Коптская гностическая библиотека: краткое описание содержания кодексов
Иреней, Против ересей
Ипполит, Опровержение всех ересей
Епифаний, Панарион
Климент Александрийский, Строматы
"Строматы" Климента Александрийского
|
Первая книга |
1. Общее предисловие. О стиле, жанре, целях и задачах Стромат. О пользе знания греческой науки и философии. |
1,1 – 21,3 |
2. Греческая философия и наука как начальное образование. |
|
2.1. Об опасности увлечения софистикой. Философия как упражнение для ума. |
22,1 – 58,4 |
2.2. Краткая история греческой философии. |
59,1 – 100,5 |
2.3. Хронология истории древнего мира, включающая в себя различные легендарные сведения из эллинских, римских и иудейских источников. Жизнь Моисея (на основании одноименного сочинения Филона). |
101,1 –179,4 |
3. Заключительные замечания: греки “дети” по сравнению с варварами (cf. Plato, Tim. 22 b). Историческая зависимость греческой философии от варварской мудрости. |
180,1 –182,3 |
Заключительное предложение: конец первой книги Стромат. |
|
|
Вторая книга |
1. Краткие предварительные замечания. |
1,1 – 3,5 |
2. Вера как основание знания. Критика воззрений Василида и Валентина, философские и евангельские представления о вере как основании знания и мудрости. |
4,1 – 96,4 |
3. Цель и смысл человеческой жизни. Идеал “уподобления Богу”, роль аскетизма и самоконтроля, мнения философов о цели человеческой жизни и счастье, высшее благо согласно Платону. |
97,1 – 136,3 |
4. О браке и сексуальной жизни. |
|
4.1 Предварительные замечания. Закон и христианские писания о браке. Краткое заключительное замечание о том, что “об этом достаточно и следует перейти к дальнейшему.” |
137,1 – 147,5 |
|
Третья книга |
Какое-либо предисловие к третьей книге отсутствует. |
|
4.2 Ложные учения о браке гностиков Валентина, Василида и карпокраниан. |
1,1 – 11,2 |
4.3 Критика теорий крайнего аскетизма (Орфей, Гераклит, пифагорейцы, Платон, Маркион и др.) |
12,1 – 24,3 |
4.4 Критика излишней вседозволенности некоторых гностиков, ведущей к разврату. Краткий итог. |
25,1 – 78,5 |
4.5 Христианское учение о браке. |
79,1 – 104,5 |
4.6 Заключение: о важности соблюдения меры и золотой середины во всем. Заключительное предложение: конец третьей книги Стромат. |
105,1 –110,3 |
|
Четвертая книга |
1. Предисловие. План дальнейшего изложения. Климент говорит, что он намеревается далее рассмотреть вопрос о смысле мученичества, а затем перейти к описанию истинного гностика и мудреца. Затем предполагается рассмотреть символизм и остановиться более подробно на греческой философии для того, чтобы показать какую пользу христианин может извлечь из нее. Дается обещание после этого рассмотреть “учение о первопринципах”, а затем перейти к теологии закона, пророков и Евангелия. |
1,1 –3,4 |
2. Замечание о смысле и названии Стромат. |
4,1 –7,4 |
3. Греки и варвары о ценности подлинной доблести и самопожертвования. |
8,1 – 69,4 |
4. Христианское учение о смысле самопожертвования. Критика воззрений Василида и Валентина. Свидетельство Климента Римского. |
70,1 – 117,5 |
5. О том, что женщины, как и мужчины, способны достигнуть совершенства. Примеры из жизни замечательных женщин. |
118,1 – 129,5 |
6. Описание идеального христианина и мудреца – истинного гностика. |
130,1 – 172,3 |
Заключение или заключительные слова отсутствуют. |
|
|
Книга пятая |
1. Вводное предложение: Климент говорит, что описав истинного гностика, он снова переходит к вопросу о вере. |
1,1 |
2. Вера, поиск и знание. |
|
2.1. Гармония знания и веры. |
1,1 – 3,1 |
2.2. Валентин, Василид и Маркион о вере. |
3,2 –4,4 |
2.3. Путь от веры к знанию. Замечание о плагиате эллинов. |
5,1 – 13,4 |
2.4. Вера и надежда. |
14,1 –15,5 |
2.5. О природе небесной сущности и эманации Логоса. |
16,1-8 |
2.6. О поиске, вере и неверии. |
17,1 –18,5 |
3. Символизм и эзотеризм. |
|
3.1. Предварительные замечания: об универсальности символических учений. |
19,1 – 20,2 |
3.2. Египетские письмена. |
19,3 – 21,3 |
3.3. Эллинские оракулы, различные изречения и поэтические выражения. |
21,4 –24,3 |
3.4. Символизм Священного писания |
25,1 – 26,5 |
3.5. Пифагорейский символизм. |
27,1 – 31,5 |
3.6. Замечание об универсальности символизма. |
32,1 |
3.7. Символизм скинии. |
32,2 – 40,3 |
3.8. Египетский символизм. |
41,1 – 43,3 |
3.9. Символическое письмо скифского царя. Анахарсис Скифский. |
44,1-5 |
3.10. Символизм эллинских грамматиков. Этимологии. |
45,1 – 50,2 |
3.11. Аллегории Ветхого и Нового Заветов. Послание Варнавы. |
51,1 – 55,4 |
3.12. О смысле символических учений. Эзотеризм философских школ. |
56,1 – 59,6 |
3.13. Апостольское учение о двух степенях посвящения. |
60,1 – 66,5 |
3.14. Теология: отвлечение от материально как первый шаг на пути богопознания. Различные аргументы о непостижимости и неописуемости Бога, об идеях Платона как мыслях Бога. |
67,1 – 82,3 |
3.15. Знание Бога как откровение. |
83,1 – 88,5 |
Замечание о необходимости более подробно остановиться на вопросе зависимости греческой философии от варварской. |
89,1 |
4. О греческих заимствованиях и заблуждениях. |
|
4.1. Мнения философов. |
90,2 –99,3 |
4.2. Мнения поэтов. Рассуждение прерывается замечаниями о Платоне, числовом символизме и т.д. |
99,4 – 133,6 |
4.3. Заключение: врожденное знание Бога и естественная теология. |
133,7 – 141,3 |
Заключительное предложение, сообщающее о том, что пятая книга на этом заканчивается. |
141,4 |
|
Шестая книга |
Предварительное замечание: о плане шестой и седьмой книг Стромат, упоминание о теории образования, развитой в трех книгах Педагога. |
1,1-4 |
О стиле Стромат. |
2,1-4 |
Замечание о двойственной природе гносиса. |
3,1-3 |
Продолжение: О греческих заимствованиях и заблуждениях: |
|
4.4. О плагиате философов и поэтов. |
4,1 –27,5 |
4.5. О чудесах. |
28,1 – 34,3 |
4.6. Египетские теологи и индийские гимнософисты. |
35,1 – 38,11 |
5. О естественной теологии и справедливости божественного провидения. О единстве откровения и общечеловеческой значимости христианства. Приводится свидетельство из Проповедей Петра, цитируется Валентин и Исидор. Говорится об ограниченности греческой философии и подчеркивается роль наставника в процессе образования. Философия ведет к истинному гносису. |
39,1 – 70,4 |
6. Образ истинного гностика. |
71,1 – 83,2 |
7. Использование гностиком знаний, полученных их различных наук. Числовой символизм, геометрия, музыка, астрономия, диалектика. Значение образования для гностика. |
84,1 – 95,4 |
8. Природа гностическкого знания. Ошибочность еретических воззрений о врожденном знании и невольном грехе. Неутилитарность гносиса. Отношение гностика к семье, гностическая молитва и праведность. |
96,1 – 104,3 |
9. Подобие церковной и небесной иерархий. Канон, небесная обитель покоя. Понятие покоя. |
105,1 – 114,5 |
10. О таинственном смысле писаний. Об использовании философии для обнаружения истины, ограниченность учения всех школ, кроме тех, учение которых основано на апостольском предании. Церковный канон, универсальный характер “языка пророчеств”. |
115,1 – 132,5 |
11. Гностическое толкование десяти заповедей. Числовой символизм. |
133,1 – 148,6 |
12. Заключение: теология и философия. О подражании Богу, правде в самих вещах и суждениях о вещах, вере как основании знания, философии как начальном образовании. Определение разумения. Аргументы в пользу божественного происхождения философии. Философия как развлечение для гностика в свободное от трудов время. Универсальность христианского знания и его общечеловеческая значимость. |
149,1 – 168,3 |
Заключительное предложение: Климент говорит, что портрет истинного гностика им нарисован. Теперь перейдем, говорит он, к его отношению к природе (вероятно, этике), а затем обсудим предметы, связанные с учением о сотворении мира (не сказано, библейским или философским). |
168,4 |
|
Седьмая книга |
1. Вводные замечания. Климент говорит, что он намеревается показать грекам, что гностик воистину благочестив, то есть исполнить обещанное в самом начале пятой книги Стромат. |
1,1 |
2. Идеал гностической жизни. Божественный Логос и его различные функции. Идеал уподобления Богу. Осуждение идолопоклонства. О созерцательной жизни. Этапы совершенствования. |
1,1 – 59,7 |
3. Портрет совершенного мудреца и гностика и описание идеальной созерцательной жизни. |
60,1 – 92,7 |
4. Священное писание и церковное предание – критерии истинности учения. Необходимость им следовать. Критика ложных экзегетов. Итог: авторитет церковной традиции. |
93,1 – 108,2 |
5. Appendix: Аллегория “чистой” и “нечистой” жизни и различие между церковью и еретиками. |
109,1 –110,3 |
6. Заключение. Климент сообщает, что он достаточно сказал об этике, еще раз отмечает особенность стиля Стромат (сравнивая их с рыбным ассорти – вспомним Атенея, см. прим. 18) и обещает перейти к обещанному и новому. |
110,4 – 111,3 |
Заключительное предложение: конец седьмой книги Стромат. |
111,4 |
На этом Строматы заканчиваются. Далее следуют "записные книжки" Климента, которые явно не полны. Восьмая книга начитается с “Однако…"Извлечения из Теодота начинаются сразу с цитаты. |
|
Епифаний, Панарион, первая книга (sect. I–XLVI)
Первое предисловие |
|
Краткое содержание (Anakephalaeosis I) |
|
Второе предисловие |
|
Барбаризм |
I |
Скифы |
II |
Эллины |
III |
Иудаизм |
IV |
Против стоиков |
V |
Платоники |
VI |
Пифагорейцы |
VII |
Эпикурейцы |
VIII |
Иудаизм (продолжение) |
|
Против самаритян |
IX |
Против ессенов |
X |
Против себуэан (Sebuaeans) |
XI |
Против горотеан (Gorothenes, cf. Euseb. HE IV 22, 5) |
XII |
Против доситеан (cf. Euseb. HE IV 22, 5; Ps. Tert. 1, 1) |
XIII |
Против саддукеев |
XIV |
Против книжников |
XV |
Против фарисеев |
XVI |
Против гемеробаптистов (то есть тех, кто крестится каждый день; cf. Euseb. HE IV 22, 7, Justin. Dial. 80) |
XVII |
Против назареян |
XVIII |
Против оссеан (cf. Hipp. IX 13, 2–4, элхаитяне) |
XIX |
Против геродиан |
XX |
О воскресении |
|
Краткое содержание (Anakephalaeosis II) |
|
Против симониан (cf. Iren. I 23; Hipp. VI 7, 1; 18, 1) |
XXI |
Против Менандра (cf. Iren. I 23; Ps. Tert. 1, 2; Tert. De anima 50; Just. Apol. I 26, 4) |
XXII |
Против Сатурнила (Iren. I 23, 5) |
XXIII |
Против Василида (Iren. I 24, 3–6) |
XXIV |
Против николаитян (cf. Iren. I 26, 3; Ps. Tert. 1, 6; Clem.Strom. III 25, 5–7; 26, 6; Tert. Praescr. 33) |
XXV |
Против гностиков или борборитов (личные наблюдения Епифания) |
XXVI |
Против карпократиан (Iren. I 25, 1–5) |
XXVII |
Против керинтиан (cf. Iren. I 26, 1) |
XXVIII |
Против назореан (секция оригинальна, возможно, использовался очерк жизни «терапевтов» Филона в пересказе Евсевия) |
XXIX |
Против эбионитов (эта очень пространная секция, по-видимому, также плод самостоятельной работы Епифания, cf. Iren. I 26, 2; Eus. HE III 27, 1–2; Orig. C. Cels. V 61) |
XXX |
Против валентиниан (цитируется иначе не известное «доктринальное письмо»; Iren. Pref.; I 11, 1–5, etc.) |
XXXI |
Против секундиан (cf. Iren. I 11, 2–5; Clem. Strom. III 5, 1–3) |
XXXII |
Против птолемеан (cf. Iren. 12, 1–3; цитируется «Послание Флоре») |
XXXIII |
Краткое содержание (Anakephalaeosis III) |
|
Против последователей Марка (= Iren. I 13, 1 – 21, 5) |
XXXIV |
Против колорбасиан (= Iren. I 12, 2–4) |
XXXV |
Против гераклеонитов (как это ни странно, Епифаний просто продолжает пересказывать здесь то, что Ириней говорит в заключительном разделе о Марке; все это не имеет отношения к Гераклеону) |
XXXVI |
Против офитов (cf. Iren. I 30, 1–7; Ps. Tert. 2, 1–4; кроме того, содержит новую информацию) |
XXXVII |
Против каинитов (cf. Iren. I 31, 1–2) |
XXXVIII |
Против сетиан (источники не ясны, много новой информации) |
XXXIX |
Против архонтиков (источники не известны, Епифаний уверяет, что общался с этими гностиками сам) |
XL |
Против кердониан (cf. Iren. I 27, 1) |
XLI |
Против маркионитов (подробный анализ канона Маркиона) |
XLII |
Против лукианитов (cf. Ps. Tert. 6, 3; Orig. C. Cels. II 27; Hipp. VII 11) |
XLIII |
Против апеллеан (cf. Hipp. VII 38; Ps. Tert. 6, 4–6; Tert.De anima 23, 3; Adv. Marc. III 11; Iv 17) |
XLIV |
Против севериан (cf. Euseb. HE IV 29, 4–5) |
XLV |
Против последователей Татиана (cf. Iren. I 28, 1; Clem.Strom. III 81, 1–3, etc.) |
XLVI |
Коптская гностическая библиотека: краткое описание содержания кодексов
Номер кодекса и трактата |
Название трактата |
Страницы |
I |
«Кодекс Юнга» |
|
1. |
Молитва апостола Павла (две добавочные страницы) |
|
2. |
Апокрифическое письмо Иакова («послание» Иакова, адресованное какому-то древнему учителю гносиса, возможно, Керинту) |
1–16 |
3. |
Euangelium Veritatis (текст без названия в жанре проповеди, который был озаглавлен по первым словам текста: Евангелие Истины) |
16–43 |
4. |
Речь (Logos) о воскресении, адресованная Регину |
43–50 |
5. |
Tractatus Tripartitus или Трактат о трех природах (философский трактат в трех частях, без названия, поэтому условно названТрехчастным трактатом) |
51–138 |
II |
|
|
1. |
Апокриф Иоанна (пространная версия религиозно-философского трактата, который кроме того сохранился в кодексах III и IV, а также в Papyrus Berolinensis 8502) |
1–32 |
2. |
Евангелие от Фомы (собрание изречений Иисуса, небольшие фрагменты которого сохранились также в двух оксиринхских папирусах: Oxyrhynchus papyri 1, 654, 655) |
32–51 |
3. |
Евангелие от Филиппа (также собрание сентенций различного, в том числе и нехристианского, происхождения) |
51–86 |
4. |
О природе (ипостаси) архонтов (религиозный трактат о происхождении мира и человека в виде диалога между ангелом и вопрошающим, который очевидным образом связан со следующим за ним документом, а также упоминает о книге или книгах Нореи) |
86–97 |
5. |
Анонимный документ, условно названный О происхождении мира,представляющий собой некий компендий гностической космологии, антропологии и эсхатологии, очевидно нехристианский по своему происхождению. |
97–127 |
6. |
Толкование (или экзегесис) о душе (толкование нескольких пассажей из авторитетный текстов, таких как иудейское писание и Гомер, иллюстрирующих центральный гностический миф о падении души и возвращении ее в высший мир) |
127–137 |
7. |
Книга Фомы «Атлета» (диалог между Иудой Фомой и спасителем эсхатологического содержания) |
138–145 |
III |
|
|
1. |
Апокриф Иоанна (краткая версия) |
1–40 |
2. |
Диалог великого невидимого духа или Евангелие Египтян (трактат о смысле гностической жизни, сохранился также в IV кодексе) |
40–69 |
3. |
Письмо «благословенного Евгноста» (также входит в состав Vкодекса (эти две версии существенно различаются); документ дохристианского происхождения, возможно, довольно ранний, излагающий гностическую «эонологию», использован автором следующего за ним трактата) |
70–90 |
4. |
София Иисуса Христа (откровенный текст в диалогической форме, фактически являющийся христианской переработкой Евгноста,поэтому эти два текста в соответствующем томе NHL изданы en face; этот трактат сохранился также в Papyrus Berolinensis 8502) |
90–119 |
5. |
Диалог Спасителя (диалог между воскресшим спасителем, который ни разу не называется Иисусом, и его учениками) |
120–149 |
IV |
(сохранился очень плохо) |
|
1. |
Апокриф Иоанна (пространная версия) |
1–49 |
2. |
Евангелие Египтян (еще один вариант) |
50–81 |
V |
|
|
1. |
Второй (плохо сохранившийся) вариант Письма благословенного Евгноста |
1–17 |
2. |
Апокалипсис Павла (описание небесного путешествия Павла в традиции иудейской апокалиптической литературы) |
17–24 |
3. |
Первый апокалипсис Иакова (в форме диалога со своим братом Иисусом) |
24–44 |
4. |
Второй апокалипсис Иакова (собственно, не апокалипсис, а довольно красочный рассказ о мученичестве Иакова, причем в состав текста включены молитвы и речи) |
44–63 |
5. |
Апокалипсис Адама (откровение Адама Сету о смысле и конце истории, не содержащее никаких эксплицитных указаний на Христа) |
63–85 |
VI |
|
|
1. |
Деяния Петра и двенадцати апостолов (трактат в жанре деяний, не содержащий ничего специфически гностического и представляющий собой комбинацию из нескольких текстов, повествующих о деяниях апостолов) |
1–12 |
2. |
Гром – Совершенный Ум (уникальный документ, представляющий собой речь двуполой Софии в (египетском?) стиле «я есть…» ) |
13–21 |
3. |
Аутентичная (или истинная) доктрина (трактат в жанре проповеди о душе) |
22–35 |
4. |
Мысль (Ноэма) нашей великой силы (христианский трактат апокалиптического содержания) |
36–48 |
5. |
Перевод (пересказ) пассажа из Государства Платона (588a – 589 b) о душе |
48–51 |
6. |
Неизвестный герметический трактат, содержащий рассуждение об огдоаде и эннеаде в виде диалога между Гермесом и его сыном Тотом |
52–63 |
7. |
Молитва благодарения герметического происхождения (греческий вариант которой известен из Papyrus Minaut, а латинский изАсклепия, 41) |
63–65 |
8. |
Асклепий, 21–29. (Еще один герметический текст, фрагмент трактатаСовершенное учение, который дошел до нас только в латинском переводе) |
65–78 |
VII |
|
|
1. |
Парафраз Сема (трактат космогонического содержания) |
1–49 |
2. |
Второй трактат великого Сета (диалог между Иисусом и избранными, причем имя Сета более в тексте не упоминается; трактат полемичен и явно направлен против церковной ортодоксии) |
49–70 |
3. |
Апокалипсис Петра |
70–84 |
4. |
Поучения Силуана (эклектическое собрание афоризмов и поучений, философских, иудейских и христианских) |
84–118 |
5. |
Три столпа (стелы) Сета (текст ритуального характера, созданный под влиянием неоплатонизма) |
118–127 |
VIII |
(не очень хорошо сохранился) |
|
1. |
Зостриан (содержащий подзаголовок: учение истины Зороастра, бога истины), трактат в жанре апокалипсиса о небесном путешествии Зороастра, которое перекликается с десятой книгой ГосударстваПлатона |
1–132 |
2. |
Послание Петра Филиппу |
132–140 |
IX |
(очень фрагментарный) |
|
1. |
Мелхиседек (апокалипсис библейского первосвященника Мелхиседека; более это имя в гностических текстах не упоминается) |
1–27 |
2. |
Ода о Норее или Мысль Нореи (краткий текст без заглавия о первых принципах и плероме) |
27–29 |
3. |
Свидетельство истины (полемический текст, направленный против официальной церкви и ее претензий на исключительное обладание «истиной») |
29–74 |
X |
(очень фрагментарный) |
|
1. |
Марсанес (трактат апокалиптического содержания, об ангелах и других небесных силах, содержащий различные числовые спекуляции, что напоминает сообщение Иринея о последователе Валентина Марке) |
1–68 |
XI |
(плохо сохранившийся) |
|
1. |
Истолкование знания (гносиса) (дидактическое произведение) |
1–21 |
2. |
Анонимный документ (часто называемый Теории валентиниан), содержащий описание плеромы, миф о Софии, а также краткий текст литургической природы (о миропомазании, крещении и евхаристии). |
22–39 |
3. |
Аллоген (Инородец) (откровение Аллогена своему сыну) |
45–69 |
4. |
Hypsiphrone («возвышенного ума»), краткий текст, содержащий откровение некой высшей силы (возможно, Софии) |
69–72 |
XII |
(сохранилось только десять страниц и одиннадцать фрагментов) |
|
1. |
Сентенции Секста (собрание изречений этического содержания, известное также в латинском, сирийском, армянском и грузинском переводах, к гностицизму и христианству отношения не имеющих) |
15–16; 27–34 |
2. |
Фрагменты Евангелия Истины (которое сохранилось в II кодексе) |
|
XIII |
(сохранилось только шестнадцать страниц и несколько фрагментов) |
|
1. |
Trimorphic Protenoia, трактат в трех частях об эманации Промысла или Барбело, который открывается в трех лицах, в виде Отца, Матери и Сына (это известно также из Апокрифа Иоанна) |
35–50 |
2. |
Начало трактата О происхождении мира из II кодекса |
десять строк |
Codex |
Askewianus |
|
1. |
Pistis Sophia (пространный трактат из трех частей в виде диалога между воскресшим Иисусом и его учениками и четвертой, по-видимому, независимой от первых части, также в жанре откровенной литературы) |
|
Codex |
Brucianus |
|
1. |
Две книги Йеу или Книга великого таинственного Логоса (откровение воскресшего Иисуса своим ученикам) |
1–94 |
2. |
Трактат без названия о небесном мире |
95–157 |
Papyrus |
Berolinensis 8502 |
|
1. |
Евангелие от Марии |
7–19 |
2. |
Апокриф Иоанна |
19–76 |
3. |
Премудрость Иисуса Христа (Sophia Jesu Christi) |
77–127 |
4. |
Деяния Петра |
128–141 |
Ириней, Против ересей, книга первая
1. Пространное изложение гностического мифа школы Птолемея (Grande notice) |
1, 1 – 8, 6 |
1.1. История внутри плеромы. Первые принципы |
1, 1 |
1.2. Тридцать эонов |
1, 3 |
1.3. Падение Софии |
2, 1– 2, 6 |
1.4. Гностический экзегесис и ирония Иринея |
3, 1– 3, 6 |
1.5. История за пределами плеромы. Спасение падшей Софии |
4, 1– 4,4 |
1.6. Три природы, история создания космоса, пришествие спасителя и эсхатология (на основе того же текста, что и Excerpta ex Theodoto, 43–65 Климента). |
4, 5 – 7, 5 |
2. Гностическое истолкование прологаЕвангелия от Иоанна и комментарии Иринея |
8, 1–5 |
3. Центон из Гомера и пародия на гностические тексты, рассуждение о правильном теологическом методе |
9, 1 – 10, 3 |
4. Учение Валентина и его школы (доксографический текст) |
11, 1 – 12, 4 |
5. Учение и магическая практика последователя Валентина Марка |
13, 1 – 21, 5 |
6. Правило веры и рассуждение об источнике учения Валентина |
22, 1–2 |
7. Симон Маг |
23, 1–4 |
8. Менандр |
23, 5 |
9. Сатурнин |
24, 1–2 |
10. Василид |
24, 3 – 7 |
11. Карпократ и его школа |
25, 1 – 6 |
12. Керинт |
26, 1 |
13. Эбиониты |
26, 2 |
14. Николаэлиты |
26, 3 |
15. Кердон и Маркион |
27, 1 – 28 |
16. Энкратиты и Татиан |
28, 2 |
17. Барбело-гностики |
29, 1–4 |
18. «Другие» (или офиты) |
30, 1– 14 |
19. Замечание о «Лернской гидре» |
30, 15 |
20. Каиниты |
31, 1 – 2 |
21. Заключение |
31, 3 |
Ипполит, "Опровержение всех ересей"[47]
Книга и глава |
Содержание |
Предполагаемый источник и примечания |
I, 1–16 |
«Физики» |
|
1 |
Фалес |
Cf. Ref. V 9, 13 |
2 |
Пифагор |
Antonius Diogenes (I A.D.) Cf. Marcovich M., Philologus 108 (1964), p. 29–39. Пифагор учился у «египтян» (IV 44–45) |
3 |
Эмпедокл |
Heraclides Lembus (Marcovich) |
4 |
Гераклит |
Heraclides Lembus |
6 |
Анаксимандр |
|
7 |
Анаксимен |
|
8 |
Анаксагор |
|
9 |
Архелай |
|
11 |
Парменид |
|
12 |
Левкипп |
|
13 |
Демокрит |
Демокрит учился у «индийских гимнософистов, египтян, астрологов и магов» (cf. I 24;IV 28–44) |
14 |
Ксенофан |
Sotion (Wendland, Marcovich) |
15 |
Экфант |
|
16 |
Гиппон |
|
17–19 |
«Этики» |
|
18 |
Сократ |
Говорится, что Сократ имел много учеников, но упоминается только Платон. |
19 |
Платон |
«Базовый учебник платонизма» Алкиной (?), Арий Дидим (?) |
20–21 |
«Диалектики» |
|
20 |
Аристотель |
|
21 |
Стоики |
Упоминаются Хрисипп и Зенон (именно в этом порядке) |
22 |
Эпикур |
|
23 |
Академики (скептики) |
Причем оказывается, чтоAkademaike hairesis основан Пирроном и от скептицизма не отличается |
24 |
Брахманы |
24, 2 (некий гностический источник?), 24, 5–6 (киники?) |
25 |
Друиды |
Друидов научил раб Пифагора Замолксис (Ref. I 2, 17; cf. Strom. IV 58, 13; Diog. Laert.VIII 2). Источником этого представления был, скорее всего, Геродот (IV 93). Поэтому они относятся к пифагорейской традиции. |
26 |
Гесиод |
Hesiod., Theogonia, 108–139 |
IV, 1–7 |
«Астрологи» |
Sext. Emp. Adv. Math. V 37–39; 44; 50–61; 64–70; 88–89; 92–93; 95–96; 97–98; 102; 105, etc. |
8–12 |
«Астрономы» |
Какой-то комментарий наТимей Платона |
14 |
«Арифметики» (hoi psephidzontes) |
|
15–27 |
«Астрологи» |
|
28–42 |
«Маги» |
Возможно, трактат о магии Трасимена (Thrasymenes); cf.Ref. VI, 7, 1; IV 32, 3; 35, 5 |
43–44 |
«Египтяне» |
Какой-то неопифагорейский трактат |
46–50 |
Арат |
Гностический (?) комментарий на Арата (cf. IV 47, 1–2; V, 8, 34; 16, 15)[48] |
51, 1–9 |
«Пифагорейцы» |
Cf. Ref. I, 2, 5 –10 |
51, 10–14 |
«Медики» |
Медицинский трактат, cf. Ref.V 17, 11–12 («ператы») |
V, 6–11 |
Наассены |
Изложение включает в себя выдержки из греческой поэзии (Одиссея XXIV 1–12; Poet.Mel. Gr., 985 Page), а также из орфиков (V 2), и Гиппократа (V7, 21) |
12–18 |
Ператы |
Cf. Sext. Emp. in V 13, 3–9; 10–11 |
19–22 |
Сетиане |
|
23–27 |
Юстин Гностик |
«книга Баруха» |
VI, 7–20 |
Apophasis Megale |
Философский трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу, cf. Heraclitus, VI 9, 3 |
21–22 |
Платон |
|
23–28 |
Пифагор |
Гностический (?) пифагорейский трактат или доксография (cf. Ref. VI 24, 4; 25, 1–4; VII 29, 8 – 12) |
29–36 |
Валентин |
Cf. Iren. Adv. Haer. I 1–8 |
37, 1–6 |
Платон |
Неопифагорейское «Второе письмо Платона» (312–314) |
38 |
Последователи Валентина |
Cf. Iren., I 11–12 |
39–54 |
Марк и Колорбас |
Cf. Iren., I 13; 14, 1 – 15, 3; 16, 1–2; 17, 1–2 |
VII, 14–19 |
Аристотель |
В связи с Василидом |
20–27 |
Василид |
|
28 |
Сатурнин и Менандр |
= Iren. I 24 |
29, 1; 30 |
Маркион |
Cf. Empedocles, VII 5 |
29, 2–29 |
Эмпедокл |
Гностический трактат (?) |
31 |
Препон |
|
32 |
Карпократ |
= Iren. I 25 |
33 |
Керинт |
Cf. Iren. I 26, 1 |
34 |
Эбиониты |
Cf. iren. I 26, 2 |
35 |
Теодот Византийский |
|
36, 1 |
Теодот «Мелхидесианин» |
|
36, 3 |
Николай |
Cf. Iren. I 26, 3 |
37 |
Кердон и Луциан |
Cf. Iren. I 27, 1–2 |
38 |
Апеллес |
|
VIII, 8–11 |
Докетисты |
|
12–15 |
Монойм |
VIII 15, 1–2 Monoimi Epist. ad Theophrastum |
16 |
Татиан |
Cf. Iren. I 28, 1 |
17 |
Гермоген |
Cf. Tertull., Adv. Hermogenem |
18 |
Quatrodecimani |
|
19 |
Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла) |
|
20, 1–3 |
Энкратиты |
Сопоставляются с брахманами и киниками |
20, 3 |
Каиниты, офиты, ноахиты |
Cf. Iren. I 31 |
IX, 6 |
Предисловие (ho megistos agon) |
|
7; 10, 9–12 |
Ноэт, Эпигон, Клеомен |
Сравнивается с Гераклитом |
8–10, 8 |
Гераклит |
Какая-то антология со стоическим комментарием |
11–12 |
Каллист |
|
13–17 |
Алкивиад и Элхасиаты |
|
18, 1–2; 30 |
Иудеи |
|
18, 3 – 28, 2 |
Ессены |
Cf. Josephus, |
28, 3–5 |
Фарисеи |
|
29 |
Саддукеи |
|
X, 6–8 |
Epitome philosophorum |
Вероятно Sext. Emp. или их общий источник. Это эпитомэникак не связано с первой книгой. Точно так же, о том, что гностики украли мудрость у философов, не упоминается вообще, не говорится и о связи между философией и варварской мудростью, типа египтян или магов. |
9–29 |
Epitome haereseon |
В основном повторение содержания предыдущих книг, однако, в иной последовательности, иногда с добавлением новой информации |
9 |
Наассены |
|
10 |
Ператы |
|
11 |
Сетиане |
|
12 |
«Симон Маг» |
|
13 |
Валентин и его школа |
|
14 |
Василид |
|
15 |
Юстин Гностик |
|
16 |
Докетисты |
|
17 |
Монойм |
|
18 |
Татиан |
|
19 |
Маркион и Кердон |
|
20 |
Апеллес |
|
21 |
Керинт |
|
22 |
Эбиониты |
|
23 |
Теодот Византийский |
|
24 |
Мелхиседиане |
|
25 |
Фригийцы |
|
26 |
Ноэтиане |
|
27, 1–2 |
Ноэт |
|
27, 3–4 |
Каллист |
|
28 |
Гермоген |
|
29 |
Элхасаитяне |
|
30–31 |
Библейская хронология |
Cf. Hipp., Chronicle |
31–32 |
«Истинное слово» |
|
34 |
Заключение |
Cf. Hipp., De universo, fr. 353 Holl |