Автор: Иванов С.С.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 3033

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда Россия стоит перед проблемой национальной модернизации, обращение к основным концепциям политической науки с целью применения на практике наиболее рациональных, выверенных жизнью положений политических программ может способствовать повышению эффективности государственно-правовых институтов в процессе формирования и становления справедливого общественного устройства.

Теория христианского социализма как один из источников политической консолидации нации на основе ее нравственной организации приобретает особую актуальность в нынешней российской общественной жизни, что обусловливает своевременность изучения обозначенной темы. Современная Россия переживает очередную полосу социального реформаторства. В качестве одного из идеологических истоков российских реформ можно назвать и христианский социализм, имеющий вполне устойчивые традиции в отечественной истории.

Исторический опыт теории и практики христианского социализма может быть использован при решении общеполитических проблем развития российского общества, связанных с оптимизацией общественного устройства, формированием национальной идеи, социализацией правовых институтов.

В силу традиционной приверженности России христианским ценностям не исключается их применение в ходе формирования социального правового государства, являющегося важнейшей задачей современного политического процесса. Христианско-социалистическая программа развития общества, предлагаемая русскими и западными мыслителями, содержит ряд концептуальных принципов, основанных прежде всего на этических нормах взаимоотношений личности и общества, и способна дать новый импульс социальной политике.

Христианский социализм, сложившись в качестве религиозно-общественного движения, связанного с определенным нравственным идеалом, постепенно приобрел политическую составляющую, заключающуюся в конкретных гуманистических предложениях социальных преобразований, предлагаемых христианско-социалистическими политическими партиями

и общественными объединениями. В их программы вошли в качестве неотъемлемого элемента такие этические задачи развития общества, как нравственная организация социально-экономической жизни; устройство общества и государства на разумных и справедливых началах органической теории, что подразумевает гармоничное взаимодействие личности и общества; возведение политики на уровень социальной морали; доминирование в экономических отношениях принципов демократии участия, основное условие которой - производственное самоуправление. Очевидно, что все эти положения актуальны и для дня сегодняшнего, поскольку содержат безусловный нравственный потенциал общественного развития.

Становление и развитие христианского социализма связано со стремлением к практическому воплощению в жизнь фундаментальных ценностей христианской культуры на основе новых взаимоотношений личности и общества. С целью обеспечения конституционных прав и свобод личности и достижения гармонии в ее взаимоотношениях с обществом и государством христианскими социалистами выработан целый ряд программных задач:

—возрождение основных ценностей христианской культуры;

- стремление к наиболее возможной в данных исторических условиях гармонии между личностью и обществом на основе организации социального партнерства и сближения социальных статусов граждан через повышение личного и общественного благосостояния,

- оптимизация церковно-государственных отношений;

- осуществление трудового начала христианской морали в социально-экономических отношениях, что предполагает утверждение демократии участия на основе общественного и хозяйственного самоуправления, формирование системы справедливого социального обеспечения.

Все эти задачи, выработанные в процессе развития христианского социализма, не потеряли своей актуальности и для современного этапа трансформации политической системы общества, характеризующегося поиском оптимальной парадигмы справедливого государства.

В качестве главной цели христианского социализма как в России, так и в ряде западноевропейских государств, как правило, ставилось постепенное историческое воплощение персоналистически ориентированного справедливого общественного устройства, способствующего осуществлению христианского общественного идеала. При этом обретение человеком полноты жизни становится одним из условий формирования гражданского общества, что решается в процессе христианской политики. Стремление к эффективному взаимодействию социальных институтов в обществе приобретает первостепенное значение для осознания актуальности христианского социализма как политического феномена в контексте исторического взаимодействия российской и западных цивилизаций.

Основные программные особенности христианского социализма-христианское понимание истории; органическая теория общества; концепция христианской общественности; социальное понимание собственности, власти и общественного положения личности, - выработанные в процессе длительного развития его теории, приобретают новый смысл в условиях российской национальной политико-экономической модернизации общества и государства. Будучи спроецированными на конкретные исторические реалии, эти программные положения способствуют осуществлению прогрессивной стратегии цивилизационного развития общества, так как ориентированы на его духовно-нравственное возрождение.

Благодаря осуществлению христианской политики во многих странах Западной Европы в послевоенный период был взят курс на совершенствование социально-экономических отношений при помощи социально эффективных методов регулирования экономики: субсидиарности, федерализма, христианского синдикализма, ордолиберализма, государственного дирижизма, обеспечивших оптимальное сочетание экономической свободы и социальной справедливости, что может быть вполне применимо и в современной России с учетом ее национальных особенностей.

Дня классической теории христианского социализма характерно преобладание теологической парадигмы политического мышления над социо-центрической, то есть объективные законы исторического процесса осознаются как отражение трансцендентных закономерностей в имманентном пространстве земного мира. Именно этот признак является определяющим для всех основных конфессиональных и социально-исторических форм христианского социализма, что важно для его отграничения от всех иных политических теорий.

Казалось бы, близкое христианскому социализму идейно-политическое и социально-философское движение богостроительства, к которому принадлежали A.A. Богданов, A.M. Горький и A.B. Луначарский, на самом деле качественно от него отличалось тем, что социальные явления подвергались сакрализации, а религия, соответственно, - секуляризации, то есть снижению до уровня светского гуманизма. Иными словами, законы права и политики возводились до религиозно-нравственных норм, противиться которым считалось преступлением. Такой подход, типичный для «религии человекобожия», был чреват смешением норм естественного и позитивного права, злоупотреблением политикой во имя религии и религией во имя политики. Российское богостроительство явилось результатом процессов общей секуляризации мировоззрения и рационализации идеологии, породившим своеобразный социалистический псевдоклерикализм. И хотя В.И. Ленин выражал свое несогласие с богостроителями, на деле марксисты-ленинцы переняли многие особенности религиозной психологии, что подтвердилось преклонением перед авторитетом «отцов-основоположников» марксизма и переориентацией религиозных чувств народных масс на земные цели.

В целом движение богостроительства можно охарактеризовать как утопическую систему псевдохристианского социализма, в которой делается попытка возвести науку, в том числе политику, до религиозного значения, что чревато смешением абсолютного и относительного факторов общественного развития - достаточно актуальной сегодня проблемы, включающей разграничение истинного и ложного подходов к вопросам социалистического преобразования мироустройства.

Программа практического социального действия, предлагаемая христианскими социалистами России и стран Запада для решения общественных проблем, наполнена глубоким гуманистическим смыслом и ориентирована главным образом на нравственную организацию общества, без которой невозможно осуществление духовного прогресса. Актуальность заявленной в данной работе проблематики связана с выявлением значимости теории и практики христианского социализма для современного политического процесса, что, в свою очередь, позволяет осуществить более глубокий анализ программных положений теории христианского социализма в контексте христианской персоналистической политики и придает новизну данному исследованию.

Степень научной разработанности проблемы. В соответствии с выбранной проблематикой в настоящем исследовании рассматривается комплекс философских проблем и ряд социально-политических концепций с проекцией на политическую реальность.

Важнейшую роль для выработки методологии анализа христианского социализма как политического феномена сыграли исследования представителей религиозной философии (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, А. Вебера, М. Вебера, А. Тойнби, О. Шпенглера), рассматривавших историю политической мысли в контексте цивилизационной теории, а следовательно, в единстве основных компонентов культурно-исторической жизни общества-религии, политики, экономики, культуры.

Изыскания сторонников либеральной политической теории К. Поппера и К. Манхейма, отказавшихся от классового подхода в социальном анализе, способствовали выявлению идеологического и утопического аспектов в общественной жизни. Применительно к теории христианского социализма эта методология позволила, в отличие от марксистских подходов, отстаивать многовариантность путей общественного развития и необходимость нравственной ориентации человека в любой социально-исторической ситуации.

Существенное методологическое значение для данного исследования имели работы отечественных политологов: К.С. Гаджиева, А.И. Демидова,

А.Г. Дугина, С.Ю. Наумова, A.C. Панарина, Я.А. Пляйса, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, О.Н. Фомина. Все эти исследователи применяли основные категории и методы политической науки для комплексного изучения теории и практики политики в динамично изменяющемся социокультурном пространстве, что необходимо для познания способов исторического существования человека, обусловливающих конкретные формы миропонимания.

В дореволюционный период в отечественной науке к изучению проблем христианского социализма, как правило, применялся характерный для русской общественной мысли религиозно-философский подход, основанный на традиционалистских установках. В сборниках статей о русской интеллигенции «Вехи» (СПб., 1909) и о русской революции «Из глубины» (М., 1918) впервые наметилось объективное исследование политической трансформации социалистической идеи из теории в практику, рассматривались социально-исторические условия, при которых социализм может стать созидательной силой, способной преобразовать политическую систему общества. Выявлялись также факторы, препятствующие практическому воплощению социалистической идеи в реальной жизни, такие, как неразвитость народного правосознания, маргинализация общества, партийно-политическая разобщенность социалистов.

Изучение вклада отдельных представителей христианского социализма в политическую науку и практику началось в 1901 г. с выступления философа-правоведа П.И. Новгородцева на торжественном заседании психологического общества в память B.C. Соловьева. В его речи «Идея права в философии Вл. Соловьева» отмечалась возможность практической реализации положений теории христианского социализма в политико-правовых трансформациях российского общества и государства.

М.А. Антонович, С. А. Аскольдов, E.H. Трубецкой, П.Б. Струве-современники авторов теории христианского социализма - изучали его конкретные проявления в религиозно-философском контексте, связывая общую традицию русской философии истории с вопросами повышения нравственного уровня, правовой и политической культуры общества, а также возможностью создания христианско-социалистических организаций.

Отдельные вопросы христианского социализма как гуманистического мировоззрения чаще всего рассматривались в контексте историко-философской проблематики, связанной с практической реализацией социалистического идеала в политической организации общества такими зарубежными и отечественными учеными, как К. Каутский, Л. фон Мизес, Р. Пель-ман, Э. Ренан, К. Юнг, Н. Никольский. Формирование христианско-социа-листических объединений исследовалось с учетом революционной ситуации в России, сложившейся на рубеже XIX-XX вв. Это позволяло спрогнозировать тенденции развития христианского социализма на ближайшую

перспективу, сформулировать рекомендации по актуальным проблемам идеологии и политики, выявив место этого политического феномена в идеологическом спектре общества и обозначив его ключевые приоритеты в партийном строительстве.

В противовес процессу усиления правового нигилизма христианскими социалистами именно тогда были сформулированы этические основы христианской политики, способные качественно изменить политическое сознание личности и общества, что, в свою очередь, оказало глубокое воздействие на русскую политическую культуру начала XX в.

Впоследствии проблемы христианского социализма главным образом изучались в русском зарубежье. Исследования проводились представителями религиозно-философской мысли, разделявшими славянофильские воззрения-Н.О. Лосским, К.Н. Мочульским, Ф.А. Степуном, Г.В. Флоров-ским, а также сторонником западнического направления - видным американским советологом А.Л. Яновым. В эмиграции продолжился трагический раскол русской общественности на «славянофилов» и «западников», своего рода «рассечение двуглавого орла» между Западом и Востоком, что привело к политической неопределенности и отсутствию нравственной консолидации русского зарубежья. Однако эти тенденции обошли группировки христианских социалистов, сумевших сохранить и укрепить нравственные основания разработанной ими теории и тем самым обеспечить преемственность ее программных положений в современном мире.

Основоположники марксистского направления рассматривали христианский социализм как «поповский» - реакционное общественное явление, способное развратить рабочее движение и затормозить его развитие. В социально-историческом процессе последовательно сменяли друг друга основные формы христианского социализма, которые классифицировались К. Марксом и Ф. Энгельсом следующим образом: ранний христианский коммунизм, феодальный, мелкобуржуазный, буржуазный и пролетарский (уравнительный и критически-утопический) христианский социализм. Данная классификация в определенной степени сохранила свою значимость и для современной политической науки при условии трансформации классовых политических оценок в более широкий социальный анализ (что, например, наблюдается в работах К. Манхейма). Сегодня марксистская классификация нуждается в ревизии, что связано с трактовкой развития социально-исторических форм христианского социализма с позиций персоналистического социализма.

Негативное отношение В.И. Ленина к социальному христианству, и в частности христианскому социализму, проистекало из его общего отрицания религии. Христианский модернизм лидер партии большевиков считал гораздо опаснее для рабочего движения, чем традиционные формы религиозного культа, а христианский социализм называл худшим видом социализма. Положительный аспект в христианском социализме вождь пролетариата связывал лишь с внутрицерковной оппозицией самодержавию, поддерживающей революционное движение.

A.B. Луначарский первым из марксистов пытался выделить этапы общемирового развития христианского социализма (первоначальный христианский коммунизм, христианско-социалистические ереси в Средние века и в XVI в., различные явления новейшего христианского социализма). Однако чрезмерное стремление к обобщению и агрессивно-богоборческий подход привели к снижению научной значимости как периодизации, так и общих выводов философа-марксиста.

Советские авторы социально-философское творчество русских и западных христианских социалистов исследовали мало и, как правило, с марксистско-ленинских позиций. В работах И.Р. Григулевича, В.З. Зель-цера, Ю.А. Левады, В.А. Малинина, К.Х. Момджяна, М.М. Шейнмана, Л.В. Шкаренкова, построенных на сугубо классовом подходе, игнорируется духовный фактор общественного развития, проводятся идеологические штампы того времени, в силу чего христианские социалисты нередко рассматриваются как нежелательные политические конкуренты коммунистических партий в рабочем движении.

Особого внимания заслуживает труд М.М. Шейнмана, который провел периодизацию развития социально-исторических форм этого идейно-политического течения на основе марксистской методологии и осуществил выборочный анализ его наиболее типичных национальных разновидностей. М.В. Гуляк рассматривал историческое значение конструктивного потенциала теории христианского социализма для проведения демократических реформ политической системы советского общества в ходе «перестройки».

В современной научной литературе изучение христианского социализма чаще всего соединяется с исследованием проблем христианской демократии как более широкого модернистского политического движения, получившего практическую реализацию в западноевропейских обществах. A.A. Амплеевой, Т.Н. Барановой, И.С. Вдовиной, Г.И. Волковым, И.А. Григорьевой, A.B. Дементьевым, Л.И. Лукьяновой, С.Д. Мезенцевым, Л.В. Пономаревой вопросы христианского социализма затрагиваются в контексте рассмотрения общецившшзационных и национальных проблем политического развития европейских стран.

Особый пласт в научной литературе составляют историко-философские труды В.Ф. Асмуса, П.П. Гайденко, Б.Л. Губмана, Л.В. Зайцевой, Е.В. Ивановой, А.Ф. Лосева, С.Д. Мезенцева, В.И. Пантина, Т.Ю. Сидориной, Ф. А. Степуна, Т.Ф. Столяровой, Ю. Шеррер, посвященные изучению жизни и творчества отдельных представителей русского и западного христианского социализма с позиции экзистенциальной диалектики, что позволяет раскрыть роль личностного начала в историческом процессе и формировании политической теории и выявить программные особенности христианского социализма, постулированные в трудах его представителей.

Новая идеологическая оценка христианского социализма с акцентом на выявление глубины содержания этого идейно-политического течения наметилась в работах В.В. Бойкова, изучавшего философию истории Г.П. Федотова в контексте социального христианства; JI.E. Шапошникова, исследовавшего религиозно-философскую феноменологию соборности; И.Б. Роднянской, определившей историко-философское значение творчества С.Н. Булгакова; Т.Ю. Сидоровой, рассмотревшей степень исторической прогностичности русской религиозной философии XIX-XX вв.; В.П. Сидорова, представившего идеологию и движение русского христианского социализма с позиции исторического религиоведения; H.A. Омель-ченко, выявившего историческое значение русского христианского социализма для общественной мысли эмиграции; A.B. Щипкова, связавшего проблему христианского социализма с христианско-демократическим движением в России, его последующей трансформацией в направлении «западничества» и «почвенничества».

Определенный вклад в разработку поставленной проблемы внесли и саратовские ученые. В исследовании «Бегство от России» Н.Г. Козин предложил определение феноменов национального мессианизма и мессианства, а также сформулировал основы православной доктрины собственности, имеющей основополагающее значение и для православия в целом, и для русского христианского социализма в частности. В монографии В.П. Рожкова «Запад и Россия» освещается трактовка B.C. Соловьевым «русской идеи» и дается этическое обоснование концепции христианской общественности и политики в трудах этого философа. В труде B.C. Слобожниковой «Политические идеалы мыслителей России 30-40-х годов XIX века» сделана попытка обрисовать политические концепции христианских социалистов России в контексте общеисторического подхода, связанного с современным прочтением «русской идеи».

Не обошли тему христианского социализма и священнослужители. Протоиерей И. Восторгов (соратник св. Иоанна Кронштадтского, канонизированный Русской Православной Церковью в качестве священномученика) еще в начале XX века провел анализ понятий «христианство» и «социализм», отметив проблематичность их совместимости. Игумен И. Павлов глубоко исследовал политическую и экономическую программы С.Н. Булгакова с религиозно-философских позиций. Священник К. Проскурин стремился найти православные этические ориентиры предпринимательской деятельности в контексте рассмотрения социально-экономических взглядов С.Н. Булгакова. Митрополит Иоанн, сосредоточив внимание на изучении религиозно-философской мысли христианских социалистов русского зарубежья (С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, евразийцев), оценил их творчество с позиции православного фундаментализма. Постулируемые im основы церковного учения о Богоугодной форме государственного устройства оказываются близки философской позиции B.C. Соловьева.

Зарубежные авторы, касаясь проблем христианского социализма, как правило, исследовали это общественное явление в контексте общетеоретических вопросов религиозной философии (К. Каутский, Д. Койген, С. Мар-кевич, Э. Ренан, А. Тойнби, К. Трухлар, М. Турман, Ю. Шеррер, О. Шпенглер, Т. Ярошевский) и экономического развития общества (JI. фон Мизес, Р. Пельман, К. Уэрто де Сото).

Изучение христианско-социалистического движения в национальной практике западноевропейских стран нашло отражение в трудах целого ряда исследователей: Германии (К.Дж. Армбрустер, В. Дайм, Д. Дейтц, Г. Мюллер, Е. Эккерт, Ф. Науманн, Э. Фукс); Франции (Ж. Доменак, Ф. Даб-ри, Ж. Делапорт, Р. Гароди, Г. Ролле, Р. Секретен, М. Винок); Испании (О. Альсага, А.Э. Ориа, А. Рибери, Ф. ЛедесмаГонсалес); Италии (Дж. Кан-делоро, Р. Мурри, Дж. Тониоло); Великобритании (Д.К. Соммервелл, Дж. Корт).

Политологический аспект становления и развития христианско-социалистического движения с позиции системного подхода практически не освещался. Специальных исследований по теории и практике христианского социализма очень мало. Среди них можно отметить труды И.Р. Григулеви-ча, М.В. Гуляка, М.Я. Домнича, В.З. Зельцера, A.B. Щипкова, в той или иной степени затрагивающих общие проблемы генезиса христианского социализма в России и за ее пределами.

В диссертационных исследованиях современных ученых вопросы религиозной философии и социальной этики, в том числе христианского социализма, рассматриваются такими учеными, как В.В. Аверьянов, А.Ф. Гаври-ленков, Э.Е. Гуськова, A.B. Лосев, И.О. Надточий, А.Л. Панищев, В.К. Трофимов, Е.С. Элбакян.

Проблематика христианского социализма, связанная с деятельностью его отдельных представителей, в последние годы освещалась в диссертациях историко-философского характера (Е.П. Алексеева, О.Н. Власкина, Е.А. Волкова, М.Г. Галахтин, A.A. Галямичева, Ж. А. Гумерова; Т.П. Довгий; Н.В. Зайцева; М.Ю. Морозова; И.Ю. Новиченко, H.A. Омельченко, Е.В. Родина, Г-Н. Хзу-стова, Э.А. Шаряпова, A.B. Щипкова, О.Г. Юмашева).

Однако изучение отдельных аспектов поставленной проблемы далеко не исчерпывает ее содержания - тема актуальна для современной Рос-

сии, остро нуждающейся в общенациональной идее, одним из источников которой может стать теория христианского социализма. В контексте современной национальной модернизации весьма перспективными представляются основные направления развития общества, предлагавшиеся христианскими социалистами: формирование социального государства, стремление к демократии участия в производственных отношениях, нравственная организация общественности. Определение и структурирование основных программных положений теории христианского социализма как социально значимого политического явления становится необходимым в силу возможности ее реализации в политике отдельных государств и применения в политическом процессе российской действительности.