Автор: Администратор
Организаторы Второй мировой войны Категория: Ватикан
Просмотров: 1541

03.03.2017 Фашизм и Ватикан: неприглядная страница в истории христианства.  

  

Господствующий класс США, Англии и Франции поддержал правительство Гитлера, его привлекала в нем ненависть к коммунизму и Советскому Союзу. За одно это они готовы были сквозь пальцы смотреть на все преступления фашистов. За то же самое ценил гитлеровцев и клерикальный мир.

Сначала католическая церковь в самой Германии отрицательно относилась к нацизму. Грубые нападки гитлеровцев на церковь и христианство, их стремление заменить его «арийской» религией, социальная демагогия, к которой так охотно прибегали гитлеровцы до прихода к власти, расизм — все это отталкивало немецких католических епископов. Кроме того, нацистская партия выступала на политической арене конкурентом тесно связанной с церковью католической партии центра, которая все годы после первой мировой войны была правящей партией (вместе с социал-демократической) и поддерживала все требования церкви. Еще в феврале 1933 г. конференция немецких епископов в Фульде предупредила верующих против национал-социализма. Тем не менее католическая партия центра, как и партия «Поноляри» в Италии, расчистила путь фашистской диктатуре. Фракции центра и Баварской католической народной партии в рейхстаге голосовали в марте 1933 г. за предоставление Гитлеру чрезвычайных полномочий. Священник Каас, лидер партии, заявил тогда, что партия центра «протягивает руку» гитлеровцам. Когда Гитлер захватил власть, эта партия (а также Баварская народная) самораспустилась, а Каас уехал в Ватикан, где до своей смерти был одним из советников статс-секретаря Пачелли.

Гитлер и церковь

Итак, Гитлер пришел к власти. 23 марта в правительственной декларации, зачитанной им, в рейхстаге, Гитлер обещал заключить соглашение с церковью. Он заявил, что видит в церквах обоих исповеданий (католической и протестантской) важнейший фактор сохранения немецкой национальности, а христианство рассматривает как основу морали и придает большое значение дружественным отношениям с папским престолом. Этого было достаточно, чтобы епископат резко изменил свою позицию. 28 марта в Фульде состоялась новая конференция немецких епископов, которая заняла примирительную позицию к нацизму. Тогда же начались переговоры с Ватиканом о заключении конкордата.

Мировое общественное мнение было взволновано и потрясено разгулом террора в Германии, которым ознаменовался захват власти фашистами. Этот террор обрушился не только на коммунистов, социал-демократов, либеральных буржуа, евреев, но и на католические организации и тех католиков, которые не хотели мириться с фашистским бандитизмом. И в это-то время в Рим отправился вице-канцлер фон Папен. В Ватикане душой переговоров о соглашении с правительством Гитлера был статс-секретарь Пия XI Пачелли, знавший Германию, близко принимавший к сердцу интересы ее господствующего класса и еще со времен Баварской республики возненавидевший революционный авангард немецкого народа — коммунистическую партию.

Первые союзники

20 июля конкордат был подписан. Ватикан был первым государством, которое заключило договоры с правительством Гитлера.

На протяжении всех лет существования гитлеровского режима в Германии не раз возникали столкновения между фашистским правительством и церковью. Загнав в подполье остальные партии, разгромив рабочие, культурные, научные и другие нефашистские организации, гитлеровцы принялись за католические общества, опасаясь, что они могут стать убежищем оппозиционных фашизму людей. В концлагери были брошены деятели этих организаций и многие священники.

Епископат протестовал против гонений на церковь и ее организации. Его поддерживал в этом и Ватикан. Однако, как сообщал фон Берген (посол Германии при папском престоле), протесты папы не принимали острого характера благодаря примирительной позиции статс-секретаря Пачелли.

Mit brennender Sorge

14 мая 1937 г. появилась папская энциклика «Mit brennender Sorge» (Мит бренненде Зорге) — о положении церкви в Германии. В энциклике выражался протест против нарушения конкордата, против гонений на церковь, осуждались расистская идеология нацистов, обожествление расы, фюрера, антисемитские нападки на христианство и Библию. Тем не менее заканчивалась энциклика уверением, что папы желает восстановить мир между церковью и государством в Германии. Когда фон Берген задал вопрос Пачелли: означает ли появление энциклики начало похода против нацизма, Пачелли ответил, что существующий в Германии режим относится к государственным властям, «стоящим на страже порядка» — иными словами, он вполне устраивает папский престол. Ватикан, сказал далее Пачелли, придает большое значение «оборонительному фронту» против опасности «атеистического большевизма», он сам своими методами ведет эту борьбу и признает право применения чрезвычайных мер против этой опасности. Ватикан стремился не доводить дело до разрыва с Германией.

19 марта появилась новая энциклика Пия XI — «Дивини редемпторист» — против коммунизма. Изданием этого документа Ватикан хотел подтвердить, что главным своим врагом считает коммунизм, с ним у церкви не может быть никакого компромисса.

Угроза коммунизма

В новой энциклике Пий XI писал о «великой угрозе и опасности, идущей от большевистского атеистического коммунизма», «который стремится ниспровергнуть общественный строй и подорвать самые основы христианской цивилизации». Он выражал сожаление по поводу того, что коммунизм «соблазняет даже более культурные умы». Коммунизму папа противопоставлял католическое учение об обществе, восхвалял церковную благотворительность. Папа поучал: надо помнить, что никогда не удастся уничтожить в этом мире несчастия, страдания, мучения, которым подвергаются даже люди, по виду своему кажущиеся наиболее счастливыми. И поэтому всем нужно «быть терпеливыми, обладать тем христианским терпением, которое облегчает сердце в надежде на божественное обещание вечного блаженства». Категорически требовал папа от католиков ни в какой области не сотрудничать с коммунистами. Это было направлено к тому, чтобы помешать созданию народного фронта против фашизма и опасности войны.

В годы войны Ватикан являлся из центров переговоров между представителями Германии и союзниками Советского Союза о сепаратном мире. При этом имелось в виду заключить мир на западе, чтобы изолировать СССР и, возможно, повернуть войну против него. В переговорах непосредственно участвовал и папа.

31 июля 1943 г. посол Германии в Виши фон Крюг сообщал в Берлин, что Лаваль рассказал о беседе его сотрудника с папским нунцием Валерио Валери. Последний сказал, что папа весьма встревожен возможностью победы Советского Союза и очень пытается примирить Англию и Германию.

Прозападный мир

18 августа 1943 г. тот же фон Крюг писал: он узнал из весьма надежных источников, что «Ватикан старается добиться не только перемирия, но мира между англосаксами и Италией. Предпосылкой этого был бы отказ англосаксов от оккупации Италии и свободный вывод из этой страны немецких войск. Такого рода мир был бы первым шагом к единству действий между англосаксами и немцами для создания единого европейско-американского и христианского фронта против Азии».

23 сентября 1943 г. Вейцзекер телеграфировал из Рима в Берлин, что он «случайно» познакомился с тремя документами о политике Ватикана, относящимися ко времени после падения правительства Муссолини. В первых двух папа заступается перед правительством Бадольо за фашистских главарей, в том числе за Муссолини и его семью. Особый интерес, писал Вейцзекер, представляет третий документ, исходящий от кардинала статс-секретаря Мальоне и адресованный итальянскому правительству. Мальоне заявлял, что «судьба Европы зависит от победоносного сопротивления Германии на русском фронте. Немецкая армия — единственно возможный оплот против большевизма».

И папа всемерно стремился помочь созданию такой антисоветской коалиции.

  

https://commentarii.ru/blog/43148680404/fashizm-i-vatikan-nepriglyadnaya-stranitsa-v-istorii-hristianst