Автор: Администратор
Современные войны Категория: Поведенческие войны
Просмотров: 2973

2015-2021 статьи разных авторов

10.06.2021 От информационных войн к поведенческим
М. Маклюэн в начале 70-х гг. ХХ века в лекциях он следующим образом сформулировал подход группы: «Истинно тотальная война – это война посредством информации. Ее незаметно ведут электронные средства коммуникации - это постоянная и жестокая война, в ней участвуют буквально все. Войнам в прежнем смысле слова мы отводим место на задворках вселенной». Тогда же он выделил «горячие» и «холодные» средства коммуникации. «Горячие» средства оставляют для аудитории минимум возможностей для домысливания, предполагая значительные элементы внушения. К ним относятся выступления ораторов и радио. Именно благодаря радио нацистам, по мнению Маклюэна, удалось оболванить просвещенных, склонных к самостоятельному мышлению, немцев. «Холодными» средствами коммуникации, по его мнению, являются обычная повседневная речь и телевидение. Они предполагают вовлеченность людей в процесс взаимодействия. В 1951 г. Дж. Кеннан, фон Нейман с коллегами впервые предложили термин «информационных войн», как особого рода пропаганды. В таких войнах, наряду со смыслом и содержанием, особый упор делается на способы передачи информации, методы ее кодирования и возможности преодоления помех. Ознакомившись с материалами группы, президент США Д. Эйзенхауэр создал в 1953 г. впервые в истории Америки официальную структуру информационной войны и пропаганды – Информационное Агентство Соединенных Штатов Америки (ЮСИА). В основу работы Агентства, согласно московским выступлениям Ч. Уика, были положены доклады RAND.
Согласно данным опросов, тайно проводимых американской и британской разведками через зарубежные и советские (кооперативные) структуры, к февралю 1991 г. против КПСС, как правящей партии, выступало более 60%, против Горбачева – 75% , опрошенных в крупнейших городах СССР. При этом более 85% заявили, что привержены социализму, а почти 70% поддержали лозунг «больше народного социализма – больше справедливости». Это очень напоминало лозунг периода Гражданской войны: «Советы без коммунистов».
Начиная примерно с 2012 г. в США и отчасти в Великобритании на всех уровнях, включая федеральную власть, разведсообщество, бизнес, университеты и науку в целом, начался интенсивный поиск нового инструментария. 2015 г. ознаменовался принятием Стратегии национальной безопасности США – 2015. В ней изложены основные направления политики безопасности, главные угрозы и риски для США и методы их опережающего отражения. Во исполнение Стратегии, армией США была одобрена Концепция «Победа в сложном мире – 2020». В ней определены пять полей боя и семь сфер противоборства, в числе которых отдельно выделены информационная и поведенческая...

20.01.2020 Научные сенсации. Новая экономика

Мы живем в мире экономики. Она повсюду. Мы постоянно принимаем решения. Рационально ищем выгоду и пользу. И все равно - упускаем их. Психологические манипуляции прочно вошли в арсенал маркетологов. Наши иллюзии и ошибки сознания регулярно заставляют нас терять деньги и совершать глупости. Почему наши цели регулярно расходятся с нашими действиями? Есть ли в человеческом разуме характерный набор уязвимостей, связанных с деньгами? И можно ли это исправить - без нашего ведома? 

Наука 2.0 

06.07.2018 НАДЖ: от информационных войн — к поведенческим...  Ларина Е.С.

2015 год ознаменовался принятием новой «Стратегии национальной безопасности США». В ней были изложены основные направления политики безопасности, главные угрозы и риски для Соединённый Штатов и методы их опережающего отражения6. Ещё до принятия Стратегии на межпартийной основе была одобрена и начала реализовываться Третья стратегическая инициатива инвестиций и инноваций7. Инициатива, провозглашённая бывшим министром обороны США Чаком Хейгелом, содержит три ключевых принципа.

Во-первых, признано, что в экономике Соединённых Штатов больше нет разделения на гражданский и военный сектора. Весь бизнес и наука страны отныне работают на национальную безопасность.

Во-вторых, сделан вывод, что любая высокая технология имеет тройное: гражданское, военное и криминальное, — применение.

Наконец, в-третьих — и это, возможно, самый недооцененный вывод, — США впредь решили делать упор на создание вооружений, которые, с одной стороны, могут обеспечить глобальное доминирование, а с другой — не могут быть скопированы или воспроизведены любой иной страной мира.

В последнее время рядом авторов был сделан вывод, что на эту роль может претендовать поведенческое оружие и соответствующие программно-аппаратные комплексы и платформы8. Поведенческие войны базируются, как и положено любому серьёзному феномену, на «трёх слонах», стоящих на одном устойчивом «ките». В качестве таких «слонов» выступают, во-первых, программно-аппаратные средства, во-вторых, беспрецедентные поведенческие архивы, размещённые в пополняемых в режиме онлайн базах и хранилищах данных, аккумулирующих не только идентификационные сведения о человеке: пол, возраст, место жительства, наличие/отсутствие правонарушения и т. п., — но и его повседневную активность в интернете и даже в реальной жизни и, в-третьих, различного рода высокие гуманитарные технологии, так называемый «хай-хьюм» (high-hume). Что же до «кита», то в данном случае это психофизиологическая сущность человека, связанная с функционированием его организма и энергетикой мозга... 

29.08.2017 Критический взгляд на теорию подталкивания. Журба М.В.

В данной статье рассматриваются возможные отрицательные последствия применения теории подталкивания в рамках государственной политики. Дается краткое описание теории подталкивания или наджа, приводятся примеры ее успешного применения в различных странах. Далее описываются два основных ограничения, которые могут возникнуть, по мнению автора, при использовании инструментов подталкивания для реализации государственной политики. Автор - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород

05.08.2017 Ричард Талер. Nudge. Архитектура выбора

Международный бестселлер о том, как мы принимаем решения и делаем выбор, и как можно помогать людям принимать лучшие решения. Люди принимают неправильные решения – делают неудачные инвестиции, не заботятся о природе и естественных ресурсах, питаются некачественной едой… Но многие из таких решений можно предотвратить с помощью разумной «архитектуры выбора», подталкивающей людей к лучшим решениям.

Так-то оно так, но… кто должен/имеет право принимать решение, к какому выбору подталкивать людей!? Нужна ли нам новая мягкая форма патернализма? Хотим ли мы доверить кому-то решать за нас!?

04.07.2017 Поведенческая» война. В. Ковалев, Ю. Матвиенко

В настоящее время России как государству приходится решать многие проблемы, напрямую связанные с дальнейшим выживанием страны и сохранением её суверенитета и идентичности как многонационального, многовекового, исторически сложившегося социального образования.

До недавнего времени военная мощь государства рассматривалась как важнейший фактор обеспечения его безопасности. Вместе с тем, распад Советского государства, социалистической системы и её военной составляющей – Варшавского Договора, последовавшие за этим политические преобразования на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы, а также в ряде стран Арабского мира показали, что военная мощь как основа военной безопасности, а также наличие боеготовых вооружённых сил не гарантируют общество от потрясений и переворотов, потери национальной идентичности и смуты.

В распоряжении правительства США достаточно программного инструментария для организации управления поведением социальных групп любых масштабов. Ядром этого программного обеспечения являются методы глубокого обучения, многоуровневые нейронные сети, многофакторный статистический анализ, включая нечисловую статистику, современные методы распознавания образов, программы, обеспечивающие контакт с вычислительными мощностями на естественном языке и при помощи образов и тому подобное...

23.04.2017 Ричард Талер. Новая поведенческая экономика

Автор книги профессор из Чикаго Ричард Талер досконально изучил эмоции, которые руководят покупателем, и сложности, с которыми он сталкивается во время принятия решения о покупке, выборе ипотеки или пенсионного фонда. В своей новой книге Талер делится результатами исследования и продолжает уже когда-то начатый им разговор о психологии влияния...

09.11.2016 Надж: краткое руководство. Аttiks1972 и Ларина (младшая)

С каждым месяцем в Рунете и на бумаге появляется все больше публикаций, так или иначе касающихся «мягкого подталкивания» или «Надж», Неоднократно, в контексте поведенческих войн, писала об этой чрезвычайно востребованной социальной технологии и я. Недавно Президент США Б.Обама подписал указ о необходимости использования Наджа американскими федеральными структурами.  Технология мягкого подталкивания давно используется правительством Дэвида Камерона. Авторы концепции Надж К.Санстейн и Р.Талер являются советниками и более того, членами узких, как их еще называют «кухонных кабинетов» соответственно Б. Обамы и Д. Камерона. 

Между тем, на русский язык пока не переведено ни одного оригинального текста по Наджу. Исправляя эту оплошность, один из постоянных читателей блога, а теперь и его соавтор Аttiks1972 осуществил перевод статьи Касса Санстейна «Надж: краткое руководство», а моя дочь Александра сделала литературную редакцию. 

23.04.2016 Социальная физика Дэвида Пентланда и поведенческие войны. Ларина Е.С.

Поскольку границы между войной и миром стёрлись, то сегодня национальную безопасность рассматривают с точки зрения семи сфер противоборств и пяти полей боя. Так, в Стратегии национальной безопасности США 2015 г. выделяются именно такие поля и сферы.

Первая сфера – это сфера телекоммуникаций, где информация выступает как сигнал. Главные процессы здесь – передача, обработка и хранение данных. Сигналы могут передавать и принимать как различного рода устройства, так и люди. Это мир хакеров, мир баз данных, провайдеров и т.д. Этот аспект информационной безопасности мы будем называть сетевой безопасностью.

Вторая сфера – это информация как контент. Здесь отправителями и получателями информации являются люди. Информация имеет вид текстов, видео, аудио-сообщений и т.д. Это та информация, с которой мы встречаемся каждый день как пользователи или авторы интернета. Это сфера информационных войн, рекламных и пропагандистских кампаний. Данный аспект информационной безопасности будем называть контентной безопасностью.

Третья сфера, которую в популярной литературе почти не обсуждают – это сфера человеческого поведения. Здесь информация важна не как сигнал и не как смысл сообщения, а как причина для каких-либо практических действий человека. Это мир поступков, тех или иных действий. Мир Надж (англ. nudge – толкнуть локтем, подтолкнуть, тж. навести на мысль). Этот аспект информационной безопасности мы будем называть поведенческой безопасностью.

19.10.2015 Новая военная стратегия США и поведенческие войны. Ларина Е.С.

В 2015 году в США принят ряд новых основополагающих документов, определяющих стратегию и тактические действия в сфере национальной безопасности, а точнее сказать, обеспечения глобального доминирования и всемирного диктата, гарантирующего сохранение однополярного мира. Ключевым документом является Стратегия национальной безопасности США 2015. Подробности...

Поведенческая теория потребления

Из книги "История экономических учений" Толкачева С.А.