром. А кто правит банками? (I) // Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/news/2015/05/12/banki-pravjat-mirom-a-kto-pravit-bankami-i.html (дата обращения 08.08.2024).
29. Катасонов В. Ю. Банки правят миром. А кто правит банками? (II) [статья] / Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/news/2015/05/13/banki-pravjat-mirom-a-kto-pravit-bankami-ii.html (Дата обращения 08.08.2024).
30. Катасонов В. Ю. BlackRock берет Америку за горло // Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/news/2021/03/25/blackrock-beret-ameriku-za-gorlo.html (дата обращения 08.08.2024).
31. 4 компании Контролирующих Мир, 2017 // LiveJournal. URL: https://fingaring.livejournal.com/41456. html (дата обращения 08.08.2024).
32. Филатов Е. А. Планы «Большой четвёрки хозяев денег». URL: file:///C:/Users/User/Downloads/ plany-bolshoy-chetverki-hozyaev-deneg.pdf (дата обращения 08.08.2024).
References
1. IMF Data. Available from: https://data.imf.org/?sk=e6a5f467-c14b-4aa8-9f6d-5a09ec4e62a4 (data obrash-cheniya 07.08.2024). (In Russ.).
2. Katasonov VYu. Panorama Centrobankov. Federalnaya Rezervnaya Sistema SShA // Zolotoj invest klub. Available from: https://www.zolotoy-club.ru/tpost/amcju7h9u1-panorama-tsentrobankov-federalnaya-rezer (data obrashcheniya 07.08.2024). (In Russ.).
3. Ekonomika SShA v cifrah 2023-2024. Statistika onlajn. Available from: https://take-profit.org/statistics/ countries/united-states/ (data obrashcheniya 07.08.2024). (In Russ.).
Катасонов В. №.
4. Katasonov VYu. Superdollar — valyuta glubinnogo gosudarstva // Fond strategicheskoj kul'tury. Available from: https://www.fondsk.ru/news/2020/01/05/superdollar-valjuta-glubinnogo-gosudarstva.html (data obrash-cheniya 07.08.2024). (In Russ.).
5. Katasonov VYu. Priblizhaetsya ocherednaya «kruglaya data» FRS SShA: povod v ocherednoj raz zadumat'sya // Fond strategicheskoj kul'tury. Available from: https://fondsk.ru/news/2023/12/19/prib-lizhaetsya-ocherednaya-kruglaya-data-frs-ssha-povod-v-ocherednoy-raz-zadumatsya (data obrashcheniya 07.08.2024). (In Russ.).
6. Satton E. Vlast' dollara. Moscow; FERI-V, 2003. (In Russ.).
7. The 11th edition of The Fed Explained: What the Central Bank Does (formerly The Federal Reserve System Purposes & Functions). Available from: https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/the-fed-explained.htm (data obrashcheniya 07.08.2024).
8. Koulman Dzh. Komitet 300. Tajny mirovogo pravitel'stva. Moscow; ID «Vityaz'», 2005. (In Russ.).
9. Federal'naya rezervnaya sistema / Vikipediya. Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/OegepanbHaa_ pe3epBHafl_CHCTeMa (data obrashcheniya 07.08.2024). (In Russ.).
10. Number of FDIC-insured commercial banks in the United States from 2000 to 2023. Available from: https://www.statista.com/statistics/184536/number-of-fdic-insured-us-commercial-bank-institutions/#:~:tex-t=In%202021%2C%20there%20were%204%2C236,FDIC%2Dinsured%20banks%20in%20the%20country (data obrashcheniya 07.08.2024).
11. Banks in the United States // Tadviser. Available from: https://tadviser.com/index.php/Article:Banks_in_ the_United_States (data obrashcheniya 08.08.2024).
12. The Federal Reserve Board // Financial Sense. Available from: https://www.financialsense.com/contribu-tors/rob-kirby/benedict-benjamin-bernanke (data obrashcheniya 08.08.2024).
13. Ugroza iskhodit iz Londona. Interv'yu L. Larusha v internet-zhurnale RPMonitor, 29 sentyabrya 2007 g. Besedoval A Kobyakov / Vikichtenie. Available from: https://pub.wikireading.ru/37460 (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
14. Katasonov VYu. Divnyj novyj mir finansov. Moscow; Knizhnyj mir, 2019. (In Russ.).
15. Pittman M, Ivry B. U.S. Taxpayers Risk $9.7 Trillion on Bailout Programs, 2009. Available from: https:// www.abovetopsecret.com/forum/thread435443/pg1 (data obrashcheniya 08.08.2024).
16. Katasonov VYu. Za kulisami mezhdunarodnyh finansov. M.: Kislorod, 2014. 320 s. (In Russ.)
17. Koptev D. Dolzhniki FRS popali pod sud / Informacionno-analiticheskij portal "Respublika". Available from: https://respublikakz.wordpress.com/2009/08/25/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0 %B8%D0%BA%D0%B8-%D1%84%D1%80%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0 %B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D1%83%D0%B4/ (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
18. Katasonov VYu. Hozyaeva deneg. 100-letnyaya istoriya FRS. Moscow; Tion, 2023. (In Russ.).
19. Katasonov VYu. Zagovor molchaniya vokrug samogo krupnogo finansovogo skandala XXI veka. Available from: https://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/zagovor_molchaniya_vokrug_samogo_krupnogo_fi-nansovogo_skandala_xxi_veka/ (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.)
20. Total assets of the Federal Reserve in 2022, by bank / Statista. Available from: https://www.statista.com/ statistics/1386913/federal-reserve-total-assets-by-bank/ (data obrashcheniya 08.08.2024).
21. Hagger N. Sindikat. Istoriya tajnogo mirovogo pravitel'stva. Moscow; Stolica-Print, 2007. (In Russ.).
22. Second District State Member Banks / Federal Reserve Bank of New York. Available from: https://www. newyorkfed.org/banks.html (data obrashcheniya 08.08.2024).
23. Kah G. Globalizaciya. Na puti k vsemirnomu zavoevaniyu. Moscow: Hristianskoe biblejskoe bratstvo, 2008. (In Russ.).
24. Martens P, Martens R. These Are the Banks that Own the New York Fed and Its Money Button. Available from: https://wallstreetonparade.com/2019/11/these-are-the-banks-that-own-the-new-york-fed-and-its-money-button/ (data obrashcheniya 08.08.2024).
25. 2023 List of Global Systemically Important Banks (G-SIBs). Financial Stability Board. Available from: https://www.fsb.org/2023/11/2023-list-of-global-systemically-important-banks-g-sibs/ (data obrashcheniya 08.08.2024).
26. Barclays PLC Annual Report 2023. Available from: https://home.barclays/content/dam/home-barclays/ documents/investor-relations/reports-and-events/annual-reports/2023/Barclays-PLC-Annual-Report-2023.pdf (data obrashcheniya 08.08.2024).
27. Koulman Dzh. Komitet 300. Tajny mirovogo pravitel'stva. Moscow; ID «Vityaz'», 2005 (In Russ.).
28. Katasonov VYu. Banki pravyat mirom. A kto pravit bankami? (I). Fond strategicheskoj kul'tury. Available from: https://www.fondsk.ru/news/2015/05/12/banki-pravjat-mirom-a-kto-pravit-bankami-i.html (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
29. Katasonov VYu. Banki pravyat mirom. A kto pravit bankami? (II). Fond strategicheskoj kul'tury. Available from: https://www.fondsk.ru/news/2015/05/13/banki-pravjat-mirom-a-kto-pravit-bankami-ii.html (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
30. Katasonov VYu. BlackRock beret Ameriku za gorlo. Fond strategicheskoj kul'tury. Available from: https:// www.fondsk.ru/news/2021/03/25/blackrock-beret-ameriku-za-gorlo.html (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
31. 4 Kompanii Kontroliruyushchih Mir, 2017. LiveJournal. Available from: https://fingaring.livejournal. com/41456.html (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
32. Filatov EA. Plany «Bol'shoj chetverki hozyaev deneg». Available from: file:///C:/Users/User/Downloads/ plany-bolshoy-chetverki-hozyaev-deneg.pdf (data obrashcheniya 08.08.2024). (In Russ.).
Информация об авторе
В. Ю. Катасонов — доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства.
Information about the author
Valentin Yu. Katasonov — Doctor of Economic Sciences, Corresponding Member of the Academy of Economic Sciences and Entrepreneurship.
Статья поступила в редакцию 25.07.2024; одобрена после рецензирования 15.08.2024; принята к публикации 20.08.2024
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 25.07.2024; approved after reviewing 15.08.2024; accepted for publication 20.08.2024.
The author declare no conflicts of interests.
Научная статья УДК 330.101.541
Для цитирования: Катасонов В. Ю. Кому принадлежит ФРС США? // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 7 (489). С. 55-73. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-489-7-55-73.

https://tsargrad.tv/articles/valentin-katasonov-cb-rossii-jeto-filial-frs-ssha-2_82981