Автор: Oohoo
Геополитика Категория: Oohoo. Хроники Третьей мировой
Просмотров: 2847

17.03.2014 После Бала 03 

 

 Графика Павла Оринянского

3. Дым кольцами

Самое сложное в толковании притч и пророчеств – не забегать вперед и не пытаться следовать буквальным или упрощенным прочтениям. Некоторые из таких пророчеств (Апокалипсис, Нострадамус) нарочно устроены с двойным дном – сверху ужасы, а в глубинном символическом слое – наоборот. Те, кто верит в торжество смерти, в силу страха, движимы Танатосом, а не Эросом  - гарантированно попадают в эту ловушку, как Наполеон, Гитлер. Или тот же Чубайс в 1999 году дожидался ровно до 11 августа, чтобы выйти в эфир со своим ФЭПом. Тут его и обошли на повороте.
Когда же важные события случаются, толкование пророчества становится легким. А до этого момент не всегда ясно, насколько значимым будет даже запланированное мероприятие. Так, еще за пару месяцев до Сочинской Олимпиады отношение к ней было скептическим – ну, проведут, ну, выступят на троечку с плюсом, хорошо если на 4. Но выступили на пять с плюсом, и плюс в виде мирового шоу в честь России и русской культуры оказался чуть ли не весомее спортивных и организационных баллов. И все это на фоне украинского и глобального кризиса, тоже пока складывающегося удачно для России, тьфу-тьфу.
Вот теперь нам не уйти от обязанности найти в 24 главе символику, которая на эти важные события указывает. Иначе никакое это не пророчество. Если там что-то похожее на олимпийскую символику? Пожалуй, только кольца в этом фрагменте:
«Она глядела, как сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин и как кот ловит их на конец шпаги».
Напомню, что символ камина мы опознали как телевидение – такой же экран прямоугольный, где происходит горение – в библейской символике это толкование. И в самом деле именно из «ящика» транслируются всевозможные толкования информации для большей части публики, включая культурную общественность.
Сизые кольца имели место быть в телевизионной картинке открытия Олимпиады. Символ сигары не встречается ни в Библии, ни в литературном контексте Романа, так что придется толковать его в общекультурном контексте как символ крупного капитала, как правило, американского происхождения или образца. Акцент на американском кольце в церемонии открытия был сделан, но вероятнее другой смысл. Олимпийская корпорация и вообще крупные госкорпорации обеспечили проведение Игр, находясь под контролем, то есть в руках чекистской части политической элиты (аватар – Азазелло).
Что означает шпага, да еще в лапах Бегемота? Во-первых, это оружие, во-вторых – используется внутри камина, то есть в информационном поле. То есть подтверждается уже известное нам толкование шпаги в руках Воланда, она же – исходящий из уст обоюдоострый меч в иных пророчествах. Бегемот – аватар финансовой олигархии, которой принадлежит большая часть СМИ, ловивших каждую новость из Сочи для комментариев и интерпретации в нужном ключе, ну и чтобы заработать на рекламе тоже.
Во время Олимпиады, между церемониями открытия и закрытия все внимание почтенной публики было к спортивным состязанием, а не к культурной общественности столицы (аватар – Маргарита), хотя сама при этом присутствовала. «Ей никуда не хотелось уходить, хотя и было, по ее расчетам, уже поздно. Судя по всему, время  подходило к шести утра». Эту символику мы уже, слегка поспешив, но разобрали. Можно лишь уточнить, что для столичной культурной публики успех Олимпиады выглядел, скорее, как выход из кризиса на пути приобщения к западной цивилизации, где для нее до сей поры восходило солнце. Пора, пора, размежеваться и расстаться с этой властной элитой.
«Воспользовавшись паузой, Маргарита обратилась к Воланду и робко сказала: 
- Пожалуй, мне пора... Поздно».
Пауза в олимпийском представлении действительно имела место с 24 февраля по 6 марта. Именно в этот период в Киеве произошел захват власти прозападными силами, и для московских либералов это тоже был сигнал к робкому, но все же самоопределению. Но было уже действительно поздно.
«- Куда же вы спешите? - спросил Воланд вежливо, но суховато. Остальные промолчали, делая вид, что увлечены сигарными дымными кольцами».
Молчание Путина и всей российской политической элиты действительно было одним из самых показательных эффектов этой многозначительной паузы. Все и в самом деле делали вид, что увлечены исключительно итогами Олимпиады.
Вместо слов политиков заговорил Творческий дух Истории, его мысли и слова воплощены в реальных событиях, говорящих всем и все, как надо – вежливо(!), но суховато. Нужно напоминать кому-либо, что слово «вежливые» стало одним из самых востребованных в СМИ и блогах во время кризисной паузы в связи с событиями в Крыму. Слово «суховато» тоже вполне характеризует эту выдающуюся военно-политическую операцию – совсем без крови, и даже без единого выстрела. Везде бы так.
«- Да, пора, - совсем смутившись от этого, повторила Маргарита и обернулась, как будто ища накидку или плащ. Ее нагота вдруг стала стеснять ее. Она поднялась из-за стола. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат, а Коровьев набросил его Маргарите на плечи». Эту символику мы тоже успели разобрать еще в прошлом году, безотносительно к событиям. Но более точная привязка соответствует реальному психологическому состоянию московской культурной публики. На нее и ее реакцию действительно перестали обращать внимание. И более того, понятия добра и зла (то есть символически – одежда), без которых она уже привыкла обходиться, вдруг понадобились, чтобы сориентироваться в создавшейся ситуации. Если пролистать все написанное записными столичными публицистами и культурными блогерами, то вряд ли найдем что-то, кроме «мы за все хорошее и против всего плохого, обосновать не можем, но власть поддерживать не будем из принципа». Так сказать, встали из-за стола, неплохо их кормившего до сих пор. Обращение к ветхозаветному тезису «не убий» стало временной накидкой. Очень правильное слово у Автора, ну не постоянно же к десяти заповедям обращаться? Только когда нужно спрятаться за одной из них от самих себя.
Почему набросил накидку именно Коровьев – аватар властных администраторов? А разве «марш мира» не по соизволению АП и мэрии состоялся. И разве Макаревич и Ко, кормящиеся за столом у властей, настолько смелые? Нет, конечно.
«- Благодарю вас, мессир, - чуть слышно сказала Маргарита и вопросительно поглядела на Воланда. Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно. Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал».
Такое прямое обращение к Творческому Духу уместно лишь в религиозные праздники. Если это указание на конкретное время, тогда и «поднялась из-за стола» может указывать на начало Великого Поста. Самый заметный из ближайших праздников, обычно отмечаемых московской культурной публикой – это Пурим 16 марта. Но в этом году этот праздник был чуть слышен вовне, но вопрос в глазах публики читается. Тут снова повторяется слово «вежливо», как бы намекая на завершение операции с участием «вежливых людей» в Крыму, при полном равнодушии к мнению этой столичной публики.
Что касается «услуг» культурной общественности на балу, созвучном Болотной, то этой публике и в самом деле несложно почувствовать себя проигравшей и обманутой. Ждать в марте 2014 года награды за антипутинские настроения в 2012-м даже странно.
«А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда. Мимолетная мысль о том, что придется вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния. Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло в Александровском саду? "Нет, ни за что",-- сказала она себе.»
Тут даже особых комментариев не нужно к настроению столичной публики. Символы особняка – возвращения к автаркии советского образца или к верноподданнической монархии, тоже понятны.
«- Всего хорошего, мессир, - произнесла она вслух, а сама подумала: "Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».
Снова прямое обращение, намекающее на религиозный праздник, связанный с прощанием (исходом), возможно, Песах, то есть 15 апреля. Но это опять догадки. Желание выбраться отсюда,  да еще и утопиться, тоже намекает на праздник Исхода. Но кроме библейских ассоциаций, есть и более современные, если связать желание нырнуть в реку с уже случившимся купанием Маргариты в 21 главе. Других купаний у нее не было, и вообще купаний было два, еще у Иванушки в 4 главе.
Полет Маргариты в 21 главе мы разбирали в тексте «MMIX», точно вычислив его направление в сторону Киева. В 24 главе нам встречался такой же намек Бегемота на события другой, 17 главы - «сиживали за столом». Соответственно, направление мечты «выбраться отсюда» вполне совпадает с таким же интересом московской публики времен еще не «коричневой», а только «оранжевой» «революции».
«- Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?»
Опять же, даже насчет событий апреля-мая пока приходится гадать. Но если часть культурной общественности действительно изойдет в сторону Киева или далее к югу и к западу, то лицо московской культурной общественности изменится.
«- Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила  Маргарита, - кроме того, что  если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на  балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, - Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.»
Опять прямое обращение и намек на религиозный праздник скорбного содержания, то есть на православную Пасху, кажется, в этом году 20 апреля. Однако, готовность столичной публики к участию в мероприятиях типа «Болотной», да еще с участием тысяч висельников и убийц, то есть как в Киеве, несколько настораживает. Кроме того, в таком контексте «изменение в лице» угадывается весьма вероятно – от либеральной фронды к националистической, других вариантов нынче и нет.
Пожалуй, на этом предупреждении стоит остановиться, чтобы не залезть в дебри пустых гаданий. Единственное, там дальше будет знаменитое «Никогда ни о чем не просите!» Может быть, речь идет о том, что желания изменившейся столичной публики будут удовлетворены и без всякого бунта? Поживем – увидим!

 

https://oohoo.livejournal.com/163812.html