Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 558
3.4. «Архонтики»

Епифаний говорит, что эта ересь в его время была известна в Палестине и Малой Армении. Причем, это учение пропагандировал некий Евтакт из Армении, который посетил Палестину в последние годы правления Константина и там узнал обо всем этом от некоего старца по имени Петр. В Армении ему удалось совратить многих богатых людей и даже сенатора, а с его деятельностью связаны последующие беспорядки в этом регионе. Этим сетианам также приписывается несколько откровенных книг, среди которых «Аллоген».

(Ephiphanius, Panarion, XL 1, 1– 8, 2)

(2, 1) Эти люди сфабриковали такие апокрифические книги: одна книга названа «Малой симфонией», другая «Большой симфонией»… (2) Они используют также книги, называемые «Аллогены (Allogeneis)». Кроме того, у них в ходу «Вознесение Исайи» и другие апокрифы. (3) Всю их систему можно понять на основании книги, называемой «Симфония». Они говорят в ней, что существует восемь небес (Огдоада) и семь небес (Гебдомада) и что каждым небом правит архонт. Одна группа архонтов принадлежит семи небесам, по одному на каждом небе, и каждый архонт имеет в своем распоряжении подвластные ему [силы], а светоносная Мать находится выше всех на восьмом небе, как утверждается и в других ересях.

(4) Некоторые из них загрязнили свои тела развратом, другие же делают вид, что ведут воздержанный образ жизни, соблазняя легковерных людей, которые думают, что они удалились от мира, подобно монахам.

(5) Как я уже сказал, на каждом небе по их представлению обитает по архонту, силе и сонму ангелов, которых каждый архонт создал для себя. В воскресение плоти они не верят, считая, что воскреснет лишь душа.

(6) Они осуждают крещение, хотя некоторые до этого были крещены; отвергают они и другие таинства, отрицая их ценность, поскольку установлены они во имя Саваофа (Sabaoth; Zebaoth), которого они, как другие еретики считают главной силой Гебдомады, превосходящей все остальные. (7) Они говорят, что души являются пищей для властей и сил и что без них они не могут существовать, поскольку только в душах содержится небесная субстанция, придающая им силы. (8) Когда душа постигает гносис и отвергает крещение церкви и имя Саваофа, который дал людям закон, она восходит от одного неба к другому, произнося в свою защиту [слова? заклинания?] перед каждой силой, так поднимаясь к высшей Матери и Отцу всего, от которого он [гносис] снизошел в мир…

(5, 1) Как я показал выше, эти люди считают, что Дьявол – это сын седьмой силы, Саваофа. Сам же Саваоф – это Бог иудеев, однако Дьявол оказался злым сыном, противящимся собственному отцу, так как порожден этим миром. (2) Этот Бог отличается от невыразимого Отца и принадлежит к так называемой левой силе [Prunicos]. (3) Рассказывают они и другую историю. Дьявол, как они говорят, совокупился с Евой как мужчина с женщиной и зачал Каина с Авелем. (4) Эти сыновья восстали друг на друга из ревности, а не потому, что Авель был угоден Богу, как говорит истинная история; объясняя это, они изобрели иную историю, согласно которой братья были любовниками своей сестры, и поэтому Каин убил Авеля. Ведь оба они были родными детьми Дьявола. (5) Для того, чтобы соблазнить людей, они приводят в доказательство своих слов свидетельства Писания, как и другие еретики. Ведь Спаситель говорил иудеям: «Ваш отец Дьявол» и «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», а для того, чтобы показать, что Каин порожден Дьяволом, они обращаются к следующему: «Он был человекоубийца от начала» и «он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44), причем последнее должно указывать на то, что его отец Дьявол, а отец Дьявола – это архонт, лжец, которого они отождествляют с Саваофом…

(7, 1) Адам и Ева произвели Сета, их настоящего сына. Высшая сила вместе с ангелами снизошла из высших сфер и взяла Сета, которого они также называют Аллогеном, подняла его ввысь и охраняла некоторое время, чтобы спасти от погибели. (2) Некоторое время спустя она вернула его в этот мир, сделав духовным и невидимым [для Дьявола?], дабы демиург и его силы не имели власти над ним. (3) Он более не служит творцу, демиургу, но, обладая знанием неименуемой природы, благого высшего Бога, служит ему и выступает против творца этого мира и его сил и властей. (4) Они написали книги от имени Сета, и другие, носящие имя Сета и его семи сыновей. (5) Они говорят, что у Сета было семь сыновей, которых они также называют Allogeneis, как мы уже говорили в связи с сектами «гностиков» и «сетиан». (6) Кроме того, у них есть книги пророков Мартиада и Марсиана (Маршана)[11], которые были возведены на небо и вернулись назад через три дня…

_________________________________________________________________________

[1] Рагуэль – это ангел (в ветхозаветной книге Товит), Давид известен как царь и псалмопевец. Остальные имена неизвестны.

[2] Или «он сам и его происхождение».

[3] Согласно Теодорету (Haer. Fab. I 14), их называют «сетианами или офианами или офитами», однако у Иринея гностический миф, как легко видеть, продолжается, правда несколько отличаясь от предыдущего. Об «офианах» (ниже) и диаграмме, которой они иллюстрировали свой миф, подробно рассказывает Цельс (ap. Origen., Contra Celsum, VI 24–38), причем эти офиане, по его словам, базируются на мистериях Митры. Ириней связывает офитов с каинитами (о них см. в разделе о ранних христианских гностических школах), то же самое говорит Ориген об офианах (вполне вероятно, под влиянием Иринея).  Как эти «змеепоклонники» соотносятся с наассанами Ипполита – это проблема. Ясно, однако, что для них змей – это отрицательный персонаж.

[4] Это имя обычно выводят из Jalda bahuth (сын хаоса), однако точная этимология не ясна.

[5] Или Nun, буква еврейского алфавита, имеющая изогнутую форму.

[6] Текст испорчен. Возможно, «семь богов».

[7] София хотела также спасения и этого своего сына.

[8] Ошибка Оригена. Валентиниане в известных нам текстах это имя не используют.

[9] Книга с таким названием входит в состав Коптской гностической библиотеки.

[10] Также см. Коптскую гностическую библиотеку.

[11] Книга этого пророка также входит в состав Коптской гностической библиотеки.