Автор: Брачев В.С.
О масонерии и орденских структурах Категория: Брачев Виктор Степанович
Просмотров: 1080
Глава 8. Масоны и дворцовый переворот 11 марта 1801 года. Возрождение и расцвет масонства в первые годы царствования Александра I (1801-1810)


Царствование Павла I, как бы к нему ни относиться, несомненно, гораздо ближе к александровскому времени, чем к царствованию Екатерины II. История русского масонства 1796-1801 гг. только подтверждает справедливость этого положения. Какого либо официального рескрипта о запрещении масонства в Росси в связи с делом Н.И.Новикова не последовало. Большая часть лож (шведские, розенкрейцеры), за исключением елагинских, к которым у Екатерины II было особое отношение, еще задолго до ареста Н.И.Новикова были вынуждены заявить о прекращении или приостановке своих работ. С прекращением в 1793 году по воле императрицы деятельности елагинских лож легальное масонство в России, можно сказать, исчезло [701]. Однако фактически же, согласно данным автора анонимной записки о русском масонстве (1817 г.), составленной в Особенной канцелярии Министерства полиции, масонские собрания в Петербурге прекратились только в 1794 году. В Москве же они продолжались еще дольше - вплоть до 1797 года. По другим сведениям, собрания масонских лож в Петербурге также продолжались не до 1794, а до 1797 года [702].
Ожидалось, как уже отмечалось, что император разрешит возобновить прерванные ранее масонские работы. Однако этого так и не произошло. Причина, очевидно, в том, что среди ближайшего окружения Павла, наряду с ревностными масонами (Н. В.Репнин, А.Б.Куракин, Г.П.Гагарин) оказалось немало и противников их: А.А.Аракчеев, И.П.Кутай-сов, Ф. В. Ростопчин. Последний, в частности, воспользовался своей близостью к императору и сообщил ему об одном масонском ужине начала 90-х гг., когда братья-масоны якобы бросали жребий, кому убить императрицу Екатерину II [703]. Разговор этот неприятно поразил впечатлительного Павла I. Но по большому счету, дело здесь было все же не столько в посторонних влияниях на Павла I, сколько в его принципиальной позиции. При всей несомненной симпатии к масонам, учение их устроить Павла Петровича как самодержавного государя едва ли могло как противное "началам абсолютной его власти" и излюбленному им полицейскому характеру государственной
жизни, - считал Е.С.Шумигорский [704]. Хорошо знакомый с масонским учением, Павел I, по его словам, еще будучи наследником возненавидел в их деятельности "проявление общественной силы, независимой от верховного правительства" [705]. Трудно не согласиться с этим мнением.
В 1798 году Павел I принимает титул магистра католического полумасонского ордена Мальтийских рыцарей [706]. "Масоны не могут считать своим суверенный Мальтийский орден. Ведь это религиозный орден католической церкви", - пишет современный исследователь В.Л.Захаров [707]. Думается все же, что более прав здесь А. Н. Пыпин. " Мальтийские рыцари, - отмечал он, - не масоны, но орден их во многом схож с духовным предшественником масонов - католическим орденом тамплиеров" [708]. В западной историографии со ссылкой на официальные документы ватиканских архивов утвердилось мнение, что в обмен на признание его со стороны Ватикана Великим магистром ордена Святого Иоанна Павел I будто бы обещал переменить веру, то есть перейти в католичество или, во всяком случае, содействовать объединению католической и православной церквей под властью римского папы. " Я католик сердцем", - якобы признавался Павел I в одной из конфиденциальных бесед в Петербурге в ноябре 1800 года с иезуитом патером Грубером [709].
Наши историки относятся к этой версии скептически, справедливо полагая, что речь может идти всего лишь о тонкой политической игре Павла I, связанной с его желанием добиться официального признания со стороны римского папы великим магистром Мальтийского ордена. " Вместе с тем, - добавляет к этому современный исследователь Петр Перминов, - вполне очевидно, что в этой политической игре Павел I был готов дойти до опасной черты" [710].
Если мы припомним, сколь двусмысленным было отношение к православию сына Павла I - Александра Павловича, то вынуждены будем согласиться, что ничего удивительного в этом нет.
Новое увлечение императора, несомненно, отдалило его от русских масонов. Об официальном разрешении на открытие их работ в этих условиях нечего было и думать. Надежды братьев на приход в лице Павла I своего масонского царя рушились как карточный домик. Более того, мы имеем ряд иностранных свидетельств (все они относятся к 1797 году) о запрещении Павлом I масонских лож в России [711]. Современный исследователь Всеволод Сахаров также однозначно придерживается этого мнения, хотя и называет другую дату запрета масонских лож Павлом I - 1799 год. Однако и он связывает этот запрет с увлечением Павла I орденом Мальтийских рыцарей [712].
Можно предположить, что обстоятельство это основательно осложнило отношения Павла I с масонами. Отсюда попытки ряда авторов связать убийство императора 11 марта 1801 года с масонским заговором против него.
Заговор против Павла I созревал в масонских кругах, в масонском подполье, отмечает в связи с этим современный исследователь Олег Платонов [713].
Действительно, среди участников заговора было немало членов масонских лож: И.Вяземский, В.Мансуров, П.Кутузов, П.Толстой, Б.Голицын, Н.Бороздин, Я.Скарятин, братья Платон и Валериан Зубовы. Масоном (ложа "Искренность" в Москве, 1786) был и полковник А. Л.Беннигсен, возглавивший группу офицеров (братья Зубовы, князь Яшвиль, Татаринов, Скарятин и др.), которая, собственно, и умертвила Павла Петровича. Видную роль среди заговорщиков играл военный губернатор Санкт-Петербурга - Петр-Людвиг (Петр Алексеевич) Пален. Но П.-Л. Пален был всего лишь, если можно так сказать, больше техническим руководителем заговора. Вдохновителем же его была масонская аристократическая группировка во главе с бывшим российским послом в Англии Семеном Романовичем Воронцовым (член петербургской ложи "Скромность"). К числу вдохновителей и организаторов заговора можно отнести и графа Н.П.Панина, стоявшего во главе Коллегии иностранных дел [714].
Однако однозначно толковать события 11 марта 1801 года как исключительно масонский заговор [715] рискованно. Недовольство крутым нравом Павла I выражали в это время не только масоны, но и большая часть тогдашней правящей российской элиты. Да и политика сближения с Францией, которую проводил незадолго до своей смерти Павел I, явно шла вразрез с устремлениями русского дворянства, ориентированного (прежде всего экономически) на дружбу с Англией. Однако и доводы в пользу существования масонского заговора тоже весьма весомы. "Длительное участие в успешном заговоре против Павла I, - пишет В.Сахаров, - таких видных масонов, как Н.В.Репнин, А.М.Белосельский-Белозерский, Д.П.Трощинский, Н.П.Панин, С.Р.Воронцов и многих рядовых "братьев" из числа офицеров гвардии (пока не ясно, что объединяло таких разных людей, как И. де Рибас, П.Талызин, П.Пален, Л.Беннигсен и П.Зубов и придворных (тогда началась головокружительные карьеры родственника Репнина П. М.Волконского, будущего министра, фельдмаршала и светлейшего князя) показало, что масоны до конца использовали свое право на месть, не примирились с поражением и потерей влияния, готовы были расправиться с нарушившим клятву и обещания "тираном" Павлом I "мстящей рукой"" [716].
В свое время (1915 год), полемизируя с защитниками версии масонского заговора против Павла I из-за прикосновенности последнего к масонству: нарушил клятву на верность ордену, за что и был, якобы, приговорен ими к смерти [717], известный историк Е.С.Шумигорский справедливо отмечал, что истина здесь, по всей видимости, "заключается разве в том, что среди недовольных правлением Павла были лица, принадлежавшие ранее к масонским ложам", но, добавлял он, вслед за Н.М.Карамзиным, мы спросим: "кто же в России оплакивал смерть императора Павла?" [718].
Учитывая это, О.А.Платонов счел необходимым несколько подкорректировать свою позицию. Повторив, что заговор против Павла созревал в масонских кругах, он, вместе с тем, ясно дает понять, что далек от того, чтобы сводить все дело только к масонам и их проискам. " Мы, конечно, - пишет он, - не сводим убийство Павла I только к заговору масонов. Существовали и другие движущие силы, в частности, английский посол, группа недовольных при дворе. Однако масонское подполье сыграло определяя-ющую роль в этом преступлении. Оно обеспечило организаторов и кадровый состав заговорщиков" [719].
Как бы то ни было, масоны в заговоре участвовали, хотя им самим опасаться за свою жизнь из-за принадлежности к ложам в царствование Павла I было нечего. Убедительное свидетельство этому - негласное открытие 15 января 1800 года, то есть еще при жизни Павла Петровича, в Петербурге старым масоном екатерининского времени Александром Федоровичем Лабзиным первой в наступившем столетии русской масонской ложи - "Умирающий сфинкс" [720].
"Ложа сия, - доносил 22 июня 1822 года Александру I Е.А.Кушелев, - называемая " Умирающий сфинкс", была на Васильевском острове, в разные наемные дома перемещаемая, собиралась раз в месяц, иногда чаще, иногда реже" [721].
Первыми членами ложи стали старые масоны А.А.Вахрушев, Г.Г.Беляев, С.Д.Микулин, П.И.Русановский, И.А.Петров [722].
С началом царствования Александра I оживились и "уснувшие" было во времена Екатерины II ложи и других масонских "систем". Сохранившееся предание утверждает, что в 1803 году состоялась конфиденциальная встреча Александра I с Великим префектом капитула "Феникса" И.-В.Бебером, в ходе которой император обещал негласное содействие возрождению масонских лож в России. Вскоре, то есть еще в этом же году, якобы произошло и посвящение Александра I в братство, причем свершилась эта церемония едва ли не на собрании всех масонов Петербурга [723]. Есть указания и на посвящение Александра I в одной из польских лож. Не исключено также, что император мог быть посвящен в орден в 1808 году в Эрфурте, в 1812 году в Петербурге и в 1818 году в Париже (вместе с Фридрихом-Вильгельмом III) [724].
Царь действительно мог посещать все эти ложи и даже принимать посвящения, однако самое первое из них состоялось, скорее всего, все же в 1803 году. Уж очень благоволил впоследствии император к ложам именно " шведской системы".
Простой случайностью явное предпочтение, отдаваемое им шведскому масонству, не объяснишь. Не следует, впрочем, думать, что император был посвящен в обычной масонской ложе, в присутствии всех братьев. Церемония его посвящения происходила, по всей видимости, по особому обряду и, скорее всего, в Зимнем дворце. Характерно, что в этой же ложе были посвящены и ближайшие друзья императора обер-прокурор Святейшего синода А. Н.Голицын и сенатор Г. Г.Кулешов [725].
Это сейчас историки спорят: был Александр I масоном или нет. В его царствование это было само собой разумеющимся, что приводило иногда к весьма курьезным случаям. Один из них связан с посещением Александром I в 1818 году ложи "Трех добродетелей" в Санкт-Петербурге. Наместный мастер ложи Александр Николаевич Муравьев рассказывал потом, что во время завязавшегося между ним и императором оживленного разговора он имел неосторожность допустить непростительный промах: обратился к императору по масонскому обычаю как к брату на "ты", что произвело на последнего крайне неблагоприятное впечатление [726]. Другими словами, принадлежность к ордену в глазах императора еще не давала повода для "братских отношений" между ним и масонами, которые в его глазах по прежнему оставались только подданными.
Это, однако, не могло уберечь Александра I от плотной опеки со стороны "братьев". Так, из четырех членов Интимного кружка, с помощью которого он управлял на первых порах империей, по крайней мере трое: Адам Чарторыйский, Виктор Кочубей и Николай Новосильцев были масонами. Опасаться каких-либо преследований со стороны правительства в этих условиях масонам было нечего. Они сами и были, по сути дела, правительством.
Мы уже упоминали о ложе "Умирающий сфинкс" (1801) во главе с А.Ф.Лабзиным. Это была розенкрейцерская ложа. Можно поэтому констатировать, что первыми оправились от удара, нанесенного по масонству Екатериной II, именно розенкрейцеры.
Показателен и состав ложи А.Ф.Лабзина, куда входили на первых порах исклюю-чительно старые масоны новиковского круга: А.А.Вахрушев, П.Г.Беляев, С.Д.Микулин, П.И.Русановский. Среди других: священник А.А.Сперанский, архитектор А.Н.Воронихин, знаменитые художники В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, а также ряд менее известных представителей "изящных искусств": Кирилл Андреевич Лохвицкий, Иван Петрович Чернов, П.П.Чекалевский. Привлекательность для них именно ложи "Умирающего сфинкса" во многом объясняется должностным положением А. Ф. Лабзина в это время -конференц-секретарь, а с 1818 года и вице-президент Академии художеств [727].
В 1808 году А.Ф.Лабзин привлек в свою ложу знаменитого А.Л.Витберга, автора первого, так называемого "масонского" проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Дело в том, что будучи масоном, А. Л. Витберг задумал его как систему трех храмов. Первый или нижний из них имел форму гроба или параллелепипеда и как бы пропадал в горе - масонском символе дикого необработанного камня. Здесь должны были, по замыслу архитектора, найти свое успокоение останки героев Отечественной войны 1812 года. Над этим храмом-гробом возвышался равноконечный православный греческий крест, лежащий в основе плана второго храма, храма распростертых рук - символа жизни, труда и человеческих страданий. Венчал же все сооружение третий, последний храм - храм Духа, в виде ротонды, увенчанный огромным куполом. В плане этого храма лежал масонский круг, символ вечности и покоя. Каких-либо наружных изваяний, призванных украсить храм, не предусматривалось [728].
Проект был с восторгом принят Александром I [729].
К сожалению, не будучи архитектором-профессионалом, А.Л.Витберг имел неосторожность лично возглавить строительство. Уже при Николае I он был обвинен в злоупотреблениях и сослан в Вятку, вследствие чего строительство храма так и не было им завершено. Достраивать его, правда уже по своему проекту, пришлось другому архитектору - К. А. Тону.
Основываясь на том, что крупнейшие портретисты начала XIX века Ф.С.Рокотов, B. Л. Боровиковский, Д.Г.Левицкий были членами масонских лож, а также исходя из распространенного масонского обычая дарить друг другу свои портреты, которым придавалось мистическое значение, некоторые авторы приходят к выводу, что масонство якобы дало серьезный стимул развитию одной из сфер портретной живописи, а именно интимному мужскому портрету [730].
9 марта 1809 года из ложи А.Ф.Лабзина выделилась так называемая Теоретическая ложа для изыскания "премудрости соломоновой". Работала она по актам теоретической степени розенкрейцеров XVIII века. История розенкрейцеров начала царствования Александра I была бы неполной, если бы мы не упомянули о их тесной связи с религиозно-мистическим обществом графа Тадеуша Лещица-Грабянки "Народ Божий" (1806), известного еще и как "Новый Израиль". Само общество было учреждено еще в 1778 году в Берлине, затем в Авиньоне. Цель его состояла в том, чтобы возвещать народам по повелению Божию второе и близкое пришествие Иисуса Христа, причем посредником в сношении с небом граф Грабянка, естественно, объявил самого себя [731]. Как и у розенкрейцеров, в ложе графа Грабянки увлекались теософией, алхимией и магией. Это-то видимо и привлекло сюда розенкрейцеров. Среди адептов ложи: А.Ф.Лабзин, А.А.Ленив-цев, П. И. Донауров, Ф. П.Лубяновский. Собиралась ложа в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге в покоях цесаревича Константина Павловича или же в доме вдовы масона C. И.Плещеева.
Среди посетителей были и женщины, в том числе и М.А.Нарышкина. В 1807 году граф Грабянка был арестован и посажен в крепость. Общество прекратило свое существование [732].
В 1806 году А.Ф.Лабзин попытался было наладить издательскую деятельность розенкрейцеров, затеяв издание "Сионского вестника". Однако уже в том же году его журнал был закрыт правительством. 10 лет спустя, в 1817 году А.Ф.Лабзин опять возобновил свое издание, и опять оно вызвало энергичные протесты со стороны православного духовенства. Уже в который раз А. Ф.Лабзину воочию пришлось убедиться, как нелегко приживаются масонские идеи в нашем Отечестве.
В 1818 году "Сионский вестник" окончательно прекратил свое существование.
Деятельность А. Ф. Лабзина ограничивалась главным образом Петербургом.
Не меньшей активностью отличалась в этом отношении и Москва, где еще в 1803 году была открыта розенкрейцерская ложа. Называлась она "Нептун", возглавил ее куратор Московского университета сенатор Павел Иванович Голенищев-Кутузов.
Это был старый моряк - бывший флигель-адъютант адмирала Самуила Грейга и бывший член кронштадтской ложи "Нептун" (1779). Как и члены ложи А.Ф.Лабзина в Санкт-Петербурге московские "новые" розенкрейцеры тоже работали втайне и тоже по актам XVIII века. Характерной особенностью их являлся, пожалуй, только в большей степени, нежели это было характерно для ложи Лабзина, религиозно-мистический фанатизм. Настольными книгами П.И.Голенищева-Кутузова и его "братьев" были сочинения Якова Беме, Ф.А.Парацельса и других мистиков [733].
Среди первых членов "Нептуна" - П.А.Болотов, профессор М.Я.Мудров и другие. В 1809 году, по примеру Санкт-Петербурга, в Москве также были открыты работы Розенкрейцерской ложи Теоретического градуса. Называлась она "К мертвой голове". Среди членов ее: И.А.Поздеев, А.Х.Чеботарев, Р.С.Степанов, И.В.Лопухин, Ф.П.Ключарев, братья Н.Н. и Ю.Н.Трубецкие, адмирал Н.С.Мордвинов - всего до 20 человек [734].
Русские розенкрейцеры начала XIX века не представляли собой в идейном отношении единого целого и колебались между двумя идеологами масонства того времени: Н. И. Новиковым, представлявшим, по сути дела, левое крыло движения, и И. А. Поздеевым, придерживавшимся открыто консервативных взглядов.
Поскольку ни тот, ни другой формально никаких должностей в ордене не занимали, тогдашним руководителям розенкрейцерских лож в Москве (П. И.Голенищев-Кутузов) и Петербурге (А.Ф.Лабзин) приходилось нелегко. Мистик и консерватор И.А. Поздеев ориентировал их исключительно на так называемую "внутреннюю духовную работу" в ложах, направленную на постижение братьями "божественной премудрости".
До 1812 года И.А.Поздеев жил в селе Чистякове в 50 верстах от Москвы, а затем переехал в свое вологодское село Нелюбовское Кадниковского уезда, где у него был свой собственный стекольный завод. Горячими поклонниками И.А.Поздеева были впоследствии такие видные руководители Великой провинциальной ложи 2-й половины 1810-х годов, как С.С.Ланской, М.Ю.Виельгорский и А.П.Римский-Корсаков [735].
Либеральное крыло в раннем масонстве Александровского времени олицетворял собой Н. И. Новиков. Настоящий масон, доказывал он, не может ограничиваться только работой над своей собственной душой в ложе, а непременно должен ставить перед собой и более широкие, просветительские задачи, направленные на облагораживание и улучшение всего общества. Подспудное противостояние между сторонниками И.А.Поздеева и Н. И. Новикова продолжалось вплоть до кончины этих "патриархов" русского Розенкрейцерства, последовавшей в 1818 и в 1820 годах. Характерно, что наибольшей популярностью среди розенкрейцеров начала XIX века пользовался все же И.А.Поздеев. Не имея возможности непосредственного общения с московскими и петербургскими братьями, Н. И. Новиков и И. А. Поздеев общались с ними, главным образом, путем переписки. " Помните, что работа ваша есть повиноваться и молчать, и мир сей весь считать за единое ваше проходное училище. Не привязываясь ни к какому его углу и не делайте из того себе собственность. И приводите себя, будучи в мире, в такое равнодушное положение, чтобы вам до миру, что в нем не производится, не было нужды", - наставлял И. А.Поздеев своих младших коллег.
Русские масоны начала XIX века весьма достоверно изображены в романе Л.Н.Толстого "Война и мир": граф Вилларский, Пьер Безухов (его прототипом, возможно, был граф М. А. Дмитриев-Мамонов). Есть даже предположение о принадлежности самого писателя к "братству", настолько глубоко и верно удалось ему проникнуть в духовную сущность масонства [736]. "Меня очень радует, - писал Л.Н.Толстой 7 марта 1905 года К.Верксхагену, - что я, сам того не зная, был и есть масон по моим убеждениям. Я всегда с самого детства питал глубокое уважение к этой организации и думаю, что масонство сделало много добра человечеству" [737].
Впрочем, ничего интересного "новые" розенкрейцеры начала XIX века из себя не представляли, являясь сколком розенкрейцерства 1780-х годов. Характерен в этом плане эпизод, рассказанный известным писателем С. Т. Аксаковым. В 1808 году, желая завлечь его в свою ложу, масоны дали ему деликатное поручение: забрать масонские бумаги у покончившего с собой (уморил себя с голода) чиновника-масона И.Ф.Вольфа. Поскольку сделать это ему было весьма затруднительно (все бумаги самоубийцы были конфискованы), С.Т.Аксаков, не желая ударить лицом в грязь перед масонами, пошел на хитрость: масонскую рукопись, наполненную всякой белибердой, он сочинил и написал сам, взяв в качестве образца сочинение мистиков Штиллинга и Эккартсгаузена. Проделка эта удалась. Масоны (речь идет о ложе А. Ф. Лабзина) не только не заметили бессмысленности сочиненного Аксаковым опуса, но напротив, всячески хвалили его и даже предполагали напечатать его в "Сионском вестнике", когда он будет разрешен к изданию.
Естественно, что для самого Аксакова вопрос о его вступлении в масонскую ложу отпал после этого сам собой [738].
Не менее любопытно в этой истории и другое: масонов в то время, оказывается, боялись. " Тайна" тяготила С. Т. Аксакова, и он не удержался и поделился таки ею с неким И.И.Р-гом, считавшимся в его кругу "могилою секретов". "Я то думал, - вспоминал С.Т.Аксаков, - что он посмеется, но, к удивлению моему, он пришел в ужас. "Не сказывал ли ты кому-нибудь об этом", - спросил он меня. Я ответил, что никому не сказывал. "Ну так и не сказывай. Сохрани тебя Бог, если проболтаешься. Я сам в молодости моей был масоном. Мартинисты - те же масоны. Если они узнают твой обман - ты пропал!"" [739].
Немногим лучше в этом отношении обстояли дела и в ложах так называемой "французской системы", появление которых в России было, в отличие от "новых" розенкрейцеров, действительно новым и, несомненно, отрадным явлением в русском масонстве. Начало им положила ложа " Соединенные друзья", открытая 10 июня 1802 года Александром Жеребцовым. Особенностью этой ложи было то, что она работала на французском языке и по французским обрядам. Сам А.А.Жеребцов был старым французским масоном, посвященным еще в бытность свою в Париже в качестве русского консула. Обрядовая сторона ложи " Соединенных друзей" заключала в себе культ солнца, разума и сил природы. Цель же работ заключалась в том, чтобы "стереть между человеками отличия рас, сословий, верований, истребить фанатизм, суеверия, уничтожить Национальную ненависть, войну и объединить все человечество узами любви и знания". Среди адептов ложи: великий князь Константин Павлович, генерал-губернатор Белорусского края герцог А. Виртембергский, министр исповеданий и народного просвещения Царства Польского Станислав Костка-Потоцкий, церемониймейстер двора Его Императорского Величества граф И.А.Нарышкин, будущий шеф жандармов при Николае I А.Х.Бенкендорф, министр полиции А.Д.Балашов, генерал-майор Н.М.Бороздин, граф А.Остерман-Толстой.
Среди других членов ложи, пополнивших ее ряды в уже более позднее время, можно назвать известного реформатора европейского масонства, подвизавшегося одно время в России Игнатия Аврелия Фесслера, а также П.Я.Чаадаева, П.И.Пестеля, А.С.Грибоедова [740]. Общее число членов ложи к 1810 году достигло 50 человек действительных членов и 29 членов почетных [741].
Характерно, что ложа имела свой собственный храм, оркестр и даже гимн.
Символическим знаком ложи "Соединенных друзей" был масонский треугольник с изображением внутри него рук, соединенных в рукопожатии. Существовал у ложи и свой девиз: "Солнце, наука, разум" [742].
По таким же французским актам, наряду с ложей " Соединенных друзей" работала и близкая ей по духу ложа "Палестины" (основана 4 мая 1809 года ) во главе с известным меценатом и музыкантом польского происхождения графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским. Состав этой ложи был смешанным. Наряду с людьми искусства много было чиновников и купцов. Общее число братьев в ней достигало 75 человек. Наместным мастером ложи был Сергей Степанович Ланской [743].
Можно сказать, что французские ложи олицетворяли собой либеральное направление в русском масонстве, хотя сколько-нибудь серьезной работы ни в ложе А.А.Жереб-цова, ни в ложе М. Ю.Виельгорского не велось. Характерное же для них увлечение так называемыми столовыми ложами и дружескими пирушками в узком масонском кругу сближает их с неполитическими клубами того времени.
Еще одним направлением, или, правильнее, "системой" в русском масонстве начала XIX века может считаться так называемая система Фесслера. Ее основатель Игнаций-Аурелиус Фесслер из Трансильвании был приглашен в 1909 году М. М. Сперанским для преподавания еврейского языка в Духовной академии в Санкт-Петербурге.
В этом же году при поддержке М. М. Сперанского он основал здесь новую масонскую ложу - "Полярная звезда", работавшую по системе ложи "Рояль-Йорк" трех символических иоанновских степеней плюс "степень познания" для избранных, где бы масоны могли знакомиться с сущностью всех в то время известных масонских систем. Среди членов его ложи - П.П.Пезаровиус, Р.Ренненкампф, А.И.Тургенев, М.Л.Магницкий, С.С.Уваров [744]. В 1810 году в ложу И.А.Фесслера был посвящен государственный секретарь и первый в то время реформатор в России М.М.Сперанский. "Ложа сия, председательствуемая в тот день Сперанским, - писал позднее М. Л. Магницкий, - состояла из Фесслера, Дерябина, Пезаровиуса, Злобина, Гогеншильда и Розенкампфа" [745].
Сам М. М. Сперанский в подписке о непринадлежности к тайным обществам после их закрытия в 1822 году утверждал, что в связи с рассмотрением в 1810 году масонских дел в Особом комитете, членом которого он был назначен, ему действительно пришлось "с ведома правительства" принять посвящение в домашней частной ложе И. А.Фесслера. Ложа эта не имела ни своего названия, ни постоянства и посетил он ее всего лишь два раза [746].
Другой член этой ложи М. Л. Магницкий отмечал, что И. А. Фесслер систематически и прямо нападал на христианство и во всеуслышание заявлял, что Иисус Христос был никто иной, как сын ессеянина, обманывавший народ для утверждения своего учения [747].
Ложа Фесслера интересна для нас прежде всего тем, что именно в ней, судя по всему, как раз и родились широко известные ныне планы М. М. Сперанского по объединению всех масонских лож в стране в одну подчиненную государству структуру, а также реформирование на масонский лад Русской православной церкви. Как сообщает в своих мемуарах член ложи " Полярная звезда" Леопольд-Август Гауеншильд, по прямому совету И. А. Фесслера " предполагалось основать масонскую ложу с филиальными ложами по всей империи, в которую были бы обязаны вступать наиболее способные из духовных лиц всех сословий" [748].
Любопытное указание о планах М.М.Сперанского по реформированию православной церкви можно найти в биографии барона Штейна (автор - некто Перец) на немецком языке [749]. Опубликованы были в 1851 году в Лейпциге и воспоминания самого И. А. Фесслера, где он называет некоторых неизвестных из других источников новых членов своего кружка (М.М.Балугьянский, Е.Е.Эллизен, Х.А.Бек, А.Тургенев). Заслуживает внимания и оговорка, которую делает здесь И. А.Фесслер, что некоторых из членов его кружка, ввиду их высокого общественного положения в России, он назвать не может из соображений скромности [750]. И хотя источниковая база для каких-либо твердых выводов явно недостаточна, все это действительно похоже на правду. Ведь идеи такого рода, как мы знаем, были весьма и весьма близки тогдашнему умонастроению Александра I.
"Я замечал сколько раз в Его Величестве, - вспоминал в январе 1831 года князь А. Б. Голицын, - наклонность к всеобщей религии, которая его поставляла в некоторое недоверие к греко-российской церкви. Изданием "Сионского вестника" и учением И. А. Фесслера государь думал понять настоящий христианский дух, вывести нечувствительно из спасительных форм нашей церкви внутреннее христианство и быть орудием всех церквей" [751]. Похоже, что при поддержке императора М.М.Сперанский действии-тельно пытался преобразовать нашу православную церковь на масонский лад и первым шагом в этом направлении должно было стать широкое вовлечение православных священников в масонские ложи. Дело дошло до того, что Александр I даже обещал М. М. Сперанскому поставить "Полярную звезду" во главе всех других масонских лож в
России [752].
В своих планах М. М. Сперанский не был одинок. Помимо императора, взгляды его всецело поддерживались как французскими ложами, так и розенкрейцерами новиковского круга. А.И. Серков даже пишет о сформировавшемся блоке А. А.Жеребцова -М.М. Сперанского и Н.И.Новикова, что похоже на правду. Но была еще и оппозиция, силу которой придавало то обстоятельство, что исходила она не столько от братьев-масонов консервативных лож так называемой "шведской системы" и розенкрейцеров - сторонников И. А. Поздеева, но и большей части русского дворянства той поры, отнюдь не разделявшего реформаторских планов императора.
Падение Сперанского положило конец его планам буржуазных преобразований в России. В марте 1812 года, как известно, он был отправлен в ссылку [753].
Еще раньше 22 июня 1810 года вынужден был оставить службу в Петербургской духовной академии и И.-А.Фесслер. Получив при поддержке тогда еще находившегося у
власти М. М. Сперанского звание корреспондента при Комиссии составления законов, он уехал в феврале 1811 года в Вольск Саратовской губернии, где и преподавал в частном учебном заведении. В 1813 году он поселился в Саратове.
В 1818 году А.Н.Голицын назначил его духовным председателем провинциальной Саратовской консистории для лиц евангелического вероисповедания [754].
И.-А. Фесслер и М. М.Сперанский вынуждены были, таким образом, удалиться из Петербурга. Однако идея их о реформировании православной церкви не была забыта и получила неожиданное воплощение в деятельности Библейского общества в России (учреждено 6 декабря 1812 года) [755].
Цель общества, как она декларировалась его учредителями, состояла в издании и распространении Библии в народе. Инициатива учреждения общества исходила от английских масонов. Неудивительно, что и в России деятельность Библейского общества всецело контролировалась и направлялась братьями - вольными каменщиками.
Президентом Библейского общества с подачи императора стал главноуправляющий духовным ведомством масон князь А.Н.Голицын. Секретарями общества - такие же масоны В.М.Попов и А.И.Тургенев [756].
Библейское общество - это первое в России экуменическое общество, где рядом с деистом, атеистом, масоном-мистиком сидели английские квакеры и методисты, католические патеры и пасторы лютеранские, а между ними православные архиереи: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, архиепископ Минский и Литовский Серафим - ученик московских розенкрейцеров, впоследствии знаменитый митрополит Московский, ставший затем поборником православия и сильно почитаемый москвичами, ныне канонизированный Русской православной церковью. В то время, впрочем, он находился под влиянием князя А.Н.Голицына и некоторых мистиков, в первую очередь Лабзина, в ложе которого " Умирающий сфинкс" он тогда состоял [757].
Здесь же в Библейском обществе мы видим также министра внутренних дел О.П.Козадавлева, обер-прокурора Святейшего синода князя Мещерского, будущего министра народного просвещения при Николае I графа С.С.Уварова и других масонов -видных деятелей правительственной администрации того времени.
Деятельное участие в работе Библейского общества в России принимали агенты британского Библейского общества Пинкертон, Патерсон и пасторы Питт, Шейрль и другие.
Но вернемся к первым масонским ложам Александровского царствования.
Наряду с розенкрейцерами и ложами французского обряда весьма уверенно заявили в это время о себе и шведские ложи.
Первым шагом на пути возрождения шведских лож в России стало открытие 11 октября 1805 года в Петербурге ложи "Александра благотворительности к коронованному пеликану". Масонская легенда гласит, что открытие ее стало возможным в результате разрешения, якобы полученного в 1804 году директором канцелярии Рижского военного губернатора А.С.Сергеевым. Согласно другой версии, еще раньше в 1803 году такое разрешение получил префект Капитула "Феникса" для лож шведского обряда И.В.Бебер. " То, что Вы говорите мне о масонстве, - якобы заявил ему император, - обязывает меня не только оказывать ему покровительство, но и просить меня принять в число франкмасонов. Считаете ли Вы это возможным?" - якобы спрашивал Александр I. "Государь, - отвечал Бебер, - я не имею права сам дать ответ Вашему Величеству. Я соберу масонов Вашей столицы, объявлю им о Вашем желании и убежден, они поспешат исполнить его". Вскоре, то есть в этом же 1803 году Александр I якобы действительно получил посвящение. Однако верить этому сообщению едва ли возможно, так как И. В. Бебер в своей записке " Несколько замечаний о масонстве в России" (1815 год) однозначно относил возобновление масонских лож шведской системы в Петербурге к 1805 году [758]. Что же касается версии о принадлежности Александра I к шведскому масонству, то В.И.Семевский находил ее весьма сомнительной [759].
Как бы то ни было, 11 октября 1805 года состоялось второе рождение еще одной екатерининской ложи "Пеликан" (1783 год) [760], правда под несколько видоизмененным названием в честь Александра I - "Александра благотворительности к коронованному пеликану". Отличительным знаком братьев, принадлежавших к этой ложе, был серебряный иоанновский крест, украшенный золотым солнечным сиянием, в центре которого было изображение коронованного пеликана, кормящего своих птенцов. Возглавил ложу уже известный нам И.В.Бебер.
К 1809 году ложа эта настолько разрослась, что было решено выделить из нее 1 июня еще одну шведскую ложу - "Елизаветы к добродетели" (названа в честь жены Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны). Возглавил еепуже упоминавшийся выше старый масон екатерининского времени Александр Сергеевич Сергеев. Отличительным знаком ложи была золотая пятиконечная звезда. Как и в ложе "Соединенных друзей", в составе ее преобладала петербургская знать.
22 мая 1810 года от ложи "Александра благотворительности к коронованному пеликану" отпочковалась еще одна ложа - "Петра к правде", куда вошла по преимуществу немецкоязычная петербургская интеллигенция, чиновники, купцы, врачи, ремесленники, торговцы. Возглавил ее известный в то время врач Обуховской больницы Иоганн-Георг (Егор Егорович) Эллизен. Все три ложи работали по одним и тем же шведским актам и имели одну общую кассу. Для общего же управления ими в том же 1810 году была образована Великая Директориальная ложа "Владимира к порядку". Гроссмейстером ее и стал И. В. Бебер, который исполнял эту должность до 1815 года. Общее число масонов "шведской системы" в 1810 году составляло 114 человек.
Как и во второй половине XVIII века, пополнялись шведские ложи преимущественно представителями старого родовитого русского барства: князья Голицыны, Гагарины, Волконские, Долгорукие, Лобановы-Ростовские, Трубецкие, графы Апраксины, Разумовские, Строгановы, Толстые, Чернышевы, Шуваловы, а также Нарышкины, Бороздины, Римские-Корсаковы, Ланские и др. В дни официальных собраний Директориальной ложи " Владимира к порядку" перед домом, где обычно собирались масоны, стояло до 200 экипажей [761].
Всего в 1810 году в Петербурге насчитывалось до 239 масонов плюс 25 почетных членов масонских лож. Примерно столько же было, скорее всего, и в других городах [762]. Итого около 500 братьев. По тем временам это была уже немалая сила.

 

Примечание

[701] К истории масонства в России. Перевод с немецкой неизданной рукописи // Русская старина. 1882, '9. С.544.
[702] Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, '2. С.12.
[703] Записка о мартинистах, представленная в 1811 году графом Ф.В.Ростопчиным великой княгине Екатерине Павловне // Русский архив. 1875, '9. С.75.
[704] Шумигорский Е.С. Император Павел I и масонство // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.151.
[705] Там же. С.150.
[706] Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста. Мальтийский орден и его связи с Россией. М., 1991.
[707] Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена. М., 1999. С.290.
[708] Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд. 4-е. СПб, 1908. С.297.
[709] Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста. Мальтийский орден и его связи с Россией. М., 1991. С.130.

[710] Там же. С.131.
[711] Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX веков. Пг., 1916. С.522.

[712] Сахаров В. Калигулы последний час. Император Павел I и вольные каменщики // Родина. 1997, '7. С.39.
[713] Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731-1996. М., 1996. С .54.
[714] Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730-1917. М., 1993. С.82-83.
[715] Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731-1996. М., 1996. С .54.
[716] Сахаров В. Калигулы последний час. Император Павел I и вольные каменщики // Родина. 1997, '7. С.40.
[717] Марков Н.Е. Войны темных сил. М., 1993. С.81.
[718] Шумигорский Е.С. Император Павел I и масонство // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991. С.152.

[719] Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731-1996. М., 1996. С .54.
[720] Серков А.И. "Племянник" Н.И.Новикова - А.Ф.Лабзин // Масоны и масонство. Вып.3. М., 1998. С.28.
[721] Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, '3. С.129.
[722] Серков А.И. "Племянник" Н.И.Новикова - А.Ф.Лабзин // Масоны и масонство. Вып.3. М., 1998. С.28.
[723] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
С.168.
[724] Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991. С.77-78.
[725] Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730-1917. М., 1993. С.89.
[726] Кропотов П. Жизнь графа М.Н.Муравьева. СПб, 1874. Т.1. С.187.
[727] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
С.153.
[728] Герцен А.И. Былое и думы. М., 1979. С.289.
[729] Записки академика А.Л.Витберга // Масонство и русская культура. Сост. B. И.Новиков. М., 1998. С.275.
[730] Новиков В.И. Предисловие // Масонство и русская культура. Сост. В.И.Новиков. М., 1998. С.27.
[731] Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, '1. С.208.
[732] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
C. 172-173.
[733] Там же. С.158.

[734] Там же. С.170.
[735] Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, '1. С.198-199.
[736] Бурышкин П.А. Масонство в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" // Масонство и русская культура. Сост. В.И.Новиков. М., 1998. С.344-350.
[737] Там же. С.350.
[738] Аксаков С.Т. Встреча с мартинистами // Аксаков С.Т. Собрание сочинений. Т.3. М., 1895. С .160-164.

[739] Там же. С.165.
[740] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
С.159-160.
[741] Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, '1. С.564.
[742] Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской империи. М., 1994. С.47-50.
[743] Материалы для истории масонских лож в России. Сообщ. А.Н.Пыпин // Вестник Европы. 1872, '1. С.565.
[744] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
С.176.
[745] Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, '2. С.297-298.
[746] Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. Т.1. СПб, 1861. С.261.
[747] Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, '2. С.298.
[748] Русская старина. 1902. Т.110. Кн.2. С.253.
[749] Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд. 4-е. СПб, 1908. С.310.
[750] Там же. С.306-309.
[751] Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н.К.Шильдер // Русская старина. 1899, '12. С.533.
[752] Серков А.И. Русское масонство (1800-1861 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1991. С.10.
[753] Богданович М. Падение Сперанского // Вестник Европы. 1868, '12. С.495-505.

[754] Попов Н.А. Игнатий-Аврелий Фесслер // Вестник Европы. 1879, '12. С.635-637.

[755] Пыпин А.Н. Российское библейское общество (1812-1826) // Вестник Европы. 1868. '8, с.639-712; '9, с.231-257; '11, с.222-285; '12, с.708-768.
[756] Пыпин А.Н. Российское библейское общество (1812-1826) // Вестник Европы. 1868. '8, с.662.
[757] Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., 1998. С.326.

[758] Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908, '2. С.13-14.
[759] Там же. С.16.
[760] Соколовская Т.О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
С.168.
[761] К.Л...р. К истории масонства в России. Перевод Н.С.Иванина // Русская старина. 1882. '9. С.546.
[762] Соловьев О.Ф. Русское масонство. 1730-1917. М., 1993. С.93.