Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 556
4. «ШКОЛА ВАЛЕНТИНА»

Валентин был гностиком, философом и церковным деятелем II в. По свидетельству Иринея Лионского (Irenaeus, Adv. Haer. III 4, 3) «…Валентин появился в Риме во времена Гигина, процветал при Пие и пребывал там до Аникета». Поскольку традиционно считается, что Гигин был епископом Рима около 136–140 гг., а Аникет около 155–160, то можно предположить, что Валентин родился на рубеже первого и второго столетий, возможно, в Александрии, прибыл в Рим в тридцатых годах и пребывал там до шестидесятого года второго века. По свидетельству Тертуллиана (Tertullian, Adversus Valentinianos 4, 2) образованность и красноречие Валентина быстро принесли ему славу известного проповедника и теолога, активно участвующего в церковных делах. Он рассчитывал на то, что будет избран римским епископом, однако ему предпочли другого церковного деятеля. Это послужило причиной разрыва его и его последователей с римским христианским сообществом, однако, как убедительно показывает Кристоф Маркшиз, свидетельствами о том, что сам Валентин был отлучен от церкви, мы не располагаем. Вполне вероятно, что впоследствии он снова вернулся в Александрию. Время смерти его неизвестно.

Как сообщается, Валентин имел множество учеников, и некоторые из них до неузнаваемости изменили учение мастера и основали свои школы. Валентиниане, согласно Ипполиту, делились на восточную и западную школы, причем, Птолемей и Гераклеон называются как представители западной, а Марк, Теодот и некоторые другие – восточной. Исследование показывает, что деление это достаточно условно. Можно предположить также, что карьера самого Валентина делилась на восточный (александрийский) и западный (римский) периоды. Возможно, он сам основал две различные школы.

Как показывают сохранившиеся фрагменты, Валентин был скорее проповедником и поэтом, нежели теологом. В своих проповедях и письмах он учил о возникновении этого мира, обители смерти и несправедливости, в результате ошибки, которая должна быть исправлена. Именно эту задачу призваны выполнить гностики. Они пришли в этот мир для того, чтобы победить смерть и разрушить ее. «От начала вы бессмертны, – говорит Валентин в одной проповеди, – дети вечной жизни. И вы пожелали распределить смерть между собой для того, чтобы поглотить ее и растратить, чтобы смерть умерла в вас и благодаря вам. Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибнете, но получите власть надо всем тварным и гибнущим (Clemens, Strom. IV 89, 2–3)».

Небесный “свет” знания противопоставляется “огню” незнания, “который притаился у корней всего сущего” и в один прекрасный день воспламенится и поглотит весь мир, погибнув при этом сам. Человек забыл свою истинную небесную природу, которую страшатся даже ангелы. Однако божественное провидение, согласно Валентину, посещает сердца тех, кто готов принять его, и очищает их от грязи и духов зла, там поселившихся. Только тогда человек снова вспоминает, кто он есть, каково его истинное происхождение и предназначение. Он узнает в себе образ небесного Антропоса. Это знание есть радость и откровение истины для тех, кто получил его. В этом смысле они уже воскресли и уже спасены. Эта же идея высказывается в гностическом «Письме Регину», коптский перевод которого сохранился в первом кодексе из Наг Хаммади (Кодексе Юнга). Поскольку подобные воззрения высказываются в гностическом «Евангелии истины» из того же кодекса, некоторые авторы считают, что это произведение может принадлежать самому Валентину.

Миф о падшей и загрязнившейся душе, объединенный с мифом о Софии, хотя он не отражен в сохранившихся фрагментах самого Валентина, является центральным в учении его последователей. Миф этот носит характер обще-гностический, если не общечеловеческий. Вопрос о том, учил ли сам Валентин о Софии, носит дискуссионный характер. Некоторые авторы, прежде всего Кристоф Маркшиз, отрицают это, полагая, что учение Валентина в целом не выходит за рамки традиционной христианской ортодоксии, гностическая же мифология создана его учениками. Другие исследователи, прежде всего, Жиль Куиспел, находят свидетельства о гностической мифологии в фрагментах из произведений самого Валентина и утверждают, что если бы он не учил о Софии, то не был бы гностиком.

Источники: Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. Изд. подгот. Е.В. Афонасин. СПб., 2002, с. 69–85 (фрагменты), с. 86–108 (свидетельства).

Лит.: Markschies Christoph. Valentinus Gnosticus? Untersuchungen zur valentinianischen Gnosis mit einem Kommentar zu den Fragmenten Valentins. Tübingen, 1992. Quispel G. The Original Doctrine of Valentinus. – Vigiliae Christianae 1 (1947), p. 43–73. Quispel G. The Original Doctrine of Valentinus the Gnostic. – Vigiliae Christianae 50 (1996), p. 327–352. Orbe A. Estudios Valentinianos I–IV. Roma, 1955–1966. Markschies Christoph. Valentinian Gnosticism: Toward the Anatomy of a School. – The Nag Hammadi Library after Fifty Years. Ed. John Turner and Anne McGuire. Leiden: Brill, 1997, p. 401–438. Layton B., ed. The Rediscovery of Gnosticism. Vol. 1: The School of Valentinus. Vol. 2: Sethian Gnosticism. Leiden: Brill, 1980.