Часто в быту употребляя слова "ум, умный" и "воля", "сила воли" мы редко "снисходим" к пониманию этих, казалось бы, очевидных понятий. А зря: расшифровка их смысла многое помогла бы нам понять. "Ум" - это способности к поиску подходящих средств для достижения той или иной цели. Поставить цель ум абсолютно не в состоянии - именно поэтому бывают очень разные умные люди - умные воры и умные следователи, умные реакционеры и умные революционеры, умные демократы и умные фашисты, умные созидатели и даже умные маньяки - при одинаковой степени ума они категорически неспособны прийти к согласию.
Никогда в истории человечества умные люди не приходили к единым мировоззренческим выводам (в отличии от математических выводов) - именно потому, что ум - способность к поиску подходящих средств, а поиском цели ЗАНИМАЕТСЯ НЕ УМ!
Если цель одна - то умны одни средства, а если цель меняется - старые средства становятся в буквальном смысле безумными, а умными становятся совсем другие.
Если говорить научным языком, то ум(логика) находит решения теоремического типа, а решения аксиоматического типа находит особый (условный) "орган веры" в человеческом сознании. Неспособность ума к решению задач аксиоматического типа объясняет всю ограниченность человеческого ума. Ум сам по себе (и производные от него наука, изобретательство) - принципиально несамодостаточны в любой системе. Они не могут начать движение в отсутствии целей, и при этом не могут сами себе поставить цели.
Что касается воли (силы воли) - то её научное определение - "уровень накала верности символу". Воля существует параллельно уму и независимо от него. Она может сочетаться с умом или не сочетаться с ним. Есть масса примеров людей волевых и глупых, как и наоборот, людей умных, но безвольных. Волевые глупые люди преследуют отчетливо понятую цель, но нерациональными средствами. Умные безвольные люди способны найти оригинальное экономичное техническое решение чужих проблем, но не собственных: это связано с отсутствием у них внятно артикулированных целей.
С точки зрения новой науки - СОЦИОПАТОЛОГИИ - государство представляет систему сочетания ума и воли, и разрушается при падении ниже критического уровня как одного, так и другого источника своего бытия.
Например, техническое совершенство Запада при его религиозно-моральной деградации бессильно перед натиском радикальных дикарей юга. Наоборот, и дикари юга, обладающие избытком воли при явной недостаточности ума, бессильны перед ударами западной авиации.
Таким образом, во избежании социопатологической ситуации, в государстве должны независимо друг от друга работать системы возгонки как умственного, так и волевого начала.
Боярыни Морозовы и протопопы Аввакумы (при всей их интеллектуальной нищете) необходимы государству никак не меньше, чем Ломоносовы и Королёвы. Впрочем, и не больше: всякому ясно, что на безумной, но пылкой аввакумовщине не построить прочного государственного здания, как впрочем, не построить его и на голом академизме.
Государство, выстроенное строго по науке - простоит ровно до первого набега первых же печенегов, потому что окажется (как много раз бывало в истории) - при всей "палате ума" умирать за него никому из строгих рационалистов не хочется.
Тысячи политиков уже сложили свои головы на плахи за одну и ту же методологическую ошибку: они считали самодостаточным либо рациональный поиск, либо волевое усилие.
Говоря языком социопатологии, общество нуждается как в источниках, так и в изолянтах социальной энергетики. Энергия, вырабатываемая в отсутствии рациональных фильтров, будет распылена по Вселенной, а сами по себе рациональные фильтры (изолянты) вырабатывать энергию действия не в состоянии. Такие люди, как боярыня Морозова или протопоп Аввакуум являются мощнейшими источниками социальной энергетики.
Они своей невероятной жертвенностью и отказом от личных выгод противостоят (и дают образцы противостояния) социальным энтропам - т.е. паразитам общества, преследующим только личные выгоды, в итоге истощающим общество и затем погибающим (как и положено паразитам) вместе с гибелью своего носителя.
Источник социальной энергетики (например, одержимая целью утвердить двоеперстие вместо троеперстия родственница царя и владелица доброй половины российских крепостных Ф.Морозова) - вырабатывает энергию бескорыстного и жертвенного действия.Часть этой энергии уходит в буквальном смысле в никуда - распыляется в невежество и всякого рода маразматические упрямства, в "упорсто, достойное лучшего применения".
Другую часть этой социальной энергии с неизбежностью поглощают социальные энтропы, паразиты социальной энергетики. Их появление сколь неизбежно, столь же и вторично в любой системе: паразиты тянутся туда, где есть энергетика, и исчезают там, где энергетики нет. В мертвой стерильной пустыне паразиты жить не могут - по той самой причине, что они паразиты.
+
В некотором смысле изобилие энтропов-паразитов показывает энергетическое изобилие системы. Священник Л.Шихляров приводил пример о еврейском юноше, который перешел в христианство, насмотревшись безобразий при дворе одного распутного кардинала. Когда его спросили - почему он так поступил, юноша ответил:
-Если христианская вера не иссякла даже при таких злоупотреблениях и безобразиях, и продолжает кого-то вдохновлять - значит, это истинная вера. Ни одно заблуждение не может выдержать такого глумления над его иделами!
+
Но важнее всего не та часть социальной энергии, которая растрачена на нелепые упрямства фанатиков, и не та, которой насытились корыстные социальные паразиты. Важнее всего та часть социальной энергии, которая была уловлена в фильтры рациональности и придает после этого двигательную активность ВСЕЙ социальной системе. Без этой социальной энергетической подпитки всё общество, включая и его рационализаторские фильтры - оказывается мертвым, сухим и сыпучим строением.
С размыванием и выветриванием необсуждаемой ценности принятых за основу аксиом - все "теоремические" построения национального ума рушатся, как здание, потерявшее фундамент. При подмене исходной аксиомы все цепочки идущих от неё умопостроений АВТОМАТИЧЕСКИ превращаются в бредовое безумие, какими бы точными и логически-выверенными в изначальном состоянии не были.
Конечно, это не символы народа, а нечто, стоящее за символами, но на практике аксиомы национального бытия выражаются (как звук и мысль в "иероглифе") почитанием символов. Кроме безусловного и абсолютного почтения к нациообразующим символам бывает две формы отношения: критическое и глумливое.
Критическое отношение к тому, что в принципе нельзя критиковать (потому что оно существует в метафизической сфере, недоступной разуму) - это либо социопатология неразличения аксиом от теорем, либо попытка расчистить землю от данного общества в пользу другого.
Ведь жизнь обществ (и в более узком смысле - их выживание) - вовсе не простейшие формы бытия. Это достаточно сложно и тонко устроенные, многокомпонентные организмы, сопоставимые с биологическими организмами. Поскольку любое общество рождено из базовых аксиом - оно наиболее чувствительно к любому, даже мелкому, повреждению на этом базовом уровне, откуда исходит вся цветущая сложность общественных форм.
Александр Леонидов; 28 сентября 2014
http://economicsandwe.com/5649409DCA9FC357/