Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 556
Краткое описание основных источников

Коптская гностическая библиотека: краткое описание содержания кодексов

Иреней, Против ересей

Ипполит, Опровержение всех ересей

Епифаний, Панарион

Климент Александрийский, Строматы

 

"Строматы" Климента Александрийского


 

 

        Первая книга

1. Общее предисловие. О стиле, жанре, целях и задачах Стромат. О пользе знания греческой науки и философии.

1,1 – 21,3

2. Греческая философия и наука как начальное образование.

 

2.1. Об опасности увлечения софистикой. Философия как упражнение для ума.

22,1 – 58,4

2.2. Краткая история греческой философии.

59,1 – 100,5

2.3. Хронология истории древнего мира, включающая в себя различные легендарные сведения из эллинских, римских и иудейских источников. Жизнь Моисея (на основании одноименного сочинения Филона). 

101,1 –179,4

3. Заключительные замечания: греки “дети” по сравнению с варварами (cf. Plato, Tim. 22 b). Историческая зависимость греческой философии от варварской мудрости.

180,1 –182,3

Заключительное предложение: конец первой книги Стромат.

 

 

Вторая книга

1. Краткие предварительные замечания.

1,1 – 3,5

2. Вера как основание знания. Критика воззрений Василида и Валентина, философские и евангельские представления о вере как основании знания и мудрости.

4,1 – 96,4

3. Цель и смысл человеческой жизни. Идеал “уподобления Богу”, роль аскетизма и самоконтроля, мнения философов о цели человеческой жизни и счастье, высшее благо согласно Платону.

97,1 – 136,3

 

4. О браке и сексуальной жизни. 
 

 

4.1 Предварительные замечания. Закон и христианские писания о браке.

Краткое заключительное замечание о том, что “об этом достаточно и следует перейти к дальнейшему.”

137,1 – 147,5

 

Третья книга

Какое-либо предисловие к третьей книге отсутствует

 

4.2 Ложные учения о браке гностиков Валентина, Василида и карпокраниан.

1,1 – 11,2

4.3 Критика теорий крайнего аскетизма (Орфей, Гераклит, пифагорейцы, Платон, Маркион и др.) 

12,1 – 24,3

4.4 Критика излишней вседозволенности некоторых гностиков, ведущей к разврату. Краткий итог.

25,1 – 78,5

4.5 Христианское учение о браке.

79,1 – 104,5

4.6 Заключение: о важности соблюдения меры и золотой середины во всем.

Заключительное предложение: конец третьей книги Стромат.

105,1 –110,3

 

Четвертая книга

1. Предисловие. План дальнейшего изложения. Климент говорит, что он намеревается далее рассмотреть вопрос о смысле мученичества, а затем перейти к описанию истинного гностика и мудреца. Затем предполагается рассмотреть символизм и остановиться более подробно на греческой философии для того, чтобы показать какую пользу христианин может извлечь из нее. Дается обещание после этого рассмотреть “учение о первопринципах”, а затем перейти к теологии закона, пророков и Евангелия.

1,1 –3,4

 

2. Замечание о смысле и названии Стромат. 
 

4,1 –7,4

3. Греки и варвары о ценности подлинной доблести и самопожертвования. 
 

8,1 – 69,4

4. Христианское учение о смысле самопожертвования. Критика воззрений Василида и Валентина. Свидетельство Климента Римского.

70,1 – 117,5

5. О том, что женщины, как и мужчины, способны достигнуть совершенства. Примеры из жизни замечательных женщин.

118,1 – 129,5

6. Описание идеального христианина и мудреца – истинного гностика.

130,1 – 172,3

Заключение или заключительные слова отсутствуют.

 

 

Книга пятая

1. Вводное предложение: Климент говорит, что описав истинного гностика, он снова переходит к вопросу о вере.

1,1

2. Вера, поиск и знание. 

 

2.1. Гармония знания и веры. 

1,1 – 3,1

2.2. Валентин, Василид и Маркион о вере.

3,2 –4,4

2.3. Путь от веры к знанию. Замечание о плагиате эллинов.

5,1 – 13,4

2.4. Вера и надежда.

14,1 –15,5

2.5. О природе небесной сущности и эманации Логоса.

16,1-8

2.6. О поиске, вере и неверии.  
 

17,1 –18,5

3. Символизм и эзотеризм.

 

3.1. Предварительные замечания: об универсальности символических учений.

19,1 – 20,2

3.2. Египетские письмена.

19,3 – 21,3

3.3. Эллинские оракулы, различные изречения и поэтические выражения.

21,4 –24,3

3.4. Символизм Священного писания

25,1 – 26,5

3.5. Пифагорейский символизм.

27,1 – 31,5

3.6. Замечание об универсальности символизма.

32,1

3.7. Символизм скинии.

32,2 – 40,3

3.8. Египетский символизм.

41,1 – 43,3

3.9. Символическое письмо скифского царя. Анахарсис Скифский.

44,1-5

3.10. Символизм эллинских грамматиков. Этимологии.

45,1 – 50,2

3.11. Аллегории Ветхого и Нового Заветов. Послание Варнавы. 

51,1 – 55,4

3.12. О смысле символических учений. Эзотеризм философских школ. 

56,1 – 59,6

3.13. Апостольское учение о двух степенях посвящения. 

60,1 – 66,5

3.14. Теология: отвлечение от материально как первый шаг на пути богопознания. Различные аргументы о непостижимости и неописуемости Бога, об идеях Платона как мыслях Бога.

67,1 – 82,3

3.15. Знание Бога как откровение.

83,1 – 88,5

Замечание о необходимости более подробно остановиться на вопросе зависимости греческой философии от варварской.

89,1

4. О греческих заимствованиях и заблуждениях.

 

4.1. Мнения философов.

90,2 –99,3

4.2. Мнения поэтов. Рассуждение прерывается замечаниями о Платоне, числовом символизме и т.д.

99,4 – 133,6

4.3. Заключение: врожденное знание Бога и естественная теология.

133,7 – 141,3

Заключительное предложение, сообщающее о том, что пятая книга на этом заканчивается.

141,4

 

 

Шестая книга

Предварительное замечание: о плане шестой и седьмой книг Стромат, упоминание о теории образования, развитой в трех книгах Педагога.

1,1-4

О стиле Стромат.

2,1-4

Замечание о двойственной природе гносиса.

3,1-3

Продолжение: О греческих заимствованиях и заблуждениях:

 

4.4. О плагиате философов и поэтов. 

4,1 –27,5

4.5. О чудесах.

28,1 – 34,3

4.6. Египетские теологи и индийские гимнософисты.

35,1 – 38,11

5. О естественной теологии и справедливости божественного провидения. О единстве откровения и общечеловеческой значимости христианства. Приводится свидетельство из Проповедей Петра, цитируется Валентин и Исидор. Говорится об ограниченности греческой философии и подчеркивается роль наставника в процессе образования. Философия ведет к истинному гносису.

39,1 – 70,4 
 

6. Образ истинного гностика. 

71,1 – 83,2

7. Использование гностиком знаний, полученных их различных наук. Числовой символизм, геометрия, музыка, астрономия, диалектика. Значение образования для гностика.

84,1 – 95,4 

8. Природа гностическкого знания. Ошибочность еретических воззрений о врожденном знании и невольном грехе. Неутилитарность гносиса. Отношение гностика к семье, гностическая молитва и праведность.

96,1 – 104,3

 

9. Подобие церковной и небесной иерархий. Канон, небесная обитель покоя. Понятие покоя.

105,1 – 114,5

10. О таинственном смысле писаний. Об использовании философии для обнаружения истины, ограниченность учения всех школ, кроме тех, учение которых основано на апостольском предании. Церковный канон, универсальный характер “языка пророчеств”.

115,1 – 132,5

11. Гностическое толкование десяти заповедей. Числовой символизм.

133,1 – 148,6

12. Заключение: теология и философия. О подражании Богу, правде в самих вещах и суждениях о вещах, вере как основании знания, философии как начальном образовании. Определение разумения. Аргументы в пользу божественного происхождения философии. Философия как развлечение для гностика в свободное от трудов время. Универсальность христианского знания и его общечеловеческая значимость.

149,1 – 168,3

Заключительное предложение: Климент говорит, что портрет истинного гностика им нарисован. Теперь перейдем, говорит он, к его отношению к природе (вероятно, этике), а затем обсудим предметы, связанные с учением о сотворении мира (не сказано, библейским или философским).

168,4

 

Седьмая книга

1. Вводные замечания. Климент говорит, что он намеревается показать грекам, что гностик воистину благочестив, то есть исполнить обещанное в самом начале пятой книги Стромат.

1,1 

 

2. Идеал гностической жизни. Божественный Логос и его различные функции. Идеал уподобления Богу. Осуждение идолопоклонства. О созерцательной жизни. Этапы совершенствования.

1,1 – 59,7 

3. Портрет совершенного мудреца и гностика и описание идеальной созерцательной жизни.

60,1 – 92,7

4. Священное писание и церковное предание – критерии истинности учения. Необходимость им следовать. Критика ложных экзегетов. Итог: авторитет церковной традиции.

93,1 – 108,2

5. Appendix: Аллегория “чистой” и “нечистой” жизни и различие между церковью и еретиками.

109,1 –110,3

6. Заключение. Климент сообщает, что он достаточно сказал об этике, еще раз отмечает особенность стиля Стромат (сравнивая их с рыбным ассорти – вспомним Атенея, см. прим. 18) и обещает перейти к обещанному и новому. 

110,4 – 111,3

Заключительное предложение: конец седьмой книги Стромат.

111,4

На этом Строматы заканчиваются. Далее следуют "записные книжки" Климента, которые явно не полны. Восьмая книга начитается с “Однако…"Извлечения из Теодота начинаются сразу с цитаты.

 

 

 

Епифаний, Панарион, первая книга (sectI–XLVI) 

Первое предисловие

 

Краткое содержание (Anakephalaeosis I)

 

Второе предисловие

 

Барбаризм

I

Скифы

II

Эллины

III

Иудаизм

IV

Против стоиков

V

Платоники

VI

Пифагорейцы

VII

Эпикурейцы

VIII

Иудаизм (продолжение)

 

Против самаритян

IX

Против ессенов

X

Против себуэан (Sebuaeans)

XI

Против горотеан (Gorothenes, cf. Euseb. HE IV 22, 5)

XII

Против доситеан (cf. Euseb. HE IV 22, 5; PsTert. 1, 1)

XIII

Против саддукеев

XIV

Против книжников

XV

Против фарисеев

XVI

Против гемеробаптистов (то есть тех, кто крестится каждый день; cf. Euseb. HE IV 22, 7, Justin. Dial. 80)

XVII

Против назареян

XVIII

Против оссеан (cf. Hipp. IX 13, 2–4, элхаитяне)

XIX

Против геродиан

XX

О воскресении

 

Краткое содержание (Anakephalaeosis II)

 

Против симониан (cf. Iren. I 23; HippVI 7, 1; 18, 1)

XXI

Против Менандра (cf. Iren. I 23; Ps. Tert. 1, 2; Tert. De anima 50; Just. Apol. I 26, 4)

XXII

Против Сатурнила (Iren. I 23, 5)

XXIII

Против Василида (Iren. I 24, 3–6)

XXIV

Против николаитян (cf. Iren. I 26, 3; Ps. Tert. 1, 6; Clem.Strom. III 25, 5–7; 26, 6; Tert. Praescr. 33)

XXV

Против гностиков или борборитов (личные наблюдения Епифания)

XXVI

Против карпократиан (Iren. I 25, 1–5)

XXVII

Против керинтиан (cf. Iren. I 26, 1)

XXVIII

Против назореан (секция оригинальна, возможно, использовался очерк жизни «терапевтов» Филона в пересказе Евсевия)

XXIX

Против эбионитов (эта очень пространная секция, по-видимому, также плод самостоятельной работы Епифания, cf. Iren. I 26, 2; Eus. HE III 27, 1–2; Orig. C. Cels. V 61)

XXX

Против валентиниан (цитируется иначе не известное «доктринальное письмо»; Iren. Pref.; I 11, 1–5, etc.)

XXXI

Против секундиан (cf. Iren. I 11, 2–5; Clem. Strom. III 5, 1–3)

XXXII

Против птолемеан (cf. Iren. 12, 1–3; цитируется «Послание Флоре»)

XXXIII

Краткое содержание (Anakephalaeosis III)

 

Против последователей Марка (= Iren. I 13, 1 – 21, 5)

XXXIV

Против колорбасиан (= Iren. I 12, 2–4)

XXXV

Против гераклеонитов (как это ни странно, Епифаний просто продолжает пересказывать здесь то, что Ириней говорит в заключительном разделе о Марке; все это не имеет отношения к Гераклеону)

XXXVI

Против офитов (cf. Iren. I 30, 1–7; Ps. Tert. 2, 1–4; кроме того, содержит новую информацию)

XXXVII

Против каинитов (cf. Iren. I 31, 1–2)

XXXVIII

Против сетиан (источники не ясны, много новой информации)

XXXIX

Против архонтиков (источники не известны, Епифаний уверяет, что общался с этими гностиками сам)

XL

Против кердониан (cf. Iren. I 27, 1)

XLI

Против маркионитов (подробный анализ канона Маркиона)

XLII

Против лукианитов (cf. Ps. Tert. 6, 3; Orig. C. Cels. II 27; Hipp. VII 11)

XLIII

Против апеллеан (cf. Hipp. VII 38; Ps. Tert. 6, 4–6; Tert.De anima 23, 3; Adv. Marc. III 11; Iv 17)

XLIV

Против севериан (cf. Euseb. HE IV 29, 4–5)

XLV

Против последователей Татиана (cf. Iren. I 28, 1; Clem.Strom. III 81, 1–3, etc.)

XLVI

 

 

Коптская гностическая библиотека: краткое описание содержания кодексов 

 

Номер кодекса и трактата

Название трактата

Страницы

I

«Кодекс Юнга»

 

1.

Молитва апостола Павла (две добавочные страницы)

 

2.

Апокрифическое письмо Иакова («послание» Иакова, адресованное какому-то древнему учителю гносиса, возможно, Керинту)

1–16

3.

 Euangelium Veritatis (текст без названия в жанре проповеди, который был озаглавлен по первым словам текста: Евангелие Истины)

16–43

4.

Речь (Logos) о воскресении, адресованная Регину

43–50

5.

Tractatus Tripartitus или Трактат о трех природах (философский трактат в трех частях, без названия, поэтому условно названТрехчастным трактатом)

51–138

II

 

 

1.

Апокриф Иоанна (пространная версия религиозно-философского трактата, который кроме того сохранился в кодексах III и IV, а также в Papyrus Berolinensis 8502)

1–32

2.

Евангелие от Фомы (собрание изречений Иисуса, небольшие фрагменты которого сохранились также в двух оксиринхских папирусах: Oxyrhynchus papyri 1, 654, 655)

32–51

3.

Евангелие от Филиппа (также собрание сентенций различного, в том числе и нехристианского, происхождения)

51–86

4.

О природе (ипостаси) архонтов (религиозный трактат о происхождении мира и человека в виде диалога между ангелом и вопрошающим, который очевидным образом связан со следующим за ним документом, а также упоминает о книге или книгах Нореи)

86–97

5.

Анонимный документ, условно названный О происхождении мира,представляющий собой некий компендий гностической космологии, антропологии и эсхатологии, очевидно нехристианский по своему происхождению.

97–127

6.

Толкование (или экзегесис) о душе (толкование нескольких пассажей из авторитетный текстов, таких как иудейское  писание и Гомер, иллюстрирующих центральный гностический миф о падении души и возвращении ее в высший мир)

127–137

7.

Книга Фомы «Атлета» (диалог между Иудой Фомой и спасителем эсхатологического содержания)

138–145

III

 

 

1.

Апокриф Иоанна (краткая версия)

1–40

2.

Диалог великого невидимого духа или Евангелие Египтян (трактат о смысле гностической жизни, сохранился также в IV кодексе)

40–69

3.

Письмо «благословенного Евгноста» (также входит в состав Vкодекса (эти две версии существенно различаются); документ дохристианского происхождения, возможно, довольно ранний, излагающий гностическую «эонологию», использован автором следующего за ним трактата)

70–90

4.

София Иисуса Христа (откровенный текст в диалогической форме, фактически являющийся христианской переработкой Евгноста,поэтому эти два текста в соответствующем томе NHL изданы en face; этот трактат сохранился также в Papyrus Berolinensis 8502)

90–119

5.

Диалог Спасителя (диалог между воскресшим спасителем, который ни разу не называется Иисусом, и его учениками)

120–149

IV

(сохранился очень плохо)

 

1.

Апокриф Иоанна (пространная версия)

1–49

2.

Евангелие Египтян (еще один вариант)

50–81

V

 

 

1.

Второй (плохо сохранившийся) вариант Письма благословенного Евгноста

1–17

2.

Апокалипсис Павла (описание небесного путешествия Павла в традиции иудейской апокалиптической литературы)

17–24

3.

Первый апокалипсис Иакова (в форме диалога со своим братом Иисусом)

24–44

4.

Второй апокалипсис Иакова (собственно, не апокалипсис, а довольно красочный рассказ о мученичестве Иакова, причем в состав текста включены молитвы и речи)

44–63

5.

Апокалипсис Адама (откровение Адама Сету о смысле и конце истории, не содержащее никаких эксплицитных указаний на Христа)

63–85

VI

 

 

1.

Деяния Петра и двенадцати апостолов (трактат в жанре деяний, не содержащий ничего специфически гностического и представляющий собой комбинацию из нескольких текстов, повествующих о деяниях апостолов)

1–12

2.

Гром – Совершенный Ум (уникальный документ, представляющий собой речь двуполой Софии в (египетском?) стиле «я есть…» )

13–21

3.

Аутентичная (или истинная) доктрина (трактат в жанре проповеди о душе)

22–35

4.

Мысль (Ноэма) нашей великой силы (христианский трактат апокалиптического содержания)

36–48

5.

Перевод (пересказ) пассажа из Государства Платона (588a – 589 b) о душе

48–51

6.

Неизвестный герметический трактат, содержащий рассуждение об огдоаде и эннеаде в виде диалога между Гермесом и его сыном Тотом

52–63

7.

Молитва благодарения герметического происхождения (греческий вариант которой известен из Papyrus Minaut, а латинский изАсклепия, 41)

63–65

8.

Асклепий, 21–29. (Еще один герметический текст, фрагмент трактатаСовершенное учение, который дошел до нас только в латинском переводе)

65–78

VII

 

 

1.

Парафраз Сема (трактат космогонического содержания)

1–49

2.

Второй трактат великого Сета (диалог между Иисусом и избранными, причем имя Сета более в тексте не упоминается; трактат полемичен и явно направлен против церковной ортодоксии)

49–70

3.

Апокалипсис Петра

70–84

4.

Поучения Силуана (эклектическое собрание афоризмов и поучений, философских, иудейских и христианских)

84–118

5.

Три столпа (стелы) Сета (текст ритуального характера, созданный под влиянием неоплатонизма)

118–127

VIII

(не очень хорошо сохранился)

 

1.

Зостриан (содержащий подзаголовок: учение истины Зороастра, бога истины), трактат в жанре апокалипсиса о небесном путешествии Зороастра, которое перекликается с десятой книгой ГосударстваПлатона

1–132

2.

Послание Петра Филиппу

132–140

IX

(очень фрагментарный)

 

1.

Мелхиседек (апокалипсис библейского первосвященника Мелхиседека; более это имя в гностических текстах не упоминается)

1–27

2.

Ода о Норее или Мысль Нореи (краткий текст без заглавия о первых принципах и плероме)

27–29

3.

Свидетельство истины (полемический текст, направленный против официальной церкви и ее  претензий на исключительное обладание «истиной»)

29–74

X

(очень фрагментарный)

 

1.

Марсанес (трактат апокалиптического содержания, об ангелах и других небесных силах, содержащий различные числовые спекуляции, что напоминает сообщение Иринея о последователе Валентина Марке)

1–68

XI

(плохо сохранившийся)

 

1.

Истолкование знания (гносиса) (дидактическое произведение)

1–21

2.

Анонимный документ (часто называемый Теории валентиниан), содержащий описание плеромы, миф о Софии, а также краткий текст литургической природы (о миропомазании, крещении и евхаристии).

22–39

3.

Аллоген (Инородец) (откровение Аллогена своему сыну)

45–69

4.

Hypsiphrone («возвышенного ума»), краткий текст, содержащий откровение некой высшей силы (возможно, Софии)

69–72

XII

(сохранилось только десять страниц и одиннадцать фрагментов)

 

1.

Сентенции Секста (собрание изречений этического содержания, известное также в латинском, сирийском, армянском и грузинском переводах, к гностицизму и христианству отношения не имеющих)

15–16; 27–34

2.

Фрагменты Евангелия Истины (которое сохранилось в II кодексе)

 

XIII

(сохранилось только шестнадцать страниц и несколько фрагментов)

 

1.

Trimorphic Protenoia, трактат в трех частях об эманации Промысла или Барбело, который открывается в трех лицах, в виде Отца, Матери и Сына (это известно также из Апокрифа Иоанна)

35–50

2.

Начало трактата О происхождении мира из II кодекса

десять строк

Codex

Askewianus

 

1.

Pistis Sophia (пространный трактат из трех частей в виде диалога между воскресшим Иисусом и его учениками и четвертой, по-видимому, независимой от первых части, также в жанре откровенной литературы)

 

Codex

Brucianus

 

1.

Две книги Йеу или Книга великого таинственного Логоса (откровение воскресшего Иисуса своим ученикам)

1–94

2.

Трактат без названия о небесном мире

95–157

Papyrus

Berolinensis 8502

 

1.

Евангелие от Марии

7–19

2.

Апокриф Иоанна

19–76

3.

Премудрость Иисуса Христа (Sophia Jesu Christi)

77–127

4.

Деяния Петра

128–141

 

 

Ириней, Против ересей, книга первая   

 

1. Пространное изложение гностического мифа школы Птолемея (Grande notice)

1, 1 – 8, 6

1.1. История внутри плеромы. Первые принципы

1, 1

1.2. Тридцать эонов

1, 3

1.3. Падение Софии

2, 1– 2, 6

1.4. Гностический экзегесис и ирония Иринея

3, 1– 3, 6

1.5. История за пределами плеромы. Спасение падшей Софии

4, 1– 4,4

1.6. Три природы, история создания космоса, пришествие спасителя и эсхатология (на основе того же текста, что и Excerpta ex Theodoto, 43–65 Климента).

4, 5 – 7, 5

2. Гностическое истолкование прологаЕвангелия от Иоанна и комментарии Иринея

8, 1–5

3. Центон из Гомера и пародия на гностические тексты, рассуждение о правильном теологическом методе

9, 1 – 10, 3

4. Учение Валентина и его школы (доксографический текст)

11, 1 – 12, 4

5. Учение и магическая практика последователя Валентина Марка

13, 1 – 21, 5

6. Правило веры и рассуждение об источнике учения Валентина

22, 1–2

7. Симон Маг

23, 1–4

8. Менандр

23, 5

9. Сатурнин

24, 1–2

10. Василид

24, 3 – 7

11. Карпократ и его школа

25, 1 – 6

12. Керинт

26, 1

13. Эбиониты

26, 2

14. Николаэлиты

26, 3

15. Кердон и Маркион

27, 1 – 28

16. Энкратиты и Татиан

28, 2

17. Барбело-гностики

29, 1–4

18. «Другие» (или офиты)

30, 1– 14

19. Замечание о «Лернской гидре» 

30, 15

20. Каиниты

31, 1 – 2

21. Заключение

31, 3

 

 

 

Ипполит, "Опровержение всех ересей"[47] 

 

 

Книга и глава

Содержание

Предполагаемый источник

 и примечания

 

I, 1–16

«Физики»

 

1

Фалес

Cf. Ref. V 9, 13

2

Пифагор

Antonius Diogenes (I A.D.) Cf. Marcovich M., Philologus 108 (1964), p. 29–39. Пифагор учился у «египтян» (IV 44–45)

3

Эмпедокл

Heraclides Lembus (Marcovich)

4

Гераклит

Heraclides Lembus

6

Анаксимандр

 

7

Анаксимен

 

8

Анаксагор

 

9

Архелай

 

11

Парменид

 

12

Левкипп

 

13

Демокрит

Демокрит учился у «индийских гимнософистов, египтян, астрологов и магов» (cf. I 24;IV 28–44)

14

Ксенофан

Sotion (Wendland, Marcovich)

15

Экфант

 

16

Гиппон

 

17–19

«Этики»

 

18

Сократ

Говорится, что Сократ имел много учеников, но упоминается только Платон.

19

Платон

«Базовый учебник платонизма» Алкиной (?), Арий Дидим (?)

20–21

«Диалектики»

 

20

Аристотель

 

21

Стоики

Упоминаются Хрисипп и Зенон (именно в этом порядке)

22

Эпикур

 

23

Академики (скептики)

Причем оказывается, чтоAkademaike hairesis основан Пирроном и от скептицизма не отличается

24

Брахманы

24, 2 (некий гностический источник?), 24, 5–6 (киники?)

25

Друиды

Друидов научил раб Пифагора Замолксис (Ref. I 2, 17; cf. Strom. IV 58, 13; Diog. Laert.VIII 2). Источником этого представления был, скорее всего, Геродот (IV 93). Поэтому они относятся к пифагорейской традиции.

26

Гесиод

Hesiod., Theogonia, 108–139

IV, 1–7

«Астрологи»

Sext. Emp. Adv. Math. V 37–39; 44; 50–61; 64–70; 88–89; 92–93; 95–96; 97–98; 102; 105, etc.

8–12

«Астрономы»

Какой-то комментарий наТимей Платона

14

«Арифметики»

(hoi psephidzontes)

 

15–27

«Астрологи»

 

28–42

«Маги»

Возможно, трактат о магии Трасимена (Thrasymenes); cf.Ref. VI, 7, 1; IV 32, 3; 35, 5

43–44

«Египтяне»

Какой-то неопифагорейский трактат

46–50

Арат

Гностический (?) комментарий на Арата (cf. IV 47, 1–2; V, 8, 34; 16, 15)[48]

51, 1–9

«Пифагорейцы»

Cf. Ref. I, 2, 5 –10

51, 10–14

«Медики»

Медицинский трактат, cf. Ref.V 17, 11–12 («ператы»)

V, 6–11

Наассены

Изложение включает в себя выдержки из греческой поэзии (Одиссея XXIV 1–12; Poet.Mel. Gr., 985 Page), а также из орфиков (V 2), и Гиппократа (V7, 21)

12–18

Ператы

Cf. Sext. Emp. in V 13, 3–9; 10–11

19–22

Сетиане

 

23–27

Юстин Гностик

«книга Баруха»

VI, 7–20

Apophasis Megale

Философский трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу, cf. Heraclitus, VI 9, 3

21–22

Платон

 

23–28

Пифагор

Гностический (?) пифагорейский трактат или доксография (cf. Ref. VI 24, 4; 25, 1–4; VII 29, 8 – 12)

29–36

Валентин

Cf. Iren. Adv. Haer. I 1–8

37, 1–6

Платон

Неопифагорейское «Второе письмо Платона» (312–314)

38

Последователи Валентина

Cf. Iren., I 11–12

39–54

Марк и Колорбас

Cf. Iren., I 13; 14, 1 – 15, 3; 16, 1–2; 17, 1–2

VII, 14–19

Аристотель

В связи с Василидом

20–27

Василид

 

28

Сатурнин и Менандр

= Iren. I 24

29, 1; 30

Маркион

Cf. Empedocles, VII 5

29, 2–29

Эмпедокл

Гностический трактат (?)

31

Препон

 

32

Карпократ

= Iren. I 25

33

Керинт

Cf. Iren. I 26, 1

34

Эбиониты

Cf. iren. I 26, 2

35

Теодот Византийский

 

36, 1

Теодот «Мелхидесианин»

 

36, 3

Николай

Cf. Iren. I 26, 3

37

Кердон и Луциан

Cf. Iren. I 27, 1–2

38

Апеллес

 

VIII, 8–11

Докетисты

 

12–15

Монойм

VIII 15, 1–2 Monoimi Epist. ad Theophrastum

16

Татиан

Cf. Iren. I 28, 1

17

Гермоген

Cf. Tertull., Adv. Hermogenem

18

Quatrodecimani

 

19

Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла)

 

20, 1–3

Энкратиты

Сопоставляются с брахманами и киниками

20, 3

Каиниты, офиты, ноахиты

Cf. Iren. I 31

IX, 6

Предисловие (ho megistos agon)

 

7; 10, 9–12

Ноэт, Эпигон, Клеомен

Сравнивается с Гераклитом

8–10, 8

Гераклит

Какая-то антология со стоическим комментарием

11–12

Каллист

 

13–17

Алкивиад и Элхасиаты

 

18, 1–2; 30

Иудеи

 

18, 3 – 28, 2

Ессены

Cf. Josephus, Bell. Iud. II 139; 8, 2 – 14; 119–166

28, 3–5

Фарисеи

 

29

Саддукеи

 

X, 6–8

Epitome

philosophorum

Вероятно Sext. Emp. или их общий источник. Это эпитомэникак не связано с первой книгой. Точно так же, о том, что гностики украли мудрость у философов, не упоминается вообще, не говорится и о связи между философией и варварской мудростью, типа египтян или магов. 

9–29

Epitome haereseon

В основном повторение содержания предыдущих книг, однако, в иной последовательности, иногда с добавлением новой информации

9

Наассены

 

10

Ператы

 

11

Сетиане

 

12

«Симон Маг»

 

13

Валентин и его школа

 

14

Василид

 

15

Юстин Гностик

 

16

Докетисты

 

17

Монойм

 

18

Татиан

 

19

Маркион и Кердон

 

20

Апеллес

 

21

Керинт

 

22

Эбиониты

 

23

Теодот Византийский

 

24

Мелхиседиане

 

25

Фригийцы

 

26

Ноэтиане

 

27, 1–2

Ноэт

 

27, 3–4

Каллист

 

28

Гермоген

 

29

Элхасаитяне

 

30–31

Библейская хронология

Cf. Hipp., Chronicle

31–32

«Истинное слово»

 

34

 Заключение

Cf. Hipp., De universo, fr. 353 Holl