Автор: Oohoo
Геополитика Категория: Oohoo. Хроники Третьей мировой
Просмотров: 2847

08.03.2016 После Бала 17  

   

 «Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: 

– Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль...»   Фотоиллюстрации «Ретроателье»

17. Романтическая встреча

   Прежде всего, нужно отметить, что заранее, еще 29 августа истолкованное пророчество, связанное с сентябрьским солнечным затмением, в целом сбылось. Восточный ветер эурос в сентябре обернулся именно разрушительным эвроклидоном, когда Европу захлестнул девятый вал «сирийских» беженцев, до сих пор еще грозящий сломать правовые скрепы Евросоюза. Однако же навстречу восточному ветру для Европы соответственно расположению полной луны в момент сентябрьского затмения – для самого Ближнего Востока и для России поднялся западный ветер. Этот ветер тоже символизирует испытания, но несущие воду надежды в виде российского вмешательства в сирийский конфликт.
   После сбывшегося в октябре прогноза и вследствие этого вмешательства в мире и в России произошли кардинальные события. Однако текст иносказаний из 24 главы, где должны были быть указания на эти событий, уж очень компактный. Обнаружить намеки хотя бы на время событий не так просто. Разве что вспомним, что прямые обращения Маргариты к Воланду до сих пор соответствовали религиозным праздникам. Поэтому нам может быть интересно вот это патетическое восклицание:
«Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его: 
- Ты... ты, ты...»
   Символическое число однозначно требует связать это трижды одно слово с Богом, он же Истина. Для меня, как и для читателя, этот момент обращения к Мастеру как одной из божественной ипостасей, то есть как к носителю Истины, психологически сложен. Да, мы уже на протяжении всего долго пути истолкования текста Романа нашли множество подтверждений тому, что Автор, продиктовавший Булгакову этот текст и его подтексты, имел в виду именно иносказание о Втором пришествии Христа, одной из трех ипостасей Бога. Евангельская притча о неразумных девах также символически изображает Второе пришествие как полуночное бдение невест в ожидании жениха.
Кстати, одним из главных знаковых событий для культурной общественности, не только московской, стала мировая премьера «рождественского эпизода» сериала «Шерлок». В этой «викторианской» серии также явно обыгрывается символика встречи невестами полуночного гостя из той же притчи. При этом главная из невест («безобразная» по мнению неразумно ревнивой англичанки) тоже трижды кричит «You, you,you!». Как некий иллюстративный знак это культурное событие нам подходит.
   В отличие от натужно, нарочито «символичных» опусов, претендующих на глубину, булгаковский воздушно легкий текст несет глубокий смысл не только в каждом слове, а в каждой запятой или многоточии… Если прямое обращение к одной из божественных ипостасей связано с религиозным праздником, тогда «Ты… ты, ты…», вполне уместное для обращение к триединому Богу,  вполне может означать череду из трех воплощений одного и того же праздника, причем между первым празднованием 25 декабря и вторым в январе есть и другие праздники, поэтому многоточие, а 6 и 7 января идут друг за другом «через запятую», а потом опять святочное продолжение…
Московская культурная общественность имеет не только православные, но и католические, и лютеранские, и армянские корни, так что все три варианта обращения уместны и в календарном смысле.
   Психологическая сложность принятия такого истолкования у нас с вами возникает из-за сложившегося стереотипа отношения к христианской мифологии именно как с сказке, а не как к пророчеству – причем это отношение и у воцерковленных, и у атеистов. Между тем, именно наше долгое и успешное истолкование Романа дает ключ к более глубокому, а не поверхностному пониманию смысла евангельских притч и самого Евангелия как Великой Мистерии, а вовсе не сказки о буквальном физическом воскрешении «сына человеческого», то есть смертного.
   Все персонажи Романа, как и все персонажи евангельских или иных библейских притч, изображаемые как человеки - суть духи или души больших сообществ, но в силу этого они присутствуют в психике составляющих эти сообщества людей и являются психическими ипостасями разного уровня глубины. Однако, это современные пророки могут облекать притчи в формы художественных произведений, а в античные времена такой главной формой была только Мистерия (и выросший из нее театр). В этом символическом представлении смертные люди не просто играли роли богов, они проживали божественные страсти как земные воплощения.
Избавиться от домыслов и противоречий позволяет только истолкование евангельских страстей как античной Мистерии на материале синкретичной иудейской религии. Мистерии, породившей синтетическую религию христианства. Однако при этом мирской «церкви Петра», пасущей «овец», то есть профанов, доступна для запоминания и воспроизведения лишь внешняя форма Мистерии. Именно поэтому этот Петркамень, вероучительный закон, не способен исказить хранимые им зерна глубокого смысла. Но кроме мирской церкви-зернохранилища с каменным основанием, символически обозначенной как четыре тысячи, насыщенных семью хлебами, Учитель основал и другую экклесию, обозначенную как пять тысяч, насыщенных пятью хлебами и двумя рыбами. Напомню, что 7 означает «закон», а 5 – «тайное знание», 2 – «мудрость» двух Заветов.
Приходится эти сложные и глубокие библейские материи тоже разъяснять в связи с «извлечением Мастера», потому что иначе отдельные читатели начнут спрашивать:
- А где же Он? И как бы нам сугубо физически вложить персты в его раны?
   В этом физическом, сугубо материальном смысле никто, кроме профанов, никогда Воскресения и не ожидал, и не обещал. Это действительно сказки. А вот явление Истины в виде Творческого сообщества, насыщающего культурную общественность новыми глубокими смыслами, символизируется пришествием Мастера, Учителя. Именно для этого физического человека (сына человеческого) – земное воплощение ипостаси Истины для Мистерии пришлось ради спасения учеников распять. Только так они смогли уйти от полупрофанного, синкретического восприятия Мессии как земного царя. И только так хотя бы часть учеников из числа пяти тысяч могла проявить в себе самих эту ипостась Сына Божьего.
   Так и сейчас, Второе пришествие (если, конечно, верить Автору Романа) – это тоже «всего лишь» проявление в немногих людях, ощущающих себя учениками Мастера, способностей воспринимать всю глубину и сложность Истории как Аристотелевой Драмы, Подлунной Мистерии. Число таких людей уже сейчас точно не один и будет умножаться по мере развития новой большой стадии Истории, в которую на наших глазах переходит человечество.
   Напомню, что всякое сообщество есть психолого-исторический процесс, включая культурную надстройку всех цивилизаций, которую для краткости принято наделять именем Человечества. Всякий исторический процесс проходит большие стадии – Подъем, Надлом и Гармонизацию. Все три большие стадии имеют четыре четверти, включая первую, предварительную, протекающую параллельно и сопряженно со второй половиной последней четверти предыдущей большой стадии. Соответственно, узлу 10/11 Подъема (Дно Надлома последней четверти) соответствует первый узел (Пик Подъема) большой стадии Надлома, для процесса Всемирной Истории – это момент необратимого раскола античных элит Римской Империи после разрушения Иерусалима, и высвобождение тем самым новорожденного христианства. Именно этот момент является «вторым пришествием» в рамках полувековой Мистерии первоначального апостольского иудео-христианства. Когда Учитель снова пришел к ученикам, к авторам Апокалипсиса и Евангелий, но только не внешне, а внутренне, как ипостась их собственной психики.
   Соответственно, и сейчас, именно в данный момент Всемирная История проходит узел 20/21 Надлома, тоже узел 16/17 последней четверти Надлома, и тоже – первый узел третьей большой стадии Гармонизации. Начальный узел стадии Подъема – это Адам и Ева (соединение двух первых культурных сообществ и синтез из них протоцивилизации). Начальный узел стадии Надлома – это «второй Адам» и начало освобождения от «грехов Адама», то есть стереотипов стадии Подъема. Начальный узел стадии Гармонизации – это такой же переход к освобождению от «грехов» двухтысячелетней большой стадии Надлома, в том числе от профанного восприятия христианских, библейских ценностей.
Многие читатели и особенно читательницы, наверняка, будут разочарованы таким сугубо философским толкованием внешне романтической встречи «третьего Адама» с его Маргаритой. А как же «Она целовала его в лоб, прижалась к колючей щеке…»? Но кстати «Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал: - Не плачь, Марго, не терзай меня.» Как раз по поводу возможных эмоций.
   Еще раз прошу меня извинить всех, кого данное толкование Романа, как и евангельских притч, не устраивает. Это означает лишь, что мы с вами живем в разных слоях объективной культурной реальности. Большинство пока привержены грубому материализму последней четверти Надлома, а есть даже и такие, кто все еще живет античными и иудейскими ценностями Подъема Всемирной Истории. Но с каждым днем сообщество, олицетворением которого является аватар Мастера будет пополняться и набирать силу, пусть даже в своем подвале, то есть маргинальном информационном и социальном пространстве.
   Но между тем, по размышлении, нашлось объяснение и тому обстоятельству, что полугодовой поток весьма важных событий отражен лишь в очень компактном тексте. Все дело в том, что буквально каждое слово в этом тексте несет ассоциативные связи с другими, уже истолкованными ранее главами Романа. Например, слово «зеленоватый» отсылает нас не только к белорусскому берегу Припяти из концовки 21 главы, где в отсутствии духа Истины отдыхала душа столичного сообщества. Другое употребление этого слова отсылает нас к 12 главе, зеленоватым трубкам на зеркалах сцены Варьете. Само представление однозначно относится к периоду обвальной ваучерной приватизации, когда каждому зрителю с потолка свалилась «десятка». Но ведь и сейчас попытки повторить либеральный вариант приватизации, вернее разговоры об этом – находятся в центре внимания политизированной публики. Однако все же не всей публики и кроме обсуждений и планов, конкретных действий пока не видно. Возможно, поэтому Автор и ограничился лишь косвенным намеком на такое виртуальное повторение истории.
   Однако, это означает, что нам еще есть что поискать даже в столь кратком тексте в виде ассоциаций и реминсценций. 

 

https://oohoo.livejournal.com/199757.html