На фото: И. Глазунов. Картина "Закат Европы"
Неразрывная взаимосвязь психического здоровья с УСТОЯМИ. "Устои" - это такое понятие, которое обозначает гарантированно-однотипную реакцию во множестве однотипных ситуаций. Человек с устоями (иногда говорят с "моральными устоями") ведет себя предсказуемо и одинаково в двух и более ситуациях, подобие между которыми ему удается доказать. Соответственно, устои бывают твердыми, расшатанными или вовсе отсутствуют. Твердые устои предельно жестко регламентируют поведение человека. Человек с твердыми устоями за них и умирает, и убивает.
Через это действие человека с устоями в обществе возникает господствующий тип психики, который мы и называем потом "нормальным" или "психическим здоровьем". Во-первых, отметим прямое действие устоев на психику человека: люди, категорически враждебные устоям, уничтожаются, караются, то есть происходит чистка общества под определенный психотип.
Во-вторых отметим обратное действие устоев на психику человека: через жесткую регламентацию внешнего поведения, поступков - происходит регламентация мыслей, упорядочивание мыслительной деятельности.
В реальном историческом процессе происходит конвергенция прямого и обратного действия устоев: категорически не соответствующие устоям психики уничтожаются (вместе с носителями), идет отбор только строго определенных типов психики. В то же время в процессе упорядочивания мыслей человек и внутренне (не только за страх, но и от души) -- начинает тяготеть к вполне определенным устоям. Итог этой конвергенции (отбор носителей строго определенных симпатий + усиление этих симпатий через практическое им служение) - появление понятия "ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ". Психически здоров тот, кто разделяет господствующие представления общества о добре и зле.
Существуют три уровня нормирования поведения:
1. Абсолютная (необсуждаемая) норма. Люди думают, что она была всегда и вечна как мир.
2. Утвержденная норма. Люди помнят, что она была не всегда, но решили всем народом карать за её нарушение.
3. Норма, находящаяся в процессе утверждения. Люди пока не сформулировали тут своих требований жестко и однозначно, но упорно работают над этим.
Из этих трех уровней нормирования рождаются три родных сестры: психиатрия (применяемая к нарушителям абсолютных норм, нарушение которых немыслимо для членов общества), юриспруденция (преследующая нарушение норм, которое, в принципе, может быть понято обществом, но преследуется) и мораль (преследующее нарушение норм, находящихся в процессе становления, ещё не "забронзовевшие").
Нетрудно заметить, что первый процесс связан с укреплением устоев, а второй - с их расшатыванием. Иначе говоря, какой бы вопрос психиатрии, права или морали мы не обсуждали- мы будем всегда возвращаться к ключевой проблеме, устоев и меры их шаткости.
(...)
Из нашего изложения может показаться, что человечество находится в западне. Укрепление устоев приводит к зомбированию общества, к превращению людей в машины, абсолютно предсказуемые и всегда реагирующие однотипно. Такие люди неспособны открыть нового, они по своему психотипу - сектанты и фанатики. Их мировоззрение очень узко и механистично, они не видят многоцветья мира и все делят жестко на черное и белое.
Расшатывание устоев, напротив, ведет к сумасшествию общества и служит питательным бульоном для того, что мы называем СОЦИОПАТОЛОГИЯМИ.
"Не носили коротких юбок - теперь давайте их носить! Не критиковали царя - теперь давайте критиковать! Запрещали некое N - теперь давайте перестанем запрещать!". Таковы формулировки, органично-естественные для освобожденчества.
Самая главная проблема с освобожденчеством - никогда не знаешь, где его закончить. По словам советской песни - "есть у революции начало - нет у революции конца". Если освобожденец (считающий себя освободителем) вдруг остановится в демонтаже устоев - спросят: а почему именно здесь, почему не раньше? Не лицемерие ли это- свел с кем-то личные счеты под маской общего освобождения...
А если освобожденец не будет останавливаться в своих "запретах запрещать" - то шаг за шагом из-под запрета будут выпадать все более гнусные и чудовищные практики. В итоге не только наказуемое (законом) станет ненаказуемым; и немыслимое (предмет психиатрии) - станет вполне обыденным (как стал обыденным гомосексуализм, о котором отцы-основатели психиатрии написали тома исследований, как о психическом расстройстве).
+
В сущности, алгоритм распада западной цивилизации я описал выше. Началось все с преодоления сектантского узколобого фанатизма людей, которых не побоюсь назвать изуверами (кто такие, инквизиторы, например, если не изуверы).
Европейский либерализм рождается из противодействия тотальному запретительству. Он рождается в среде людей, власть над которыми в буквальном смысле слова захватила тоталитарная секта (точнее секты - католичество, лютеранство, кальвинизм, англиканство и т.п.). И в этот момент он кажется необычайно светлым - потому в масонство тогда шли лучшие, включая солнечного Моцарта. Человек Европы и Америки устал от спертой невыносимой духоты и узости со всех сторон стесняющих его норм. Нормирование, доведенное своим педантизмом и сухим начетничеством до абсурда вызвало либерализм Запада как "радужный взрыв"- эмоциональный, интеллектуальный, духовный, бытовой.
Чего не понимал изначально европейский либерализм (и тем более не понимает сейчас, в момент своего страшного анониального вырождения) - так это взаимосвязи между собой и теми тесными, узкими, мучительными нормами, которые он взялся разрушать во имя свободы человека.
Часто бывает так, что металлическое изделие, отлитое в глиняной форме, высвобождают на свет, разбивая, разрушая эту самую глиняную форму. Тем не менее конфигурация отлитого в формах изделия неразрывно увязана с теми формами, которые побеждены, разрушены, сняты.
В полной мере эта аллегория подходит к человеческой психике. С одной стороны, живая человеческая психика формируется в упорной борьбе с мертвечиной сектантства, фанатизма, тупого и автоматического запретительства. Как ругался в песенной форме И.Тальков:
"А-а! Туда нельзя! А-а! Сюда нельзя! А-а! Никуда нельзя!"
Ну, а если раздражающую ситуацию полностью снять? Если станет "всюду можно"? Тогда как? Не приобретет ли общество (а точнее, не приобрело ли оно УЖЕ на Западе) не просто видимость, а тождество скопищу психопатов без врачей и иного медперсонала?
Поэтому с другой стороны- именно одержимые своим запретительством сектанты формируют, как ни странно, нормы психического здоровья. Свободолюбивый человек расширяет эти нормы, раздвигает их по мере своих сил - но в то же время он потеряет психическое здоровье, если окочательно обрушит их, раздвинет коридоры "разрешенного" до бесконечности.
Окончательно эти проблемы не могут быть решены "раз и навсегда" - поскольку чрезмерно успешное решение одной из них породит взрывное развитие другой.
Европейская культура - прежде того, как Европа стала "Гейропой" - решала этот вопрос через достаточно уникальный в человеческой истории механизм "сужающегося углубления" освобождения от запретов и табу.
Выдающейся европейской западной наукой мы обязаны именно этому процессу, который вряд ли бы осмыслен его участниками, а ныне и вовсе демонтирован в Европе, сошедшей с ума в прямом смысле слова - т.е. сорвавшейся с устоев. Процесс протекал спонтанно, как уникальное сочетание ряда факторов, и был нетипичен для истории.
ИЛИ мы имеем в итоге общество, в котором догма подавляет всякую живую шалость, вплоть до простого человеческого юмора, общество роботов-автоматов. Таковы и дальневосточные, и ближневосточные общества, и цивилизации американских индейцев.
ИЛИ мы имеем нарастающий распад и хаос общества, в котором "кто в лес, кто по дрова", психопат становится главным действующим лицом, и приходит историческая смерть данного сообщества людей.
Таким образом, на многотысячелетнем опыте люди знали, что вольнодумство - опаснейший вирус, который, не будучи подавлен, убивает нации, а будучи подавлен - делает их жизнь серой, пресной, бессмысленной - но такова единственная возможность исторического выживания.
(...)
Нет ничего уникального в попытках Средневековья в Европе вырвать с корнем всякое вольнодумство, всякую ревизию принятых устоев. Если бы не уникальный догмат о Триединстве Бога - все завершилось бы построением очередного, бессчетного уже человейника-муравейника, которые живут, пока фанатизм людям не надоест до смерти, а потом в страшных корчах безумия умирают от интеллектуальной взрыво-революции, сходя с ума на финишной прямой своей истории.
Но Триединство Бога заложило в европейское Средневековье неразрешимый для догматиков ПАРАДОКС, и таким образом появилась единственная в человеческой истории ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ДОГМА. Всякая жесткая норма психики базируется на принципе "или-или". Или разрешено - или запрещено. Или так - или не так. Или можно, или нельзя. Третьего не дано, включается принцип "исключенного третьего".
Догмат о Троице нельзя решить по принципу исключенного третьего. Нельзя определить - Богов ИЛИ три, ИЛИ один. Жесткой нормы нет - но это жесткая норма! Сомневаться в догмате нельзя - но и решить его однозначно тоже нельзя. Возникла ситуация, в которой нет свободы (догма!) но нет и несвободы (неопределенность, непостижимость уму).
Свобода не смогла разрушить психику верующего - но норма не смогла задушить свободу (как всегда до этого бывало в сообществах верующих людей).
Религиозный террор европейского средневековья развивался совершенно симметрично всем прочим цивилизациям. Нельзя сказать, что инквизиторы были лучше (или хуже) людоедов-друидов, инкских жрецов, исламских террористов или корейских чучхеистов.
Поэтому через религиозный массовый террор прошли абсолютно (!) все цивилизации, включая наиновейшие (например, советская цивилизация).
А которые не прошли - те и не состоялись. Как указывал Ленин - "революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда умеет защищаться". Ленин, как творец новой "красной" религии имел в виду именно массовое уничтожение всех, кто мог бы с оружием в руках представлять опасность для новых устоев.
Общество нового типа (новой цивилизации) просто не может существовать, если не уничтожит категорически не согласных с его устоями, не сломит воли тех, кто примет устои только под давлением насилия и навязывания, не распалит усердия тех, для кого устои симпатичны и притягательны. Поэтому сколько в мире цивилизационных типов - столько и типов религиозного террора.
По мере истребления наиболее активных противников устоев данной цивилизации - религиозный террор обычно ослабевает. Но, во-первых, только "по мере истребления". А, во-вторых, цивилизация, неспособная усиливать догматический террор в случае рождения новых, "непуганных" поколений - гибнет. Именно так погиб СССР, не сумев возобновить необходимое давление на общество, разочаровавшееся в устоях его цивилизации. Да, впрочем, и все другие цивилизации, включая древние.
Средневековая Европа, не придумав ничего нового, выстраивала своего (для неё нового) человека, терроризируя ветхого человека. Но в догматическую обработку попал диалектический догмат о Троице. Он, в итоге, и произвел всю европейскую науку, выстроенную на принципе "углубления вольнодумства в обмен на сужение сферы его применения".
Итак, суть дела: человек, "сомневающийся во всем", крайне опасен для общества. Например, "нельзя воровать" - а он, видите ли, сомневается, и в итоге ворует. Нужно идти воевать с врагом - а он сомневается, и в итоге получаем дезертира. Нужно зубрить параграф в учебнике - а он сомневается, и в итоге обучение сорвано, учебник не прочитан...
Словом, человек с широкими сомнениями - червь, разъедающий общество изнутри. Недаром и выражение появилось, страшный образ - "червей сомнения". Сомнение народная молва - причем на уровне емкого устойчивого образа - сопоставило с трупными могильными червями! Куда уж жестче!
Зайдем с другой стороны: человек, который ни в чем не сомневается. Это просто идиот.Надеюсь, вы понимаете, что стремление все принимать на веру приведет к идиотизму чистой воды, создаст болвана - который по сути своей не более, чем механическая кукла. Кукла может быть функциональной, послушной - но она никогда не сможет сдвинуть с места дело материального и духовного прогресса.
Мы оказались в тупике. Человек сомневающийся - трупный червь, а человек не сомневающийся - идиот. А человек, частично сомневающийся - вызывает вопросы: до каких пор ему сомневаться, а после каких - уже нельзя? И почему досюда, а не раньше или позже?
Но вот в дело вступил догмат о Троице, парадокс на уровне догмы. Из него выросли схоласты - спорщики о догмах, логические трактователи догматических истин. Суть схоластики в Европе - человек покупал право на вольнодумство в очень узкой сфере, при этом оплачивая его полной преданностью догмам во всех остальных случаях жизни.
Например, я вольнодумствую в области математики, в области сверхмалых чисел. Тут я сомневаюсь, выдуриваюсь по полной, разбираю разные варианты, вырабатываю собственную норму, и т.п. При этом во все остальные сферы жизни это вольнодумство категорически не идет. Во всем остальном я вернейший сын католической (лютеранской, анабаптистской - подставить любую) церкви.
Конечно, и такое узкое вольнодумство было бы немедля растерзано догматиками, как в десятках других цивилизаций - но... останавливала необходимоть трактовать догмат о Троице! Схоластика возникает вокруг тринитаризма, а европейская наука во всем её многоцветье - вокруг схоластики.
В итоге для нас кажется чем-то само собой разумеющимся, что великие ученые прошлого - порядочные люди, образцы нравственного поведения. Но это именно наследие тринитаризма - глубины вольнодумства при условии узости зоны его проникновения.
В самом деле - что же это будет за ученый, если он не сомневается? И, с другой стороны - как же сомневающийся может быть порядочным человеком, если само свойство порядочности вытекает из слепого, религиозного, бездумного следования до тебя и без тебя выведенному канону поведения?
Христианство много веков (и очень жестко) вырабатывало тип человека, умеющего локализовать зону сомнений. В итоге получились люди, способные обладать космическим вольнодумством в сфере астрофизики, но при этом слепо и бездумно следующие нормам поведения, брака, общения, принятыми в их обществах.
Не нужно думать, что это естественно и сложилось само собой. Оно категорически неестественно, и нигде, кроме Европы, само собой не сложилось. Более того - даже там, где это искусственно насаждают (отнюдь не само собой) - успехи минимальны.
Человек так устроен, что из него все время получается или бездумный исполнитель, механическая кукла в руках правящей секты - или такой подлец, что хоть святых выноси! Собственно, подлецы, взрощенные широким вольнодумством, этим и занимаются: выносят святых и лезут на их места, убивая в процессе друг друга.
Не сразу, но европейское Средневековье выявило ещё одну важную черту: примененное локально, узко, в качестве ислючения вольнодумство оказалось необыкновенно плодовито для прогресса, как материального, так и духовного. Широкое вольнодумство с точки зрения прогресса совершенно бесплодно: сомневаясь во всем, червь серьёзно не относится ни к чему, сомневается и в самом прогрессе, и в будущем после себя, и в необходимости нести блага людям. Широкие вольнодумцы порождали новые секты и ереси - но никак не новые науки.
Узкое (порой до уродливости) вольнодумство разделило знание (гнозис) на разные виды, подвиды, сделало из единой философии множество наук. Узкий вольнодумец не сомневался ни в чем (порой демонстративно) - кроме своей узкой научной отрасли.
Гнозис (познание) - уже не был для таких людей целостностью.
Гностицизм лежит в основе масонства, сатанизма, других паразитарных и деструктивных течений духовной жизни - но никак не академической науки.
(...)
В определенный момент Европа и Запад утратили волшебную локализацию вольнодумства, приносившую добрые и безобидные плоды просвещения. Провещение, утратив свой прикладной смысл при христианской церкви, превратилось в световое ослепление.
Деградация Запада - страшная, грандиозная, как извержение вулкана над Помпеями - следствие развала тех ограничительных форм, внутри которых горел огонь Просвещения. До тех пор, пока Просвещение обслуживало догмы - оно было огнем в печи. С того момента, как просвещение (читай - право на сомнения в устоях) вырвалось из-под догматики, оно превратилось в испепеляющий пожар.
А. Леонидов-Филиппов.; 20 сентября 2014
http://economicsandwe.com/21745377964291AB/