31.05.2021 Эрдоган запускает строительство искусственного канала «Стамбул»: выгоды и риски инфраструктурного проекта – дублера Босфора


Объявленное президентом Эрдоганом строительство искусственного канала «Стамбул», параллельно Босфору, будет способствовать увеличению геополитического влияния Турции, которая идет по пути продвижения  хаба, соединяющего Север и Юг, Запад и Восток, и призван приносить экономические выгоды. Реализация инфраструктурного проекта повлечет за собой существенные геополитические изменения в регионе и шире.

Реализация наиболее масштабного инфраструктурного проекта в истории Турции - строительства Kanal Istanbul Projec - начнется в конце июня 2021 года, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган в субботу в Стамбуле, пишет Anadolu.

«Где-то в конце июня мы заложим первый камень в строительство канала Стамбул. Безусловно, есть те, кто обеспокоен этим мегапроектом. Но это не остановит нас», заявил Эрдоган на открытии телебашни в районе Чамлыджа https://www.aa.com.tr/ru

Как сказал Эрдоган, реализация этого проекта повысит стратегическую значимость турецкого мегаполиса, так как через планируемый канал перебросят шесть мостов, а на его берегах построят два города, которые «украсят облик Стамбула».

Столкновения судов на Босфоре ставили под угрозу экологическую ситуацию в регионе.

Новый канал будет подчиняться исключительно турецким законам; внимание также привлекается к «несправедливым», с точки зрения Анкары, правилам пользования судами иностранных государств проливами Босфор и Дарданеллы.

Однако, проект остается еще «многомерным», так как не только наличие крупных инвесторов, а и вопрос окупаемости канала остается спорным. Суть дела в том, что в 2021 году лидирующие банки Турции отказались от финансирования проекта строительства искусственного канала, который призван стать, по сути, альтернативой Босфору. Аргументы: экологические, политические и финансовые риски.

При запуске этого проекта в конце июня 2021 года, его завершение реально планируется на 2027 год. Цена проекта на данный момент оценивается в границах от 9,3 млрд. долларов США – до 14,6 млрд. долларов США, что соизмеримо с затратами на строительство «Северного потока-2».

Задача властей Турции – привлечь международное внимание к выгодам строительства канала Стамбул и найти инвесторов. Натовская Анкара демонстрирует конкурентам, России, что способна подорвать интересы РФ в Черноморско-Каспийском бассейне, через который осуществляются значительные поставки энергоресурсов в Европу.

Напомним, проект 43-километрового искусственного канала призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и небольшое Мраморное моря, которая должна снять существенную долю нагрузки с обмелевшего Босфора. За проход через канал Стамбул Анкара может установить плату. Черное море с Мраморным связывает Босфор, а Дарданеллы соединяют Мраморное море со Средиземным (действие конвенции) https://www.bloomberg.com/news/

Если при реализации проекта можно будет обойти Босфор, однако сложно обойти Дарданеллы.

Реализация проекта Стамбул сделает Босфор менее загруженным и диверсифицирует пути прохода судов. Строители предполагают, что через канал «Стамбул» ежедневно смогут проходить 130-185 кораблей в сутки. Через пролив Босфор, который имеет допустимую пропускную способность в 25 тысяч судов в год, сейчас следуют  около 50 тысяч судов (более 100 в сутки).

Черноморские проливы пропускают порядка 30% российского, 70% казахстанского, и по 100% азербайджанского и туркменского экспорта нефти. По указанному морскому пути отправляется на экспорт и украинская пшеница.

Наряду с этим, канал Стамбул пройдет через четыре озера на европейской стороне города, по сути стирая источники пресной воды. Его строительство, по мнению «зеленых», может нанести вред экосистеме https://europeangreens.eu/

Запуск «Стамбула», даже без выхода Турции из Конвенции Монтрё, кардинально изменит расклад сил на южном фланге РФ, затруднит для Москвы поддержку союзников в том  регионе.

По объективным данным и показателям на данный момент, Анкара едва ли выйдет из конвенции Монтрё, которая предоставляет туркам право контроля над стратегически значимыми Черноморскими проливами, но морское сообщение через искусственный канал Стамбул не будет подпадать под действие конвенции Монтрё https://www.mfa.gov.tr/

Это беспокоит Москву, поскольку страны-члены НАТО смогу вводить в Черное море свои военные корабли в больших количествах с целью противостояния Москве и ее проектам в регионе. В конечном итоге все будет определяться балансом сил, который будет складываться на тот момент в регионе и шире, характера региональных конфликтов и потенциальных войн.

Важно, что такой глобальный игрок, как США, также стремится изменить баланс сил и откорректировать Монтрё для более свободного прохождения своих военных кораблей, авианосцев, столь необходимых США и партнерам "для поддержания изменения баланса сил" в Черноморском регионе.

В этом контексте заинтересованные страны, игроки учитывают, что Анкара не имеет заинтересованности в усилении внерегиональных игроков на Черном море, где в 2020 году Анкара обнаружила крупное нефтегазовое месторождение.

При реализации этого и иных инфраструктурных проектов, наряду с запуском газовых трубопроводов как с российскими, так и западными партнерами через Турцию, Анкара стремится стать хабом, соединяющим Север и Юг, Запад и Восток. Помимо экономической выгоды проект в геополитической плоскости повысит самостоятельность, а также укрепит лидерство Анкары в обновленном геополитическом проекте «Великий Туран-2».

Как я пишу в своей книге Матвеев В.И. «Шторм» над Черноморско-каспийским регионом: КНР и РФ в тисках «Трехморья» и нового «Великого Турана» за завесой коронавируса». - Киев, январь 2021, - в фокусе внимания глобальных игроков в контексте продвижения проектов с одной стороны «Трехморье», а, с другой, - новый «Великий Туран», находятся Черноморско-каспийский регион, Черное море, Крым, https://v-matveev.org/

В широком контексте степень ослабления качества интеграции в Евразии и переформатирования пространства во многом будет зависеть от «оболочки» нового Великого Турана под эгидой Турции и Великобритании, и действий США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приоритетном для Администрации Джозефа Байдена.

«Черноморский регион имеет стратегическое значение для НАТО и всех ее союзников… Мы тесно сотрудничаем с ценными для нас партнерами - Грузией и Украиной. В этой связи НАТО сохраняет значительное присутствие в Черноморском регионе и будет в дальнейшем еще более тесно взаимодействовать с Украиной и Грузией», заявил в декабре 2020 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

СПРАВКА:

  1. Босфор и Дарданеллы соединяют Черное море со Средиземным, и – через Гибралтарский пролив – с Атлантическим океаном, а через Суэцкий канал и Красное море — с Индийским океаном.
  • Президент турции Эрдоган в субботу привлек внимание к значимости новой телебашни, расположенной на самом высоком холме мегаполиса, высота которой вместе с антенной составляет 369 метров. Конструкция телебашни Чамлыджа рассчитана на 9-бальное землетрясение.
 

https://v-matveev.org/erdogan-zapuskaet-stroitelstvo-iskusstvennogo-kanala-stambul-vygody-i-riski-infrastrukturnogo-proekta-dublera-bosfora/