Cвой негативный след в истории Руси и России мужской духовный орден Римско-католической церкви «Общество Иисуса» оставил. Западничество – сложившееся в 1830-ых – 1850-х годах направление общественной и философской мысли в Российской Империи, и перекочевавшее в Российскую Республику, РСФСР, СССР и Российскую Федерацию, – черпает свои корни в семенах, посеянных на Руси и в России именно Орденом святого Игнатия
Игнасио де Лойола, основатель Ордена иезуитов
1. Иезуитов в православной России не жаловали издавна, даже само слово «иезуит» в русском языке имеет негативный оттенок: так называют человека не просто хитроумного, но и коварного. И это отношение крепко въелось в сознание русского человека. Один мой знакомый, узнав о том, что новый римский понтифик – иезуит, поначалу криво усмехнулся: «Ну, приехали!». Правда, 266-й Папа Римский Франциск (лат. Franciscus, итал. Francesco), до избрания – Хорхе Марио Бергольо (исп. Jorge Mario Bergoglio, 17 декабря 1936 года, Буэнос-Айрес, Аргентинская Республика) довольно быстро сумел покорить и его. «Такого Папы Римского ещё не было», – почти с восхищением признавал он же позднее.
Редкий человек в сегодняшней России слышал о баске Сан-Игнасио де Лойола (исп. Ignacio (Íñigo) Lópes de Loyola, баск. Ignazio Loiolakoa, около 23 октября 1491 года, Святилище Лойола (древний город в Стране Басков), Аспейтия, Сеньорио де Бискайя, Королевство Кастилия и Леон – 31 июля 1556 года, Рим, Папская область), о борьбе иезуитов с Реформацией, о стремительном взлёте, падении и новом возвышении мужского духовного ордена Римско-католической церкви «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu – официальное название, также Иезуиты, Орден святого Игнатия (по имени основателя)), основанного в 1534 году Сан-Игнасио де Лойола и утверждённого 220-м Папой Римским Павлом III (лат. Paulus PP III, в миру Алессандро Фарнезе (итал. Alessandro Farnese), 29 февраля 1468 года, Канино, Папская область – 10 ноября 1549 года, Рим, Папская область) в 1540 году. И уж, тем более, люди мало знают об истории пребывания иезуитов на русской земле. Даже современный российский энциклопедический словарь здесь не поможет. Он лишь кратко информирует, что «Орден иезуитов основан 15 августа 1534 года, а в 1719 году по указу Петра I из России изгнан». Затем, снова легко преодолев временной барьер, словарь сообщает, что в 1801 году «официально признано их (иезуитов) существование, однако в 1820 году Александр I запретил их деятельность». Понять, почему последний Государь, Царь и Великий Князь всея Руси (27 апреля (7 мая) 1682 года – 22 октября (2 ноября) 1721 года) и первый Император Всероссийский (22 октября (2 ноября) 1721 года – 28 января (8 февраля) 1725 года) Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (30 мая [9 июня] 1672 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 28 января [8 февраля] 1725 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская провинция, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя), иезуитов «изгнал», кто их позже в России «признал», а затем отчего император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя – 19 ноября (1 декабря) 1825 года, Таганрог, Таганрогское градоначальство, Ростовский уезд, Екатеринославская губерния, Российская Империя) снова «запретил», невозможно.
Дореволюционный словарь, наоборот, многоречив и кипит благочестивым гневом: «Иезуиты развили целую теорию революций, неповиновения законам, сопротивления государям и даже «тираноубийства». Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, разнуздывают самые грубые инстинкты». Эта цитата – типичный для того времени образчик монархического консервативно-православного менталитета – отлично поясняет, почему слово «иезуит» получило в русском языке столь негативный оттенок.
2. Побочным явлением Крестовых походов стало возникновение военно-монашеских орденов. По сути это были секты, имеющие мало общего с прототипом, не говоря о том, что христианский монах уж никак не мог быть воином. Но поскольку сами Крестовые походы были организованы Святым Престолом, или Папским Престолом (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede, – официальное собирательное название Папы Римского и Римской курии), Папы Римские постарались воспользоваться этой новой силой.
Тамплиеры вели самостоятельную политику и с ними разделались. А госпитальеры, они же иоанниты и мальтийцы, плотно сотрудничали с Ватиканом, и до сих пор Ватикан с Мальтой связывает общая банковская система.
Русское православие было для Пап Римских камнем преткновения ещё со времён Византии. Поначалу против Руси по благословению Папы Римского действовал германский духовно-рыцарский Тевтонский орден (лат. Ordo Teutonicus), также Германский орден, Немецкий орден (нем. Deutscher Orden), основанный в конце XII-го века. Князь новгородский (в 1236 – 1240, 1241 – 1252 и 1257 – 1259 годах), великий князь киевский (в 1249 – 1263 годах), великий князь владимирский (в 1252 – 1263 годах), полководец, святой Русской православной церкви Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий, около 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции – 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский, Переяславское княжество (Переяславль-Залесское княжество), Великое княжество Владимирское – 14 ноября 1263 года, Городец, Великое княжество Владимиро-Суздальское, Великое княжество Владимирское) смог надолго защитить страну от его наскоков.
Влиятельнейший католический Орден Иисуса (лат. Societas Jesu, официальное название – «Общество Иисуса») всегда преследовал интересы, далёкие от религии. Члены общества активно занимались торговлей и предпринимательством, увеличивали капиталы и приобретали мощное влияние в странах, где были организованы отделения ордена и действовали иезуитские миссии.
Конституция Ордена Иисуса, была окончательно утверждена и подписана в Риме 220-м Папой Римским Павлом III в 1540 году, и иезуиты всецело посвятили себя служению Папе Римскому, дав ему клятву безусловного повиновения.
Начнём с цитаты французского автора работ по истории, особенно современной истории Католической церкви, Эдмона Пари (франц. Edmond Paris, 25 января 1894 года, Париж, Париж, Французская Республика (Третья Французская Республика) – 1970 год) из книги «Тайная история иезуитов», которая вряд ли кого удивит:
«Иезуиты – это шпионы и наёмные убийцы католической церкви. Те, кто верит в то, что орден иезуитов – это религиозная организация, жестоко ошибаются. Они есть и всегда были политической структурой во всех отношениях. Это политический инструмент воздействия на общество с помощью сказочных персонажей и ритуалов, заимствованных из более древних религий. Разделение на церковную и светскую власть для католической церкви фиктивно и не имеет никакого значения, так как она неусыпно и неустанно работает ради приобретения власти мировой, – и не гнушается никакими средствами. Её власть зиждется на массовых убийствах, пытках, массовом грабеже, организованных преступлениях, оболванивании населения и отсекания его от настоящей духовности и магической силы. Она контролировала королей, королев, знать, президентов, правительства и почти каждого, кто имеет какую-то власть».
А в 1534 году был создан новый орден – иезуиты. Их внутренним законом стало слепое подчинение руководству ордена и Папе Римскому. В отличие от остальных религиозных направлений, адепты ордена Иисуса действовали не только грубой силой. Они получали лучшее по тем временам образование, сперва в иезуитской школе, затем в одном-двух университетах. Среди них были талантливые специалисты во всех областях.
Иезуиты проникли в Тибет, Японию, Китай, Африку, Южную Америку. Они не только черпали знания и богатства, но и повсюду проводили политику интересов престола Святого Петра.
Источник символики доллара
3. История отношений ордена с Русским Царством началась в XVI веке, во время Ливонской войны (1558 – 1583 годы) иезуиты помогали великому князю литовскому (с 18 октября 1529 года), королю польскому (с 20 февраля 1530 года, до 1548 года правившему совместно со своим отцом Сигизмундом I) Сигизмунду II Августу (лит. Žygimantas Augustas, польск. Zygmunt II August, 1 июля или 1 августа 1520 года, Краков, Краковская Польша – 7 июля 1572 года, Кнышин, Корона Королевства Польского, Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая)) и королю польскому и великому князю литовскому (с 1576 года), сыны Иштвана IV, воеводы Трансильвании Стефану Баторию (Иштвану Батори) (венг. Báthory István, польск. Stefan Batory, зап.-русск. Стэфан Баторы, лит. Steponas Batoras, 27 сентября 1533 года, Жиладишомльо (ныне Шимлеу-Силванией), Восточно-Венгерское Королевство (Трансильвания) – 12 декабря 1586 года, Гродно, Гродненский повет, Трокское воеводство, Великое княжество Литовское) в борьбе против Русского Царства, наградой членам Общества Иисуса были щедрые пожалования в виде земель и ценностей, изъятых из православных храмов и монастырей.
В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой (польск. Rzeczpospolita, федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшей в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированной в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией), принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Речь Посполитая постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века во Львов прибыл мощный католический орден – иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.
После смерти Государя, Царя и Великий Князь всея Руси, московского и всея Руси с 1533 года, первого царя всея Руси (16 января 1547 года – 28 марта 1584 года, кроме 1575 – 1576 годов, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, тат. ساین بولاط, в монашестве Стефан, умер 5 (15) января 1616 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – касимовский хан в 1567 –1573 годах, сын Бек-Булата, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой), Великого князя Московского (3 декабря 1533 года – 16 января 1547 года) Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным, также имевшего имена Тит и Смарагд, в постриге – Иона (25 августа 1530 года, село Коломенское под Москвой, Московский уезд, Замосковный край (или Замосковье), Великое княжество Московское – 18 (28) марта 1584 года, Москва, Московский уезд, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) царский престол перешёл к его слабому и болезненному третьему сыну от его первой жены (и царицы) Анастасии Романовны, урождённой Захарьиной-Юрьевой (1530 или 1532 год – 28 июля (7 августа) 1560 года, село Коломенское под Москвой, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) Фёдору I Иоанновичу, известному также по имени Феодор Блаженный (31 мая 1557 года, Москва, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 7 (17) января 1598 года, Москва, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) – царю всея Руси и великому князю Московский с 18 (28) марта 1584 года, последнему представителю московской ветви династии Рюриковичей. В 1598 году Фёдор I Иоаннович умер, династия Рюриковичей пресеклась, и тут Ватикан вернулся к своей идее подчинения Руси. Плацдарм был выбран тот же что и во времена Александра Ярославича Невского, и Речь Посполитую наводнили иезуиты. Они основали множество школ, и параллельно принялись уничтожать память о польской истории, возами сжигая древние рукописи. Король польский и великий князь литовский (с 27 декабря 1587 года), король шведский (с 27 ноября 1592 года по июль 1599 года), внук Густава Ваза и Сигизмунда Старого, сын шведского короля Юхана III и Екатерины Ягеллонки, отец Владислава IV Сигизмунд III (польск. Zygmunt III Waza, швед. Sigismund I, зап.-русск. Жыгамонт III Ваза, 20 июня 1566 года, замок Грисхольм, Мариефред, Королевство Швеция – 30 апреля 1632 года, Варшава, Корона Королевства Польского, Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая)) никак им в этом не препятствовал.
Что иезуиты делали в Смутное время в России
4. Известно, что иезуиты пытались склонить Ивана Грозного к церковной унии, и разработали план по усилению католического влияния в России. Во времена Смуты, иезуиты, если и не создали, то способствовали продвижению такого проекта как «Лжедмитрий I». Самозванец обещал широкую поддержку этому ордену.
Тем временем боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора I Иоанновича, фактический правитель государства (в 1587 – 1598 годах), русский царь (17 (27) февраля 1598 года – 13 (23) апреля 1605 года) Борис Фёдорович Годунов (1552, Вязьма, Вяземский уезд, Русское Царство – 13 [23] апреля 1605 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) во внутренней политике делал ошибку за ошибкой. Начал избавляться от влиятельной знати: кого ссылая, кого отправляя в монастырь или в тюрьму, где многие умирали. А дворовым людям репрессированных бояр запрещалось поступать на службу куда-то ещё. Поощрялось доносительство – холоп, донёсший на господина, получал его и поместье и дворянство.
В результате ошибочной налоговой политики купцы были вынуждены отдавать до трети прибыли. Борис Годунов попытался подчинить себе Дон и послал к казакам назначенного атамана, которого они прогнали, тогда Борис Годунов под страхом тюрьмы запретил казакам торговать в русских городах. Борис Годунов отменил Юрьев день, запретив крестьянам переезд и окончательно их закрепостил. Он настроил против себя абсолютно все сословия.
На этом фоне русским и подсунули Лжедмитрия – якобы выжившего младшего сына Ивана Грозного от царицы, его последней (седьмой) жены (незаконной), матери царевича, князя углицкого Дмитрия Ивановича (Дмитрия Углицкого, Димитрия Иоанновича, прямое имя (по дню рождения) Уар, 19 [29] октября 1582 года, Москва, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 15 [25] мая 1591 года, Углич, (удельное) Княжество Углицкое (Угличское), Русское Царство), во время правления официально именовавшего себя царевичем (затем царём) Димитрия (Лжедмитрия I), в сношениях с иностранными государствами – Императора Димитрия (лат. Demetrius Imperator, умер 17 (27) мая 1606 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) – известного в российской историографии также как путивльский «вор» или расстрига, царя России (1 (11) июня 1605 года – 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии мнению – самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного – царевича Дмитрия) – царицы-матери Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфы, 8 февраля 1553 года, Русское Царство – 28 июня [8 июля] 1611 года, Русское Царство). В это не все верили, ходили слухи, что на самом деле царевич – беглый монах. Города переходили на сторону Лжедмитрия I исключительно потому, что правление Бориса Годунова всем навредило.
Борис Годунов в 1605 году умер, успев наломать дров. Вместо того чтобы сплотить народ перед лицом общей опасности, он принялся репрессировать всех подряд, и фактически отдал страну полякам. Его жена и сын были убиты, и царём провозгласили самозванца.
Но в столице быстро поняли, что перед ними не только не царевич, а вообще «засланный казачок»: привычки и манеры Лжедмитрия I выдавали польское воспитание.
Засев в Кремле, новый «царь» принялся перестраивать государство на польский манер. За полгода разбазарил из казны сумму, в пять раз превышающую годовой доход. Лжедмитрий I ударился в разгул и устраивал оргии в царской бане. А впоследствии он также начал репрессии.
Папа Римский и иезуиты требовали обещанной им церковной унии и подчинения России Ватикану. «Царь» понимал, что на этом его карьера в России будет закончена, и увёртывался, обещал дать разрешение на открытие иезуитских школ, а в интересах Папы Римского предпринял шаги, чтобы объявить войну Османской империи.
В Москву ехала невеста самозванца Марина (или Марианна) Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech, Maryna Mniszchówna, Marianna Mniczech, Мнишех, около 1588 года, родовой замок в Ляшках Мурованных, Галицкая земля (польск. Ziemia halicka), Русское воеводство, Корона Королевства Польского, Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая) – 1614/1615 год) с огромным обозом желающих поживиться. Русское духовенство требовало её обязательного крещения. Марина Мнишек – дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, жена Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606 года, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, выдававшего себя за сына Ивана IV Грозного, царевича Дмитрия Углицкого и, соответственно, за будто бы чудом спасшегося 17 (27) мая 1606 года царя Лжедмитрия I, Лжедмитрия II (также Тушинского «вора», Калужского «вора», или Калужского царька, имя при рождении неизвестно, возможно, Матвей Веревкин или Богданко Шкловский, которого действительно часто именовали в документах того времени «крещёным евреем Богданкой», дата и место рождения неизвестны – погиб 11 (21) декабря 1610 года, Калуга, Русское Царство), выдававшего себя за первого. Папа Римский уже чувствовал себя здесь хозяином и высказался против её крещения по православному обряду.
Пока шёл поиск компромисса, понаехавшие поляки начали бесчинствовать, грабя дома и насилуя женщин, после которого грянул набат с лозунгом «Бей проклятых латынян». Марина Мнишек бежала, а Лжедмитрий I был убит.
Царём (русский царь Василий IV Иоаннович (29 мая 1606 года – 29 июля 1610 года)) был избран представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей), после низложения жил в плену у поляков, последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле Василий Иванович Шуйский (1552 год, Нижний Новгород, Нижегородский уезд, Русское Царство – 12 (22) сентября 1612, Визненская земля (польск. Ziemia wiska, ziemia wizka), Мазовецкое воеводство, Корона Королевства Польского, Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая)).
Безвольный православный церковный иерарх греческого происхождения патриарх Игнатий (не позднее 1560 года, возможно, остров Кипр – 1640 год, Вильна, Виленский повет, Виленское воеводство, Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтское и иных [земель] (Великое княжество Литовское), Королевство Польское и Великое княжество Литовское (Речь Посполитая)) был низложен, а на его место избран митрополит Казанский Гермоген (патриарх Гермоген, Ермоген, в миру Ермолай, около 1530 года, Казань, Казанское ханство – 17 (27) февраля 1612 года, Чудов монастырь, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) – патриарх Московский и всея Руси (3 (13) июля 1606 года – 17 (27) февраля 1612 года, в заточении с 1 (11) мая 1611 года), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени, канонизирован Русской православной церковью, строгий и неподкупный ревнитель веры.
Игнатий был избран и поставлен на архиерейском соборе в 1605 году Патриархом Московским и всея Руси при царе Лжедмитрии I. В 1606 году Игнатий на церковном Соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана. Несмотря на лишение сана, в 1611 году боярское правительство (сторонники Сигизмунда, низложившие Гермогена) вернули Игнатия на Патриарший престол. Спустя менее года, Игнатий уехал из России, позже принял унию с католицизмом. Собор в Москве, созванный церковным и политическим деятелем Смутного времени и последующей эпохи, Патриархом Московским и всея Руси (24 июня (4 июля) 1619 года – 1 (11) октября 1633 года), двоюродным братом царя Фёдора Иоанновича, отцом первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича, патриархом Филаретом (в миру Фёдором Никитичем Романовым (Романовым-Юрьевым), около 1553 года или 1554 год, Москва, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 1 (11) октября 1633 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) в октябре 1620 года, подтвердил решение Собора 1606 года: Игнатий был лишён Патриаршего сана и архиерейского сана; это постановление осталось не пересмотренным на Большом Московском Соборе 1666 – 1667 годов, отменившем ряд решений Собора 1620 года.
Ситуация казалась исчерпанной, но в Россию уже проникли иезуиты. Они лихорадочно принялись подбирать очередного «чудесно спасшегося Дмитрия». Начались крестьянские и казаческие восстания. 20-тысячная банда политического деятеля Смутного времени в России, предводителя восстания 1606 – 1607 годов Ивана Исаевича Болотникова (1565 год, дата и место рождения неизвестны – 18 октября 1608 года, Каргополь, Каргопольский уезд, Русское Царство) оказалась под Москвой.
Русский дворянин, политический авантюрист времён Смуты, цареубийца, самозванец Михаил Андреевич Молчанов (также Самборский Лжедмитрий, умер, возможно, в 1611 году) короткое время выдавал себя за чудом спасшегося во время восстания 1606 года царя Дмитрия, то есть, Лжедмитрия I. Он не правил (летом 1606 года в Самборе), но летом 1606 года отказался от роли «Дмитрия» в период восстания Болотникова.
Москвичи пошли на хитрость: обещали сдать столицу, если предъявят Дмитрия. Срочно был пойман бродячий еврей Богданко, и, несмотря на его сопротивление, назначен «царём». Сохранился подписанный им проект договора с иезуитами о введении на Руси католичества.
Затем ситуация покатилась как снежный ком. В Россию повалила польская армия при поддержке части казачества и татар. Талантливый молодой полководец Скопин-Шуйский после многих побед был в Москве отравлен завистниками. Но и второй самозванец был зарублен ногайским мурзой, сыном Як-Арслан-мурзы, внуком ногайского бия Уруса, татарским князем Петром Арслановичем Урусовым (или Петром Урусовым-старшим (Урак бин Джан-Арслан, ног. Орак Янарслан улы) умер в мае 1639 года, Бахчисарай, Крымское ханство, Османская империя (также Оттоманская империя, Оттоманская Порта или просто Порта)). В вещах «царя Дмитрия» был обнаружен талмуд и письма на иврите.
Ситуация была тяжелейшая. Интервенты бродили по стране, вырезая население целыми городами, не уступая в жестокости инквизиции. Мучили и сжигали женщин и детей, осаждали города и монастыри. Тяжелейшую осаду переживали Троице-Сергиева лавра и Печорский монастырь. Патриарх Гермоген, не поддавшийся ни на какие провокации, продолжал духовное руководство сопротивлением, пока не был уморен голодом. Был подобран Лжедмитрий III (известен под полуименем Сидорка (полная форма Исидор), по одному псковскому сказанию, также Матюшка (полная форма Матвей); умер в июле 1612 года) – ещё один самозванец и авантюрист, выдававший себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия Ивановича и, соответственно, за якобы спасшегося в окрестностях Калуги Лжедмитрия II. В российской историографии он остался известен также как «псковский вор». А потом – Лжедмитрий IV – самозванец неизвестного происхождения, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия Ивановича. Предположительно он также выдавал себя за якобы спасшегося в окрестностях Калуги Лжедмитрия II. Он также известен как «астраханский вор».
Папа Римские и иезуиты действовали по схеме, недавно опробованной в империях ацтеков и инков: сменили власть и покорилась вся страна. Но на Руси кроме вертикали власти, действовала и горизонталь: земское управление. В Польше такая система отсутствовала: там простолюдины вообще не имели никакого права голоса.
А на Руси земства представляли огромную силу с большими полномочиями и авторитетом. В борьбу вступило ополчение под руководством впоследствии русского национального героя, военного и политического деятеля, главы Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов, воеводы Зарайска князя Дмитрия Михайловича Пожарского (1 ноября 1578 года, Берсенево, Клинский уезд, Русское Царство – 20 (30) апреля 1642 года, Москва, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство). Тылом руководил организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 – 1612 годов в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций, впоследствии русский национальный герой Козьма Минин (Захарьев-Сухорук, Кузьма Минич, согласно Никоновской летописи – Козьма Минич Минин Сухорук, согласно многим беллетристам – Козьма Минич Захарьев Сухорукий, вторая половина XVI века – 21 мая 1616 года). Также поднялось крестьянство и началась партизанская война.
При анализе исторических документов того периода бросается в глаза невероятная жестокость армии Речи Посполитой, особенно по отношению к женщинам и детям, про такое редко доводится читать, это был чудовищный террор и геноцид. Мало того, когда ополчение заблокировало интервентов в Москве, армия Речи Посполитой приступила к каннибализму. После взятия Москвы Д.М. Пожарским повсюду находили бочки с засоленной человечиной.
Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)
5. Ранее в 1560-х годах иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года проведший календарную реформу, приняв вместо менее точного юлианского календаря григорианский, 226-й Папа Римский Григорий XIII (лат. Gregorius PP. XIII, в миру Уго Бонкомпаньи (итал. Ugo Boncompagni), 7 января 1502 года, Болонья, Папская область – 31 марта (10 апреля) 1585 года, Рим, Папская область) – Папа Римский (13 мая 1572 года – 31 марта (10 апреля) 1585 года) – издал буллу об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI – XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.
Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, – говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684 – 1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита дочери царя Алексея Михайловича, Великой Государыни Царевны и Великой княжны, Правительницы-регентшы Российского Царства при младших братьях Петре и Иване (29 мая (8 июня) 1682 года – 7 сентября (17 сентября) 1689 года) Софьи Алексеевны (17 [27] сентября 1657 года, Москва, Московский уезд, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 3 [14] июля 1704 года, Москва, Московский уезд, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство) русского боярина, дипломата, государственного деятеля князя Василия Васильевича Голицина (1643 год, Москва, Московский уезд, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 21 апреля (2 мая) 1714 года, Пинега, Двинской уезд, Архангелогородская губерния, Русское Царство). В 1689 году после вступления на царский престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины), считавшихся англофилами практически с момента установления дипломатических отношений между Русским Царством и Королевством Англия.
В 1686 году после заключения «Вечного мира» (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского (польск. pokój Grzymułtowskiego)) – мирного договора о разделе Гетманщины, заключённого между Русским Царством и Речью Посполитой в Москве 26 апреля (6 мая) 1686 года, – иезуиты получили разрешение на пребывание в Российском Царстве. Несмотря на запрет миссионерской деятельности, они занимались прозелетизмом и переманили в католичество некоторое количество москвичей. Их деятельность пресекалась, иезуитов не раз высылали из страны, но в годы нахождения в Российском Царстве, случаи «совращения в католицизм» (фраза из указа Петра I от 18 мая 1719 года) и плетение прочих интриг не прекращались.
Иезуиты действовали против Российского Царства и за её пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили епископа Православной Российской церкви, Иркутского и Нерчинского (с 15 (26) января 1724 года), первого правящего православного епископа Восточной Сибири (бывшие до него епископы Иркутские имели статус викариев Тобольской митрополии) будущего святителя, епископа Иннокентия (в миру Ивана Кульчицкого, или Кульчинского, 1680 год или 1682 год, Черниговский полк, Левобережная Гетманщина (или Левобережная Украина), Войско Запорожское (или Гетманщина) – 27 ноября (8 декабря) 1731 года, под Иркутском, Иркутская провинция, Сибирская губерния, Российская Империя), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.
Как мы видим, есть с чем разбираться в этом непростом вопросе. Что касается Петра I, то его мотивы очевидны. Ему не понравилась дружба иезуитов с князем В.В. Голициным, фаворитом его сестры Софьи. Поэтому Пётр I и пошёл навстречу просьбе предпоследнего в досинодальный период патриарха Московского (26 июля 1674 года – 17 марта 1690 года), титуловавшегося «милостию Божиею патриарх Московский и всея России и северных стран», патриарха Иоакима (в миру Ивана Петровича Савёлова-первого, 6 января 1621 года, Можайск, Можайский уезд, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Русское Царство – 17 марта 1690 года, Москва, Московский уезд, Замосковная половина, Замосковный край (или Замосковье), Российское Царство) «избавить русскую землю от иезуитов». С религией петровское решение не имело ничего общего, если не считать того, что иезуиты показались реформатору столь же бесполезными, как и любые другие монахи. Если бы Орден святого Игнатия на тот момент обладал эксклюзивным правом на производство (пофантазируем) двигателя внутреннего сгорания, то можно не сомневаться, что сметливый Пётр I занял бы совершенно иную позицию.
Один из вариантов герба иезуитов
6. Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Королевства Португалия (1759 год), Королевства Франция (1764 год), Королевства Испания и Неаполитанское Королевство (1767 год). Орден святого Игнатия был на 40 лет даже упразднён в 1773 году 249-м Папой Римским Климентом XIV (лат. Clemens PP. XIV, в миру Лоренцо Джованни Винченцо Антонио Ганганелли (итал. Lorenzo Giovanni Vincenzo Antonio Ganganelli), 31 октября 1705 года, Сантарканджело-ди-Романья, Папская область – 22 сентября 1774 года, Рим, Папская область) – Папой Римским с 19 мая 1769 года по 22 сентября 1774 года – согласно булле "Dominus ас Redemptor". Однако в 1814 году 251-й Папа Римский Пий VII (лат. Pius PP. VII, в миру Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти (итал. Gregorio Luigi Barnaba Chiaramonti), 14 августа 1742 года, Чезена, Папская область – 20 августа 1823 года, Рим, Папская область) – папа Римский с 14 марта 1800 года по 20 августа 1823 года – вновь образовал Орден святого Игнатия для борьбы против революционных движений. Тем не менее, дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германской империи (в 1872 – 1917 годах)).
А вот чем дальше, тем становится сложнее. В результате раздела Речи Посполитой при Императрице Всероссийской Екатерине II Алексеевне Великой (урождённой Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), в православии Екатерины Алексеевны, 21 апреля [2 мая] 1729 года, Штеттин, Померания, Княжество Бранденбург – Пруссия, Королевство Пруссия – 6 [17] ноября 1796 года, Зимний дворец, Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургский губерния, Российская Империя) Российская Империя получила немало подданных католиков, включая и иезуитов. В принципе в Конвенции о разделе Речи Посполитой (была ратифицирована 22 сентября 1772 года) Российская Империя обязалась сохранить status quo латинской церкви в присоединённых областях, что Екатерина II и сделала, решив оставить иезуитов в Российской Империи при условии принесения ими ей присяги.
Однако в следующем 1773 году Папа Римский Климент XIV издал буллу, которой объявил о роспуске Ордена святого Игнатия и прекращении его существования. Почему это произошло? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует коротко сказать о причинах гонений на Орден святого Игнатия. К моменту его запрета чуть ли не каждый европейский монарх имел свой личный счёт к Ордену святого Игнатия. Скажем, герцог Пармский (под именем Карл I, 26 февраля 1731 года – октябрь 1735 года), Неаполитанский король (под именем Карл VII, 15 мая 1734 года – 10 августа 1759 года) и король Сицилии (под именем Карл V, 3 июля 1735 года – 10 августа 1759 года), король Испании (10 августа 1759 года – 14 декабря 1788 года) из династии Бурбонов, сын Филиппа V и его 2-й жены, Елизаветы Фарнезе, двоюродный брат Людовика XV, король Испании Карл III (исп. Carlos III, 20 января 1716 года, Мадридский Алькасар (Реаль Алькасар де Мадрид, Королевский Алькасар в Мадриде), Мадрид, Королевство Испания, Испанская империя – 14 декабря 1788 года, Королевский дворец в Мадриде (Восточный дворец), Мадрид, Королевство Испания, Испанская империя) поставил иезуитам в вину то, что они, благодаря своему влиянию, сумели остановить беспорядки в Мадриде. Звучит странно, но логика была примерно такой: раз они легко остановили бунт, значит, они же сами его и организовали. На самом деле причиной королевского гнева стала резкая критика иезуитами ряда шагов испанского монарха.
Особое покровительство иезуитам оказывала Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили Папу Римского Климента XIV в 1773 году упразднить Орден святого Игнатия. Екатерина II отказалась признать буллу и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской Империи, которая в конце XVIII века стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. И в течение 40 лет, до восстановления Орден святого Игнатия в 1814 году, Российская Империя оставалась единственным государством, в котором иезуиты существовали.
Так вот, Екатерина II не только проигнорировала буллу Папы Римского Климента XIV и предоставила гонимому Ордену святого Игнатия в Российской Империи убежище, но и предоставила иезуитам немалые льготы. Так, в 1779 году, несмотря на протесты 250-го Папы Римского Пия VI (лат. Pius PP. VI, в миру Джананджело граф Браски, (итал. Giovanni Angelo Braschi), 27 декабря 1717 года, Чезена, Папская область – 29 августа 1799 года, Валанс, Валанс, Валанс, Дром, Французская Республика (Первая Французская Республика)) – Папы Римского с 15 февраля 1775 года по 29 августа 1799 года, был открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке (Полоцкий уезд, Полоцкое наместничество, Российская Империя).
И это при том, что на территориях, вошедших в состав Российской империи в 1772 году, иезуиты вели неприкрытую войну против православного духовенства и мирян. Как пишет российский историк, специалист по истории Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела Русского собрания Пётр Васильевич Знаменский (27 марта 1836 года, Нижний Новгород, Нижегородский уезд. Нижегородская губерния, Российская Империя – 2 мая 1917 года, Казань, Казанский уезд, Казанская губерния, Российская Империя), католическая молодежь, подстрекаемая иезуитами, совершала «набеги на православные церкви и монастыри, разбивала похоронные и другие процессии православных, причём нечестиво ругалась над святынями, топтала ногами кресты, рвала облачения». Подобным образом сегодня действуют радикалы на Украине, на православные храмы Украинской православной церкви (Московского Патриархата) их натравливают украинские раскольники.
После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в Российской Империи, так как на территориях (в основном относящихся сегодня к Украине, Республике Белоруссия и Латвийской Республике), вошедших в её состав, существовали их организации. Под власть Российской Империи перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) – в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции – в Могилёве и Мстиславле и 14 миссий, а также свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов польских злотых.
Принимать все эти разнообразные претензии католических монархов Европы к иезуитам за чистую монету не стоит. На самом деле точнее будет говорить о конфликте королевской Европы не с иезуитами, а с самой Католической церковью. Пришло время, и окрепший абсолютизм решил указать Католической церкви на ту нишу, где она должна, с его точки зрения, находиться. Орден святого Игнатия, как передовой отряд Католической церкви, накопивший к моменту конфликта огромные богатства и добившийся путём кропотливой работы мощного политического влияния, естественно, стал главной мишенью. Папе Римскому Клименту XIV пришлось уступить кесарям кесарево: политический инструмент влияния, каким стал к тому времени Орден святого Игнатия, был демонтирован. Восстановлен Орден святого Игнатия был лишь в 1814 году Папой Римским Пием VII, формально – в прежнем виде, однако это был, конечно, уже качественно другой Орден святого Игнатия, а главное, в другой, изменившейся Европе.
На вопрос, почему Екатерина II решила дать иезуитам крышу над головой, ответить не так просто. Наиболее полно свою точку зрения на иезуитов она выразила в письме к русскому дипломату из остзейского рода Штакельбергов, посланнику в Речи Посполитой (в 1772 – 1790 годах) и Королевстве Швеция (в 1790 – 1793 годах), барону, затем графу (1775 год) Отто Магнусу фон Штакельбергу (7 февраля 1736 года (или 1736 год) – 7 ноября 1800 года (или 1800 год), Дрезден, Курфюршество Саксония, Священная Римская империя германской нации) 18 февраля 1780 года, где её главными аргументами стали свобода вероисповедания (при полном контроле за деятельностью Ордена святого Игнатия со стороны власти) и польза, которую может получить Российская Империя от педагогических талантов иезуитов. Если тут и была, помимо приведённых доводов, какая-то тайная интрига, чего исключить нельзя, то о ней ничего не известно.
К тому же, действительно Екатерина II не смотрела на Орден святого Игнатия так мрачно, как руководство ведомством православного исповедания, она видела, что педагоги-иезуиты не помешали французскому философу-просветителю, поэту, прозаику, сатирику, трагику, историку и публицисту Вольтеру (франц. Voltaire, имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ (франц. François Marie Arouet), 21 ноября 1694 года, Париж, Королевство Франция – 30 мая 1778 года, Париж, Королевство Франция) стать безбожником, а французскому комедиографу XVII века, создателю классической комедии, по профессии актёру и директору театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, в 1643 – 1680 годах) Жану-Батисту Поклену (франц. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним – Мольер (франц. Molière), 15 января 1622 года, Париж, Королевство Франция – 17 февраля 1673 года, Париж, Королевство Франция) комедиографом. Важным для неё было и мнение любимого ей французского писателя, правоведа, философа и политолога, автора романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748 год), сторонника натуралистического подхода в изучении общества, разработавшего доктрину о разделении властей Шарля Луи де Секонда́, барона де Ля Брэд и де Монтескьё (франц. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu, 18 января 1689 года, замок Ла-Бред, Гасконь, Гиень, Королевство Франция – 10 февраля 1755 года, Париж, Королевство Франция), который писал: «В Парагвае иезуиты прославились тем, что внушили жителям религиозные и гуманные понятия. Они задались целью исправить зло, сделанное испанцами, и принялись залечивать одну из кровавых ран человечества».
Попытки Католической церкви прекратить деятельность иезуитов в Российской Империи ни к чему не привели. Их привилегии только расширялись. Проявляли заботу об иезуитах и следующие монархи, причём сын Екатерины II и Петра III, Император Всероссийский (6 (17) ноября 1796 года – 12 (24) марта 1801 года), 72-й великий магистр Мальтийского ордена (29 ноября (10 декабря) 1798 года – 12 (24) марта 1801 года) Павел I Петрович (20 сентября (1 октября) 1754 года, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя – 12 (24) марта 1801 года, Михайловский замок, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя) даже добился от Папы Римского издания буллы, официально восстановившей Орден святого Игнатия в Российской Империи. Правда, когда булла была доставлена до Санкт-Петербурга, она попала в руки уже Александра I. И при нём более десяти лет влияние иезуитов неуклонно шло вверх. Иезуитские миссии появились не только в Москве, но и в Саратовской губернии, Астрахани, Одессе, Риге и даже в Сибири.
То, что российские власти – всего через несколько лет после того, как Орден святого Игнатия был официально восстановлен Католической церковью, – приняли решение выслать всех иезуитов из страны, трудно считать совпадением. Логика понятна: потерявшему влияние Ордену святого Игнатия можно предоставить убежище, и наоборот, иезуиты, вновь набирающие силу, опасны. Это очевидно, если прочесть официальные документы о высылке иезуитов. «Ныне открылось несомненно, – провозглашает Указ, – что они (иезуиты), не сохраняя долга благодарности и не оставаясь смиренными духом, как христианский закон повелевает, и кроткими в чужой стране жителями, возомнили потрясать господствующую издревле в Царстве Нашем Православную Греческую Веру». На самом деле иезуиты, разумеется, не сделали ничего нового по сравнению с тем, чем они занимались в Российской Империи и прежде, начиная с екатерининских времен. Властям «вдруг открылось» то, о чём громогласно говорил каждый поп в любом захолустном русском приходе из века в век. Как и во времена Петра I, решение было не религиозным, а политическим.
Пребывание иезуитов в России не принесло ей ни больших благ, ни больших бед. Оно лишь наложило некоторый отпечаток на российскую элиту. Среди русских фамилий, обучавшихся в иезуитском пансионе, можно встретить немало знаменитых: Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки. Отголоски иезуитского образования и образа мыслей можно обнаружить в произведениях и письмах российских интеллектуалов-западников конца XVIII – начала XIX веков. Вот, пожалуй, и всё.
Подобный результат, безусловно, не устроил бы основателя мужского духовного ордена Сан-Игнасио де Лойола, одним из главных девизов которого было: «Стать всем для всех, чтобы приобрести всех!». На Руси и в России иезуиты стали лишь «кое-чем для кое-кого» и приобрели немногих.
Таина Иезуитов. Как один орден изменил мир
7. Время расцвета для иезуитов наступило при Павле I, глава Ордена святого Игнатия, генерал «Общества Иисуса» в Российской Империи Габриэль Грубер (нем. Gabriel Gruber, 6 мая 1740 года, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Габсбургская империя (Габсбургская монархия, Дунайская монархия или Австрийская монархия), Священная Римская империя германской нации – 7 апреля 1805 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя) сделался «домашним человеком во дворце». В Санкт-Петербурге иезуиты завладели имениями и доходами местных католических общин и выпросили себе ряд привилегий.
В 1800 году Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях Российской Империи, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал «Общества Иисуса» в Российской Империи), который неоднократно беседовал с Императором Всероссийским об объединении католической церкви и ведомства православного исповедания.
Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество численность иезуитов значительно выросла, развились их структуры.
В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию, получив права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии. В период правления Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в Российской Империи. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814 – 1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления Ордена святого Игнатия в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в Российской Империи усилились.
Перемена в отношении Ордена святого Игнатия произошла после буллы Папы Римского 1814 года, восстанавливающей его, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.
Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 году иезуитский епископ Баландре на проповеди в Санкт-Петербургском католическом храме – Базилике Святой Екатерины Александрийской – открыто заявил о превосходстве Католической церкви над Православной, а летом того же года иезуиты переманили в католицизм А.А. Голицына, племянника государственного деятеля Российской Империи, занимавшего должности обер-прокурора Святейшего правительствующего синода (21 октября (2 ноября) 1803 года – 19 (31) августа 1817 года), министра народного просвещения Российской Империи (10 (22) августа 1816 года – 24 мая (5 июня) 1817 года), министра духовных дел и народного просвещения Российской Империи (24 мая (5 июня) 1817 года – 15 (27) мая 1824 года), действительного тайного советника 1-го класса (1841 год), доверенного лица Александра I, который до конца жизни дорожил его «близостью и советами», Александра Николаевича Голицына (8 (19) декабря 1773 года, Москва. Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя – 22 ноября (4 декабря) 1844 года, имение Гаспра, Ялтинский уезд, Таврическая губерния, Российская Империя) и родственника русского полководца, государственного деятеля и дипломата, генерал-фельдмаршала из рода Голенищевых-Кутузовых, участника русско-турецких войн, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года графа (1811 год), Светлейшего князя (1812 год) Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова (5 [16] сентября 1745 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя – 16 [28] апреля 1813 года, Бунцлау, Оберлаузитц, Королевство Саксония, Рейнский Союз). А.А. Голицына с помощью мудрого пастыря и богослова митрополита Филарета (в миру Василия Михайловича Дроздова, 26 декабря 1782 года [6 января 1783 года], Коломна, Коломенский уезд, Московская губерния, Российская Империя – 19 ноября [1 декабря] 1867 года, Москва, Московский уезд, Московская губерния, Российская Империя) – епископа Православной российской церкви, архиепископа (3 июля 1821 года – 22 августа 1826 года), митрополит (22 августа 1826 года – 19 ноября [1 декабря] 1867 года), митрополита Московского, будущего Московского и Коломенского святителя Филарета, вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).
Когда иезуиты, продолжили вести свою пропаганду из Полоцка, их окончательно выдворили из Российской Империи. Указ Александра I предписывал: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».
Историки считают, что главная роль в появлении этого указа принадлежит Александра I, «который все более тяготел к строгому православию».
Согласно этому указу, иезуитские коллегиумы и академии были упразднены, их имущество конфисковано. 317 иезуитов, которые не пожелали выйти из Ордена святого Игнатия, были депортированы из Российской Империи.
Но свой негативный след в истории Руси и России мужской духовный орден Римско-католической церкви «Общество Иисуса» оставил. Западничество – сложившееся в 1830-ых – 1850-х годах направление общественной и философской мысли в Российской Империи, и перекочевавшее в Российскую Республику, РСФСР, СССР и Российскую Федерацию, – черпает свои корни в семенах, посеянных на Руси и в России именно Орденом святого Игнатия.
Аганин А.
http://zavtra.ru/blogs/iezuiti_na_rusi_i_v_rossii