Автор: Аганин А.
Господство. Субъекты и методы. Властелины колец Категория: Социология
Просмотров: 2934

21.03.2019 Что такое Совет по международным отношениям?

 

 

Совет по международным отношениям является некоммерческим аналитическим центром США, специализирующимся на внешней политике США и международных отношениях 

 Ричард Хаас (Haass) Глава Совета по международным отношениям 

1. Совет по международным отношениям (англ. Council on Foreign RelationsCFR) – частная американская организация в сфере международных связей.

Совет по международным отношениям основан в 1921 году, располагается в Нью-Йорке, на углу 68-й улицы и Парк-авеню, есть дополнительное бюро в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия, США). Совет по международным отношениям является наиболее мощной частной организацией по влиянию на внешнюю политику США.

 

Элихью Рут (1845 1937 годы) возглавлял первый Совет по международным отношениям

2. Совет по международным отношениям является некоммерческим аналитическим центром США, специализирующимся на внешней политике США и международных отношениях. В его состав входят 4900 человек, включая старших политиков, более десятка государственных секретарей, директоров ЦРУ, банкиров, юристов, профессоров и высокопоставленных представителей СМИ.

Встречи Совета по международным отношениям собирают правительственных чиновников, лидеров мирового бизнеса и видных представителей разведки и внешнеполитического сообщества для обсуждения международных вопросов. Совет по международным отношениям публикует выходящий раз в два месяца журнал Foreign Affairs и руководит Программой исследований Дэвида Рокфеллера, которая оказывает влияние на внешнюю политику, давая рекомендации администрации президента США и дипломатическому сообществу, даёт показания перед Конгрессом США, взаимодействует со СМИ и публикует материалы по вопросам внешней политики.

3. К концу Первой мировой войны рабочему сообществу из около 150 учёных под названием «Расследование» было поручено проинформировать 28-го президента США (1913 – 1921 годы) Томаса Вудро Вильсона (англ. Thomas Woodrow Wilson, обычно без первого имени – Вудро Вильсон, 28 декабря 1856 года, Стонтон, Виргиния, США – 3 февраля 1924 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США) о возможностях послевоенного мира, когда Германия потерпела поражение. Эта академическая группа, в том числе давний друг и ближайший советник 28-го президента США Вудро Вильсона, американский политик, дипломат, известный под прозвищем «полковник Хауз», хотя к армии США он отношения не имел – звание полковника в данном случае является почётным уважительным титулом к заслуженному гражданину штата, принятым на американском Юге и выдаваемым решением суда и исполнительной власти, Эдвард Мэнделл Хауз (англ. Edward M. House, 26 июля 1858 года, Хьюстон, Техас, США – 28 марта 1938 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), а также Уолтер Липпманн (англ. Walter Lippmann, 23 сентября 1889 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США – 14 декабря 1974 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), встретились, чтобы выработать стратегию для послевоенного мира. Команда подготовила более 2000 документов с подробным описанием и анализом политических, экономических и социальных фактов во всём мире, которые могли бы помочь В. Вильсону в мирных переговорах. Их доклады легли в основу Четырнадцати пунктов (англ. Fourteen Points), в которых была изложена стратегия В. Вильсона в отношении мира после окончания Первой мировой войны. Затем эти учёные отправились на Парижскую мирную конференцию 1919 года и участвовали в дискуссиях там.

В результате обсуждений на указанной конференции небольшая группа британских и американских дипломатов и учёных встретилась 30 мая 1919 года в отеле Majestic в Париже и решила создать англо-американскую организацию под названием «Институт международных отношений», которая будет иметь офисы в Лондоне и Нью-Йорке. Из-за изоляционистских взглядов, распространённых в то время в американском обществе, учёным было трудно добиться успеха с их планом, и вместо этого они переключили своё внимание на ряд сдержанных встреч, которые проводились с июня 1918 года в Нью-Йорке под названием «Совет по международным отношениям». Заседания возглавлял корпоративный юрист Элихью Рут (англ. , 15 февраля 1845 года, Клинтон, Нью-Йорк, США – 7 февраля 1837 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), который занимал пост государственного секретаря при президенте Теодоре Рузвельте (англ. Theodore Roosevelt Jr., 27 октября 1858 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США – 6 января 1919 года, Ойстер-Бэй, Нью-Йорк, США), и на нём присутствовали 108 «высокопоставленных сотрудников банковских, производственных, торговых и финансовых компаний, а также многие юристы». Члены были сторонниками интернационализма В. Вильсона, но были особенно обеспокоены «эффектом, который война и мирный договор могли бы оказать на послевоенный бизнес». Учёные из расследования увидели здесь возможность создать организацию, которая бы объединяла дипломатов, высокопоставленных правительственных чиновников и учёных вместе с юристами, банкирами и промышленниками для разработки государственной политики. 29 июля 1921 года они подали свидетельство о регистрации, официально создав Совет по международным отношениям. В 1922 году Эдвин Фрэнсис Гэй (англ. Edwin Francis Gay, 27 октябрь 1867 года, Детройт, Мичиган, США – 8 февраля 1946 года, Ричмонд, Виргиния, США), бывший декан Гарвардской школы бизнеса и директор Совета по судоходству во время войны, возглавил усилия Совета по международным отношениям по изданию журнала, который стал бы «авторитетным» источником по внешней политике. Он собрал 125 000 долларов у состоятельных членов совета и отправил письма с просьбой собрать средства для «тысячи самых богатых американцев». Используя эти средства, первый выпуск журнала Foreign Affairs был опубликован в сентябре 1922 года и за несколько лет завоевал репутацию «самого авторитетного американского обзора, посвящённого международным отношениям».

В конце 1930-х годов Фонд Форда (англ. Ford Foundation) и Фонд Рокфеллера (англ. Rockefeller Foundation) начали вносить значительные суммы в Совет по международным отношениям. В 1938 году они создали различные комитеты по международным отношениям, которые позднее стали управляться американскими комитетами по международным отношениям в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия, США) по всей стране, финансируемыми за счёт гранта Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (англ. Carnegie Corporation of New York). Влиятельные люди должны были быть выбраны в ряде городов, а затем собраны вместе для обсуждения в своих общинах, а также для участия в ежегодной конференции в Нью-Йорке. Эти местные комитеты оказывали влияние на местных лидеров и формировали общественное мнение для обеспечения поддержки политики Совета по международным отношениям, а также выступали в качестве «полезных постов для слушания», с помощью которых Совет по международным отношениям и правительство США могли «ощущать настроение страны».

Начиная с 1939 года и продолжительностью пять лет, Совет по международным отношениям приобрёл гораздо большую известность в правительстве США и Государственном департаменте США, когда он учредил строго конфиденциальные «Исследования по войне и миру» (англ. "War and Peace Studies"), полностью финансируемые Фондом Рокфеллера. Тайна, окружающая эту группу, была такова, что члены Совета по международным отношениям, которые не участвовали в её обсуждениях, совершенно не знали о существовании исследовательской комиссии. Он был разделён на четыре функциональные тематические группы: экономические и финансовые, безопасность и вооружения, территориальные и политические. Группу безопасности и вооружений возглавлял Аллен Уэлш Даллес (англ. Allen Welsh Dulles, 7 апреля 1893 года, Уотертаун, Нью-Йорк, США – 29 января 1969 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США), который впоследствии стал ключевой фигурой в предшественнике ЦРУ – Управлении стратегических служб (УСС, англ. Office of Strategic Services (OSS)). В конечном итоге Совет по международным отношениям подготовил 682 меморандума для Государственного департамента США, помеченных как секретные и разосланные среди соответствующих государственных ведомств.

4. Критическое исследование показало, что из 502 правительственных чиновников, опрошенных с 1945 года по 1972 год, более половины были членами Совета по международным отношениям. Во времена администрации Д.Д. Эйзенхауэра 40 % высокопоставленных чиновников внешней политики США были членами Совета по международным отношениям (сам Д.Д. Эйзенхауэр был членом Совета по международным отношениям); при Г.С. Трумэне 42 % высших постов были заполнены членами Совета по международным отношениям. Во время администрации Дж.Ф. Кеннеди это число возросло до 51 %, а при администрации Л.Б. Джонсона достигло 57 %.

В анонимном материале «Источники советского поведения» (англ. "The Sources of Soviet Conduct"), опубликованном в журнале Foreign Affairs в 1947 году, член исследовательской группы Совета по международным отношениям Джордж Фрост Кеннан (англ. George Frost Kennan, 16 февраля 1904 года, Милуоки, Висконсин, США – 17 марта 2005 года, Принстон, Нью-Джерси, США) ввёл термин «сдерживание» (англ. "containment"). Эссе окажет большое влияние на внешнюю политику США для семи будущих президентских администраций. Сорок лет спустя Дж.Ф. Кеннан объяснил, что он никогда не подозревал русских в каком-либо желании начать атаку на США; он думал, что это было достаточно очевидно, и ему не нужно было объяснять это в своём эссе. Уильям Патнэм «Билл» Банди (англ. William Putnam "Bill" Bundy, 24 сентября 1917 года, Бостон, Массачусетс, США – 6 октября 2000 года, Принстон, Нью-Джерси, США) выразил благодарность исследовательским группам Совета по международным отношениям за помощь в создании основы мышления, которая привела к Плану Маршалла и НАТО. Из-за нового интереса к группе, членство выросло до 1000 человек.

Дуайт Дэвид «Айк» Эйзенхауэр (англ. Dwight David "Ike" Eisenhower,  14 октября 1890 года, Денисон, Техас, США – 28 марта 1969 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США) возглавлял исследовательскую группу Совета по международным отношениям, в то время как он был президентом Колумбийского университета. Позже один из членов сказал: «Что бы генерал Эйзенхауэр не знал об экономике, он узнал на собраниях исследовательских комиссий». Исследовательская группа Совета по международным отношениям разработала расширенную исследовательскую группу под названием «Американцы для Эйзенхауэра» (англ. "Americans for Eisenhower"), чтобы увеличить его шансы на президентство. Позже Д.Д. Эйзенхауэр собрал многих членов кабинета из числа Совета по международным отношениям и сам стал членом Совета по международным отношениям. Его основным назначением Совета по международным отношениям был государственный секретарь Джон Фостер Даллес (англ. John Foster Dulles, 25 февраля 1888 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США – 24 мая 1959 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США). Дж.Ф. Даллес выступил с публичным обращением в Доме Гарольда Пратта в Нью-Йорке, в котором он объявил о новом направлении внешней политики Д.Д. Эйзенхауэра: «Нет местной обороны, которая в одиночку содержала бы могущественную власть коммунистического мира. Местная защита должна быть усилена дальнейшим сдерживающим фактором массированной ответной силы». После этой речи совет созвал сессию «Ядерное оружие и внешняя политика» (англ. "Nuclear Weapons and Foreign Policy") и выбрал Генри Альфреда Киссинджера (англ. Henry Alfred Kissinger, урождённый Хайнц Альфред Киссингер (нем. Heinz Alfred Kissinger), 27 мая 1923 годаФюртБаварияГерманская империяво главе егоГ.А. Киссинджер провел следующий учебный год, работая над проектом в штаб-квартире Совета по международным делам. Книга с тем же названием, которую он опубликовал в своих исследованиях в 1957 году, дала ему национальное признание, возглавив национальные списки бестселлеров.

24 ноября 1953 года исследовательская группа заслушала доклад политолога Уильяма Хендерсона (англ. William Henderson) о продолжающемся конфликте между Францией и вьетнамскими силами вьетнамского коммунистического лидера Хо Ши Мина, борьба, которая позже станет известна как Первая Индокитайская война. У. Хендерсон утверждал, что причина Хо Ши Мина была в основном националистической по природе и что марксизм «имел мало общего с нынешней революцией». Кроме того, в докладе говорится, что США могут сотрудничать с Хо Ши Мином, чтобы увести его от коммунизма. Официальные лица Государственного департамента США, однако, выразили скептицизм по поводу прямого вмешательства США во Вьетнаме, и идея была выдвинута. В течение следующих двадцати лет США окажутся в союзе с антикоммунистическим Южным Вьетнамом и против Хо Ши Мина и его сторонников в войне во Вьетнаме.

Совет по международным делам служил «питательной средой» для такой важной американской политики, как взаимное сдерживание, контроль над вооружениями и нераспространение ядерного оружия.

В 1962 году группа начала программу привлечения избранных офицеров ВВС в Дом Гарольда Пратта для обучения вместе со своими учёными. Армия, ВМФ и Корпус морской пехоты попросили запустить аналогичные программы для своих офицеров.

Четырехлетнее исследование отношений между США и КНР было проведено Советом по международным делам между 1964 и 1968 годами. Одно исследование, опубликованное в 1966 году, пришло к выводу, что американские граждане были более открыты для переговоров с КНР, чем их избранные лидеры. Г.А. Киссинджер продолжал публиковаться в журнале Foreign Affairs и был назначен президентом Ричардом Милхаузом Никсоном (англ. Richard Milhous Nixon, 9 января 1913 года, Йорба-Линда, Калифорния, США – 22 апреля 1994, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) на должность советника по национальной безопасности в 1969 году. В 1971 году он отправился в тайную поездку в Пекин для обсуждения переговоров с китайскими лидерами. Р.М. Никсон отправился в КНР в 1972 году, и дипломатические отношения были полностью нормализованы государственным секретарем президента Джеймса Эрла Картера (англ. James Earl Carter Jr., 1 октября 1924 года, Плейнс, Джорджия, США), ещё одним членом Совета, Сайрусом Робертсом Вэнсом (англ. Cyrus Roberts Vance, 27 марта 1917 года, Кларксберг, Западная Виргиния, США – 12 января 2002года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США).

Вьетнам создал раскол в организации. Когда Гамильтон Фиш Армстронг (Hamilton Fish Armstrong, 7 апреля 1893 года – 24 апреля 1973 года) объявил в 1970 году, что он покинет пост главы внешнеполитического ведомства через 45 лет, новый председатель Дэвид Рокфеллер (англ. David Rockefeller, 12 июня 1915 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США – 20 марта 2017 года, Покантико-Хиллс, Нью-Йорк, США) обратился к другу семьи У.П. Банди, чтобы занять этот пост. Антивоенные защитники в Совете по международным делам подняли протест против этого назначения, утверждая, что ястребиная репутация У.П. Банди в Государственном департаменте США, министерстве обороны США и ЦРУ США помешала ему взять независимый журнал. Некоторые считали У.П. Банди военным преступником за его предыдущие действия.

Дэвид Рокфеллер (1915 2017 годы) вступил в Совет в 1941 году и был назначен директором в 1949 году

В ноябре 1979 года, когда председатель Совета по международным делам Д. Рокфеллер был вовлечён в международный инцидент, когда он и Г.А. Киссинджер вместе с помощниками Джона Джея МакКлоя (англ. John Jay McCloy, 31 марта 1895 года, Филадельфия, Пенсильвания, США – 11 марта 1989 года, Кос-Коб, Коннектикут, США) и Д. Рокфеллера убедили президента Дж.Э. Картера через Государственный департамент США принять шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви (перс. محمدرضا پهلوی, 26 октября 1919 года, Тегеран, Персия – 27 июля 1980 года, Каир, АРЕ), в США для лечения лимфомы в больнице. Это действие непосредственно ускорило то, что известно как кризис с заложниками в Иране, и впервые подвергло Д. Рокфеллера тщательному контролю со стороны СМИ (особенно из «Нью-Йорк таймс»). В своей книге «Дневник Белого дома» (англ. "White House Diary") Дж.Э. Картер писал об этом деле: «9 апреля [1979 года] вошел Дэвид Рокфеллер, по-видимому, чтобы побудить меня позволить шаху приехать в Соединенные Штаты. Рокфеллер, Киссинджер и Бжезинский, кажется, воспринимают это как совместный проект ... ».

Схема сети, показывающая взаимосвязи между различными корпорациями и учреждениями США и Советом по международным отношениям в 2004 году

5. Как указано на его веб-сайте, миссия Совета по международным делам заключается в том, чтобы быть «ресурсом для его членов, правительственных чиновников, руководителей предприятий, журналистов, преподавателей и студентов, гражданских и религиозных лидеров и других заинтересованных граждан, чтобы помочь им лучше понять мир и выбор внешней политики, стоящий перед Соединенными Штатами и другими странами».

Он созывает встречи, на которых правительственные чиновники, мировые лидеры и видные представители внешнеполитического сообщества обсуждают основные международные проблемы. Его исследовательский центр, «Программа исследований Дэвида Рокфеллера», состоит из примерно пятидесяти вспомогательных и штатных учёных, а также десяти постоянных получателей стипендий по месту жительства, которые охватывают основные регионы и важные проблемы, формирующие сегодняшнюю международную повестку дня. Эти учёные вносят свой вклад в дебаты по вопросам внешней политики, делая рекомендации президентской администрации, выступая перед Конгрессом США, выступая в качестве ресурса для дипломатического сообщества, взаимодействуя со средствами массовой информации, создавая книги, доклады, статьи и статьи по вопросам внешней политики.

В контексте критической теории глобального капитализма некоторые социологи называют Совет по международным делам заметным среди множества организаций, занимающихся планированием или разработкой политики, таких как Трехсторонняя комиссияКапот и Колокол(англ. Hood and Bell), а также Деловой круглый стол (англ. Business Roundtable), которые они считают работающими вместе с другими влиятельными субъектами капиталистического общества в поисках общих интересов. Например, политолог Уильям Авилес (англ. William Aviles) включает Совет по международным делам в число «транснациональных институтов, определяющих политику», которые, по его мнению, работали в тандеме с правительствами западных стран и международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд и Всемирный банк, с целью «свободного расширения», торговать, сокращать регулирование инвестиций транснациональных корпораций и ускорять интеграцию рынков через экономические блоки (такие как Североамериканская ассоциация свободной торговли или Европейский Союз)».

Существует два типа членства в Совете по международным делам: пожизненное и временное членство, которое длится 5 лет и доступно для лиц в возрасте от 30 до 36 лет. Только граждане США (родные или натурализованные) и постоянные жители, которые подали заявку на гражданство США, имеют право стать членами Совета по международным делам. Кандидат на пожизненное членство должен быть выдвинут в письменном виде одним из членов Совета по международным делам и поддержан как минимум тремя другими его членами. Приглашаемым стипендиатам запрещено подавать заявку на членство до тех пор, пока они не закончат свое стипендиальное пребывание. Ежегодные взносы по состоянию на 2017 год для непостоянных некоммерческих членов варьируются от 270 долл. США до 850 долл. США, а для нестандартных членов бизнеса – от 1 060 долл. США до 3 790 долл. США.

Корпоративное членство (всего 250) подразделяется на категории «Партнёры», «Филиалы» (более 30 000 долл. США), «Круг президента» (более 60 000 долл. США) и «Основатели» (более 100 000 долл. США). Все корпоративные исполнительные члены имеют возможность заслушать уважаемых ораторов, таких как президенты и премьер-министры за рубежом, председатели и руководители транснациональных корпораций, а также официальные лица и конгрессмены США. Президент и премиальные члены также имеют право на другие льготы, включая посещение небольших частных обедов или приёмов с высокопоставленными американскими официальными лицами и мировыми лидерами.

Тема Совета по международным делам будет продолжена.

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_takoe_sovet_po_mezhdunarodnim_otnosheniyam