Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 556
3.2. «Офиты» и «офиане»

(Irenaeus, Adv. Haer. 30, 1–15)

(1) Другие[3] же говорят следующее. (В начале) был первый Свет в силе Бездны, благословенный, нерушимый и беспредельный. Он был Отцом всего, именуемый Первым Человеком. От него произошла Мысль (Ennoia), его сын, выразивший эту мысль, который называется Сыном Человека или Вторым Человеком. Под ними располагался Святой Дух, а под ним –  отдельные элементы, вода, тьма, бездна и хаос. Над ними всеми рожден Дух, называемый Первой Женщиной (Быт. 1: 2). Затем, как они говорят, отец и сын оба возрадовались, глядя на красоту этой женщины и, осветив ее, произвели он нее нерушимый свет, третьего Мужчину (Masculum), именуемого Христом, сына первого и второго человека и святого духа, первой женщины.

(2)  Ее они называли матерью жизни (Быт. 3: 20). Но она не в силах была вместить и удержать всей полноты излившегося в нее света, и он пролился слева. Так что только Христос был ее (истинным) сыном, правым и вознесенным в высшие области, а потому он был взят со своей матерью в нерушимый Эон. И это было подлинное собрание («церковь»), созвучие, соединение и единение отца всего, первого человека, его сына и вышеупомянутой женщины.

(3) Та сила, которая вытекла из женщины, опустилась вниз, но, в соответствии с их желанием, сохранила в себе следы света. Они назвали ее левой, Prunicos, Софией или Мужчиной-Женщиной. Она упала в неподвижную до сих пор воду, привела ее в движение и неосторожно опустилась до самого дна и так получила тело, поскольку все притягивалось к ее свету, прилипало к ней и обволакивало ее со всех сторон. Если бы не этот свет, она бы полностью погрузилась в воду. Так постепенно утопая все сильнее и тяжелея, она наконец пришла в себя и попыталась вырваться из воды и подняться вверх к своей матери, однако ей это не удалось, поскольку тело было уже слишком тяжело. Видя, что ее дело плохо, она попыталась по крайней мере спасти тот свет, который еще оставался в ней, чтобы и он не утонул в воде. Собравшись с последними силами и благодаря тому свету, который в ней еще оставался, она устремилась вверх и, распространившись, создала из этого водянистого тела то, что стало видимым нами небом, и расположилась под ним. Но поскольку она  испытывала стремление вверх, она смогла избавиться от этого водяного тела. Это тело, став отдельной сущностью, называется ее сыном, а она называется также Женщиной от Женщины.

(4) Ее сын, обладая дыханием нерушимой силы, унаследованной от матери, был также продуктивен. Набравшись сил, он произвел сына из вод без матери. О своей собственной матери он не знал. Его сын, как и он, произвел другого сына, второй породил третьего, третий – пятого и так до седьмого. Так образовалась Гебдомада (Быт. 2: 2). Их мать расположилась в Огдоаде. Поскольку они расположены иерархически, соответственно их положению убывала и их сила.

(5) Они дают этим существам такие имена. Первый, который произошел от матери, называется Ялдаваоф (Ialdabaoth)[4], его сын Iao, затем – Sabaoth, Adoneus, Eloeus (Elohim?), Oreus (Horeus, Or, «свет») и, наконец, Astaphaeus. Эти «небеса, славы, силы, ангелы и творцы» расположены в определенном порядке на небесах, невидимо для нас, и управляют небесами и землей. Ялдаваоф отверг свою мать, когда создал сыновей и внуков без разрешения, а вслед за ними ангелов, архангелов, силы, власти и господства. Они же, только родившись, начали оспаривать у него права на первое место. Видя все это, в печали и отчаянии он опустил взор вниз и увидел материю. Воспылав к ней желанием, которое обрело физический образ, и так родился сын. Этот сын был его Нусом (Умом)[5], изогнутым, как змей (Быт. 3: 1). От него произошли дух, душа и все телесное. Он же породил забвение, ненависть, ревность, зависть и смерть. Они говорят, что этот змееподобный ум еще более извращен, чем его отец, и пребывает с ним на небе и в раю.

(6) Ялдаваоф воскликнул в своем бахвальстве: «Я отец и Бог и нет никого выше меня» (Ис. 45: 5). Однако его мать, услыхав это, воскликнула: «Не лги! Выше тебя находятся Отец всего, первый Человек и Сын Человека». Все были удивлены и испуганы этим голосом свыше и спрашивали: «Кто это и откуда», поэтому, чтобы отвлечь их, Ялдаваоф сказал: «Давайте создадим человека по [нашему] образу» (Быт. 1: 26). Услыхав это, они собрались вместе и создали человека огромных размеров, образ которого был им внушен матерью, коя хотела таким образом обессилить их. Однако это творение только ползало, поэтому они принесли его к отцу. Это также было задумано Софией, стремящейся лишить его остатков света, которым он еще обладал, чтобы он не восстал против тех, кто выше его, воспользовавшись своей силой. Когда Ялдаваоф вдохнул в него дыхание жизни (Быт. 2: 7), он неосмотрительно лишил себя силы. Так человек получил ум (nun) и разумение (enthymesis), они были сохранены в нем. Только встав на ноги, он тут же прославил первого человека и отверг своих творцов.

(7) Сгорая от ревности, Ялдаваоф решил найти способ лишить человека его силы и для этого создал женщину из своего разумения. Однако Prunicos незаметно для него лишила ее силы. Тут пришли другие и, пожелав ее красоты, назвали ее Евой и зачали с ней детей, которых называют ангелами. При помощи змея мать решила соблазнить Адама и Еву, чтобы они преступили закон, установленный Ялдаваофом. Ева, услыхав предложение сына Бога, тут же ему поверила, и они испробовали плод того дерева, которое Ялдаваоф приказал им не трогать. Сразу же после этого они постигли ту силу, которая над ними, и попытались скрыться от своих творцов (Быт. 3: 1–7). Радуясь, что план удался, Prunicos снова воскликнула, что Ялдаваоф солгал, называя себя отцом, хотя существует нерушимый Отец; но поскольку уже до этого были Человек и первая Женщина, то она также совершила прелюбодеяние и согрешила.

(8) Но и в этот раз, впав в исступление из-за своего забвения, он не послушал ее и изгнал Адама и Еву из рая за то, что они нарушили его закон. Он хотел приобрести от Евы детей, однако ему это не удалось, ибо его мать во всем ему мешала. Она же лишила Адама и Еву их силы, чтобы дух и великая сила не подвергались больше поруганию и нечестию. Они говорят далее, что таким образом лишенные силы, они были сброшены на землю, однако и змей, поскольку он также выступил против отца, был отправлен вслед за ними. Вместе с ангелами, которые были в его власти, он произвел шесть сынов и сам стал седьмым, для того, чтобы имитировать ту Гебдомаду, которая окружает его отца. Именно они называются семью демонами, которые вредят и человеку и своему отцу за то, что тот их отверг.

(9) Изначально Адам и Ева имели светоносные, ясные и как бы духовные тела. Однако на земле эти тела стали более темными, тяжелыми и малоподвижными. Их души также стали слабыми и безвольными, поскольку в них осталось только лишь дыхание мира, вложенное их творцом. Prunicos из жалости вернула им сладостное благоухание света жизни. Так они узнали, кто они такие, почему они здесь, поняли, что они нагие и имеют материальное тело. Поняли они также и то, что обременены смертью. Но они мирились с этим, зная, что тело – это только временная обуза. С помощью Софии они нашли пищу и, насытившись, тут же занялись сексом, и так родился Каин.

Однако падшие духи и змей тут же занялись его воспитанием, растлили его и наполнили мирским забвением, тупоумием и наглостью. Убив своего брата Авеля, он первым принес в мир зависть и смерть. После Каина и Авеля, благодаря промыслу Prunicos, они зачали сначала Сета [Сифа], а затем Норею (Быт. 4: 1–8; 25). От них, по их словам, и происходит все человечество. Эта низшая гебдомада вовлекала людей во всевозможные виды зла, толкала их на борьбу с высшей святой Гебдомадой и учила поклоняться идолам, однако Мать невидимо противодействовала им, стремясь спасти то, что принадлежит ей, то есть остатки света. Святая Гебдомада, по их представлению, – это семь звезд, именуемых планетами, а змея зовут двумя именами – Михаэль и Самаэль (Michahel и Samahel).

(10) Ялдаваоф, разозлившись на них за то, что они не почитают его как отца, послал на них потоп, дабы уничтожить их всех разом. Однако и здесь его планы были нарушены Софией, которая спасла тех, кто был с Ноем, поскольку они еще сохранили в себе следы ее света. Благодаря этим следам (света) мир еще раз был наполнен людьми (Быт. 9: 1). С одним из этих людей, Авраамом, Ялдаваоф заключил сделку, пообещав ему, что если его род будет служить ему, то он даст ему в наследство всю землю (Быт. 15). Он же помог Моисею вывести их из Египта и дал им закон, назвал иудеями и установил семь праздничных дней[6], дабы они славили Гебдомаду. И каждый из них избрал себе по глашатаю, дабы они славили его как Бога и таким образом через пророков в них поверили и остальные народы.

(11) [Далее следует перечисление имен пророков и ангелов.] Однако София также говорила через них о первом человеке, нерушимом эоне и небесном Христе, призывая людей и напоминая им о нерушимом свете и первом человеке, предсказывая пришествие Христа. Так случилось, что сами архонты боялись этих пророчеств и удивлялись словам этих пророков. Кроме того, Prunicos сделала так, что Ялдаваоф, сам того не зная, произвел двух мужей, одного от бесплодной Элизабет, а другого от девственницы Марии (Лк. 1: 7; 34–35).

(12) Сама же она не могла найти себе места ни на небе, ни на земле и горестно взывала к своей матери. Ее мать, первая женщина, сжалилась над ней, приняла раскаяние своей дочери и попросила первого человека послать ей на помощь Христа. И он снизошел к своей сестре и к тем, кто несет в себе ее свет.

Узнав об этом, нижняя София [Ахамот] объявила о его приходе через Иоанна и подготовила омовение в знак раскаяния (крещение). Она же заранее подготовила Иисуса и очистила его, чтобы через ее сына Ялдаваофа[7] Иисус смог объявить о Первой женщине. Затем, нисходя через семь сфер, Иисус последовательно лишил все эти силы света, поскольку весь свет сам притягивался к нему. Прежде всего, Христос надел на себя свою сестру Софию, и они радовались, наконец соединившись и получив утешение друг в друге. Поэтому их называют женихом и невестой (Ин. 3: 29). Иисус был рожден девой силою Бога, более мудрым, чистым и праведным, нежели другие люди (Лк. 2: 40; 52). Христос в объятиях Софии (3: 22) вошел в него, и так родился Иисус Христос.

(13) Многие из учеников Иисуса так и не поняли, что в него вошел Христос. Однако после того как это случилось, он явил силу и начал творить чудеса, лечить и учить о неведомом Отце, и открыто заявил, что он сын первого человека. Архонты и их отец возненавидели его и заставили своих людей казнить его, однако перед смертью Иисуса Христос и София покинули его и удалились в нерушимый эон. Христос не совсем покинул его, но послал силу, которая воскресила его тело. Тело это было духовной и психической природы, материальные же элементы остались в земле. Некоторые ученики его не признали, даже не подозревая, благодаря чьей силе Иисус восстал из мертвых. Среди других учеников распространилось ложное убеждение, что он восстал в физическом теле, не зная, что «плоть и кровь не владеет царством Бога» (I Кор. 15: 50).

(14) Нисхождение и восхождение Христа, по их словам, подтверждается и тем фактом, что ни один из учеников не свидетельствует о каких-либо чудесах, совершенных Иисусом до его крещения и после воскресения. Те из учеников, которые не знали, что Иисус соединился с Христом, а нерушимый эон с Гебдомадой, считали его тело «психическим». После смерти Иисус оставался на земле еще 18 месяцев и, когда его разум вернулся к нему, он открыл истинную доктрину тем из учеников, которые способны были понять столь великие таинства (Мк. 4: 11), а после был взят на небо. Там Иисус сидит справа от своего отца Ялдаваофа, принимая те души, которые познали его. Его отец не знает об этом и даже не видит его, и чем больше душ приобретает Иисус, тем сильнее страдает отец и тем слабее становится, поскольку последние силы покидают его. Все меньше душ остается, которые он мог бы послать в мир. Остаются лишь те, которые сохранили в себе его дыхание.

Конец всему этому наступит тогда, когда все следы духовного света соберутся вместе в нерушимом эоне.

(15) Таковы учения этих людей. Из них, как многоголовая Лернейская гидра (Lernaea hydra), возникла школа Валентина.

Некоторые при этом говорят, что сама София приняла форму змея и боролась против творца, который создал Адама, и научила людей знанию. По этой причине змей и называется самым мудрым из всех тварей (Быт. 3: 1). И наши внутренности, благодаря которым мы питаемся, по этой причине имеют форму змея, указывая на эту все порождающую субстанцию.

[После этого тонкого анатомического наблюдения Ириней говорит о каинитах (см. раздел 1.4.4).]

«Офиане». Платоник Цельс, сочинение которого критикует Ориген, описывает некую диаграмму, которая, как предполагает Ориген, принадлежит гностикам «офианам». Вероятно, эта диаграмма, детали которой по данному описанию восстановить очень сложно, была хорошо известна, так как Оригену удалось также найти другую копию и сравнить ее с той, которую описывает Цельс. Рисунки, печати и заклинания, о которых идет речь у Оригена, напоминают то, что содержится в коптском кодексе Брюса, входящего в состав Коптской гностической библиотеки.

(Origen., Contra Celsum VI, 24–38, с сокращениями)

(24) Описав учения приверженцев культа Митры, Цельс говорит, что желающие могут сравнить ритуалы христиан с только что изложенными ритуалами персов…

Когда он знает название той или иной секты (школы), он, не сомневаясь, его называет. Однако в тех случаях, когда это особенно необходимо, он этого не делает, так что не известно, какая секта использовала описанную диаграмму. Похоже, что он использовал диаграмму, которая, по крайней мере, отчасти, базируется на неправильно истолкованной информации о незначительной секте «офиан»… И хотя нам довелось бывать во многих землях, и мы не раз пытались выяснить, не знает ли кто смысле этой диаграммы, нам так и не удалось найти никого, кто смог бы ее объяснить.

(25) На ней изображены семь окружностей, отделенных друг от друга, но помещенных в один круг, который, как утверждается, означает мировую душу и называется Левиафан… На безбожной диаграмме… Левиафан изображает душу, которая распространяется по всему миру… Мы видим на ней также так называемого Бегемота [в тексте: Behemon], расположенного под нижней окружностью. Автор этой диаграммы написал имя Левиафан дважды: на самой окружности и в центре. Цельс добавляет, что диаграмма разделена жирной черной линией, и сообщает, что ему это истолковали как образ Геенны (Gehenna), то есть подземного мира (Tartaros)… (26)… так что из диаграммы не понятно, что означает Геенна, а Цельс этого не объясняет. (27) … Он передает странные вещи, вроде таких слов: «Налагающий печать называется Отцом;  принимающий печать [зовется] Младшим и Сыном», и он отвечает: «Я помазан белым соком от древа жизни»… Он также определяет число, семерку, по числу ангелов, передающих печать и стоящих по сторонам от тела, которое готова покинуть душа; некоторые из них ангелы света, другие – так называемые архонты-силы; и он говорит, что глава этих архонтов-сил называется «проклятый Бог»… [который есть] Бог иудеев, посылающий дождь и громы, творец мира, Бог Моисея и его космологии… (28) … Он говорит, что этот Бог заслуживает проклятия, потому что именно он проклял змея, который научил людей знанию добра и зла… Эти люди гордятся тем, что зовутся «офиане», по имени змея… основателем же (своей секты) они называют некоего Евфрата.  (30) … На диаграмме, которую нам удалось раздобыть, изображено то же, что описывает Цельс. Он говорит, что первый круг имеет форму льва, однако не сообщает его названия. Мы нашли, что в виде льва изображается Михаэль, невыразимый ангел демиурга, согласно священному писанию. Второй круг Цельс называет быком. На нашей диаграмме образ быка имеет Суриэль (Suriel). Следующей у Цельса идет ужасно шипящая амфибия. На нашей диаграмме драконом называется Рафаэль (Raphael). Цельс говорит, что четвертым идет изображение орла. На нашей диаграмме в образе орла представлен Габриэль.  Пятой идет голова медведя. Наша диаграмма говорит, что это Фауфаваоф (Thauthabaoth). Шестой имеет форму головы пса; на диаграмме он назван Эрафаоф (Erathaoth). Наконец, седьмой идет голова осла, и он называет ее Фафаваоф или Оноэль (Thaphabaoth, Onoel); на нашей диаграмме голова осла называется Оноэль и Фарфараоф (Onoel, Thartharaoth)…

(31) …Проходя через то, что они называют заграждениями зла и вратами архонтов, навеки закрытыми, по их словам необходимо произнести следующее… [Далее следуют довольно невразумительные заклинания, в которых упоминаются имена архонта Ялдаваофа, Огдоады, Отца, Сына, Логоса и Ума.] Они говорят, что звезда Сатурн связана с архонтом с головой льва симпатической связью. Прошедшему мимо Ялдаваофа и достигшего Йао следует сказать… [заклинание]. Следующему, Саваофу, нужно сказать…[заклинание]. [Далее идут Astaphaios, архонт третьих врат и, как оказывается, источник вод; Ailoaios, архонт вторых врат (о нем ничего не сказано, однако можно предположить, что он связан со стихией воздуха); наконец, Horaios, который, как можно заключить из эпитетов, огненной природы. В целом, из этой схемы следует, что душа проходит через планеты и стихии, то есть, Гебдомаду, и достигает высшей области, Огдоады, что согласуется с сообщением Иринея].

(33) … На диаграмме, которая у нас есть, и на той, которую описывает Цельс, изображен квадрат, который они называют (мечем) над вратами Рая. Пылающий меч изображен как диаметр огненного круга, и охраняет древо познания добра и зла (Быт. 3: 24). Цельс не передает те речи, которые следует произносить для открытия этих врат, однако мы это только что сделали…

(34) Затем Цельс говорит следующее: «Они помещают одно поверх другого, слова пророков, круг над кругом, эманации земной церкви и обрезания, текущую силу некой девы Prunicos, живую душу, небеса, убитые, но живые, землю, пронзенную мечем, людей, которых убили, но они ожили, смерть, которая исчезла в мире, очистившемся от греха, узкий проход наверх и врата, открываемые заклинаниями. И везде древо жизни и воскресение плоти от древа…».

(35) … о кругах над кругами говорит вышеупомянутая секта, окружая семь кругов сил архонтов одним кругом, который они называют мировой душой или Левиафаном, вероятно, неправильно поняв Екклезиаст…  эманации земной церкви и обрезания, вероятно, восходят к представлениям некоторых о том, что церковь на земле является эманацией небесной церкви высшего эона, а обрезание, упомянутое в законе, является символом телесного обрезания как очищения.  Prunicos валентиниане называют Софию.[8] … «Живая душа» -- вероятно, название, втайне используемое некоторыми валентинианами для обозначения так называемого «психического демиурга»… об убитых небесах впервые слышу. (36) … об «узком проходе» говорят те, кто верит в перевоплощение души…

(38) Он (Цельс) говорит: «… между занебесными кругами вверху изображено кое что еще, в частности, два (круга), большой и малый, Отца и Сына». В нашей диаграмме мы также видим большой и малый круги, и на их диаметре действительно написано «Отец» и «Сын». А между большим, в котором располагается меньший, и другим, который состоит из двух окружностей, внешней желтой и внутренней голубой, имеется разделение в форме секиры. Над ним расположен маленький круг, соединяющийся с большим предыдущим, на котором написано «Любовь», а под ним [такой же круг] с надписью «Жизнь». На втором круге, который охватывает и включает в себя другие круги и еще одну ромбообразную фигуру, написано «Промысел Софии»; а внутри секции, общей для них, находится круг с надписью «Гносис»; и под ними еще один круг с надписью «Разумение (synesis)».