Автор: Oohoo
Геополитика Категория: Oohoo. Хроники Третьей мировой
Просмотров: 2655

2013-2018. Воспользуемся одним из определений автора, характеризуя жанр: философические эссе. Вариации на тему Мастер и Маргарита М.А. Булгакова в теснейшей связи с событиями на ТВД (театр военных действий)  Третьей Мировой. Художественные образы иногда более полно раскрывают социальные взаимосвязи и политическую подоплеку, чем любые пропагандистские и идеологические клише журналистов, публицистов и политологов.

Сюрреализм буквально вторгся в политическую реальность. Приводить в порядок (умиротворять) разум можно либо на природе, либо на образах философических эссе.

21.05.2018 После Бала 30

Проблема, как и двести лет тому назад, в том, что нет публичного осмысления целей и задач внутренней политики. Ну не считать же таким осмыслением чисто бюрократический набор формальных показателей, особенно в части демографии, мало зависящей от любой политики правительства.

На встрече Путина с директором Росархива было анонсировано рассекречивание большого массива исторических документов. Почему именно представители пролондонской олигархии своим сидением на стуле аппаратной власти мешали всем увидеть хотя бы верхний экземпляр этой толстой пачки рукописей, станет ясно позже. Ведь без обнародования хотя бы части таких документов политическая угроза не станет инструментом внешней политики. Ведь только о внешней политике болит нынче голова у лидеров, а внутренняя политика типа сама собой рассосется и наладится, путем чисток и закрутки законодательных гаек.  

12.03.2018 После Бала 29

Мы раньше истолковали смех Творческого духа истории как пугающее по внешней форме, но на деле не страшное событие. И в самом деле, своим историческим посланием Путин никого не испугал и смехом этим никого не удивил. Именно такова была реакция мировой элиты на военную часть послания. Не испугал, потому что речь о восстановлении глобального стратегического паритета, баланса страха как страховки от мировой войны. Не удивил, потому что не особо и скрывали, а кроме того, кто ж из генералов признается.

Дальнейшее развитие пока тоже вполне соответствует нашему истолкованию предмета романа мастера: «О чем, о чем… о ком?» Понтий Пилат – и как исторический персонаж, и как символический образ соответствует власти глобалистов.

09.02.2018 После Бала 28

Фокус с червонцами был разоблачен еще в 1994 году в приложении к «Новой ежедневной газете» в одном из первых толкований Романа как пророчество. Еще подробнее об этом было в «MMIX». Не так уж сложно распознать чубайсовские ваучеры номиналом в 10 тысяч рублей, то есть 10 рублей, червонец позже деноминированных. И цвет, и происхождение оценки с потолка, и обесценивание через некоторое время – все было угадано Автором за семь десятилетий до событий.

Есть ли сегодня повод вспомнить лихие 90-е? Помимо того, что именно Чубайс вдруг снова оказался в фокусе внимания из-за «кремлевского списка». Ну разве что все бенефициары ваучерной приватизации тоже оказались в фокусе внимания и под угрозой разоблачения. Другим совпадением является фактическое повторение событий рубежа 1991/92 годов теперь уже в глобальном масштабе с угрозой гиперинфляции и такими же наглыми фокусами на фондовом рынке.  

17.12.2018 После Бала 27

Действия Воланда – это уже не поведение отдельных политических или культурных сословий, а сюжетные повороты самой истории, проявление ее Творческого духа, разрушающего старое и сотворяющего новое. Есть даже такой публицистический оборот – «насмешка истории». Вообще-то психологическая природа смеха генетически связана со страхом, вернее – с его преодолением. Смешно становится, когда некто или нечто страшное для зрителя оборачивается нестрашным. Например, когда чаплинский Чарли пинает в зад иммиграционного инспектора, и ему за это ничего не будет – зритель, вчерашний иммигрант не может не смеяться.

Поэтому когда Воланд рассмеялся громовым образом, речь идет о неких важных событиях, на первый взгляд для публики страшных, но на самом деле безопасных.

08.11.2017 После Бала 26

 – О чем роман? – Роман о Понтии Пилате. – О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе!

Ответом на двойное «о чем?» может быть уже известное нам двойное истолкование коллективного субъекта, спрятанного Автором под маской Понтия Пилата. Первый вариант в рамках центрального сюжета мировой политики в ХХ веке – это англосаксонская, точнее – недавно возвысившаяся американская власть. Это ведь не первый прокуратор, а пятый. США, Британия, Испания, Византия, Рим – пять империй, контролировавшие мировую торговлю со времен Иудеи.

Второй вариант ответа «о чем?» – в рамках сюжета российской истории ХХ века, который является центральным для мирового сюжета. Поэтому аналогичные субъекты внутри советского руководства являются проекциями, представляющими такие же субъекты мирового сюжета. В российской имперской, а затем советской элите были и есть проевропейская ветвь (аватар Иуда), проатлантическая ветвь (Пилат), еврейская и нацменская интеллигенция (Левий), и в центре – русское ядро (Иешуа). Сюжет их взаимоотношений такой же, как между Германией, США, Израилем и Россией – центрами четырех цивилизаций 

23.10.2017 После Бала 25

 Есть повод обратить внимание читателей «MMIX» и приложений на не так давно, в 2013 году вышедшую книгу И.Амлинской «12 стульев от Михаила Булгакова». Все-таки новое прочтение биографии писателя, не спеша, пробивает дорогу даже среди гуманитарной интеллигенции. Киевский, по ее словам, литературовед весьма доказательно, строго по канонам литературоведения, доказывает, что текст знаменитого плутовского романа И. Ильфа и Е. Петрова на самом деле написан М. Булгаковым. И заодно подтверждает не только существование, но и реальную работу полуподпольного сообщества «мастеров культуры», самым ярким олицетворением которого был именно Булгаков, недосягаемый для рапповской критики.

Один лишь вопрос мешает признанию подлинного авторства: Зачем это было нужно и ему, и его вольным или невольным соавторам? Однако ответ давно уже вычислен на страницах «MMIX – Год Быка», а еще раньше нащупан, но не доведен до логической определенности Бузиновскими в книге «Тайна Воланда». Речь, по всей видимости, идет о тайной операции личной сталинской разведки, в ходе которой Роберто Бартини курировал и окормлял эзотерикой тайное писательское общество «Атон». Однако, не все ученики были способны быстро усвоить символику и тем более выдать на гора хороший текст. Вот и пришлось Булгакову работать за троих, и не единожды. Зато западные партнеры, в том числе эзотерические общества, включавшие европейских «мастеров культуры», были впечатлены и вовлечены в поддержку сталинского заговора против однопартийцев. 

Чем же еще должен заниматься этот коллективный мастер, как не взаимосвязью небесных символов и земных событий?

02.10.2017 После Бала 24

Способ «самоубийства» избран очень простой – всего-навсего выйти из тени и добровольно раскрыть данные о внутренней ситуации, подставить свой «профиль» под лунный свет, то есть аналитический взгляд. Ровно это и происходило в минувшем августе, прошедшем под знаком двух затмений. Сначала подконтрольные олигархам информресурсы широко распространили аналитическую записку одного из им же подконтрольных аналитических центров – о плачевном состоянии сразу нескольких крупных банков. И вслед за этим названные банки, один за другим, были переданы в управление и докапитализированы специальным фондом при Центробанке. Владельцы банков, финансовые олигархи, тем самым были формально лишены права голоса в своих владениях. Однако, все поставленные ими менеджеры остались на своих местах, так что финансово-политическая власть тоже осталась при них. То есть «галлюцинация» сохранила свою силу властного духа, но лишилась голоса, стала молчаливой. Впрочем, в этом смысле есть и еще одно толкование, не противоречащее первому – олигархические СМИ также переданы во временное управление и отражают теперь голос властных администраторов.  

16.04.2017 После Бала 23

Напомню, что у Воланда нет жены, то есть воплощения в людях. Творческий дух Истории обращается к разным сообществам на языке символически значимых событий, требующих осмысления. Есть ли такого рода и масштаба события в наше время? Еще как есть, и более того привязаны эти экзистенциальные угрозы к Страстной неделе в год столетия Великой революции. Да так, что в пятницу многим даже философски и исторически подкованным наблюдателям кажется, что мир на грани гибели в Третьей мировой. Куда уж символичнее и масштабнее? Возможно, и по этой причине былые марксисты и по совместительству либералы на этот раз дружно отметились в соцсетях пасхальными приветствиями: «Воистину воскресе!»

И все же это эмоциональное стремление быть вместе со своим народом в сложные времена не является пока четким ответом на поставленный Провидением вопрос ребром: «у кого вы находитесь?». Другими словами: какая именно высшая инстанция вершит судьбы мира. Или еще проще: «Есть ли Бог?» Или же всем на этом свете заправляют другие могущественные силы, например, так называемый «классовый интерес»? От внутреннего убеждения того или иного наблюдателя и комментатора зависит его прогноз развития событий вокруг горячих точек и в целом мирового кризиса. Если Бога нет, а есть только «классовый интерес», либо «инстинкт власти», то и прогноз пессимистичен. Рано или поздно, но хищные инстинкты элиты и дополняющие их хатаскрайные рефлексы обывателей довели бы этот мир до края пропасти, и пошли бы дальше. И неоткуда взяться удерживающим силам в этом мире, если Бога нет.

14.03.2017 После Бала 22

Встреча двух разорванных половинок целого еще не означает их скорого соединения и исцеления, но шанс на исцеление есть. Период терний тоже займет какое-то историческое время, пока дух философии и душа культуры будут обитать в своем полуподвале, то есть в довольно маргинальной общественной нише. И только после достаточно длительного времени настанет период, когда зерно, упавшее в добрую землю, начнет приносить плоды. И то верно, настоящая вера должна быть глубокой и доброй.  

13.03.2017  После Бала 21

Между восклицаниями Маргариты «Ты, ты, ты…» и «Выпей, выпей…» уместилось 20 строчек и один год реальной жизни. Наверное, это потому, что скрытая за символами Романа притча отражает не политические, а более глубокие сюжеты развития самосознания русской цивилизации. Это в экстравертной Америке самосознание связано с внешней суетой, а в России основа развития – интуиция, глубинные смыслы, проявленные в символах. Потому и не суетится Илья Муромец или Емеля на печи до тех пор, пока не случится в их жизни некое символическое событие, какое-то для наших мест обыкновенное чудо.

Для раскрытия запасов глубинной духовной энергии, позволяющих русскому народу вдруг превратиться из лежебоки-пьяницы в богатыря, вершащего судьбы мира, достаточно интуитивного восприятия самих символов, без истолкования. В этом смысле наше развлечение – расшифровка символов ничего не добавляет. Однако самосознание народа – необходимый этап его развития в философской последней четверти Надлома. А самосознание русского народа невозможно без интуитивного проникновения в притчи русской литературы от самых ее начал. 

12.03.2017 После Бала 20

После завершения американских выборов есть повод вспомнить о параллельном истолковании сюжета азимовской трилогии «Основание». Два года назад мы имели дело только с прогнозом, а теперь уже есть и результат. Проверим, что сбылось и открылось. 

03.12.2016 После Бала 19

После того, как прежней гуманитарной науке в 1930-е годы «отрезали голову», переехали догматичным комсомольским трамваем, обезглавленная корпорация распалась на прагматичные секции. Одни обслуживали интересы финансово-госплановской ветви власти, опирались на столы, как у менял. Другие опирались на идеологический заказ властных администраторов, то есть на стулья. Кстати, в Библии есть престол или трон как символ небесной власти. А стул – это его приземленный аналог. Что же касается двух подоконников, то символическое число два означает мудрость, а подоконник мы уже проассоциировали с подсознанием. Вероятно, речь о сохранившейся только в этой части гуманитарной науки мудрой психологической школе. Почему подоконника было два? Трудно сказать, но кроме психологии сохранилась еще совсем маргинальная школа в лице Л.Гумилева, под видом этнологии изложившего наметки психолого-исторической науки.

03.04.2016 После Бала 18

Можно было бы обойтись и без этого развлечения – в виде длящегося истолкования Романа как пророчества. Политические хитросплетения и так получается распутывать и анализировать, на основе вполне научной модели, без эзотерики и древней символики. Но раз уж в наших руках есть, как выяснилось, путеводитель по этой части мировой культуры, то грех не использовать его для расшифровки библейских символов, а не только изобретенных Автором для иносказательного предсказания наших реалий.

На всякий случай, всё же, дам боле подробное обоснование значения одного из символов в 24 главе – платка как договора или соглашения. Это значение всплыло при толковании 23 главы из контекста, где дамы обернулись партиями (это, кстати, синоним в контексте бала), Фрида с ее повадками оказалась либеральной партией. А убиенный ею двадцать лет назад новорожденный – это обновленный Союз. В жизни придушили младенца с помощью беловежского договора, в иносказании – с помощью платка, белого с синей каемочкой (Белая Вежа – это белый замок, окруженный синей водой). 

08.03.2016 После Бала 17

Наше долгое и успешное истолкование Романа дает ключ к более глубокому, а не поверхностному пониманию смысла евангельских притч и самого Евангелия как Великой Мистерии, а вовсе не сказки о буквальном физическом воскрешении «сына человеческого», то есть смертного.

Все персонажи Романа, как и все персонажи евангельских или иных библейских притч, изображаемые как человеки - суть духи или души больших сообществ, но в силу этого они присутствуют в психике составляющих эти сообщества людей и являются психическими ипостасями разного уровня глубины. Однако, это современные пророки могут облекать притчи в формы художественных произведений, а в античные времена такой главной формой была только Мистерия (и выросший из нее театр). В этом символическом представлении смертные люди не просто играли роли богов, они проживали божественные страсти как земные воплощения.

29.08.2015 После Бала 16

 «Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна» Снова напомню, что если слово встречается в Библии, то и у потомственного богослова Булгакова оно имеет тот же символический смысл.

19.08.2015 После Бала 15

 Вообще, как показал опыт предыдущих забеганий вперед и попыток досрочного истолкования предсказаний – это самый верный способ попасть пальцем в небо. Потому что по законам жанра мистических пророчеств, они не должны быть однозначно поняты вплоть до события, иначе такая определенность может повлиять на действия участников событий, и пророчество не сможет сбыться. Поэтому настоящее пророчество, как в Евангелии, имеет не только скрытый истинный смысл (цельнотканую нижнюю ризу), но и внешние, доступные сознанию смыслы, имеют разные толкования, так что каждой из четырех частей светского политического процесса достается своя собственная внешняя часть риз, свое собственное толкование.

12.04.2015 После Бала 14

 ... посмотрим, не упустили ли мы чего из уже ставших ясными толкований? 

А между тем, даже сама эта форма сокрытия духовного под сатанинским, когда Автор бьет лукавого его же оружием – тоже пророческая, о наших с нами временах...

15.02.2015 После Бала 13

Экспорт заемной мудрости из Европы, не только марксизма, но и либерализма, и национализма тоже – вынудил во время этой долгой зимы русской истории собственно русскую философию бездействовать, отдыхать. Она была не востребована ни властью, ни обществом. А вот сейчас сама ситуация глобального кризиса возлагает на Россию обязанности, которые нельзя выполнить без собственной полноценной философии (не идеологии как упрощенного взгляда на мир ради поиска врагов как оправдания ошибкам). Вот почему извлечение Мастера востребовано именно сейчас. Вот почему Маргарита мечтает о возвращении мудрости в общественные дела. Хотя и с появлением философии, то есть взаимного уважительного общения философов, ее влияние на события не сразу появится и проявится. 

14.02.2015 После Бала 12

Напомню читателям, прежним и новым, что мы в нашем «литературоведческом» анализе исходим из постулата о наличии многотысячелетнего «плана», он же «Книга жизни», который могут подсмотреть внутренним взором пророки или художественные гении. И что каждое истинное произведение литературы и искусства содержит в себе отражение какой-то части этого плана, скрытого в глубинах коллективного бессознательного. Иначе говоря, каждый великий роман имеет в своей сюжетной основе притчу, повествующую об отношениях надличных ипостасей, объединяющих большие сообщества людей. 

08.12.2014 После Бала 11
... речь идет вовсе не о материальных вещах и не о встрече смертных людей в аллее на Патриарших, а о внутренней жизни и переживаниях духовных ипостасей в душе писателя. Вообще, любое по-настоящему художественное произведение литературного гения – это всегда притча, история духа, замаскированная под бытовые или лирические подробности.

До тех пор пока сама культурная публика будет довольствоваться сугубо материальными ценностями или развлекательными суррогатами, «креативом» вместо творчества, нет и не может быть возвращения Мастера, явления Творческого духа.  Есть вещи, которые зависят только от желания человека, в том числе его отношения с Творческим духом Истории. Без воления, без требования почтенной публики об «одной вещи», то есть божественного откровения, не будет и воплощения Творческого духа в Мастера... Воланд, Творческий дух Истории, даже появившись на улицах столичного города и сопровождаемый мистическими происшествиями и проделками  (вещами похуже) свиты, - этот самый всесильный Воланд нуждается в Маргарите... 

21.09.2014 После Бала 10

Ставка Хиллари и ее однопартийцев на мобилизацию цветных меньшинств да еще под исламским соусом, не может не привести именно к такому результату – в университетских кампусах Америки останутся только либеральные идеологические надсмотрщики, а та часть научного сообщества, которая работает головой, а не языком политических доносов, покинет ставшие опасными и негостеприимными Штаты. Это и станет стратегическим поражением Мула, самого могущественного политического сословия в мире, у которого нет будущего и не будет наследников. Вот, что бывает, если недостаточно культурную общественность вовремя не остановить и не перехватить над ней шефство.

03.08.2014 После Бала 09

Творческий дух Истории всего лишь констатирует, что вся столичная общественность, то есть совершенно вся, нынче спорит между собой только по вариантам правого – монархические, просто патриотические, националистические или консервативные политические ценности. Притом что люди, отрицающие эти ценности просто выпадают, не признаются своими, русскими. Была провокация, испытание в мае, когда столичную культурную общественность зазывали на Манежку, сейчас идет похожая провокация по поводу регионального сепаратизма, с тем же нулевым результатом. Есть подозрение, что это будет последняя провокация такого рода, ибо какой смысл испытывать дальше на лояльность, если национализация элит уже в самом разгаре, включая и поправение культурной элиты

В общем именно с этим я и хотел всех нас поздравить. Добро пожаловать в  фарсовый период  нарочитой "непроходимой глупости". Причем не только в стране, но и в мире, где практически полностью сбывается оруэлловский сюжет противостояния трех империй  - европейской, североамериканской и восточноазиатской.

08.06.2014 После Бала 08

 Сама по себе инициатива новой Манежки была ни чем иным как провокацией, то есть испытанием для фрондирующей столичной публики. Вопрос только, кто был инициатором испытания? Воланд говорит «Мы», то есть речь идет о высшей власти исторического случая, который готовы использовать все три ветви земной власти – политические администраторы (Фагот), финансисты (Бегемот) и «чекисты» (Азазелло). Каждому из этих сословий хотелось знать, насколько утомилась и готова к продолжению фронды столичная публика.

03.04.2014 После Бала 07 

В переходный период, до завершения глобальных споров ни о каком скороспелом провозглашении «обновленного Союза» речи не идет. Политическая карта мира остается похожей на прежнюю, чтобы не дразнить гусей. Однако при этом центростремительные силы на постсоветском пространстве наращивают влияние, и достаточно быстро по историческим меркам должно произойти финальное сражение Мула и «Второй Академии». Думаю лет через 10-15 учрежденное нынче состояние «ни мира, ни войны» завершится некоторой определенностью, новыми правилами игры в геополитику. 

02.04.2014 После Бала 06

Последние четыре главы второй книги Трилогии, если наша гипотеза верна, соответствуют периоду 2010-12 годов, когда Россия (Трентор) была не просто в фокусе внимания Мула и американской элиты, но все они орудовали здесь, как у себя дома... Весной-летом 2013 года, пока Кремль был занят разминированием сирийской войны, был осуществлен информационный штурм и политический блицкриг против РАН. В финале главы у Азимова выстрел из бластера уничтожает верхнюю часть символического образа ученого сообщества. При этом налицо также раскол и разногласия между частями американской или, точнее, англо-саксонской элиты. Та часть, которая ближе к масонам, считает, что разрушив ветхую Академию Наук, она наоборот, спасает «Второе Основание», то есть приближает и возрождение Союза, и появление новой науки. Может быть она и права, ибо нельзя влить новое вино научного откровения в старые мехи...

25.03.2014 После Бала 05

 Судя по очень даже символичным совпадением сюжетных линий Трилогии и характера «героев» - движущих сил американской истории, Азимов – тоже один из пророков современности, как и Булгаков для России

20.03.2014 После Бала 04

 Булгаковский Роман – это притча и пророчество о судьбе России, и повороты сюжета, каждое слово отражает отношения между основными общественными силами России, сосредоточенными в Москве. Внешний контекст, даже события в близком Киеве остается на периферии внимания. Аналогично в азимовской Трилогии спрятана притча и пророчество о судьбе американской элиты, но хотя бы в силу экстравертности этой элиты, действие происходит не только и не столько в столице (на Терминусе), а во внешнем политико-экономическом пространстве Галактики, где есть место плоским, типично американским проекциям Киева и Москвы (или Питера, не сразу поймешь). Но начнем мы не с последнего «императора Галактики» на Неотренторе, а с Калгана и Мула. Когда мы в 2009 году впервые обратили внимание на параллели сюжетов Трилогии и американской истории, Обама только-только начинал свое правление...

17.03.2014 После Бала 03

... нам не уйти от обязанности найти в 24 главе символику, которая на важные события указывает. Иначе никакое это не пророчество. Если там что-то похожее на олимпийскую символику? Пожалуй, только кольца в этом фрагменте: «Она глядела, как сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин и как кот ловит их на конец шпаги». Напомню, что символ камина мы опознали как телевидение – такой же экран прямоугольный, где происходит горение – в библейской символике это толкование. И в самом деле именно из «ящика» транслируются всевозможные толкования информации для большей части публики, включая культурную общественность. Сизые кольца имели место быть в телевизионной картинке открытия Олимпиады 

16.03.2014 После Бала 02

 В стародавние времена, когда История только-только начинала быть сложно-сочиненной, заглянуть в скрытые планы богов можно было с помощью пифий и пророков. За тысячи лет скрытый от сознания План превратился в огромный Свиток с массой разделов, героев и «линий жизни». Пророков, наоборот, поубавилось, после Нострадамуса и назвать особо некого, да и пророчества все больше темные и невнятные. Поэтому пришлось зайти с другой стороны – если некий План (или программа глобального развития) все же существует, как вывел беспокойный старик Кант, то где он хранится?

31.03.2013 После Бала. Начало

... все ясно, только если знать, что Бегемот – это аватар и дух сообщества финансовой олигархии, «регент» Коровьев – представляет собой интерес и дух «временно управляющих» от имени власти. Азазелло – дух чекистской корпорации «силовиков», а покойный барон Майгель – бывший дух разрушенной корпорации двурушников-«правозащитников». Ну и Маргарита – тоже вам не девочка, а душа столичной культурной общественности.

2012. ... всякое действительно гениальное произведение содержит в себе притчу – символический сюжет, представляющий собой часть скрытого Плана, той самой Книги Жизни. Осталось только научиться правильно воспринимать и истолковывать эти самые символы. Естественно, что первым кандидатом на символическое истолкование стал тот самый Роман, в первой главе которого главный герой рассказал нам о существовании многотысячелетнего Плана, сославшись при этом именно на Канта. Итогом литературоведческого исследования стал довольно большой труд – «MMIX – Год Быка», а также приложения к нему. Одно из них – «Бал!» посвящено более подробному истолкованию 23 главы Романа, при практически полном совпадении сюжета и расшифрованной символики с перипетиями политического кризиса в России с осени 2011 до лета 2012 года. 

Крест Иешуа.  Офорты Александра Федорова