13.01.2021 Сможет ли Пекин стать новым двигателем возрождения мировой экономики?


В начале декабря председатель КНР Си Цзиньпин официально заявил, что Китай полностью ликвидировал бедность, что является частью его приоритетной программы. Западные финансовые эксперты высоко оценили замечательное восстановление экономики Китая после суровых блокировок, которые год назад были предприняты для борьбы с коронавирусом. Прогнозы о том, что Китай вновь, как и в 2008 году, выведет остальную часть мира, особенно ЕС и Северную Америку, из глубокой рецессии, являются общими. Тем не менее, за официальными заявлениями Пекина есть признаки того, что десятилетия экономического бума Китая вступают в глубокие проблемы, гораздо более глубокие, чем официально признано. Если это правда, то последствия для остального мира, а также для Китая могут быть серьезными.
Устранение по определению?
1 декабря 2020 года Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин объявил, что Китай достиг цели “искоренения абсолютной нищеты” и стал “умеренно процветающим обществом” до конца 2020 года. На ноябрьском саммите G20 в Эр-Рияде Си хвастался, что это на десять лет опережает крайний срок, установленный повесткой дня Организации Объединенных Наций в Области Устойчивого Развития на период до 2030 года. Однако, как отмечают даже китайские аналитики, у этого достижения есть серьезные вопросы.
Обязательная цель по ликвидации абсолютной бедности к концу 2020 года была включена в 13-й пятилетний план Китая (2016-2020 годы) 23 ноября 2016 года. Теперь впечатляюще, цель объявлена выигранной, и как раз вовремя.
Однако при ближайшем рассмотрении это не так впечатляет. Большая часть бедного населения Китая - это сельские мигранты, живущие в натуральном хозяйстве или другими способами в Центральной и западной частях Китая вдали от процветающих прибрежных провинций. В докладе Национального бюро статистики Китая за 2016 год говорится, что в 2015 году уровень бедности составлял 1,8 процента в высокоразвитых и в значительной степени урбанизированных восточных провинциях Китая; 6,2 процента в центральном Китае и 10 процентов в Западном Китае.
Однако Китай не использует стандарт Всемирного банка, определяющий бедность в стране с доходом выше среднего, а именно для ежедневного дохода в размере 5,50 долл. Он потребляет примерно 1,90 доллара в день, что является нормой для беднейших стран мира. Во-вторых, он говорит только о сельской бедности, игнорируя значительный коэффициент городской бедноты. Если бы Китай использовал определение бедности Всемирного банка вместо 1,7% бедности, то Китай имел бы 17% бедности, что является значительным числом. Учитывая экономические последствия в 2020 году от блокировки коронавируса во всем мире, сегодня число бедных, по-видимому, выше, но не указано.
Действительно, в мае китайский премьер Ли Кэцян на пресс-конференции дал отрезвляющую статистику. Он объявил, что примерно 600 миллионов китайцев, или почти половина населения, зарабатывают на жизнь с ежемесячным доходом в 1000 юаней (150 долларов США) или меньше в 2019 году. Однако за последние два года инфляция всего - от продуктов питания до бытовой техники - часто превышала двузначные цифры. Все это превращает следующий экономический приоритет КПК в мираж.
Стимулирование внутреннего потребления
Истинное состояние бедности и реальных доходов домашних хозяйств сейчас имеет решающее значение, поскольку КПК объявила, что сосредоточится на внутреннем потреблении, чтобы преодолеть потерю экспортных доходов в эпоху COVID, сдвиг, называемый экономикой “двойного обращения”— расширение экспорта и расширение внутреннего потребления. Как Китай будет стимулировать граждан, имеющих менее 150 долларов в месяц, чтобы поднять китайскую экономику? На той же пресс-конференции в мае прошлого года, транслировавшейся по государственному телевидению, Ли Кэцян заявил: “Если человек живет в большом городе, он не может даже платить за квартиру этими деньгами, не говоря уже о том, чтобы тратить их на улучшение своей жизни или покупать эти экспортные продукты, чтобы помочь производителям.”
Еще одна проблема заключается в том, что большой, молодой новый средний класс В недавно построенных мегаполисах, таких как Куньмин, Сиань, Чэнду, Шанхай или бесчисленное множество других с современными квартирами в небоскребах, уже обременен долгами от покупки новых автомобилей в первый раз, а затем покупки квартиры на фоне роста цен на недвижимость. Сейчас появляются первые признаки дефолта по потребительским долгам. Не только американцы погрязли в долгах.
Долговой кризис растет
Когда в сентябре 2008 года разразился мировой финансовый кризис, спровоцированный Lehman Bros. банкротство, китайский Вэнь Цзяибао реализовал ошеломляющий стимул $4 трлн, чтобы сохранить свою экономику несколько стабильной, поскольку мировая торговля ненадолго рухнула. Примерно половина из 4 трлн долл. США была оставлена местным органам власти для привлечения капитала, как правило, через специальные инфраструктурные облигации или займы с местными государственными предприятиями. Это было началом накопления долга, которое сегодня приводит к кризисам местных органов власти и краху многочисленных мелких банков за последние два года, задолго до кризиса короны и торговых санкций США.
Чтобы сохранить свои местные экономические цели после 2008 года, провинциальные партийные чиновники занимались тем, что называется теневым банковским делом, необъявленным, неохраняемым и нерегулируемым Пекином. Это был краткосрочный способ сохранить экономику, сделанный ценой огромного накопления муниципального или провинциального долга, большая часть которого, как сообщается, не была объявлена Пекину. Этот скрытый местный долг растет в неизвестном направлении. Эти так называемые местные государственные финансовые инструменты (Lgfv) долги начали падать в значительных размерах к 2020 году, но многие местные правительства не имели средств для погашения или пролонгации облигаций. По официальным оценкам, гарантированный центральным правительством долг составляет 25,8 триллиона долларов. Из них долг государственных предприятий, таких как ChemChina или Sinopec, составляет 15 триллионов долларов или 95 триллионов юаней. Затем идет долг местных подразделений Коммунистической партии Китая, еще 6,3 триллиона долларов объявленного долга. Вся эта ошеломляющая сумма долга известна и де-факто гарантирована государством.
Проблема возникает с местными “незадекларированными” долгами. Здесь никто не знает правды, так как местные чиновники решили скрыть их, чтобы сохранить свои регионы растущими и, возможно, продвигать свою карьеру в КПК, демонстрируя экономические успехи. По словам Лю Шицзиня, заместителя директора Экономического комитета Китайской Народной политической консультативной конференции, “из исследованных мест это, по крайней мере, не меньше, чем "объявленный долг", а некоторые из них в три раза выше.” Это означало бы дополнительное скрытое бремя местного долга в размере от $6,3 трлн до $ 18,9 трлн.
Это огромная долговая бомба замедленного действия. Это объясняет, почему китайский центральный банк и Государственный Совет Пекина с 2014 года пытаются снять местную долговую бомбу. Стремясь взять под контроль местный скрытый выпуск долговых обязательств, Министерство финансов Пекина 9 декабря 2020 года опубликовало “меры по администрированию выпуска облигаций местных органов власти.” Он пытается решить проблему эмиссии местного долга путем передачи ответственности и выпуска долговых обязательств местному правительству с 1 января. Выпуск и погашение облигаций местного самоуправления осуществляются государственными финансовыми учреждениями органов местного самоуправления. По словам чиновника Xinhua.net, " местный департамент государственных финансов должен эффективно выполнять обязательства по погашению задолженности, своевременно выплачивать основную сумму и проценты по облигациям, а также поддерживать репутацию правительства.” То есть, это теперь ваша местная проблема.
Это огромная перемена. Ранее местные государственные облигации выпускались Пекинским Министерством финансов для местного правительства, а деньги возвращались обратно местному правительству. Если местное правительство оказывалось под угрозой дефолта, вмешивалось центральное. Это новое правило-явная попытка после шести лет признания серьезности местной проблемы скрытого долга центральных властей вокруг Си Цзиньпина остановить эмиссию скрытого долга. Проблема заключается в том, что, поскольку никто не знает, в каких масштабах и в каком объеме строительство было поддержано до сих пор с использованием скрытого долга, этот шаг может легко спровоцировать крупномасштабные муниципальные дефолты, которые в свою очередь могут спровоцировать системный долговой кризис.
В этом контексте, как Пекин будет выполнять свою главную цель стимулирования потребления, особенно в более бедных регионах и провинциях?
Безработица большая
Истинная численность безработных-это дополнительная проблема. Безработные не могут брать кредиты на покупку квартир или новых автомобилей. Центральное правительство сообщает об официальном уровне безработицы в однозначных цифрах, от 6% до 7%, завидном по сравнению со многими странами ОЭСР. Однако, по любопытной аномалии, китайское статистическое управление определяет “безработных” как строго городских безработных. Данные Пекина не включают людей в сельских общинах или большое число из 290 миллионов трудящихся-мигрантов, работающих в строительстве, обрабатывающей промышленности и других низкооплачиваемых рабочих местах. Согласно исследованию 2020 года Чжан Бинь, экономист Китайской Академии Общественных Наук, правительственного аналитического центра, если эти мигранты будут включены, до 80 миллионов человек могли бы быть без работы в конце марта 2020 года, около 10% до 13% рабочей силы, а некоторые частные экономисты оценивают его до 20%.
С уже серьезно высокой безработицей и кредитной системой, навязывающей де-факто дефляцию, трудно понять, как Китай в 2021 году сможет реализовать двойную циркуляцию Си по стимулированию внутреннего потребления и росту экспорта через Шелковый путь. Это происходит на фоне самого быстрого старения населения в мире, которое в 2018 году наблюдало снижение общей численности населения впервые со времен “Большого скачка вперед” Мао в 1960-х годах.
Глобальные последствия вступления китайской экономики в затяжной спад и одновременного кризиса дефолта по долговым обязательствам будут иметь серьезные последствия для мировой экономики. Кроме того, пандемические блокировки по всему ЕС и США ударят по огромной экспортной экономике Китая. Уже есть признаки того, что способность Китая открыть новые экспортные рынки с помощью своей инициативы "Пояс и дорога" - нового экономического Шелкового пути-серьезно подрывается. The December 8 Financial Times Лондон сообщил об исследовании ученых Бостонского университета, которые пришли к выводу, что Коммунистическая партия Китая значительно сократила зарубежные кредиты двух крупнейших государственных банков задолго до коронного кризиса. Они отмечают, что в 2019 году общий объем зарубежных кредитов Банка Развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая составил 4 миллиарда долларов, что значительно ниже рекордных 75 миллиардов долларов в 2016 году. Эти два банка одолжили 462 миллиарда долларов в период с 2008 по 2019 год, в основном для проектов Шелкового пути за рубежом  (нерабочая ссылка) .
Учитывая, что десятки миллиардов прошлых займов таким слабым в финансовом отношении государствам, как Пакистан, Эфиопия, Венесуэла, сейчас находятся на грани дефолта или пересмотра условий сделки, возникает серьезный вопрос, станут ли новые рынки, которые Пекин надеялся завоевать с помощью шелкового пути, долговым Альбатросом для государства в то время, когда оно столкнется с серьезным внутренним долговым кризисом. Китайский экономический коллапс или даже серьезная рецессия - это то, что миру сейчас не нужно.

 

https://journal-neo.org/2021/01/13/can-china-lead-a-world-economic-recovery/