Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 556
Гностический миф в изложении Иринея
II. ИСТОРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛЕРОМЫ

 

(Irenaeus, Adv. Haer. I 4,1 – 7,5)

Оформление Ахамот

(4,1) То, что произошло за пределами Плеромы, они описывают так. Помышление  ( )Enqu/mhsij) высшей Софии, которую они также называют Ахамот ( )Axamw/q), и ее страсть были отделены от Плеромы и выброшены во тьму и пустоту. Это было необходимо, ибо они были лишены света и полноты, бесформенные, безвидные, как выкидыш, и неразумные. Однако Христос сжалился над ней [Ахамот] и, свесившись с Креста, собственными силами оформил ее, по сущности лишь, а не в соответствии с гносисом (thÜn kataÜ ou)si/an mo/non a)ll ) ou) thÜn kataÜ gnw=sin). Но совершив это, он тут же сбежал, забрав все свои силы и оставив ее [вовне]. Она же, немедленно почувствовав свою заброшенность и оторванность от полноты, затосковала по ней. Она ведь все еще источала благовония бессмертия (o)dmhÜn a)fqarsi/aj), которыми пропитали ее Христос[8] и Святой дух. По этой причине она называется Мудростью (поскольку Отца ее тоже зовут Мудрость) и Святым духом (от того Духа, который с Христом).

Итак, она приобрела форму и пришла в чувства, но немедленно была покинута незримо проникшем (suno/ntoj) в нее Логосом, то есть Христом. Когда же она бросилась искать свет, который оставил ее, она не смогла его достичь, поскольку дорогу ей преградил Предел. Он остановил ее на пути вверх, сказав:  )Iaw/. Таково, как говорят они, происхождение этого имени.

Происхождение материи

Будучи не в силах преодолеть Предел, поскольку страсти, прилепившиеся к ней, тянули вниз, она так и осталась внизу в одиночестве, раздираемая всеми возможными страстями. Она испытывала печаль, поскольку не могла понять, страх, поскольку боялась, что жизнь покинет ее так же, как и свет, который только что оставил ее, и сомнение, вспоминая все, что было. Все поглотил мрак неведения. Но в отличие от ее матери, эона Софии, она не изменилась благодаря своим страстям, но, напротив (a)llaÜ e)nantio/thta), в ней возникло некое новое стремление – стремление вернуться к тому, кто дал ей жизнь (th=j e)pistrofh=j e)piÜ toÜn zwopoih/santa). (2) Именно отсюда берет свое начало материальная природа, как они говорят. Из этого “обращения” возникла Мировая Душа и душа Творца этого мира (Демиурга). Из ее страха и печали возникло все остальное. Именно, из ее слез образовалась влага, ее смех дал начало свету, а ее печаль и страх дали начало материальным первоэлементам космоса. Или, как они говорят[9]:

То она плачет и печалится

(ибо оставлена одна в темноте и пустоте),

то просветляется и радуется

(вспомнив о свете, который покинул ее),

то снова ужас охватывает ее

(и она сомневается и страшится).

poteÜ meÜn gaÜr e)/klaie kaiÜ e)lupei=to,..

poteÜ deÜ diexei=to kaiÜ e)ge/la,..

poteÜ d ) au)= pa/lin e)fobei=to.. [10]