27.10.2018 Рим в долгах и кризисном распутье

 

Владимир Путин принял в Кремле Председателя Совета министров Итальянской Республики Джузеппе Конте, который прибыл в Россию с официальным визитом

Премьер-министр Италии Конте, подвергающий критике введение санкций в отношении России и стремящийся активизировать с ней торговые контакты, после официального визита в Москву утвердил строительство Транс-адриатического газопровода, в то время как итальянский нефтяной гигант Eni выходит из проекта с Роснефтью по добыче газа на шельфе Черного моря в контексте санкций США.

«Более невозможно вмешиваться в этот проект (ТАР), который был запланирован предыдущим правительством и несет в себе контракте обязательства», заявил 26 октября 2018 года премьер-министр Италии Джузеппе Конте, сообщает Reuters https://uk.reuters.com/article/italy-tap-pm-approval/update-1-italy-pm-conte-gives-green-light-to-contested-tap-gas-pipeline-idUKL8N1X6706 Конте уточнил, что препятствование строительству газопровода может стоить Италии "десятки миллиардов евро".

При этом Транс-адриатический газопровод (стоимость – 4,5 млрд. евро) – последнее звено Южного газового коридора стоимостью 45 млрд евро был определен как стратегический проект для евроблока, призванный уменьшить зависимость ЕС от российского газа.

Проект, нацеленный на транспортировку каспийского природного газа на рынки Европы, входит в число основных приоритетов Европы, осуществляющую политику диверсификации маршрутов поставок энергоносителей в целом и в объемных поставках природного газа из Азербайджана, Туркменистана, в частности.

Строительству газопровода активно противодействовало «Движение 5 звезд», которое входит в правящую коалицию Италии.

Ситуации в Италии и ЕС подтолкнули итальянского премьера посетить Москву, а затем утвердить строительство стратегического газопровода ТАР, чтобы не нарушить «контрактных обязательств».

При этом в ходе недавнего визита Конте в Москву было озвучено кардинальное для прояснения положения понятие «гособлигации Италии», и, несмотря на заявления Конте по этому поводу, вероятно, в будущем Фонд национального благосостояния России может приступить к весьма рискованным для Москвы вложениям валютных запасов в госдолг Италии.

Напомним, из-за введенных санкций ЕС, экспорт Италии в Россию, который достиг максимума в 2013 году на отметке 10,8 миллиардов евро, в 2016 году снизился на 37% до 6,8 миллиардов евро.

По итогам визита итальянского премьер-министра в Москву, президент РФ Владимир Путин отметил, что в 2017 году торговля между Италией и Москвой увеличилась на 21%, за первые девять месяцев 2018 года рост дополнительно составил 15%. Путин высказал заинтересованность в совместном проекте. Джузеппе Конте предложил поддержку тех компаний, которые стремятся инвестировать в РФ.

Напомним, РФ - крупнейший поставщик природного газа в Италию, обеспечивающий 35% потребностей страны.

Следует также отметить, что в ходе визитов в Москву и затем в Баку советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон затрагивал вопросы геополитики и геоэнергетики. В частности, в Баку Болтон подтвердил поддержку Вашингтоном проекта «Южный газовый коридор», отметив, что США отводят данному проекту особую роль. Между тем после визита президента Путина в Баку явного политического сближения Москвы и Баку не просматривается.

В этом контексте напомним, что страны Юга ЕС, в отличие от богатых стран Севера также имеют значительное долговое бремя. Госдолг Италии составляет 2,3 трлн. евро, что составляет свыше 130% ВВП и является вторым по величине после Греции https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-26/italy-escapes-a-second-rating-downgrade-a-week-after-moody-s-cut?srnd=premium-europe

Изложенные факты, конфликт популистов у власти в Риме с ЕС связан с тем, что правительство Италии втрое увеличила дефицит бюджеты до 2, 4% (в три раза больше предыдущего целевого показателя), что на деле означает, что Рим претендует взять взаймы на 25 млрд. евро более, нежели ранее оговаривалось сторонами. Еврокомиссия, отвергнув поданный Римом бюджет, дала ему три неделю на его «доработку», утверждая, что он не соответствует правилам еврозоны.

Наряду с этим, решение итальянских властей увеличивает огромный госдолг страны, что уменьшает привлекательность Италии для инвесторов. В этом контексте более высокий процент по правительственным бондам означает и более высокие расходы на оплату процентов, что является проблематичным. Агентство Moody's понизило итальянские долговые обязательства почти до уровня «мусорных».

Пытаясь привлечь к приобретению итальянских облигаций российский Фонд национального благосостояния, итальянцы в ответ могут предложить блокирование евроблоком возможных дальнейших санкций в отношении РФ.

Наряду с этим, в сложных ситуациях и положении, ни у расколотого ЕС, ни у Москвы нет достаточно средств, чтобы спасти от возможного дефолта Италию. В этом контексте, в случае попыток Рима навязать итальянскому обществу отказ от евро, и ЕС и РФ может угрожать даже финансово-экономический кризис https://www.dw.com/ru/комментарий-италия-может-втянуть-ес-и-россию-в-большой-финансовый-кризис/a-46046314

Положение усугубляет тот факт, что ЕЦБ в ноябре завершает программу по приобретению правительственных бондов, и затем сможет приобретать итальянские облигации только, если Рим договорится о программе предоставления госфинансовой поддержки с другими странами-членами еврозоны. Последнее в настоящее время – маловероятно.

Кризисная ситуация на грани дефолта может также подтолкнуть Рим просить финансовой поддержки у ЕС и МВФ, беря на себя требования жесткой экономии и реализации реформ, что едва ли возможно при нынешнем итальянском правительстве.

Изложенные факты подтолкнули премьера Италии Конте к официальному визиту в Москву, а затем и утверждению строительства газопровода ТАР, как звена Южного коридора. Показательно, что в соответствии с Третьим Энергетическим Пакетом «Газпром» может потребовать предоставить ему 50 % емкости указанного газопровода для дальнейшей транспортировки газа через «Турецкий поток», поскольку этот закон евроблока запрещает собственнику газопровода использовать более 50 % его емкости.

 

СПРАВКА:

Транс-адриатический газопровод – финальный отрезок 40-миллиардного Южного газового коридора, который призван доставлять каспийский газ в Италию. Первые поставки газа из Каспийского региона были запланированы на 2020 год, однако противление Рима могло затормозить реализацию этого стратегического проекта для Евросоюза.

Маршрут каспийского газа будет пролегать от Азербайджана через Турцию, Грецию, Албанию и Адриатическое море к югу Италии. Затем газ может доставляться в иные страны евроблока по имеющейся и дорабатываемой газораспределительной системе.

В рамках проекта (стратегически значимого проекта) на первом этапе на европейские рынки будет транспортироваться 10 млрд кубометров природного газа в год с перспективой доведения прокачиваемых объемов до 31 млрд кубометров. Маршрут призван внести реальный ощутимый вклад в энергетическую диверсификацию и образовать новый формат сотрудничества в Евразии. Ощутимую роль в диверсификации с американским вектором призваны сыграть возрастающие объемы поставок СПГ из США и стран-сателлитов в Центральную и Восточную Европу.

Напомним, 29 марта 2018 года президент Азербайджана Алиев запустил Трансанатолийский газопровод (TANAP) как первую нитку проекта Южный газовый коридор, по которому газ будет транспортироваться из Азербайджана в ЕС. TAP протяженностью 870 км будет начинаться в Комотини в Греции и протянется к Апулии в Италии через Албанию. Планы запуска в начале 2020 года TAP, как прогнозируется, будут содействовать строительству новой газовой инфраструктуры не только на Балканах, а через интерконекторы – значительно шире. Большую роль играют скрытые свопы.

Магистральный газопровод призван использоваться для транспортировки газа с месторождения Шах Дениз II из Каспийского бассейна, а затем и из Туркменистана. 

 

https://v-matveev.org/rim-v-dolgax-krizisnom-raspute-proyavlyaet-mnogovektornost-matveev/