Автор: Тоффлер Элвин
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика. Категория: Тоффлер Элвин
Просмотров: 1517

Продолжение. Главы 9 - 16

Мы организуем новое общество. Не общество, слегка измененное. Не новую версию сегодняшнего «больше, чем жизнь» общества. А совершенно новое общество.

Эта простая мысль до сих пор не стала достоянием нашего сознания. Однако если мы не осознаем этого, то будем разрушать самих себя в попытках бороться с зав­трашним днем.

Любая революция разрушает основные общественные институты и его властные структуры. Это в явном виде про­исходит во всех высокоразвитых странах. Студенты в Бер­лине и Нью-Йорке, Турине и Токио берут в заложники своих деканов, сотрясая до основания образовательную систему и угрожая сбросить само правительство. Полиция не вмеши­вается в дела гетто в Вашингтоне, Чикаго и Нью-Йорке, где повсеместно нарушаются древние законы собственности. Сексуальные стандарты изменяются. Великие города пара­лизованы забастовками, крупнейшими авариями и наруше­ниями общественного порядка. Международные альянсы разрушаются. Финансовые и политические лидеры испы­тывают тайный страх, но не перед коммунистическими или другими революционерами, которые угрожают им сверже­нием, а оттого что привычная система перестает быть ста­бильной и уходит из-под контроля.

Все это несомненные факты болезни социальной струк­туры, которая уже не может функционировать по-старому. Наше общество испытывает муки революционных измене-

207

чий. В 20-30-х годах коммунисты использовали клише «об­щий кризис капитализма». Сегодня ясно, что они слишком узко смотрели. То, что происходит — не просто кризис капитализма, а кризис всех индустриальных обществ, не­зависимо от политических форм. Одновременно мы пе­реживаем революцию молодости, сексуальную револю­цию, расовую революцию, колониальную революцию, экономическую революцию и очень быструю и глубоко идущую технологическую революцию. Поэтому вполне можно говорить, что мы находимся в эпицентре сверхин­дустриальной революции.

Непонимание этого факта ослабляет способность инди­вида воспринимать настоящее, а также заставляет вполне ум­ного человека говорить несуразные вещи в рассуждениях о будущем. Обычно это упрощенное прямолинейное мышле­ние. Например, очевидность бюрократизма сегодня заставля­ет их думать, что завтра будет еще больше бюрократизма. Такая прямолинейность свойственна в большей части разговоров и произведений о будущем, что заставляет нас заниматься лож­ными проблемами будущего.

Необходимо некоторое воображение, для того чтобы про­тивостоять революции, ведь она не развивается строго по пря­мой. Она закручивает спираль изменений, движется рывками, иногда возвращаясь назад. Она принимает форму квантован­ных рывков и диалектического единства противоположнос­тей. И только исходя из тезиса, что мы движемся в направлении совершенно новой стадии экотехнологического развития — сверхиндустриальной стадии, — мы сможем понять наше вре­мя. Только предполагая революционные изменения, мы смо­жем раскрепостить наше сознание и попытаться решить задачи, которые ставит перед нами будущее.